Автор: Штанько Елена Владимировна
Должность: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия «Созвездие»
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида
Населённый пункт: г Пыть-Ях
Наименование материала: конспект занятия
Тема: Дикие животные
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Прогимназия «Созвездие»
Конспект
Игровой -образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по речевому развитию
Подготовил
Старший воспитатель
Штанько Е.В
Пыть-Ях, 2020
Тема: «Дикие животные»
Цель:
Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела,
детёнышах и местах зимовки.
Задачи:
Образовательные
1.
Учить различать на слух падежные окончания существительных.
2.
Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных и
относительных прилагательных и существительных мужского и женского рода.
Развивающие
1.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
2.
Развивать навыки словоизменения.
3.
Развивать мышление.
Воспитательные
1.
Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить
окружающий мир.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие
социально – коммуникативное развитие
познавательное развитие
художественно-эстетическое развитие
физическое развитие
Вид детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Восприятие художественной литературы
Музыкально-художественная
Двигательной
Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей
Форма проведения: игра - путешествие
Оборудование:
1.
Интерактивная доска, ноутбук
2.
Картинки с изображением животных их жилища.
3.
Разрезные картинки.
Предварительная работа: проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и
придумывание загадок. Знакомство с животными на занятиях по познавательному
развитию. Дидактические, подвижные игры по теме.
Словарная работа:
лисья, зайчая, медвежья, волчья, ежовая, беличья
Методические приемы: беседа, дидактические игры, вопросы-ответы, показ,
объяснения.
Ход: Приветствие
Вводная часть: Ребята давайте поздороваемся.
(Доброе утро)
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и лицам.
Доброе утро!
Улыбчивым птицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Игра “Давайте поздороваемся” (на внимание)
Здравствуйте (три хлопка).
Доброе утро (два хлопка, пауза, четыре хлопка).
Воспитатель произносит слова приветствия, дети выполняют.
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. А куда можно
отправиться, как вы думаете? ( в лес) Давайте сядем поудобнее.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
Куда мы с вами попали? (В лес)
Давайте подышим ароматом леса.
Вдох через нос, выдох через рот. (Ау)
Изо всех земных чудес
Всех милей нам русский лес.
Основная часть:
Воспитатель. Ребята отгадайте загадки.
Загадки о диких животных.
1. Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
2. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
3. Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (Лиса)
4. Сама мала, шубка пышна,
В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)
5. Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос. (Медведь)
6. Кто зимой холодной
В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
7. Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
8. Предок всех собак, поверь,
Этот серый хищный зверь.
Знает в овцах, козах толк
Страшный, хитрый, лютый… (Волк)
Картинки, животных при правильном отгадывании загадок, вешаются на доску.
Введение в тему.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем беседовать? (О животных)
Как мы назовём их, одним словом? (Дикие)
Почему их так называют?
Беседа “Кто, где живет?”
На столах у детей предметные картинки (жилищ животных)
Дети берут по одной картинке, говорят, что это, и кому жилище принадлежит. Картинку
вешают возле животного.
Где живёт волк? (В логове). и.т.д.
Где живет медведь? (в берлоге)
Где живет белка? (в дупле)
Где живет ежик? (в листьях)
Где спит заяц ? (у него нет дома. Зайцы не строят себе постоянного жилища. Они
отдыхают, спят под кустиком. Зимой могут спрятаться в снежной ямке. Ямки и кустики
каждый раз разные.
Где живет лиса? (в норе)
Давайте повторим:
Где живет медведь?
Дети. Медведь живет в берлоге.
Это чья берлога?
Дети. Это медвежья берлога.
Где живет заяц?
Дети. У зайца нет дома, он живет под кустиком.
Где живет ежик?
Дети. Ежик прячется на зиму в сухой листве и траве.
Давайте немного отдохнем и поиграем:
Пальчиковая гимнастика.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней коры
Хатку делают бобры.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло уютно в нём.
