Напоминание

Внеклассное занятие. 4 класс. "Рецепт счастья"


Автор: Куницина Елена Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 36 г.Пензы
Населённый пункт: город Пенза, Пензенская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеклассное занятие. 4 класс. "Рецепт счастья"
Раздел: начальное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ И СОДЕРЖАНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

Тема моего занятия «Рецепт счастья». Когда я выбрала тему, скептики из моего

окружения говорили: «Не сложно ли это детям? Нужна ли им эта тема?» Я считаю-

необходима!

Ни для кого не секрет, что с каждым годом общество всё дальше отходит от духовных

ценностей, которые исконно считались общечеловеческими. Для детей всё более важными

становятся материальные блага, новейшие технологии и развлечения. Далеко за примерами

ходить не надо. Каждый раз, когда ученики поздравляют именинников, среди пожеланий

только и слышишь: денег, пятёрок, коттедж, мешок долларов.

И уж, конечно, это никак не соответствует «портрету выпускника начальной школы»,

обоснованному в Федеральном государственном образовательном стандарте начального

общего образования, в одном из пунктов которого говориться о том, что ученик должен

уважать и принимать ценности общества.

С учётом вышесказанного и была выбрана тема моего занятия, цель которого

формирование у учащихся ценностного отношения к жизни.

Данная тема - мой не случайный выбор. Она представлена в рамках реализации

школьной программы «Мы- будущее России» в блоке «Расти счастливыми». В рамках этого

блока в январе-месяце среди четвероклассников у нас организуется исследовательский

проект, который рассчитан на 4 занятия. Занятия по темам; « Что такое счастье?», « Откуда

счастье берётся?», «Счастье - брать и счастье - отдавать и «Рецепт счастья». Занятие, которое

я представляю - это своеобразный

микс

этих четырёх тем. В ходе занятия мы

познакомились с понятием «счастье», выяснили, что счастье может быть мимолётным, а

может согревать всю жизнь, может быть личным и общим для многих. Рассмотрели с детьми

различные жизненные ситуации, в ходе которых определили жизненные ценности такие, как

любовь, доброта, здоровье, честь, свобода, дружба, семья; и качества, которые мешают нам

быть счастливыми.

Я думаю, что занятие, проведённое в рамках деятельностного подхода, принесёт детям

пользу в их личностном развитии.

1

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ «РЕЦЕПТ СЧАСТЬЯ»

Направление работы: духовно-нравственное

Уровень образования: 4 класс

Форма работы: исследовательский проект (часть)

Ключевые понятия: счастье, любовь, доброта, здоровье, честь, свобода, дружба, семья.

Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к жизни, развитие эмоциональной

сферы.

Задачи:

познакомить воспитанников с понятием «счастье»;

актуализировать пережитые ощущения счастья у детей;

определить общечеловеческие ценности;

составить рецепт счастья;

способствовать развитию пространственного мышления, эмоциональной сферы,

воображения, речи учащихся;

воспитывать активную жизненную позицию;

создать условия для проявления дружелюбия и доброго отношения к окружающим.

Формируемые УУД:

1.Познавательные УУД: познакомить с понятием слова «счастье» в различных словарях,

находить ответы на вопросы, развивать умение наблюдать, делать выводы.

2. Регулятивные УУД: уметь определять тему и цель занятия с помощью учителя,

высказывать своё предположение, строить речевое высказывание, организовывать рабочее

место.

3. Коммуникативное УУД: развивать умение вступать в диалог (отвечать на вопросы,

уточнять непонятное), умение выражать свои мысли точно и полно.

4. Личностные УУД:

развитие способности соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и

моральными нормами, способности оценивать своё поведение и поступки;

Формирование понимания моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности,

ответственности, установки на здоровый и безопасный образ жизни, в том числе и в

информационной деятельности.

Форма проведения: групповая

Методы: деятельностный, практический, информационно- сообщающий, проблемный.

Приёмы: побуждающий и подводящий диалог.

Технологии: здоровьесберегающая, технология деятельностного метода, проблемно-

диалогическая.

2

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Слайд 1. Знакомство

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна. Я рада познакомиться с

вами. А знакомство наше хочу начать с лотереи. Итак, тяните билетики. Дети вытягивают

билеты.

Слайд 2. Лотерея

Учитель: - Кому достались сиреневые билетики, за первый, кому оранжевые – за второй.

Разрешите

представить

вам

наших

уважаемых

экспертов

_______________

и

_________________.

Дети рассаживаются.

Учитель: - Вскройте билеты. У кого в билете написано «выигрыш», поднимите руки. Все

поднимают руки.

Слайд 3. Тема. Цель.

Учитель: - Да, я гляжу, вам всем сегодня улыбнулось счастье. Именно этому понятию мы и

посвятим нашу встречу, ведь стать счастливым хочет каждый, но мало кто знает, что для

этого необходимо.

