Автор: Куницина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 36 г.Пензы
Населённый пункт: город Пенза, Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное занятие. 4 класс. "Рецепт счастья"
Раздел: начальное образование
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ
Тема моего занятия «Рецепт счастья». Когда я выбрала тему, скептики из моего
окружения говорили: «Не сложно ли это детям? Нужна ли им эта тема?» Я считаю-
необходима!
Ни для кого не секрет, что с каждым годом общество всё дальше отходит от духовных
ценностей, которые исконно считались общечеловеческими. Для детей всё более важными
становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Далеко за примерами
ходить не надо. Каждый раз, когда ученики поздравляют именинников, среди пожеланий
только и слышишь: денег, пятёрок, коттедж, мешок долларов.
И уж, конечно, это никак не соответствует «портрету выпускника начальной школы»,
обоснованному в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования, в одном из пунктов которого говориться о том, что ученик должен
уважать и принимать ценности общества.
С учётом вышесказанного и была выбрана тема моего занятия, цель которого
формирование у учащихся ценностного отношения к жизни.
Данная тема - мой не случайный выбор. Она представлена в рамках реализации
школьной программы «Мы- будущее России» в блоке «Расти счастливыми». В рамках этого
блока в январе-месяце среди четвероклассников у нас организуется исследовательский
проект, который рассчитан на 4 занятия. Занятия по темам; « Что такое счастье?», « Откуда
счастье берётся?», «Счастье - брать и счастье - отдавать и «Рецепт счастья». Занятие, которое
я представляю - это своеобразный
микс
этих четырёх тем. В ходе занятия мы
познакомились с понятием «счастье», выяснили, что счастье может быть мимолётным, а
может согревать всю жизнь, может быть личным и общим для многих. Рассмотрели с детьми
различные жизненные ситуации, в ходе которых определили жизненные ценности такие, как
любовь, доброта, здоровье, честь, свобода, дружба, семья; и качества, которые мешают нам
быть счастливыми.
Я думаю, что занятие, проведённое в рамках деятельностного подхода, принесёт детям
пользу в их личностном развитии.
1
ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ»
Направление работы: духовно-нравственное
Уровень образования: 4 класс
Форма работы: исследовательский проект (часть)
Ключевые понятия: счастье, любовь, доброта, здоровье, честь, свобода, дружба, семья.
Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к жизни, развитие эмоциональной
сферы.
Задачи:
познакомить воспитанников с понятием «счастье»;
актуализировать пережитые ощущения счастья у детей;
определить общечеловеческие ценности;
составить рецепт счастья;
способствовать развитию пространственного мышления, эмоциональной сферы,
воображения, речи учащихся;
воспитывать активную жизненную позицию;
создать условия для проявления дружелюбия и доброго отношения к окружающим.
Формируемые УУД:
1.Познавательные УУД: познакомить с понятием слова «счастье» в различных словарях,
находить ответы на вопросы, развивать умение наблюдать, делать выводы.
2. Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель занятия с помощью учителя,
высказывать своё предположение, строить речевое высказывание, организовывать рабочее
место.
3. Коммуникативное УУД: развивать умение вступать в диалог (отвечать на вопросы,
уточнять непонятное), умение выражать свои мысли точно и полно.
4. Личностные УУД:
развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и
моральными нормами, способности оценивать своё поведение и поступки;
Формирование понимания моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности,
ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в
информационной деятельности.
Форма проведения: групповая
Методы: деятельностный, практический, информационно- сообщающий, проблемный.
Приёмы: побуждающий и подводящий диалог.
Технологии: здоровьесберегающая, технология деятельностного метода, проблемно-
диалогическая.
2
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Слайд 1. Знакомство
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна. Я рада познакомиться с
вами. А знакомство наше хочу начать с лотереи. Итак, тяните билетики. Дети вытягивают
билеты.
Слайд 2. Лотерея
Учитель: - Кому достались сиреневые билетики, за первый, кому оранжевые – за второй.
Разрешите
представить
вам
наших
уважаемых
экспертов
_______________
и
_________________.
Дети рассаживаются.
Учитель: - Вскройте билеты. У кого в билете написано «выигрыш», поднимите руки. Все
поднимают руки.
Слайд 3. Тема. Цель.
Учитель: - Да, я гляжу, вам всем сегодня улыбнулось счастье. Именно этому понятию мы и
посвятим нашу встречу, ведь стать счастливым хочет каждый, но мало кто знает, что для
этого необходимо.
Учитель прикрепляет на доску звездочку со словом «счастье».
Учитель: - Для начала надо определиться с понятием.
Учитель: - Ребята, что для вас счастье?
Ответы детей.
