Автор: Баньковская Ольга Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное образовательное учреждение
Населённый пункт: п.Парфино, Новгородская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Дыхательная гимнастика в подготовительной группе ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
У детей, поступающих в речевые группы независимо от их речевого дефекта
наблюдается слабое, поверхностное дыхание, поэтому, развитие дыхания - один
из важных этапов коррекционной помощи детям. Для постановки ряда звуков:
шипящих, свистящих, сонорных требуется равномерная, сильная воздушная
струя. Основная задача педагога в работе с такими детьми, сначала
формировать физиологическое дыхание: вдох и выдох осуществляется через
нос,
причем
вдох,
равен
по
продолжительности
выдоху,
выработка
диафрагмального дыхания: когда легкие могут вобрать в себя больше воздуха
при минимальных усилиях, а затем формировать и речевое дыхание, когда
после
глубокого
вдоха
делается
пауза,
затем
на
длительном
выдохе
проговаривается слово.
Исследуя специфические особенности дыхания детей в группе
компенсирующей направленности, часто наблюдаю
отсутствие плавного и
длительного выдоха.
1.
Дети затруднялись говорить на одном выдохе определенное количество
слов, предложений.
2.
Дыхательные упражнения показали на отсутствие координации ротового
и носового дыхания, неумение ребенка управлять своим выдохом.
Ежедневные дыхательные упражнения по 3-4 минуты, помогают детям
учиться правильно использовать свое речевое дыхание. Воспитатель не просто
предлагает дошкольнику выполнить определенные полезные упражнения, а
представляет
их
в
форме
увлекательной
игры.
Вариантов
множество.
Проведение с дошкольниками дыхательной гимнастики имеют определенные
нюансы:
- Воздух в помещении обязательно должен быть свежим, но не холодным.
- Любое упражнение по продолжительности не должно длиться более 3 минут.
-
Мышцы
тела
ребенка
не
должны
быть
напряжены.
- Если у ребенка насморк, то перед гимнастикой следует очистить носовые ходы.
-
Упражнения
непременно
должны
быть
регулярными.
-
В
процессе
выполнения
гимнастики
нужно
следить
за
состоянием
дошкольников. Если кто -то побледнел либо покраснел, прикрыл глаза, стал
часто
дышать,
то
нужно
сразу
предложить
этому
ребенку
отдохнуть.
-
Одно
и
то
же
упражнение
со
временем
можно
усложнить.
-Очень полезно делать гимнастику на улице. Можно просто вдохнуть полной
грудью свежий воздух, а после прогулки в холодную погоду можно интенсивно
подуть
на
свои
ладошки
(это
полезное
дыхательной
упражнение)
В группе совместно с родителями из бросового материала сделаны различные
игры для дыхательной гимнастике, которые детям не только полезны, но и
интересны, увлекательны.
Вот так проходит дыхательная гимнастика в группе «Рябинка» с удовольствием
и пользой для детей.
Воспитанники сделали упражнения ("Пузырьки", "Полетели", " Футбол",
"Фейерверк", " Дудочка", "Ветреная мельница" и т. д)