Автор: Марина Алексеевна Замятина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №23
Населённый пункт: город Ковров Владимирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Гагаринский урок: "Космос - это мы!"
Раздел: начальное образование
Гагаринский урок
«Космос – это мы!»
Цели: познакомить детей с первооткрывателями космоса. вспомнить
знаменательные
даты космической эпохи нашей страны.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления о космосе и об освоении космического пространства.
Развивающие:
- обогащать словарь;
- развивать любознательность, внимание, память,
- развивить зрительное, слухо-зрительное воспритие.
Воспитательные:
- воспитывать гордость за свою страну;
- подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств космонавтов,
как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
Офрмление зала: растяжка «День космонавтики», рисунки детей: ракета, солнце,
планеты, звёзды; видеоролики.
Ход Гагаринского урока
I .Учитель: Добрый день, ребята! Наша встреча сегодня посвящена 60-
летию первого полета человека в космос. Мы с вами пройдемся по
историческим страницам освоения космоса человеком, по знаменательным
датам космической эпохи нашей страны.
А Единый урок мы проведём под названием «Космос - это мы".
12 апреля 2021года исполнится 60 лет со дня полета первого в мире
космонавта Ю. А. Гагарина.
День космонавтики — большой всенародный праздник в честь летчиков,
космонавтов, конструкторов, служащих, рабочих, которые создают ракеты,
космические корабли, искусственные спутники Земли.
Учитель
Стартуют в космос корабли –
Вслед за мечтою дерзновенной!
Как здорово, что мы смогли
В просторы вырваться вселенной!
II. ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «ЧТО ТАКОЕ КОСМОС»
III. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПОЛЕТОВ В КОСМОС.
4 октября 1957 был году запущен первый искусственный спутник Земли.
(слайд 20)
-Чтобы доказать, что живые существа могут жить в космосе 3 ноября 1957
году – запущен второй искусственный спутник, в его кабине была собака
Лайка. (слайд 21)
После Лайки в космос отправились другие четвероногие разведчики. 20
августа 1960 году был запущен первый космический корабль, на борту
которого были собаки Белка и Стрелка, Чернушка и Звёздочка, белые мыши
и крысы. Все они вернулись целыми и невредимыми. Этим учёные доказали,
что живые существа могут жить в космосе. (слайд 22)
Первый полёт в космос.
И вот 12 апреля 1961 г. был начат отсчет новой эры - космической эры
человечества.На корабле "Восток"
стартовал первый космонавт Юрий
Алексеевич Гагарин.
Планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский,
советский!». Впервые в мире космический корабль «Восток» с человеком на
борту, совершив полет вокруг земного шара, благополучно вернулся на
землю. Первый человек, проникший в космос,- летчик-космонавт Юрий
Алексеевич Гагарин.
Мир тогда затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетающего
над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Га-га-рин»,
«Юрий», «СССР». Земля узнала человека, проложившего дорогу к звездам.
Простого, обаятельного человека. Он стал героем всей Земли. Так появилось
слово «космонавт».
IV .СТИХИ О КОСМОСЕ
1.Сказал "поехали" Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась.
2.В космической ракете
С название «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
3.Эпоха странствий и открытий,
Прогресса, мира и труда,
Надежд, желаний и событий,
Теперь все это - навсегда.
4.Герои к звездам устремятся вновь
И будут жить от века и до века.
Он – Первый, словно первая любовь,
И в памяти и в сердце человека.
- Как вы думаете, космонавт - это только мужская профессия?
-Космос покоряется и женщинам. Через 2 года в 1963 г совершила первый в
мире полёт в космос женщина-космонавта - Валентина Терешкова на
космическом корабле Восток-6.
- Через 2 года в 1963 г совершён первый в истории выход человека в
открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый
космос из корабля Восход-2.
В 1975г –был осуществлен первый международный космический полёт -
"Союз-19" осуществили космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов и
американские астронавты на корабле "Аполлон" )
В 1987 -1988 г – зафиксирован рекордный по длительности космический
полёт (1 год) Владимира Титова и Мусы Манарова на научной станции
"Мир"
V. «Космос на службе народа»
УЧИТЕЛЬ: Развитие космической отрасли даёт, самое главное, новые
технологии. Представьте, если бы космонавтика так и осталась разделом
фантастики, чего бы мы тогда лишились?
1.
Космическая навигация и связь. - это самый очевидный пример
присутствия космоса в нашем быту. Мы смотрим спутниковое
телевидение, используем спутниковый интернет, и ориентируемся по
навигаторам. Без них даже привычная сотовая связь во многих случаях
была бы невозможной.
2.
Спутниковые карты.
Спутниковыми картами пользуются многие
строительные и монтажные организации для определение границ
участков и расстояний, МЧС использует спутниковый мониторинг для
контроля стихийных бедствий и пожаров. Карты "Яндекс" и Google
закачаны в любой смартфон.
3.
Тефлон
был создан еще в 1938 году, но только использование в
качестве теплоизоляции космических кораблей, открыло его как
отличное покрытие для сковородок.
4.
Молния
была изобретена в 1914 году, а липучка в 1948. Оба
изобретения так и пылились бы на полках патентных бюро, пока не
были
использованы
в
одежде
космонавтов,
после
чего
они
стремительно вошли в повседневный обиход.
5.
Любимое спортсменами и экстрималами термобельё
изначально
разрабатывалось как часть зимней экипировки космонавтов.
6.
Строительство
спутников
дало
огромный
толчок
к
развитию
технологии производства солнечных батарей. Теперь они есть в
каждом калькуляторе, их устанавливают на крышах зданий для
автономного энергоснабжения.
7.
Самый большой процент космических изобретений используется в
современных медицинских приборах. Например,
коррекционные
костюмы для детей больных ДЦП созданы на основе костюмов,
используемых космонавтами для поддержания тонуса мышц.
8.
Фильтры для воды с ионами серебра сейчас есть на многих кухнях.
Изначально
такие
фильтры
устанавливались
на Международной
космической станции.
9.
Может быть, цифровые фотоаппараты появились бы и сами по себе,
но без огромных телескопов и спутников-шпионов, которым нужны
самые современные камеры, это произошло бы нескоро. Сейчас
цифровые камеры есть практически в каждом мобильном телефоне.
VI. КОСМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
VII. КОСМИЧЕСКАЯ ПЕСЕНКА
VIII. КОСМИЧЕСКАЯ ФИЗМИНУТКА
Ведущий. Если спросить наших космонавтов, с чего начиналась дорога в
космос, непременно услышишь ответ: «С мечты».
2-й ведущий. Мечта становится былью, если человек трудолюбив,
любознателен и настойчив.
IX. СТИХИ О КОСМОСЕ
1.Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.
2.Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.
3.На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, -
Что на странных тарелках летают
4.Мчатся ракеты к дальним мирам,
К подвигам сердце рвется…
Кто верит крылатым, как песня, мечтам,
Тот цели свой добьется!
X. КОСМИЧЕСКАЯ ВИКТОРИНА.
XI. КРУТАЯ ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА «КОСМОС» И ПОЖЕЛАНИЯ
ДЕТЯМ ОТ КОСМОНАВТОВ.
XII.
Итог урока.
Учитель:
- Вот и вы, надеюсь, будете первыми в учёбе, в работе, первыми в развитии
технологий, внесёте большой вклад в развитие и процветание нашей
прекрасной Родины - России.
- Наш урок был посвящён истории покорения космоса человеком, истории
развития космонавтики. И закончить урок хочу словами Ю.А. Гагарина,
которые он написал после возращения на Землю
:
«Облетев Землю в
корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем
хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»