Напоминание

"Использование новых технологий обучения в целях получения опыта самостоятельной познавательной деятельности учащихся и повышение качества образования".


Автор: Гренкевич Екатерина Сергеевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МАОУ "Лицей №3"
Населённый пункт: город Стерлитамак республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование новых технологий обучения в целях получения опыта самостоятельной познавательной деятельности учащихся и повышение качества образования".
Раздел: среднее образование





Назад




«Использование новых технологий обучения

в целях получения опыта самостоятельной познавательной деятельности

учащихся

и повышение качества образования».

Парацентрическая технология обучения.

В условиях современной школы очень остро стоит вопрос о модернизации системы

образования. Во главу угла поставлен ребенок с его интересами, способностями, опытом

самостоятельной деятельности и личной ответственности. По А.Маслоу самая важная

потребность человека – потребность в самореализации. А для того, чтобы реализоваться

в жизни, ученику необходима не только система знаний, умений и навыков, но и

способность самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности

на основе использования социального опыта, элементом которого является и его

собственный опыт.

Работая в школе, столкнулась с тем, что часть понятий, категорий очень трудно

дается школьникам, если дети выступают в роли пассивных слушателей. И, наоборот,

при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и порой без особых

сложностей осваивают этот же материал.

Поэтому пришла к выводу, что часть учебных тем может быть освоено

школьниками самостоятельно, опираясь на их личностный, субъектный опыт, развивая

при этом опыт познавательной деятельности.

Данная проблема актуальна для нашего лицея, которая работает над темой

“Личностно ориентированный подход обучения в адаптивной школе”. В условиях

перехода к профильному обучению, необходимо учитывать индивидуальные

способности, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности каждого.

Проводя эксперимент, мы предположили, что организация обучения географии в

форме парацентрической технологии по теме “Топливно- энергетический комплекс

России ”(9 класс) может способствовать развитию опыта познавательной деятельности

обучающихся.( Автор технологии Суртаева Надежда Николаевна).

Особенность технологии в том, что процесс обучения строится через общение в

парах четырех видов, но обязательным условием является встреча с центром – учителем.

Данная технология была выбрана в силу того, что она предполагает большой объем

самостоятельной работы и выбор учащимися индивидуального образовательного

маршрута, что способствует развитию опыта самостоятельной познавательной

деятельности.

При этом столкнулась с трудностями при организации дифференцированного

подхода к развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников.

Оказалось, что подбор заданий каждому ребенку требует много сил и времени. Также

были сомнения, смогут ли ученики получать знания не через пассивное прослушивание

материала, а самостоятельно, имея при этом минимальный опыт.

Цель эксперимента – создание системы заданий по развитию опыта познавательной

деятельности старшеклассников при организации обучения в форме парацентрической

технологии.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

1.Проанализировать и обобщить научную и учебно-методическую литературу

2.Провести диагностику учебных возможностей учащихся.

3.Провести эксперимент в форме парацентрической технологии обучения.

4.Проанализировать и сделать выводы об эффективности применения

парацентрической технологии на уроке географии по теме для различных

заданий по развитию опыта познавательной деятельности.

5.Разработать систему заданий по развитию опыта познавательной

деятельности обучающихся при организации обучения в форме

парацентрической технологии.

Этапы эксперимента:

1.

Подготовительный этап август 2017 года.

2.

Проведение диагностики учащихся 9– 1 неделя сентября.

3.

Проведение уроков в форме парацентрической технологии

4.

Сравнение и анализ результатов решения аналогичных заданий при

традиционной форме обучения и в форме парацентрической технологии.

5.

Разработка системы заданий по развитию опыта самостоятельной

познавательной деятельности в рамках парацентрической технологии.

Цель педагогической деятельности – выяснить, влияет ли организация обучения

географии в форме парацентрической технологии на развитие опыта самостоятельной

познавательной деятельности обучающихся.

В педагогическом эксперименте были задействованы и 9 классы МАОУ “Лицей №

3», обучающиеся географии по программе КГОС 9 класс.

Выбрана учебная тема “Топливно- энергетический комплекс России» по

следующим причинам:

достаточное количество средств обучения для ее реализации;

доступность изложения данной темы для учащихся в различной литературе;

материал данной темы эмоционально близок учителю, значит присутствует

ситуация успеха при ее изложении.

Затем сформулированы дидактические, развивающие и воспитательные цели для

учителя с постановкой их для учеников как результатов обучения с учетом требований

образовательного стандарта.

В соответствие с поставленными целями выбраны средства обучения (СО),

разработаны методические инструкции (МИ) к средствам обучения, составлен

информационный лист для учащихся, лист учета за деятельностью учащихся и

индивидуальные ведомости учащихся. Также был составлен алгоритм работы по

парацентрической технологии

Одной из составляющих познавательной деятельности является интеллектуальная

деятельность. Поэтому в ходе подготовки эксперимента учителем методом наблюдения

была проведена диагностика интеллектуальных умений и навыков учащихся по методике

Кругловой Н.С.

Выявлено три группы учащихся с различным уровнем интеллектуальных умений и

навыков:

Слабая группа (9-15 баллов) – 3 человека – 12%;

Средняя группа (16-23 балла) – 13 человек – 52 %;

Сильная группа (24-31 балл) – 9 человек – 36 %.

С учетом этого были подобраны индивидуальные задания учащимся при

осуществлении эксперимента.

Этапы реализации технологии:

На первом этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями темы, составляют

их логико-структурную схему , знакомятся с информационным листом и алгоритмом

работы, которые представлены в презентации.

На втором этапе учащиеся в соответствии со своим индивидуальным

образовательным маршрутом работают самостоятельно. Учитель выступает в роли

консультанта и контролера.

Организация учебного процесса по такой технологии предполагает прохождение

учащимися четырех - шести диалоговых видов общения. Из предложенных видов

диалогов для ученика является обязательным выбор семи СО, а также диалог с учителем.

На третьем этапе проведена контрольная работа, которая соответствует

образовательным целям. В результате тест II уровня выполнили 90% учащихся, тест III

уровня-37%, тест IV уровня-25% c аналитической задачей и творческим заданием

справились соответственно 40 и 32 % школьников.

На основании этого можно сделать предположение, что возрос опыт

самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. После внедрения ПЦТО

уровень выполненных учениками заданий различного вида вырос. Прирост решенных

заданий составил: в тестах II, III и IV уровней- 6,8; 4 и 8 % соответственно

Следует отметить, что наибольший прирост составило выполнение заданий

творческого плана (12 %), полученные результаты, приведены в диаграмме.

Вывод: В результате применения ПЦТО по данным нашего исследования

развивается опыт самостоятельной познавательной деятельности учащихся, наибольший

прирост составило выполнение заданий творческого плана.

Работа по внедрению ПЦТО и составлению системы заданий вызвала ряд

вопросов, решение которых возможно в будущем:

1.

При отборе содержания ПЦТО приходилось изменять тематическое

планирование, так как данная технология предполагает мыслить не уроками, а

темами. Поэтому при составлении планирования других тем по экономике следует

это учитывать.

2.

Ряд трудностей вызвала постановка конкретных целей обучения для каждого

ученика, а особенно выбор средств обучения по этим целям и написание методических

инструкций. Эта работа требует вдумчивого анализа всех дидактических материалов,

которые есть у учителя, выявления роли каждого из этих материалов при выборе

индивидуального образовательного маршрута каждого ученика. При написании

методической инструкции необходимо придерживаться четкой, лаконичной

формулировки последовательности действий.



В раздел образования




Яндекс.Метрика