Автор: Пестерева Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 403
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: «Организация взаимодействия воспитателя с родителями ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС».
Раздел: дошкольное образование
«Организация взаимодействия воспитателя с
родителями ДОУ в соответствии с требованиями
ФГОС».
Воспитатель МБДОУ «ДС № 403
г. Челябинска»
Пестерева Елена Петровна
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в
реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ, так и
на уровне муниципальной системы дошкольного образования. Задачи,
стоящие
сегодня
перед
системой
образования,
повышают
ответственность
родителей
за
результативность
учебно-
воспитательного процесса в каждом ДОУ.(ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9).
Характерной
тенденцией
современного
периода
в
развитии
отечественного образования является стремление образовательных
учреждений к открытости, которая предполагает и участие общества в
жизни ДОУ. (ФГОС ДО ч. III п. 3.1 п. п. 5, 6)
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют
родители, которые являются основными социальными заказчиками
ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без
учета
интересов
и
запросов
семьи.
Именно
сегодня
нужно
ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые
позволят учесть актуальные потребности родителей, способствующих
формированию активной родительской позиции.
Целью взаимодействия нашей группы с семьёй является
решение задач направленных на повышение качества воспитания и
образования детей,
вовлечение всех родителей в педагогический
процесс группы.
В соответствии с этим и была определена система деятельности,
основанная на принципах:
-
доброжелательности,
взаимопонимания,
доверия,
открытости;
- целенаправленности, систематичности, плановости;
Чтобы добиться поставленных целей, необходимо решить ряд задач:
1)
совершенствовать стиль партнёрских отношений;
2)
создать условия для благоприятного климата взаимодействия с
родителями;
3)
активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
4)
реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в
семье и детском саду на основе Федеральных государственных
образовательных стандартов.
Формы взаимодействия воспитателя с родителями – это
способы организации их совместной деятельности и общения.
Формы работы с семьёй могут быть самыми разнообразными и
зависеть от поставленных целей и желаемых результатов.
В практике нашей работы используются разнообразные формы,
традиционные и нетрадиционные методы совместной деятельности
педагога, родителей и детей.
Традиционные
формы
подразделяются
на
коллективные,
индивидуальные и наглядно – информационные:
1) коллективные формы – это групповые родительские собрания,
которые
являются
действенной
формой
работы
воспитателя
с
коллективом родителей. Однако из опыта работы известно, что на
непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих
бесед родители откликаются неохотно. Нами найден выход из этого
положения в изменении форм и методов проведения – построено
общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал
более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал
ощутимее. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, и
т. д. Часто в своей работе используются видеозаписи деятельности
детей, фрагменты занятий. Именно поэтому процент посещения
собраний достаточно высок.
2)
индивидуальные
формы
–
это
педагогические
беседы
с
родителями, тематические консультации, «заочные консультации».
При изучении семей воспитанников используется анкетирование, с
целью сбора информации путём письменных ответов родителей на
поставленные вопросы анкеты:
"Удовлетворённость родителей
качеством образовательных услуг".
В работе с родителями проводятся беседы, чтобы в общении с
ними
получить
необходимую
информацию
о
ребёнке.
Беседа,
проходящая
в
атмосфере
доброжелательности,
позволяет
прикоснуться к внутреннему миру родителей, увидеть успехи и
затруднения в воспитании детей. В беседах стараемся вызвать
родителей на откровенность, ответить на все вопросы об их ребёнке,
его поведении в детском саду, взаимоотношениях со сверстниками.
3) наглядно – информационные формы – это организация различных
видов
деятельности,
режимных
моментов,
непосредственно
–
образовательной деятельности, фотографии, выставки детских работ,
ширмы, папки – передвижки, буклеты.
Так же о жизни группы родителям расскажут информационные
стенды.
На таких стендах представлены разнообразные сведения:
режим дня, регламент организованной деятельности в группе,
объявления. Один из разделов стенда посвящается информации о
реализуемой образовательной программе дошкольного образования,
о том, что усвоено с детьми по программе за определенный период,
возможны перечни рекомендуемых книг, игр для детей. Также на
информационных стендах отражаются наиболее важные события –
праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и экскурсии,
встречи
гостей,
интересные
занятия,
конкурсы,
продукты
коллективного детского творчества, сочинения детей.
