Автор: Артюхова Анастасия Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 2 г. Благовещенск"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)
Раздел: среднее образование
Система подготовки к ОГЭ
по обществознанию
(из опыта работы)
Когда перед девятиклассниками встает проблема выбора предмета для сдачи
экзамена, большинство выбирают обществознание. И на сегодняшний день ОГЭ по
обществознанию – один из популярных экзаменов по выбору после обязательных
по математике и русскому языку.
Анализируя свой опыт подготовки к огэ, учитывая достижения и недочеты, я
составила для себя план работы по подготовке у ОГЭ.
Свою работу строю по таким направлениям как:
1 направление – введения или «погружения» в экзамен.
Задачи:
- развитие мотивации, целеполагания и уверенности учащихся;
- формирование представления о структуре и содержании КИМов по предмету;
-формирование положительное отношение к процедуре экзамена.
На
этом
этапе
происходит
знакомство
со
спецификой
заданий
по
обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с
кодификатором, спецификацией и демоверсией.
Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность
совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.
2 направление – функциональная работа.
которая выражается в организации различных способов учебной деятельности.
Выделение данного направления связано с очевидной проблемой: регулярность
учебных занятий по обществознанию равняется 1 часу в неделю, это 35 часов
в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на
экзамене, этих часов будет недостаточно.
Я использую несколько уровней подготовки
Первый
уровень
–
урочная
подготовка.
Уверена,
что
образовательное
пространство
современного
урока
должно
быть
наполнено
современными
ресурсами и педтехнологиями. Это позволяет в работе по подготовке учеников к
итоговой аттестации решить триединую задачу – понимание обществоведческого
материала, его усвоение и контроль качества знаний.
Второй уровень - курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию.
Это достаточно качественный тренинг. Программа подготовки включает
основные разделы предмета, изучаемые в школе. Регулярно прорабатываются
тесты прошлых лет и актуальные демоверсии ГИА. Такой подход поможет не
растеряться во время экзамена.
Третий уровень – использование конспектов для получения информации по
теме, и подготовки к ОГЭ.
Четвертый уровень – дистанционная подготовка.
Использую возможности интернета. Для этого я использую скайп. Создаю
несколько групп(для каждого класса отдельная группа) и в определенное время
дети подключаются к беседе. Скайп позволяет подключить всех обучающихся, а
также дает возможность подгрузить и показать презентацию во время занятия.
Видеть всех обучающихся. Для получения обратной связи если в этом есть
необходимость использую электронную почту, дневник.ру и группы в вот сап.
Плюсы дистанционного обучения в подготовке к ГИА:
- индивидуальный темп обучения; есть возможность работать не только с
группой людей но и индивидуально.
- заинтересованность учеников в такой форме подготовки; современные дети
большую часть времени проводят в социальных сетях, почему бы этим не
воспользоваться
- возможность восполнить пробелы, которые возникают при очном обучении.
Доразбираем вопросы темы, котрые прирассмотрении материала дома вызывают
затруднения.
Для диагностики уровня подготовки обучающихся
использую различные
формы стартового, промежуточного и итогового контроля, а именно:
мини-тестирование по разделам в рамках урока;
самостоятельные и контрольные работы в формате ОГЭ в рамках урока;
компьютерное и онлайн тестирование.
Выполнение «пробной экзаменационной работы»,
условия проведения
которого максимально приближены к условиям реального экзамена. Это помогает
освоить последовательность всех действий и придаст уверенности на самом
испытании.
Тема: Использование интеллект – карт на уроках обществознания и подготовке к
огэ по обществознанию в 9 классе.
Какой-либо термин или научное понятие можно считать усвоенным, если вы:
· нашли для его объяснения простые, удобные вам ассоциации,
· пересказали своими словами и запомнили его определение,
· можете ответить на вопросы о его признаках, функциях, формах и видах.