Учитель прикрепляет на доску звездочку со словом «счастье».

Учитель: - Для начала надо определиться с понятием.

Учитель: - Ребята, что для вас счастье?

Ответы детей.

Учитель: - А как вы думаете, от какого слова образовано слово «счастье»?

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: - А что по этому поводу говорит история?

Слайд 4. История.

Эксперт 1: - Историческая справка: Слово «счастье» действительно образовалось от

слова «часть», а своим появлением

обязано хлебу. Дело в том, что в глубокой

древности, когда кто-то рождался, по обычаю пекли хлеб – каравай счастья и делили

его на части между членами семьи. Новорожденному тоже выделяли часть. С этого

момента считалось, что он живет со своей частью жизненных благ, то есть со своим

счастьем.

Учитель: - Уважаемые эксперты, а какое определение слову «счастье» дает толковый словарь

сегодня?

Слайд 5. Словарь.

3

СЧАСТЬЕ

ЧАСТЬЕ

СЧАСТЬЕ

з

д

о

р

о

в

ь

е

Эксперт 2: - У этого слова два значения. Первое - чувство и состояние полного,

высшего удовлетворения. Второе - успех, удача.

Учитель: - Большое спасибо за помощь! Но вернемся к нашей лотерее. Вы рады, что

выиграли?

Дети: - Да!

Учитель: - Согласно определению именно благодаря удаче вы испытываете это чувство.

Многие считают, что все наше счастье состоит из таких мимолетных подарков судьбы. При

этом у каждого - счастье свое.

И все же кроме ярких запоминающихся счастливых

мгновений, есть в нашей жизни и другое счастье, общее для всех, но привычное настолько,

что мы его и за счастье-то не считаем, и понимаем всю его ценность только, когда теряем.

Посмотрите видеоролик и ответьте, без чего не будут радовать никакие подарки судьбы.

Слад 6. ВИДЕО «МЕЧТЫ»

Дети: - Важнее машин и вертолетов – здоровье.

Учитель: - Вы правы.

Учитель прикрепляет на доску слово «ЗДОРОВЬЕ».

Но здоровье не единственная ценность,

без которой счастье невозможно. Рассмотрим две ситуации из жизни подростков. Прочтите

тексты, которые лежат у вас на столах, и обсудите их в группах.

Слайд 7. Ситуации.

Дети читают в группах. Обсуждают ситуации.

Учитель: - 1 группа. Представьте нам вашу ситуацию.

Слайд 8. Ситуация первая.

У мальчика сбылась мечта. Ему купили айфон. Вот оно – счастье!

В первый же день он стал хвалиться им в классе, унижать ребят, у которых дешевые модели

сотовых телефонов. Обидел всех, кого смог. Остался без друзей. Скучно, одиноко. Зачем ему

теперь телефон, если позвонить некому…

И куда подевалось его мимолетное счастье?

Вопросы:

Почему счастье так быстро сменилось одиночеством и скукой?

Что не ценил мальчик?

Дети: - Он унизил ребят и потерял их дружбу.

Учитель прикрепляет на доску слово «ДРУЖБА».

Учитель: - А теперь свою ситуацию представляет нам вторая группа.

Слайд 9. Ситуация вторая.

4

СЧАСТЬЕ

з

д

о

р

о

в

ь

е

д

о

б

р

о

т

а

с

в

о

б

о

д

а

ч

е

с

т

ь

л

ю

б

о

в

ь

с

е

м

ь

я

д

р

у

ж

б

а

У мальчика сбылась мечта. Он нашел айфон в школьной раздевалке. Кто-то забыл его на

банкетке. И хотя мальчик убеждал себя, что ему повезло, на было неспокойно. Совесть

мучала, а признаться в том, что присвоил чужое, страшно. Спать перестал. Вдруг узнают,

подумают, что украл. Ребята отвернутся. А то и свободы лишат как вора. Да и зачем ему этот

телефон, если похвалиться им нельзя…

Вопросы:

Почему счастье так быстро сменилось тревогой?

Чего боится лишиться этот мальчик, если узнают о его поступке?

Дети: - Мальчик поступил нечестно. Теперь он боится лишиться чести, доверия, свободы.

Учитель прикрепляет на доску слова: «честь», «свобода».

Учитель: - Итак, мы нашли несколько ценностей, без которых счастье быстро угасает. О

других нам поведают герои мультфильма «Летучий корабль».

Слайд 10. Летучий корабль.

Прослушивание арий мультгероев.

Учитель:

-

В чем счастье Забавы? (любовь, семья)

Учитель: - Царя? (богатство, деньги)

Учитель: - Полкана? (корона,

власть)

Учитель:

-

Что из

услышанного способно

согревать человека всю

жизнь? (Любовь, семья)

Учитель

прикрепляет

на

доску

слова

«любовь»

и

«семья».

