Автор: Шарова Людмила Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№103"
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Самообразование педагога"
Раздел: дошкольное образование
План самообразования воспитателя группы раннего
возраста Шаровой Л.В.
План самообразования воспитателя группы раннего возраста
тема «Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»
Цель работы: Развитие речи детей второй группы раннего возраста с помощью малых фольклорных
форм.
Задачи работы:
1. Приобретение систематических знаний в области речевого развития детей раннего возраста;
2. Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей;
3. Внедрение эффективных педагогических технологий в работу с детьми раннего возраста и
распространение опыта работы среди педагогов МДОУ.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 1,6 до 2 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога
в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного
языка.
Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово
– детская литература и фольклор.
Ранний возраст обладает особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. У ребенка
интенсивно формируются наглядно-действенное мышление, эмоциональность, воображение, речь,
психическая деятельность обогащается опытом, возникает способность воспринимать окружающий мир
и действовать по представлению. По мнению Ивановой Г., Курашовой В., малые формы фольклора
максимально приближены к уровню когнитивно - речевого развития ребенка раннего возраста.
Фольклор для детей - разновидность фольклористики и раздел художественной литературы для самых
маленьких. Особенность его - он соединяет в себе стихи, песни, игровые приемы. В произведениях
устного народного творчества заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение
следующих задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
- Обогащение словаря. - Формирование грамматического строя речи. - Развитие монологической и
диалогической речи. - Развитие мелкой моторики.
Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то,
что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.
Тема
. Возрастные особенности речевого развития детей 2 года жизни, особенности восприятии детьми
фольклорных текстов
Задачи
1. Изучить требования программы
2. Отбор диагностического инструментария для определения уровня речевого развития детей 2 года
жизни.
3. Определение условий успешного развития активной речи средствами малых фольклорных жанров
Пути реализации и формы работы
1. Наблюдение за детьми, оценка уровня речевого развития в соответствии с картами нервно –
психического развития
2. Изучение психолого – педагогической литературы
3. Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций с родителями
Способы оформления материала для использования в практической работе
1. Составление перспективного плана,
2. Составление картотеки игр - потешек на все случаи жизни,
3. Составление рекомендаций для родителей по использованию фольклора дома.
4. Оформление родителями: альбом потешек, книжка- игрушка.
Тема
1. Развитие речевой активности через использование фольклорного материала в образовательной
деятельности и в режимных моментах
2. Использование фольклора в организованной образовательной деятельности: коммуникация и чтение
художественной литературы.
Задачи
1. Использование произведений русского народного фольклора, как возможность развития речи детей
раннего возраста;
2. Сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, радостью
творчества, способностью познать себя, окружающий мир.
Пути реализации и формы работы
1. Совместная с воспитателями реализация перспективно-тематического плана воспитательно-
образовательной работы с детьми по программе дошкольного образования на 2 году жизни: М. А.
Васильева “Программа воспитания и обучения в детском саду”.
2. Мероприятий с родителями по развитию эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста
средствами фольклора
3. Знакомство воспитателей с технологией использования фольклора в жизни малыша.
4. Отслеживание промежуточного результата по развитию речи и эмоциональной отзывчивости у детей
2-го и 3-его года жизни средствами фольклора.
Способы оформления материала для использования в практической работе
1. Сбор материала по данной теме (диагностика, методические пособия, развивающие игры и
упражнения, передовой педагогический опыт)
2. Сообщение из опыта работы
3.«Песенки, потешки и пестушки – как одна из форм развития активной речи детей раннего возраста»
Сбор фотоматериала
4. Написание конспектов
Тема
1. Последующее использование усвоенного фольклорного материала в игровой и речевой
деятельности.
Задачи
1. Анализ, обобщение и распространение результатов проекта: выступление на методических
объединениях, педагогическом совете, размещение материалов проекта в сети Интернет, публикация
статей, разработка методических рекомендаций и пр.
Пути реализации и формы работы
1. Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого развития детей группы.
Способы оформления материала для использования в практической работе
1. Презентация картотеки игр- потешек на все случаи жизни на уровне МБДОУ.
2. Изготовление атрибутов, масок, костюмов для народных праздников, и конечно же присутствовали
при проведении самих праздников “В гостях у курочки”, “К нам пришла Матрешка” и др.