Учитель: - А как вы думаете, от какого слова образовано слово «счастье»?
Дети высказывают свои предположения.
Учитель: - А что по этому поводу говорит история?
Слайд 4. История.
Эксперт 1: - Историческая справка: Слово «счастье» действительно образовалось от
слова «часть», а своим появлением
обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой
древности, когда кто-то рождался, по обычаю пекли хлеб – каравай счастья и делили
его на части между членами семьи. Новорожденному тоже выделяли часть. С этого
момента считалось, что он живет со своей частью жизненных благ, то есть со своим
счастьем.
Учитель: - Уважаемые эксперты, а какое определение слову «счастье» дает толковый словарь
сегодня?
Слайд 5. Словарь.
3
СЧАСТЬЕ
ЧАСТЬЕ
СЧАСТЬЕ
з
д
о
р
о
в
ь
е
Эксперт 2: - У этого слова два значения. Первое - чувство и состояние полного,
высшего удовлетворения. Второе - успех, удача.
Учитель: - Большое спасибо за помощь! Но вернемся к нашей лотерее. Вы рады, что
выиграли?
Дети: - Да!
Учитель: - Согласно определению именно благодаря удаче вы испытываете это чувство.
Многие считают, что все наше счастье состоит из таких мимолетных подарков судьбы. При
этом у каждого - счастье свое.
И все же кроме ярких запоминающихся счастливых
мгновений, есть в нашей жизни и другое счастье, общее для всех, но привычное настолько,
что мы его и за счастье-то не считаем, и понимаем всю его ценность только, когда теряем.
Посмотрите видеоролик и ответьте, без чего не будут радовать никакие подарки судьбы.
Слад 6. ВИДЕО «МЕЧТЫ»
Дети: - Важнее машин и вертолетов – здоровье.
Учитель: - Вы правы.
Учитель прикрепляет на доску слово «ЗДОРОВЬЕ».
Но здоровье не единственная ценность,
без которой счастье невозможно. Рассмотрим две ситуации из жизни подростков. Прочтите
тексты, которые лежат у вас на столах, и обсудите их в группах.
Слайд 7. Ситуации.
Дети читают в группах. Обсуждают ситуации.
Учитель: - 1 группа. Представьте нам вашу ситуацию.
Слайд 8. Ситуация первая.
У мальчика сбылась мечта. Ему купили айфон. Вот оно – счастье!
В первый же день он стал хвалиться им в классе, унижать ребят, у которых дешевые модели
сотовых телефонов. Обидел всех, кого смог. Остался без друзей. Скучно, одиноко. Зачем ему
теперь телефон, если позвонить некому…
И куда подевалось его мимолетное счастье?
Вопросы:
Почему счастье так быстро сменилось одиночеством и скукой?
Что не ценил мальчик?
Дети: - Он унизил ребят и потерял их дружбу.
Учитель прикрепляет на доску слово «ДРУЖБА».
Учитель: - А теперь свою ситуацию представляет нам вторая группа.
Слайд 9. Ситуация вторая.
4
СЧАСТЬЕ
з
д
о
р
о
в
ь
е
д
о
б
р
о
т
а
с
в
о
б
о
д
а
ч
е
с
т
ь
л
ю
б
о
в
ь
с
е
м
ь
я
д
р
у
ж
б
а
У мальчика сбылась мечта. Он нашел айфон в школьной раздевалке. Кто-то забыл его на
банкетке. И хотя мальчик убеждал себя, что ему повезло, на было неспокойно. Совесть
мучала, а признаться в том, что присвоил чужое, страшно. Спать перестал. Вдруг узнают,
подумают, что украл. Ребята отвернутся. А то и свободы лишат как вора. Да и зачем ему этот
телефон, если похвалиться им нельзя…
Вопросы:
Почему счастье так быстро сменилось тревогой?
Чего боится лишиться этот мальчик, если узнают о его поступке?
Дети: - Мальчик поступил нечестно. Теперь он боится лишиться чести, доверия, свободы.
Учитель прикрепляет на доску слова: «честь», «свобода».
Учитель: - Итак, мы нашли несколько ценностей, без которых счастье быстро угасает. О
других нам поведают герои мультфильма «Летучий корабль».
Слайд 10. Летучий корабль.
Прослушивание арий мультгероев.
Учитель:
-
В чем счастье Забавы? (любовь, семья)
Учитель: - Царя? (богатство, деньги)
Учитель: - Полкана? (корона,
власть)
Учитель:
-
Что из
услышанного способно
согревать человека всю
жизнь? (Любовь, семья)
Учитель
прикрепляет
на
доску
слова
«любовь»
и
«семья».
