Автор: Болотова Александра Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Особенности экологического воспитания в начальной школе
Раздел: начальное образование
Экологическое воспитание младших школьников
Всё хорошее в людях – и детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все
человечество.
В связи с этим необходимо усилить и больше уделять
внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых
лет воспитания детей.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом
для формирования у детей основ экологической культуры, здорового и
безопасного образа жизни, так как в этот период развития ребёнка,
характеризующийся преобладанием у него эмоционально- чувственного
способа освоения окружающего мира, активно формируются свойства и
качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом
возрасте у учащихся в сознании происходит первоначальное формирование
наглядно- образной картины мира и нравственно - экологической позиции
личности, которая определяет устойчивое отношение ребёнка к природному
и социальному окружению и к самому себе.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования
среди
общих
целей
начального
образования
выделено
«воспитание
нравственных
и
эстетических
чувств,
эмоционально-ценностного
позитивного отношения к себе и окружающему миру».
Современный выпускник начальной школы — это человек:
любознательный, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться;
любящий родной край и свою страну;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед
семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,
умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя
и окружающих
Основные аспекты экологической культуры личности:
нравственный аспект - характеризуется чувством меры. Особая мораль
взаимодействия с окружающей средой выражается в чувстве единения с
природой, содействии, сострадании ей, привязанности и любви ко всему
живому. Общение с природой обогащает мир эмоциональных состояний,
развивает
дар
воображения,
чувственной
отзывчивости,
образного
восприятия окружающего и внутреннего мира. Руководствуясь системой
ценностей добра, ненасилия, самоограничения, созидания, ответственности,
ребенок осознает природу как объект своей постоянной заботы, ощущая с
ней глубокую эмоциональную связь, воспринимая себя частью природы.
Такое единение не только сближает ребенка с природой, но и учит жить в
соответствии с законами природы, «экосообразно», учит черпать из нее
глубокие нравственные смыслы.
эстетический аспект. Природа с ее удивительным ритмом, пластикой,
соразмерностью являет собой образец красоты и совершенства. Именно
гармония
природных
красок
и
созвучий
будит
в
ребенке
чувство
прекрасного.
опыт экологической деятельности, под которым подразумеваются все виды
и формы деятельности людей, в том числе и духовные, эмоционально-
интеллектуальные, нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с
природой и способствующие формированию экологического сознания.
Практическое направление работы (прополка растений на пришкольном
участке, уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка
мусора на территории школы и около дома).
Конкретные цели правильного становления личности сформулированы и и в
содержании
курса
«Окружающий
мир»:
«Воспитание
позитивного
эмоционально-ценностного
отношения
к
окружающему
миру,
экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств,
потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе».
Основным пособием для решения названной проблемы служит учебник
«Окружающий мир».
Экологическое воспитание на уроках
На уроках окружающего мира, рассматриваются связи между неживой и
живой природой, между растениями и животными, между природой и
человеком.
Без
этого
трудно
представить
возможные
последствия
вмешательства человека в природные процессы, невозможно формирование
экологической культуры младших школьников.
Экскурсия в природу- это важнейшая форма экологического воспитания
младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков,
расширить
и
углубить
знания
учащихся
и
способов
формирования
экологического
мировоззрения.
Также
важнейшей
задачей
экскурсии
является
преодоление
потребительского
отношения
к
природе,
формирование убеждения, что бережное отношение к природе – долг
каждого человека.
Любовь к родному краю и охране растений и животных воспитывается у
детей не только на уроках окружающего мира.
На уроках внеклассного чтения дети читают рассказы и стихи о природе,
делают
к
ним
иллюстрации,
могут
сочинять
сказки
экологического
содержания; заучивают пословицы, знакомятся с народными приметами. Так
на одном из уроков литературного чтения во 2 классе дети выполняли
групповой проект «Книга сказок «Сказки пишем сами». Дети придумали
сказки о появлении радуги, о дружбе животных, о листопаде, путешествии
осеннего листика.
Расширению экологических знаний, воспитанию культуры поведения в
природе способствуют также уроки русского языка, на которых дети
составляют и записывают предложения о временах года, явлениях и объектах
природы, например: о весне, о дожде, радуге, березке, ручейке. Большими
воспитательными возможностями обладают рассказы и сочинения учащихся
о своих домашних питомцах.
С целью развития познавательного интереса, повышению активности у
учащихся на уроках математики можно использовать веселые задачи в
стихах о растениях и животных. Особый интерес вызывают у детей
занимательные задачи экологического характера, например: «В гнезде у
мандаринки вылупились сначала 5 птенчиков, потом еще 3. Сколько всего
птенчиков вылупились у мандаринки?».
Детям очень нравится слушать интересные факты из жизни растений и
животных, например: «Дуб – долголетнее растение, проживает от 500 до
1000 лет. Семья муравьев за день съедает 5000000 насекомых». Из этих
фактов ребенок узнает, какое значение имеет животное и растение для
человека, что очень важно именно сейчас, когда люди так активно
вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экологические
связи в животном и растительном мире.
Увидеть красоту природы помогают беседы по репродукциям картин
замечательных русских пейзажистов: И. Репина, И. Левитана, К. Юона, а
также музыка П. Чайковского – пьесы из цикла «Времена года».
Внеклассная работа
Работа
по
экологическому
воспитанию
детей
нашла
отражение
во
внеклассных
мероприятиях,
классных
часах.
Третий
год
ведется
экологический кружок.
Занятие экологического кружка - экскурсия «Удивительное рядом». Целью
занятия было понаблюдать за изменениями в живой и неживой природе,
найти что-то необычное. Дети проявили огромный интерес, старались
удивить друг друга своими находками. В ходе занятия дети предложили
провести выставку поделок из природного материала, а результат этой
выставки оформить, как фотоотчет. Так зародился проект «Удивительное
рядом»
Использую экологические рассказы – загадки. В них описание поведения
ребят на природе. Сами ученики отмечают ошибки в поведении школьников.
Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя
сбивать, топтать грибы, убивать змей, жаб, лягушек и т.д. Почему бабочки не
могут жить без цветов? Почему цветы не могут жить без бабочек? Читаю
стихи или рассказы на экологическую тему, например, стихотворение
Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу». После прослушивания дети рассказывают,
какие ошибки совершил человек, что он не знает.
Использую иллюстрации на экологическую тему. Например, на какой
иллюстрации дети ведут себя правильно, а на какой нет?
Задача учителей начальных классов – донести до сердец детей то, что от
состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и
человека. Нравственная цель экологического образования и воспитания –
воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей
быть милосердными, любить и беречь природу.