Напоминание

Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)


Автор: Артюхова Анастасия Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 2 г. Благовещенск"
Населённый пункт: г. Благовещенск
Наименование материала: статья
Тема: Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)
Раздел: среднее образование





Назад




Система подготовки к ОГЭ

по обществознанию

(из опыта работы)

Когда перед девятиклассниками встает проблема выбора предмета для сдачи

экзамена, большинство выбирают обществознание. И на сегодняшний день ОГЭ по

обществознанию – один из популярных экзаменов по выбору после обязательных

по математике и русскому языку.

Анализируя свой опыт подготовки к огэ, учитывая достижения и недочеты, я

составила для себя план работы по подготовке у ОГЭ.

Свою работу строю по таким направлениям как:

1 направление – введения или «погружения» в экзамен.

Задачи:

- развитие мотивации, целеполагания и уверенности учащихся;

- формирование представления о структуре и содержании КИМов по предмету;

-формирование положительное отношение к процедуре экзамена.

На

этом

этапе

происходит

знакомство

со

спецификой

заданий

по

обществознанию и их формулировками, формой и структурой экзамена, т. е. с

кодификатором, спецификацией и демоверсией.

Учащиеся должны очень хорошо понять и осознать всю сложность и важность

совместной с учителем и самостоятельной работы по подготовке к экзамену.

2 направление – функциональная работа.

которая выражается в организации различных способов учебной деятельности.

Выделение данного направления связано с очевидной проблемой: регулярность

учебных занятий по обществознанию равняется 1 часу в неделю, это 35 часов

в учебном году. Для учащихся, целью которых является положительная отметка на

экзамене, этих часов будет недостаточно.

Я использую несколько уровней подготовки

Первый

уровень

урочная

подготовка.

Уверена,

что

образовательное

пространство

современного

урока

должно

быть

наполнено

современными

ресурсами и педтехнологиями. Это позволяет в работе по подготовке учеников к

итоговой аттестации решить триединую задачу – понимание обществоведческого

материала, его усвоение и контроль качества знаний.

Второй уровень - курсы подготовки к ОГЭ по обществознанию.

Это достаточно качественный тренинг. Программа подготовки включает

основные разделы предмета, изучаемые в школе. Регулярно прорабатываются

тесты прошлых лет и актуальные демоверсии ГИА. Такой подход поможет не

растеряться во время экзамена.

Третий уровень – использование конспектов для получения информации по

теме, и подготовки к ОГЭ.

Четвертый уровень – дистанционная подготовка.

Использую возможности интернета. Для этого я использую скайп. Создаю

несколько групп(для каждого класса отдельная группа) и в определенное время

дети подключаются к беседе. Скайп позволяет подключить всех обучающихся, а

также дает возможность подгрузить и показать презентацию во время занятия.

Видеть всех обучающихся. Для получения обратной связи если в этом есть

необходимость использую электронную почту, дневник.ру и группы в вот сап.

Плюсы дистанционного обучения в подготовке к ГИА:

- индивидуальный темп обучения; есть возможность работать не только с

группой людей но и индивидуально.

- заинтересованность учеников в такой форме подготовки; современные дети

большую часть времени проводят в социальных сетях, почему бы этим не

воспользоваться

- возможность восполнить пробелы, которые возникают при очном обучении.

Доразбираем вопросы темы, котрые прирассмотрении материала дома вызывают

затруднения.

Для диагностики уровня подготовки обучающихся

использую различные

формы стартового, промежуточного и итогового контроля, а именно:

мини-тестирование по разделам в рамках урока;

самостоятельные и контрольные работы в формате ОГЭ в рамках урока;

компьютерное и онлайн тестирование.

Выполнение «пробной экзаменационной работы»,

условия проведения

которого максимально приближены к условиям реального экзамена. Это помогает

освоить последовательность всех действий и придаст уверенности на самом

испытании.

Тема: Использование интеллект – карт на уроках обществознания и подготовке к

огэ по обществознанию в 9 классе.

Какой-либо термин или научное понятие можно считать усвоенным, если вы:

· нашли для его объяснения простые, удобные вам ассоциации,

· пересказали своими словами и запомнили его определение,

· можете ответить на вопросы о его признаках, функциях, формах и видах.

В каждом разделе есть самые главные, фундаментальные понятия и термины. В

первую очередь разбираемся с ними. Для того чтобы их усвоить, мы на уроках

составляем так называемую интеллект-карту.