В каждом разделе есть самые главные, фундаментальные понятия и термины. В
первую очередь разбираемся с ними. Для того чтобы их усвоить, мы на уроках
составляем так называемую интеллект-карту.
Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального
отображения информации, представленного в виде образов, ассоциаций на листе
бумаги в графическом виде. Англоязычное словосочетание Mind map дословно
переводится как «карта ума» («map» - карта, «mind» - ум).
“Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони
Бьюзеном.
Интеллект-карта
представляет
собой
древовидную
схему,
на
которой
изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями,
отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных
линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.
Основные
направления
использования
интеллект-карт
в
образовательном
процессе:
при обобщении материала;
при изучении новой темы;
для систематизации и структурирования информации;
для организации и проведения контроля знаний и т. д.
Интеллект - карты имеют следующие отличительные свойства:
1.
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно
окинуть одним взглядом.
2.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно.
3.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
4.
Своевременность.
Интеллект-карта
помогает
выявить
недостаток
информации и понять, какой информации не хватает.
5.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи.
6.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время
помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Это наглядный метод запоминания информации от общего к частному. этот
метод работает гораздо эффективнее, если карта составлена самостоятельно.
Берем лист бумаги. В центре рисуем прямоугольник, в котором указываем
название нашего предмета: «Обществознание». По кругу от него рисуем стрелки и
располагаем еще пять прямоугольников – по количеству тематических блоков
(научных дисциплин, основы которых изучаются в рамках обществознания):
«Экономика», «Политика», «Право», «Социология», «Философия (человек и
общество)». В свою очередь, вокруг них также рисуем стрелки и располагаем
фундаментальные термины по данному тематическому блоку.
Теперь нам надо наполнить смыслом и содержанием каждый прямоугольник на
интеллект-карте. Поскольку мы задействуем, в первую очередь, ассоциативное
мышление, то не пишем при заполнении интеллект-карты длинные предложения,
стараемся быть краткими: указываем главные ассоциации, ключевые слова, а
иногда для наглядности используем простые рисунки-пояснения. Эти короткие
фразы, слова-ассоциации и рисунки должны помочь вам вспомнить определение
понятия или термина, его признаки, функции, формы и виды.
Такую же интеллект-карту, но уже более подробную, охватывающую не только
фундаментальные понятия, но и относящиеся к ним термины, надо составить для
каждого тематического блока.
Допустим, в политике одно из главных понятий – форма государства. На
интеллект-карте мы нарисуем рядом с ним три прямоугольника: «Форма
управления»,
«Политический
режим»
и
«Территориально-административное
устройство».
Помимо форм государства, в интеллект-карте по разделу «Политика» будут
размещены
такие
фундаментальные
понятия,
как
«Власть»,
«Правовое
государство», «Демократия», «Гражданское общество», «Политические партии»,
«Политическое лидерство», «Избирательные системы».
В экономике одно из фундаментальных понятий – экономические системы.
Чтобы разобраться в нем, необходимо понимать, чем отличается рыночная
экономика от командно-административной. Вносим эти понятия в интеллект-карту.
На интеллект-карте раздела «Право» в качестве фундаментальных понятий
будут перечислены отрасли права – гражданское, уголовное, административное,
трудовое, семейное, а в качестве пояснения к ним – какие суды разбирают дела в
той или иной отрасли.
Составление интеллект-карты кажется трудоемким занятием, но, если не
полениться и сделать это, потом можно значительно облегчить себе подготовку к
экзамену.
Вывод
Главное достоинство метода - его универсальность, и то, что методика
построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым
учителем-предметником.
Неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации
знаний
учащихся,
высокому
уровню
усвоения
материала,
приобретению
учащимися учебно – исследовательских и проектировочных умений, необходимых
для
дальнейшего
обучения,
повышению
качества
знаний,
проявлению
познавательной активности и интереса к изучению любого предмета.
Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно
развивает способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий
потенциал и укрепляет веру в собственные силы.