Учитель: Следующую
ценность нам приготовила
героиня мультфильма «Цветик
– семицветик». Посмотрите
отрывок и скажите, почему 6
лепестков волшебного цветка
принесли Жене в лучшем случае минутное удовлетворение, и только 7-ой лепесток сделал её
по-настоящему счастливой.
Слайд 11. Семицветик.
5
Дети: - Последний лепесток она потратила на доброе дело, и это принесло счастье
мальчику и ей самой.
Учитель: - Верно, и наша следующая ценность…
Дети: - Доброта.
Учитель прикрепляет на доску слово «ДОБРОТА».
Учитель: - Счастливое мгновенье, вспыхнуло сегодня для вас как звездочка. Но стоило
нам добавить к нему человеческие ценности, мимолетное счастье превратилось в Солнце,
способное согревать нас долгие годы.
Собранные вместе ценности и дают нам рецепт общечеловеческого счастья. Но
составляющих счастья гораздо больше, чем мы открыли. Давайте попробуем найти и
другие, чтобы дополнить полученный рецепт.
Слайд 12. Виды рецептов.
Рецепты бывают двух видов. 1 группа будет составлять медицинский рецепт, а вторая группа
- кулинарный. Для любого рецепта, необходимы или ингредиенты. Сейчас вы отправитесь
на рынок, где каждый из вас сможет приобрести по своему усмотрению одну единственную
составляющую счастья. Затем, вернувшись к столу, вы впишите название приобретенных
продуктов в рецепт. Только учтите, что на нашем рынке все продают за добрые пожелания.
Вперед!
Слайд 13. Клип для чего.
Дети идут в зал, приобретают ценности, возвращаются к столу и работают в группах.
Учитель собирает оставшиеся карточки.
Учитель: - Итак, представьте нам свои рецепты.
Слайд 14. Рецепты счастья
Первая группа читает рецепт микстуры счастья, вторая – каравая счастья.
Учитель: -
Замечательные рецепты. А почему же вы отказались от гнева, безразличия,
жадности и уныния?
Ответы детей.
Учитель: - Действительно, так же, как существует черное и белое, счет и тьма, так в
противовес открытым нами ценностям существуют человеческие качества, которые не дают
нам быть счастливыми. Прочтите пословицы, решите кроссворд и назовите, какие ещё
качества мешают человеку быть счастливыми.
Работа в группах.
1 группа.
Не потрудишься, не помучишься - счастья не узнаешь. (лень)
Где правда, там и счастье. (ложь)
6
Л
Н
Л
Т
З
З
Кто других ненавидит, счастья не увидит. (ненависть)
2 группа.
Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит. (зависть)
На чужой беде счастья не построишь.(зло)
Счастье всегда на стороне отважных. (трусость)
Учитель: - Итак, что же мешает нам быть счастливыми?
1 группа: - Лень, ложь, ненависть.
Слайд 15. Пословицы.
2 группа: - Зависть, зло, трусость.
Слайд 16. Пословицы.
Учитель: - Ну что же, допустим, мы приготовили по своему рецепту отличный каравай –
счастье. Можно вкушать. Но тут встает вопрос, а как радостнее есть одному или с кем-то
вместе?
Ответы детей.
Слайд 17.Формула счастья
Учитель: - Вы правы, ведь счастье обладает волшебным свойством, при делении его
становится только больше.
Не верите. Давайте проверим. Возьмите свои выигрыши. А теперь с радостью и добрым
пожеланием подарите свой приз соседу, сидящему справа от вас. Ну что, у вас что-нибудь
убавилось? (Нет!)
А чего прибавилось? (радости, настроения, счастья)
- А знаете, почему прибавилось? Щелчок. Потому что, принимая дар, вы наполняем свои
ладони, а отдавая, наполняем свое сердце.
Слайд 18. Рефлексия
Лучший показатель счастья – улыбка, если во время нашего занятия вы хоть на миг
почувствовали себя счастливыми – покажите мне ваши улыбки! Спасибо! Вижу, наша
встреча была не напрасной.
Слайд 19. Рецепт счастья.
7
Рецептов счастья очень много. У каждого рецепт есть свой.
А мы сегодня с вами вместе рецепт создали групповой.
Рецепт у нас особый вышел подходит он один для всех:
Ему ты следуй ежедневно, и будет ждать тебя успех.
Старайся жить в любви и дружбе, зла в этом мире не твори.
Живи с готовностью делиться и с благодарностью бери!
Возьмите с собой рецепты счастья. А, если вы заметите, что кто-то из ваших близких
несчастен, поделитесь с ними вашими рецептами счастья и подарите свою дружбу и заботу.
8