Интеллект-карты (в оригинале Mind maps) — это инструмент визуального

отображения информации, представленного в виде образов, ассоциаций на листе

бумаги в графическом виде. Англоязычное словосочетание Mind map дословно

переводится как «карта ума» («map» - карта, «mind» - ум).

“Метод интеллект-карт” создан американским учёным и бизнесменом Тони

Бьюзеном.

Интеллект-карта

представляет

собой

древовидную

схему,

на

которой

изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями,

отходящими от центрального понятия или идеи. Ветви, имеющие форму плавных

линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

Основные

направления

использования

интеллект-карт

в

образовательном

процессе:

при обобщении материала;

при изучении новой темы;

для систематизации и структурирования информации;

для организации и проведения контроля знаний и т. д.

Интеллект - карты имеют следующие отличительные свойства:

1.

Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно

окинуть одним взглядом.

2.

Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее

рассматривать не только интересно, но и приятно.

3.

Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

4.

Своевременность.

Интеллект-карта

помогает

выявить

недостаток

информации и понять, какой информации не хватает.

5.

Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти

нестандартные пути решения задачи.

6.

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время

помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Это наглядный метод запоминания информации от общего к частному. этот

метод работает гораздо эффективнее, если карта составлена самостоятельно.

Берем лист бумаги. В центре рисуем прямоугольник, в котором указываем

название нашего предмета: «Обществознание». По кругу от него рисуем стрелки и

располагаем еще пять прямоугольников – по количеству тематических блоков

(научных дисциплин, основы которых изучаются в рамках обществознания):

«Экономика», «Политика», «Право», «Социология», «Философия (человек и

общество)». В свою очередь, вокруг них также рисуем стрелки и располагаем

фундаментальные термины по данному тематическому блоку.

Теперь нам надо наполнить смыслом и содержанием каждый прямоугольник на

интеллект-карте. Поскольку мы задействуем, в первую очередь, ассоциативное

мышление, то не пишем при заполнении интеллект-карты длинные предложения,

стараемся быть краткими: указываем главные ассоциации, ключевые слова, а

иногда для наглядности используем простые рисунки-пояснения. Эти короткие

фразы, слова-ассоциации и рисунки должны помочь вам вспомнить определение

понятия или термина, его признаки, функции, формы и виды.

Такую же интеллект-карту, но уже более подробную, охватывающую не только

фундаментальные понятия, но и относящиеся к ним термины, надо составить для

каждого тематического блока.

Допустим, в политике одно из главных понятий – форма государства. На

интеллект-карте мы нарисуем рядом с ним три прямоугольника: «Форма

управления»,

«Политический

режим»

и

«Территориально-административное

устройство».

Помимо форм государства, в интеллект-карте по разделу «Политика» будут

размещены

такие

фундаментальные

понятия,

как

«Власть»,

«Правовое

государство», «Демократия», «Гражданское общество», «Политические партии»,

«Политическое лидерство», «Избирательные системы».

В экономике одно из фундаментальных понятий – экономические системы.

Чтобы разобраться в нем, необходимо понимать, чем отличается рыночная

экономика от командно-административной. Вносим эти понятия в интеллект-карту.

На интеллект-карте раздела «Право» в качестве фундаментальных понятий

будут перечислены отрасли права – гражданское, уголовное, административное,

трудовое, семейное, а в качестве пояснения к ним – какие суды разбирают дела в

той или иной отрасли.

Составление интеллект-карты кажется трудоемким занятием, но, если не

полениться и сделать это, потом можно значительно облегчить себе подготовку к

экзамену.

Вывод

Главное достоинство метода - его универсальность, и то, что методика

построения интеллект-карт очень проста и может быть использована любым

учителем-предметником.

Неоднократное составление интеллект – карт способствует систематизации

знаний

учащихся,

высокому

уровню

усвоения

материала,

приобретению

учащимися учебно – исследовательских и проектировочных умений, необходимых

для

дальнейшего

обучения,

повышению

качества

знаний,

проявлению

познавательной активности и интереса к изучению любого предмета.

Личность, развивающая в себе способность создавать образы, одновременно

развивает способность к мышлению, восприятию мира, свою память, творческий

потенциал и укрепляет веру в собственные силы.



В раздел образования




Яндекс.Метрика