Напоминание

Особенности экологического воспитания в начальной школе


Автор: Болотова Александра Павловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: Особенности экологического воспитания в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Экологическое воспитание младших школьников

Всё хорошее в людях – и детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все

человечество.

В связи с этим необходимо усилить и больше уделять

внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых

лет воспитания детей.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом

для формирования у детей основ экологической культуры, здорового и

безопасного образа жизни, так как в этот период развития ребёнка,

характеризующийся преобладанием у него эмоционально- чувственного

способа освоения окружающего мира, активно формируются свойства и

качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом

возрасте у учащихся в сознании происходит первоначальное формирование

наглядно- образной картины мира и нравственно - экологической позиции

личности, которая определяет устойчивое отношение ребёнка к природному

и социальному окружению и к самому себе.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования

среди

общих

целей

начального

образования

выделено

«воспитание

нравственных

и

эстетических

чувств,

эмоционально-ценностного

позитивного отношения к себе и окружающему миру».

Современный выпускник начальной школы — это человек:

любознательный, активно познающий мир;

владеющий основами умения учиться;

любящий родной край и свою страну;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед

семьей и школой;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

умеющий высказать свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя

и окружающих

Основные аспекты экологической культуры личности:

нравственный аспект - характеризуется чувством меры. Особая мораль

взаимодействия с окружающей средой выражается в чувстве единения с

природой, содействии, сострадании ей, привязанности и любви ко всему

живому. Общение с природой обогащает мир эмоциональных состояний,

развивает

дар

воображения,

чувственной

отзывчивости,

образного

восприятия окружающего и внутреннего мира. Руководствуясь системой

ценностей добра, ненасилия, самоограничения, созидания, ответственности,

ребенок осознает природу как объект своей постоянной заботы, ощущая с

ней глубокую эмоциональную связь, воспринимая себя частью природы.

Такое единение не только сближает ребенка с природой, но и учит жить в

соответствии с законами природы, «экосообразно», учит черпать из нее

глубокие нравственные смыслы.

эстетический аспект. Природа с ее удивительным ритмом, пластикой,

соразмерностью являет собой образец красоты и совершенства. Именно

гармония

природных

красок

и

созвучий

будит

в

ребенке

чувство

прекрасного.

опыт экологической деятельности, под которым подразумеваются все виды

и формы деятельности людей, в том числе и духовные, эмоционально-

интеллектуальные, нацеленные на достижение гармонии взаимодействия с

природой и способствующие формированию экологического сознания.

Практическое направление работы (прополка растений на пришкольном

участке, уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка

мусора на территории школы и около дома).

Конкретные цели правильного становления личности сформулированы и и в

содержании

курса

«Окружающий

мир»:

«Воспитание

позитивного

эмоционально-ценностного

отношения

к

окружающему

миру,

экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств,

потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе».

Основным пособием для решения названной проблемы служит учебник

«Окружающий мир».

Экологическое воспитание на уроках

На уроках окружающего мира, рассматриваются связи между неживой и

живой природой, между растениями и животными, между природой и

человеком.

Без

этого

трудно

представить

возможные

последствия

вмешательства человека в природные процессы, невозможно формирование

экологической культуры младших школьников.

Экскурсия в природу- это важнейшая форма экологического воспитания

младших школьников. Она помогает лучше усвоить материал уроков,

расширить

и

углубить

знания

учащихся

и

способов

формирования

экологического

мировоззрения.

Также

важнейшей

задачей

экскурсии

является

преодоление

потребительского

отношения

к

природе,

формирование убеждения, что бережное отношение к природе – долг

каждого человека.

Любовь к родному краю и охране растений и животных воспитывается у

детей не только на уроках окружающего мира.

На уроках внеклассного чтения дети читают рассказы и стихи о природе,

делают

к

ним

иллюстрации,

могут

сочинять

сказки

экологического

содержания; заучивают пословицы, знакомятся с народными приметами. Так

на одном из уроков литературного чтения во 2 классе дети выполняли

групповой проект «Книга сказок «Сказки пишем сами». Дети придумали

сказки о появлении радуги, о дружбе животных, о листопаде, путешествии

осеннего листика.

Расширению экологических знаний, воспитанию культуры поведения в

природе способствуют также уроки русского языка, на которых дети

составляют и записывают предложения о временах года, явлениях и объектах

природы, например: о весне, о дожде, радуге, березке, ручейке. Большими

воспитательными возможностями обладают рассказы и сочинения учащихся

о своих домашних питомцах.

С целью развития познавательного интереса, повышению активности у

учащихся на уроках математики можно использовать веселые задачи в

стихах о растениях и животных. Особый интерес вызывают у детей

занимательные задачи экологического характера, например: «В гнезде у

мандаринки вылупились сначала 5 птенчиков, потом еще 3. Сколько всего

птенчиков вылупились у мандаринки?».

Детям очень нравится слушать интересные факты из жизни растений и

животных, например: «Дуб – долголетнее растение, проживает от 500 до

1000 лет. Семья муравьев за день съедает 5000000 насекомых». Из этих

фактов ребенок узнает, какое значение имеет животное и растение для

человека, что очень важно именно сейчас, когда люди так активно

вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экологические

связи в животном и растительном мире.

Увидеть красоту природы помогают беседы по репродукциям картин

замечательных русских пейзажистов: И. Репина, И. Левитана, К. Юона, а

также музыка П. Чайковского – пьесы из цикла «Времена года».

Внеклассная работа

Работа

по

экологическому

воспитанию

детей

нашла

отражение

во

внеклассных

мероприятиях,

классных

часах.

Третий

год

ведется

экологический кружок.

Занятие экологического кружка - экскурсия «Удивительное рядом». Целью

занятия было понаблюдать за изменениями в живой и неживой природе,

найти что-то необычное. Дети проявили огромный интерес, старались

удивить друг друга своими находками. В ходе занятия дети предложили

провести выставку поделок из природного материала, а результат этой

выставки оформить, как фотоотчет. Так зародился проект «Удивительное

рядом»

Использую экологические рассказы – загадки. В них описание поведения

ребят на природе. Сами ученики отмечают ошибки в поведении школьников.

Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя

сбивать, топтать грибы, убивать змей, жаб, лягушек и т.д. Почему бабочки не

могут жить без цветов? Почему цветы не могут жить без бабочек? Читаю

стихи или рассказы на экологическую тему, например, стихотворение

Г.Ладонщикова «Дикарь в лесу». После прослушивания дети рассказывают,

какие ошибки совершил человек, что он не знает.

Использую иллюстрации на экологическую тему. Например, на какой

иллюстрации дети ведут себя правильно, а на какой нет?

Задача учителей начальных классов – донести до сердец детей то, что от

состояния окружающей среды зависит состояние здоровья природы и

человека. Нравственная цель экологического образования и воспитания –

воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей

быть милосердными, любить и беречь природу.



В раздел образования




Яндекс.Метрика