Автор: Щедрина Татьяна Трофимовна
Должность: ГБПОУ СК
Учебное заведение: ГБПОУ СК
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Новый взгляд на психологические рисуночные тесты
Раздел: среднее профессиональное
Слышать глазами… или новый взгляд на психологические
рисуночные тесты
Т.Т. Щедрина
«Слышать» глазами…. Эти неожиданные слова открыли возможность
шире и более глубоко погрузиться в тему рисунков, а точнее сказать, в ту
тему моего доклада, который был интересен и загадочен…и остался таковым
до этого момента.
Интерес к психологическим моментам в рисунках и картинках
привлекает многих людей, профессионалов и любителей. Для меня, как
педагога, возможность использовать новые знания в профессиональной
деятельности дает определенный стимул для погружения в эту тему.
Изучение литературы по теме рисуночных тестов и специфике
интерпретации рисунков открыло основное, и я бы сказала, незыблемое
правило - «Осознать своё незнание». Хотя так часто бывает, когда в начале
изучения какого-то нового материала мы чувствуем (не все и не всегда)
«Какой я умный стал с этими знаниями» …. Погружение в тему приводит
рано или поздно к другому тезису «Ничего то я не знаю…»
Поэтому умничать я не буду… Поделюсь своими впечатлениями о
изученной литературе и еще кое, о чем.
Из книг о рисуночных тестах, а точнее сказать, о использовании
рисунков в качестве диагностических средств психологической помощи и
поддержки, мне особенно понравилась книга Грегга М Ферса «Тайный мир
рисунка». Она обращена к широкому кругу читателей, в том числе к врачам и
педагогам.
Дальше будут отрывки из этой книги….
… Чтобы понять язык рисунка, мы должны исходить из трех
предпосылок. Первая заключается в том, что бессознательное существует, и
что оно является источником содержания рисунков и сновидений. Все мы
схожи с айсбергом, у которого над водой видна лишь малая часть. Верхушка
айсберга — это сознание…
…Информация из бессознательного может пррявиться в повседневной
жизни в виде происшествий или, как Фрейд определял их, парапраксий.
«Таким образом под парапраксией я понимаю случающиеся у здоровых
и нормальных людей забывание слов и имен, хорошо им известных,
забывание о намерении что-либо сделать, оговорки и описки, оставление
вещей в неподходящих местах и невозможность их потом отыскать, теряние
вещей, совершение ошибок вопреки великолепному знанию предмета, а
также привычные жесты и движения. Всем этим случаям психология уделяла
мало внимания; их классифицировали как случаи «рассеянности» и
приписывали состоянию усталости, отвлеченному вниманию, а также
дополнительному
эффекту
некоторых
легких
заболеваний.
Однако
аналитическое и сследование показывает с точностью, удовлетворяющей
любым требованиям, вышеуказанные факторы действуют всего лишь как
способствующие проявлению и могут отсутствовать вообще.
Парапраксии являются полноценным психическим явлением, всегда
имеющими значение и намерение. Они служат определенным целям, которые
вследствие превалирующего психического настроя не могут быть выражены
ни в какой другой форме. Как правило, в таких ситуациях имеет место
психический конфликт, который не позволяет лежащему в основе намерению
найти непосредственное выражение и обеспечивает для этого обходной путь.
Человек допустивший парапраксию, может заметить это или проглядеть;
подавленное намерение, лежащее в основе парапраксии, может быть ему
хорошо известно, но обычно без анализа человек не догадывается, что
именно это намерение виновно в данном конкретном случае парапраксии…
Если человек обращает внимание на совершенную серьезную ошибку, то
следующая же мысль, пришедшая ему в голову, натолкнем его на
объяснение» (Зигмунд Фрейд, Полное собрание сочинений, Т.13, стр 166-
167)
Следует обратить пристальное внимание на такие происшествия,
поскольку это часто относится и к рисункам. Нам необходимо в первую
очередь разобраться, чем же являются эти происшествия, или «парапраксии».
В основе каждой предполагаемой ошибки или происшествия лежит
подавление.
В
случае
подавления,
психическая
энергия
движется
в
направлении, отличном от того, которое предполагалось сознанием в момент
происшествия. При анализе рисунков мы не должны отмахиваться от
пометок на рисунках, просто относя их к разряду случайностей или
ошибок…
Далее приводится пример … Недавно одна женщина, попавшая в
аварию, описала ее так: кто-то на повороте врезался в ее автомобиль. При
этом она признала, что могла бы избежать столкновения. В анализе она
упомянула, что ее брат никогда ей не уступал… итак, при разборе аварии,
выяснилась ее личная установка: «Я имела право ехать первой, так почему я
всегда должна уступать?» ее до сих пор не оставляет обида из-за того, что в
семье приходилось «освобождать брату дорогу» … и поэтому не остановила
автомобиль даже под угрозой столкновения…
Вторая предпосылка: рисунок должен восприниматься как действенное
средство коммуникации с бессознательным, достоверно передающем его
содержание.
…
короче
говоря,
содержание
рисунка
всегда
имеет
фактическую основу…
Пример … девочка в палате в больнице нарисовала зверюшку, одну,
покинутую, всю в слезах… На вопрос о том почему он такой заплаканный,
она сказала, что он провинился, теперь остался один и с ним никто не хочет
играть. После того как попросили ее нарисовать вокруг зверюшек и
попросить его поиграть с ними, зверек на рисунках повеселел… Причина
этого состояния ребенка – это ожидание встречи с родителями, которые не
могли приходить в ней каждый день, так как далеко жили от больницы…
Процесс рисования для ребенка был целительным, помог понять и облегчить
стрессовую ситуацию. Позже девочка нашла себе друзей для игр и весело
играла с ними….
….Третья
предпосылка,
она
является
основополагающей
для
интерпретации рисунка, заключается в том, что разум и тело, душа и сома от
природы взаимосвязаны. Эта связь обеспечивает их постоянное общение и
взаимодействие…Находясь как бы в браке, душа и сома являются
участниками постоянного процесса поиска равновесия в рамках отдельной
личности.
Хотелось бы отметить предостережения автора « …. Для того чтобы
терапевт мог эффективно помочь пациенту разобраться с символическим
языком бессознательного, он, прежде всего, должен заглянуть в «чулан»
своего собственного бессознательного и ознакомиться с его содержимым.
Внутри каждого из на живут разные «личности» ….
…Терапевт не должен быть «пророком» и предсказателем… не
настаивать на ответе, при интерпретации рисунка, памятуя, что уклонение от
ответа и есть ответ… уважать и ценить защитные механизмы пациента…»
Представленный выше отрывок из книги стала для меня решающей.
Мой интерес к теме анализа рисунка, как оказалось, помог мне заглянуть в
собственный «чулан» … и не проецировать свои скрытые стороны на других
… увидеть свои отрицательные черты и слабости, страхи … а также сильные
стороны и неиспользованные возможности.