Учитель: Следующую

ценность нам приготовила

героиня мультфильма «Цветик

– семицветик». Посмотрите

отрывок и скажите, почему 6

лепестков волшебного цветка

принесли Жене в лучшем случае минутное удовлетворение, и только 7-ой лепесток сделал её

по-настоящему счастливой.

Слайд 11. Семицветик.

5

Дети: - Последний лепесток она потратила на доброе дело, и это принесло счастье

мальчику и ей самой.

Учитель: - Верно, и наша следующая ценность…

Дети: - Доброта.

Учитель прикрепляет на доску слово «ДОБРОТА».

Учитель: - Счастливое мгновенье, вспыхнуло сегодня для вас как звездочка. Но стоило

нам добавить к нему человеческие ценности, мимолетное счастье превратилось в Солнце,

способное согревать нас долгие годы.

Собранные вместе ценности и дают нам рецепт общечеловеческого счастья. Но

составляющих счастья гораздо больше, чем мы открыли. Давайте попробуем найти и

другие, чтобы дополнить полученный рецепт.

Слайд 12. Виды рецептов.

Рецепты бывают двух видов. 1 группа будет составлять медицинский рецепт, а вторая группа

- кулинарный. Для любого рецепта, необходимы или ингредиенты. Сейчас вы отправитесь

на рынок, где каждый из вас сможет приобрести по своему усмотрению одну единственную

составляющую счастья. Затем, вернувшись к столу, вы впишите название приобретенных

продуктов в рецепт. Только учтите, что на нашем рынке все продают за добрые пожелания.

Вперед!

Слайд 13. Клип для чего.

Дети идут в зал, приобретают ценности, возвращаются к столу и работают в группах.

Учитель собирает оставшиеся карточки.

Учитель: - Итак, представьте нам свои рецепты.

Слайд 14. Рецепты счастья

Первая группа читает рецепт микстуры счастья, вторая – каравая счастья.

Учитель: -

Замечательные рецепты. А почему же вы отказались от гнева, безразличия,

жадности и уныния?

Ответы детей.

Учитель: - Действительно, так же, как существует черное и белое, счет и тьма, так в

противовес открытым нами ценностям существуют человеческие качества, которые не дают

нам быть счастливыми. Прочтите пословицы, решите кроссворд и назовите, какие ещё

качества мешают человеку быть счастливыми.

Работа в группах.

1 группа.

Не потрудишься, не помучишься - счастья не узнаешь. (лень)

Где правда, там и счастье. (ложь)

6

Л

Н

Л

Т

З

З

Кто других ненавидит, счастья не увидит. (ненависть)

2 группа.

Кто чужому счастью завидует, тот своего не увидит. (зависть)

На чужой беде счастья не построишь.(зло)

Счастье всегда на стороне отважных. (трусость)

Учитель: - Итак, что же мешает нам быть счастливыми?

1 группа: - Лень, ложь, ненависть.

Слайд 15. Пословицы.

2 группа: - Зависть, зло, трусость.

Слайд 16. Пословицы.

Учитель: - Ну что же, допустим, мы приготовили по своему рецепту отличный каравай –

счастье. Можно вкушать. Но тут встает вопрос, а как радостнее есть одному или с кем-то

вместе?

Ответы детей.

Слайд 17.Формула счастья

Учитель: - Вы правы, ведь счастье обладает волшебным свойством, при делении его

становится только больше.

Не верите. Давайте проверим. Возьмите свои выигрыши. А теперь с радостью и добрым

пожеланием подарите свой приз соседу, сидящему справа от вас. Ну что, у вас что-нибудь

убавилось? (Нет!)

А чего прибавилось? (радости, настроения, счастья)

- А знаете, почему прибавилось? Щелчок. Потому что, принимая дар, вы наполняем свои

ладони, а отдавая, наполняем свое сердце.

Слайд 18. Рефлексия

Лучший показатель счастья – улыбка, если во время нашего занятия вы хоть на миг

почувствовали себя счастливыми – покажите мне ваши улыбки! Спасибо! Вижу, наша

встреча была не напрасной.

Слайд 19. Рецепт счастья.

7

Рецептов счастья очень много. У каждого рецепт есть свой.

А мы сегодня с вами вместе рецепт создали групповой.

Рецепт у нас особый вышел подходит он один для всех:

Ему ты следуй ежедневно, и будет ждать тебя успех.

Старайся жить в любви и дружбе, зла в этом мире не твори.

Живи с готовностью делиться и с благодарностью бери!

Возьмите с собой рецепты счастья. А, если вы заметите, что кто-то из ваших близких

несчастен, поделитесь с ними вашими рецептами счастья и подарите свою дружбу и заботу.

8



В раздел образования




Яндекс.Метрика