Напоминание

Новый взгляд на психологические рисуночные тесты


Автор: Щедрина Татьяна Трофимовна
Должность: ГБПОУ СК
Учебное заведение: ГБПОУ СК
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Новый взгляд на психологические рисуночные тесты
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Слышать глазами… или новый взгляд на психологические

рисуночные тесты

Т.Т. Щедрина

«Слышать» глазами…. Эти неожиданные слова открыли возможность

шире и более глубоко погрузиться в тему рисунков, а точнее сказать, в ту

тему моего доклада, который был интересен и загадочен…и остался таковым

до этого момента.

Интерес к психологическим моментам в рисунках и картинках

привлекает многих людей, профессионалов и любителей. Для меня, как

педагога, возможность использовать новые знания в профессиональной

деятельности дает определенный стимул для погружения в эту тему.

Изучение литературы по теме рисуночных тестов и специфике

интерпретации рисунков открыло основное, и я бы сказала, незыблемое

правило - «Осознать своё незнание». Хотя так часто бывает, когда в начале

изучения какого-то нового материала мы чувствуем (не все и не всегда)

«Какой я умный стал с этими знаниями» …. Погружение в тему приводит

рано или поздно к другому тезису «Ничего то я не знаю…»

Поэтому умничать я не буду… Поделюсь своими впечатлениями о

изученной литературе и еще кое, о чем.

Из книг о рисуночных тестах, а точнее сказать, о использовании

рисунков в качестве диагностических средств психологической помощи и

поддержки, мне особенно понравилась книга Грегга М Ферса «Тайный мир

рисунка». Она обращена к широкому кругу читателей, в том числе к врачам и

педагогам.

Дальше будут отрывки из этой книги….

… Чтобы понять язык рисунка, мы должны исходить из трех

предпосылок. Первая заключается в том, что бессознательное существует, и

что оно является источником содержания рисунков и сновидений. Все мы

схожи с айсбергом, у которого над водой видна лишь малая часть. Верхушка

айсберга — это сознание…

…Информация из бессознательного может пррявиться в повседневной

жизни в виде происшествий или, как Фрейд определял их, парапраксий.

«Таким образом под парапраксией я понимаю случающиеся у здоровых

и нормальных людей забывание слов и имен, хорошо им известных,

забывание о намерении что-либо сделать, оговорки и описки, оставление

вещей в неподходящих местах и невозможность их потом отыскать, теряние

вещей, совершение ошибок вопреки великолепному знанию предмета, а

также привычные жесты и движения. Всем этим случаям психология уделяла

мало внимания; их классифицировали как случаи «рассеянности» и

приписывали состоянию усталости, отвлеченному вниманию, а также

дополнительному

эффекту

некоторых

легких

заболеваний.

Однако

аналитическое и сследование показывает с точностью, удовлетворяющей

любым требованиям, вышеуказанные факторы действуют всего лишь как

способствующие проявлению и могут отсутствовать вообще.

Парапраксии являются полноценным психическим явлением, всегда

имеющими значение и намерение. Они служат определенным целям, которые

вследствие превалирующего психического настроя не могут быть выражены

ни в какой другой форме. Как правило, в таких ситуациях имеет место

психический конфликт, который не позволяет лежащему в основе намерению

найти непосредственное выражение и обеспечивает для этого обходной путь.

Человек допустивший парапраксию, может заметить это или проглядеть;

подавленное намерение, лежащее в основе парапраксии, может быть ему

хорошо известно, но обычно без анализа человек не догадывается, что

именно это намерение виновно в данном конкретном случае парапраксии…

Если человек обращает внимание на совершенную серьезную ошибку, то

следующая же мысль, пришедшая ему в голову, натолкнем его на

объяснение» (Зигмунд Фрейд, Полное собрание сочинений, Т.13, стр 166-

167)

Следует обратить пристальное внимание на такие происшествия,

поскольку это часто относится и к рисункам. Нам необходимо в первую

очередь разобраться, чем же являются эти происшествия, или «парапраксии».

В основе каждой предполагаемой ошибки или происшествия лежит

подавление.

В

случае

подавления,

психическая

энергия

движется

в

направлении, отличном от того, которое предполагалось сознанием в момент

происшествия. При анализе рисунков мы не должны отмахиваться от

пометок на рисунках, просто относя их к разряду случайностей или

ошибок…

Далее приводится пример … Недавно одна женщина, попавшая в

аварию, описала ее так: кто-то на повороте врезался в ее автомобиль. При

этом она признала, что могла бы избежать столкновения. В анализе она

упомянула, что ее брат никогда ей не уступал… итак, при разборе аварии,

выяснилась ее личная установка: «Я имела право ехать первой, так почему я

всегда должна уступать?» ее до сих пор не оставляет обида из-за того, что в

семье приходилось «освобождать брату дорогу» … и поэтому не остановила

автомобиль даже под угрозой столкновения…

Вторая предпосылка: рисунок должен восприниматься как действенное

средство коммуникации с бессознательным, достоверно передающем его

содержание.

короче

говоря,

содержание

рисунка

всегда

имеет

фактическую основу…

Пример … девочка в палате в больнице нарисовала зверюшку, одну,

покинутую, всю в слезах… На вопрос о том почему он такой заплаканный,

она сказала, что он провинился, теперь остался один и с ним никто не хочет

играть. После того как попросили ее нарисовать вокруг зверюшек и

попросить его поиграть с ними, зверек на рисунках повеселел… Причина

этого состояния ребенка – это ожидание встречи с родителями, которые не

могли приходить в ней каждый день, так как далеко жили от больницы…

Процесс рисования для ребенка был целительным, помог понять и облегчить

стрессовую ситуацию. Позже девочка нашла себе друзей для игр и весело

играла с ними….

….Третья

предпосылка,

она

является

основополагающей

для

интерпретации рисунка, заключается в том, что разум и тело, душа и сома от

природы взаимосвязаны. Эта связь обеспечивает их постоянное общение и

взаимодействие…Находясь как бы в браке, душа и сома являются

участниками постоянного процесса поиска равновесия в рамках отдельной

личности.

Хотелось бы отметить предостережения автора « …. Для того чтобы

терапевт мог эффективно помочь пациенту разобраться с символическим

языком бессознательного, он, прежде всего, должен заглянуть в «чулан»

своего собственного бессознательного и ознакомиться с его содержимым.

Внутри каждого из на живут разные «личности» ….

…Терапевт не должен быть «пророком» и предсказателем… не

настаивать на ответе, при интерпретации рисунка, памятуя, что уклонение от

ответа и есть ответ… уважать и ценить защитные механизмы пациента…»

Представленный выше отрывок из книги стала для меня решающей.

Мой интерес к теме анализа рисунка, как оказалось, помог мне заглянуть в

собственный «чулан» … и не проецировать свои скрытые стороны на других

… увидеть свои отрицательные черты и слабости, страхи … а также сильные

стороны и неиспользованные возможности.



В раздел образования




Яндекс.Метрика