Автор: Панченко Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ №6 Центрального района
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка с использованием компьютерных технологий.
Раздел: начальное образование
Урок русского языка с использованием компьютерных
технологий.
Класс: 4 «А»
Учитель: Панченко Л.М.
Тема: Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.
Цели урока:
познакомить с падежными окончаниями имён существительных 3-го склонения;
закрепить знания учащихся о существительных 3-го склонения;
развивать умения писать падежные окончания существительных 3-го склонения; развивать
речь, мышление.
Оборудование: компьютер, карточки для индивидуальной и самостоятельной работы.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Сегодня мы продолжим разговор об именах существительных, а о каких вы узнаете позже.
2.
Минуты чистописания.
Несколько учащихся работают по карточкам.
На мониторе компьютера слова:
Тетрадь, рожь, пень, печь.
Исключите лишнее слово (пень)
Что можно сказать про оставшиеся слова?
Какие существительные относятся к 3-ему склонению?
Если вы назовёте их особенность, то узнаете, какую букву мы будем писать на минутке
чистописания (букву мягкий знак)
Дайте характеристику этой букве.
(не обозначает звука, обозначает мягкость согласных на письме, отделяет согласную от
гласной)
Запишите, продолжив закономерность:
ьь ь ььь ь
Прочитайте пословицу:
Жизнь прожить – не поле перейти.
Как вы её понимаете?
Спишите. Выделите орфограммы. (проверка по компьютеру) Найдите существительные 3-го
склонения. (жизнь)
Аргументируйте свой ответ.
3.
Словарная работа.
Вам предлагается новое словарное слово, но компьютер убрал из него гласные:
п – ч - ль
Поставьте гласные на место и прочитайте слово.
(печаль)
Что обозначает это слово?
(Печаль – это чувство грусти, скорби, состояние душевной горечи)
Что вы можете о нём сказать?
( Печаль - это слово является существительным 3-его склонения. В нём два слога, второй слог
ударный, безударная гласная – буква - Е, которую надо запомнить. Есть орфограмма - буква - А
после шипящих)
Запишите это слово в тетрадь, обозначьте ударение, подчеркните гласную, которую надо запомнить.
Подберите и запишите однокоренные слова.
печальный
печалиться
Выделите корень.
Подберите синоним.
печаль – грусть
4.
Физкультминутка для глаз.
5.
Формулирование темы урока.
О каких существительных мы будем говорить на уроке?
(о существительных 3-его склонения)
На мониторе компьютера появляется вопрос:
Какие падежные окончания существительных 3-его склонения?
Просклоняйте существительное сеть.
Один ученик работает на компьютере, остальные в тетрадях.
Сравните окончания существительных в каждом падеже. Что общего в окончаниях существительных
3-его склонения?
Вывод (на мониторе):
Р.п.
д.п.
П.п.
И
Чтение правила по учебнику.
6.
Развитие умений.
Сейчас мы будем упражняться в правильном написании падежных окончаний у существительных 3-
его склонения. Из слов составьте словосочетания, поставив существительные в нужном падеже,
укажите падеж.
На мониторе компьютера появляются слова:
случай, из, жизнь;
остановился, в, тень;
крошки, на, скатерть;
добавил, соль;
ехал, по, степь;
шёл, по, площадь.
Работа по цепочке с комментированием.
В каких падежах употреблены имена существительные?
Какие окончания пишутся в этих падежах?
7.
Физкультминутка.
8.
Работа по учебнику.
9.
Самостоятельная работа.
( на карточках)
Дописать окончания существительных 3-его склонения и определить падеж.
10.
Итог урока.
Какая особенность есть у падежных окончаний существительных 3-его склонения?
Чем отличаются падежные окончания существительных 3-его и 1-го склонения?
11.
Домашнее задание.