(Загибают пальцы на обеих руках на каждое двустишие. Дом – ладошки)
Игра: “Кто кем был?” (Усвоение категории творительного падежа. Закрепление
названий детёнышей животных)
Медведь был (медвежонком).
Ёжик (ежонком).
Волк (волчонком)
Лиса (лисенком)
Белка (бельчонком)
Заяц (зайчонком)
Игра: «Чья семья» (Усвоение притяжательных прилагательных)
Волк, волчица и волчонок – это волчья семья и.т.д.
Заяц, зайчиха и зайчонок – это зайчая
медведь, медведица, медвежонок – медвежья
лисица, лис, лисенок – это лисья
белка, бельчонок, это беличья
ёж, ежиха, ежонок – это ежовая
Отдохнем:
Подвижная игра “Дикие животные” (музыкальное сопровождение).
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – лосихой топал лосёнок,
За мамой – лисицей крался лисёнок,
За мамой – ежихой катился ежонок,
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят.
Дети идут по кругу
Идут, громко топая
Крадутся на носочках
Передвигаются вприсядку
Идут вперевалку
Скачут вприсядку
Скачут на прямых ногах
Крадутся
Лицо в круг, ласкательные движения языком
Игра “Собери животное” (Усвоение притяжательных прилагательных) Дети работают в
парах. Собирают разрезные картинки животных.
Воспитатель: Ребята, давайте по воображаем, о чём думают животные.
Игра “О чём думают животные?» ( Усвоение падежных окончаний. Расширение словаря
по изученной теме)
Медведь в берлоге думает о (мёде).
Ёж в норе думает о (яблочке).
Заключительная часть:
Беседа дети составляют небольшие – описательные рассказы
Например «Лиса»
«Лиса – это дикое животное. Она живёт в лесу. Она очень хитрая. У неё острая мордочка,
пушистый хвост, быстрые лапки, Шерсть у неё рыжая. Лиса живёт в норе, у неё есть
лисята. Лиса питается курятиной, зайчатиной.
Ну, а нам пора возвращаться. Занимайте свои места
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
Из страны сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять.
Ну, вот мы и опять в саду.
Рефлексия
Что больше всего понравилось?
Запомнилось?
Чему можете научить своих друзей?
Самоанализ игровой – образовательной деятельности: речевое развитие
Тема:
Дикие животные
Цель: Расширять и закреплять знания детей о диких животных, частях их тела,
детёнышах и местах зимовки.
Программные задачи:
Учить различать на слух падежные окончания существительных.
Закреплять навык практического употребления в речи притяжательных и
относительных прилагательных и существительных мужского и женского рода.
Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
Развивать навыки словоизменения.
Развивать мышление.
Воспитывать у детей чувства любви к диким животным и стремление сохранить
окружающий мир.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие
социально – коммуникативное развитие
познавательное развитие
социально – личностное развитие
физическое развитие
Форма деятельности:
совместная деятельности взрослого и детей.
Виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Восприятие художественной литературы
Музыкально-художественная
Двигательной
Форма проведения:
Путешествие игра.
Предварительная работа:
проведение пальчиковых гимнастик, отгадывание и
придумывание загадок. Знакомство с животными на занятиях по познавательному
развитию. Дидактические, подвижные игры по теме.
Использовалось: Релаксация. Работа по развитию дыхания и голоса.
Физминутка: «Дикие животные» (подвижная игра)
Средство ТСО:
Магнитофон
Были использованы методические приемы: беседа, наглядный метод, игровой
метод; воображаемая ситуация.
Игровая – образовательная деятельность способствовала речевому развитию
познавательным и физическим интересам детей.
На протяжении всей игровой-образовательной деятельности поддерживался
интерес детей, формировались психические процессы:
Речь, внимание, мышление, воображение.
Детям было комфортно.
Вывод: цель достигнута, задачи реализованы.