В нашем детском саду есть своя газета для родителей, которая
выпускается
раз в квартал, имеет свои постоянные рубрики:
-
взрослым о детях,
консультации специалистов,
детские новости,
наши победители, говорят малыши, наши достижения и т.д.
В последнее время наметились новые, перспективные формы
сотрудничества. В нашей группе мы используем разнообразные
современные нетрадиционные формы работы с родителями. Одна из
форм работы – почтовый ящик. Это коробка, в которую родители
могут помещать записки со своими идеями и предложениями,
обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту.
Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях. Такая
форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с
воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу
встретиться с родителями лично.
Самая популярная и любимая нами, как воспитателями, так и
родителями форма работы – досуговая. Досуговое направление в
работе
с
родителями
оказалось
самым
привлекательным,
востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это
объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет
родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, посмотреть и
приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с
родительской общественностью в целом.
Сценарии праздников и развлечений разрабатываем совместно с
родителями, музыкальным руководителем, старшим воспитателем.
Составляем
план
проведения
мероприятий,
совместно
подготавливаем
номера
выступлений,
изготавливаем
атрибуты,
пособия, костюмы. Праздник в детском саду — это всегда радость,
веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети.
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный
досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы
привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, я заранее
вывешиваю яркое сообщение. Они не остаются равнодушными:
собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные
поделки.
В системе работы с родителями есть очень важный момент.
Каждый человек, сделав определенную работу, нуждается в оценке
своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна
хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях».
Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при
любом удобном случае, и родители отвечают нам тем же.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без
поддержки родителей. Доверительные отношения устанавливались
постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем.
Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам
наших детей. Они помогли нам оформить уголок уединения,
мультимедийный и театральный уголки, уголки ПДД и природы;
изготовить пособия для занятий по обучению грамоте, математике.
Также ежегодно совместно с детьми, родители принимают
активное
участие
в
различных
спортивных
мероприятиях,
субботниках,
Днях добрых дел - подготовке участка к летнему
сезону, группы к новому учебному году, текущем ремонте.
Одной из форм взаимодействия педагогов и родителей по
формированию художественно - творческих способностей детей
является организация выставок совместного творчества.
В ДОУ
проводятся
смотры
–
конкурсы.
Цель
таких
мероприятий:
взаимодействие ДОУ с родителями по созданию благоприятных
условий,
доступной
и
безопасной
развивающей
предметно
–
пространственной среды. Выявление творческих родителей и детей в
каждой возрастной группе.
Совместно с родителями организуются мини – музеи. Данная
форма работы способствует формированию культуры поведения,
систематизации ранее полученных знаний у детей.
Заканчивая тему досуговых форм взаимодействия с родителями,
хочется поделиться такой формой как акция. К примеру, в ходе акции
« Посади дерево», родители получили возможность оказать помощь в
посадке деревьев на участке, общения друг с другом, увидеть своего
ребёнка в общении со сверстниками. В акции «Чистая лопатка»
родители помогли в строительстве зимнего городка, подарили
настоящую сказку всем детям.
Активному вовлечению родителей в совместную работу с
ребенком в условиях семьи и детского сада является проектная
деятельность. Экологический проект «Цветы вокруг нас», дети
совместно с родителями сажали и ухаживали за комнатными
растениями,
творческий
проект
«Новогодняя
сказка»,
была
организована
выставка
совместных
работ
родителей
и
детей
посвященная Новому году. Сейчас у нас в работе творческий проект
«Летняя фантазия», при активном участии родителей создаётся
«образ» прогулочного участка.
На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась
определенная
система
в
работе
с
родителями.
Использование
разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители
из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками
встреч, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять
искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение
результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально
поддерживать своего ребенка.
Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать
новые пути сотрудничества с родителями. Хочется верить, что наши
дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких. Семья
и дошкольное учреждение – два важных социальных института
социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания
невозможен, или, по крайней мере, неполноценен.