Авторы: Кобзева Светлана Борисовна, Сибуль Ирина Эльмартовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Сланцы Ленинградская область
Наименование материала: мастер класс для педагогов
Тема: «Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста в ООД через ознакомление детей с устным народным творчеством»
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс на тему:
«Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей
дошкольного возраста в ООД через ознакомление детей с устным народным
творчеством»
в плане подготовки к педагогическому совету
«Формирование просодических компонентов речи в организованной
образовательной деятельности через ознакомление детей с устным народным
творчеством»
Приветствие участников мастер-класса, регистрация. Объявление темы
«Особенности работы по развитию просодической стороны речи у детей
дошкольного возраста в ООД через ознакомление детей с устным народным
творчеством»
I
часть:
проводит учитель-логопед
1.
Педагог предлагает отгадать загадку:
Быстрее ветра я скачу,
«Цок-цок-цок» - копытами стучу,
Я громко «иго-го» кричу,
Садись на спину – прокачу. (Лошадь)
2.
Когда лошадь скачет, мы слышим звук ее копыт - цоканье.
Предлагается выполнить артикуляционное упражнение «Лошадка».
3.
Чтобы лошадка начала движение, ей дают команду «Но!». Данная
команда произносится сначала шепотом, затем тихим голосом, и далее
сила голоса постепенно увеличивается.
4.
Останавливается лошадка, когда слышит «Тпру». Выполняется
упражнение «Вибрация губ» на длительном выдохе.
5.
Проговаривание потешки с увеличением силы голоса при
произношении каждой следующей строчки:
Из -за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
6.
Пальчиковая гимнастика на материале потешки «Из-за леса, …»
Из-за леса, (руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук
направлены вверх, пальцы разомкнуты)
Из-за гор (кисти рук сложены домиком)
Едет дедушка Егор.
(руки согнуты в локтях и совершают
круговые движения около туловища)
Сам на лошадке, (указательные пальцы обеих рук соединяются с
большими пальцами)
Жена на коровке, (средние пальцы обеих рук соединяются с
большими пальцами)
Дети на телятках, (безымянные пальцы обеих рук соединяются с
большими пальцами)
Внуки на козлятках. (мизинцы обеих рук соединяются с
большими пальцами)
7.
Рассматривается плоскостное изображение лошади. Предлагается
разрезать ножницами на равные полоски бумажную гриву лошадки, а
затем плавно и длительно подуть на гриву. Затем раскрасить лошадку
цветными карандашами.
8.
Лошадки обрадовались тому, что стали такими яркими и красивыми и
загордились. Участники мастер-класса с интонацией гордости читают
потешку (каждый участник читает одну строчку):
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
II
часть:
проводит воспитатель
1.
Звучит песня о матрешках. Все участники мастер-класса выполняют
русские народные движения.
2.
Воспитатель задает вопрос: «Ребята, вы догадались, кто пришел к нам в
гости?» (матрешка).
3.
Давайте поприветствуем матрешку. Сначала тихим голосом, затем
громким голосом и шепотом.
4.
Матрешка тоже нас приветствует и говорит:
Давай-ка с тобой
Поиграем немножко:
В матрешке большой есть
Поменьше матрешка.
Цветастое платье,
Румяные щечки!
Ее открываем –
В ней прячется дочка.
Матрешки танцуют,
Матрешки смеются
И радостно просят
Тебя улыбнуться! (воспитатель предлагает всем улыбнуться)
Они к тебе прыгают
Прямо в ладошки –
Какие веселые
Эти матрешки!
5.
Ребята, а какие у нас матрешки? Все участники подбирают
прилагательные к слову матрешка.
6.
Оксана, посчитай, пожалуйста, сколько у нас ярких матрешек? (одна
яркая матрешка, две яркие матрешки….).
7.
Ребята, у вас на столах тоже лежат матрешки. Они почему-то грустные.
Как вы думаете, что случилось? (они не раскрашены). А как мы можем
им помочь? (раскрасить матрешек цветными карандашами).
8.
Все участники раскрашивают матрешек цветными карандашами, а узор
на фартуке выдуваем через трубочку. Для этого капнем большую
каплю краски на фартук матрешки, а затем с помощью трубочки для
коктейля раздуем краску для создания узора.
9.
Вот и повеселели наши матрешки. Давайте полюбуемся ими и все
вместе повторим:
У меня матрешка есть
Новая игрушка.
В ярком сарафанчике
Славная толстушка.
10.А как вы думаете, что матрешка держит в руках за спиной? (разные
ответы участников. Правильный ответ – платочек).
11.Теперь и мы с вами превратимся в матрешек. Все участники берут в
руки яркие легкие платочки и встают в хоровод.
12.Игра на развитие речевого дыхания «Подуем на платочек».
13.Звучит продолжение песни о матрешках, все участники выполняют
движения с платочками в руках.
III
часть:
учитель-логопед
предложила
участникам
мастер-класса
изготовить тренажер «Цветок» для развития дыхания, который можно
использовать при знакомстве детей с лексической темой «Лето. Цветы». Для
изготовления тренажера участникам мастер-класса предлагаются заготовки
цветка без лепестков и разноцветные канцелярские закладки - стикеры,
которые нужно приклеить на заготовку. Затем на лепестки можно дуть.
IV
часть:
воспитатель представила участникам мастер-класса картотеку
потешек по лексическим темам и режимным моментам. Предложила
воспользоваться
коллегам
данной
картотекой.
Продемонстрировала
картотеку пословиц и поговорок по лексическим темам.
Рассказала о создании уголка для родителей «В нашей жизни, даже в спешке,
выручают нас потешки».