Автор: Пелихова Валентина Ивановна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 69
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: «Исследования в работе педагога»
Раздел: среднее образование
Учитель математики МБОУ СОШ № 69
Пелихова Валентина Ивановна
«Исследования в работе педагога»
Главной
целью
школьного
образования
является
развитие
ребенка
как
компетентной
личности
путем
включения
его
в различные
виды
ценностей
человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-
трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов
жизнедеятельности. Результатом школьного образовательного процесса должна стать
способность и готовность школьников самостоятельно решать актуальные для них
проблемы на основе собственного опыта, системы знаний, умений и навыков.
В отличие от стандартов первого поколения, которые
определяли лишь
совокупность обязательного минимума содержания образования и требования к
уровню подготовки учащихся, назначение новых стандартов призвано обеспечивать
развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи,
ожиданий общества и требований государства в сфере образования на основе
предложенной системы требований.
Активные процессы социальных преобразований в стране требуют
инициативного творческого педагога, способного к восприятию новых идей и
принятию нестандартных решений, к духовно-ценностному преобразованию себя и
обучаемых, к самостоятельному самоопределению, к организации образовательного
процесса, способствующего жизненной самореализации обучающихся, то есть,
учителя нового поколения – учителя - исследователя.
Размышляя над миссией учителя «Нашей новой школы», уместно вспомнить
слова В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал
учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в
скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую
тропинку исследования».
Где найти эту счастливую тропинку? Кто он педагог-исследователь?
Педагог-исследователь – это новое качество педагога, который необходим
современной школе и современному обществу. Быстро меняющийся мир ставит
перед учителем задачу дать школьникам не только конкретную сумму знаний, но и
эффективно создать мотивационную базу для осознанного восприятия этих знаний в
ходе исследовательской и творческой деятельности, сформировать
интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся.
Педагог - исследователь занимается практической и исследовательской
деятельностью, направленной на научный поиск путей и способов
совершенствования образования, обладает высоким уровнем профессиональной
компетентности, активно включается в инновационные процессы, имеет яркую
творческую индивидуальность, собственную философско-педагогическую позицию,
отличается чувством ответственности, способен созидать новое на основе глубокой
любви к детям.
Общество заинтересовано в педагоге, отчетливо видящем смысл и цель
своей деятельности, ориентированном на реализацию идей опережающего
образования, на творческое преобразование себя и обучаемых. На мой взгляд,
учитель-исследователь характеризуется не только мастерством, новаторством и
творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской
деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса,
высоким развитием интеллектуального мышления, эрудиции, владеющего
методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического
анализа, высокой инновационной готовностью. Его задача научить обучающегося
самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации (по спирали): Я –
самоизучение – самовоспитание – самообучение – самоутверждение-
самоопределение - саморегуляция – саморазвитие – самопознание –
самоактуализация - самореализация.
На уроке педагог, оснащённый полезной информацией, одновременно выступает
во многих ролях. И чем больше позиций способен учитель удерживать в фокусе
внимания, тем выше его квалификация, эффективность его деятельности.
Представим себе круг бесчисленных педагогических обязанностей и умений. В
сущности он делится на пять основных секторов: роль исследователя, реализатора
замысла, психолога, специалиста по работе с информацией и, наконец, контролёра,
способного оценить качество выполненных работ. Круг замкнулся: достигнут
определённый результат. Чтобы поставить новую задачу, необходимо исследовать
изменившуюся реальность. В идеале учитель исполняет все вышеперечисленные роли
одномоментно.
Можно выделить следующие признаки научно-педагогического мышления у
педагога-исследователя:
1) умение наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдений,
отделять существенные факты от несущественных;
2) умение проводить эксперимент (имеется в виду его постановка,
объяснение и оформление результатов);
3) умение осуществлять активный поиск на его отдельных этапах;
4)понимание структуры теоретического знания;
5)овладение общенаучными идеями и принципами;
6)
умение
выделять
главное
в
сложных
явлениях
природы,
абстрагироваться, анализировать и обобщать материал;
7) осознание методов научного познания;
8) умение рассматривать явления и процессы во взаимосвязи, вскрывать
сущность предметов и явлений, видеть их противоречия.
Педагог в позиции исследователя наблюдает за происходящим, старается понять
интересы детей, экспериментирует, создаёт различные обучающие ситуации,
анализирует итоги работы. Именно «в этой роли» учитель способен помочь детям в
осуществлении их собственных учебных изысканий. Вырастить в себе исследователя
не так трудно — достаточно порой сосредотачиваться на наблюдении и рефлексии,
обсуждать свои соображения с кем-то из коллег. Например, решение задач на дроби -
обучающие ситуации; деление на десятичную дробь - эксперимент.
Исследовательская работа педагогов и обучающихся – одна из непременных
составляющих успешного развития образовательного учреждения. Создание
условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями,
способностями и интересами, формирования их ключевых компетенций
осуществляется через реализацию в школе научного общества, организацию научно-
исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Метод проектов, как компонент системы образования, создаёт личностную
мотивацию школьника в решении интересной проблемы. Найденный способ решения
проблемы имеет практический характер, является социально значимым как для
школьника, так и для взрослого человека.
Метод проектов, как компонент системы образования, создаёт личностную
мотивацию школьника в решении интересной проблемы. Найденный способ решения
проблемы имеет практический характер, является социально значимым как для
школьника, так и для взрослого человека.
Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа,
выполненная под руководством учителя, то есть деятельность учащихся от идей до
завершения проекта. Работа над проектом в творческом коллективе учащихся дает им
возможность объединится по интересам, частично работа может выполняться дома с
помощью
родителей.
Ученик,
работая
над
проектом,
учится
самостоятельно
приобретать знания, развивает коммуникативные навыки и умения. Работая в
разнообразных
группах
и
исполняя
различные
социальные
роли
(лидера,
исполнителя),
он
овладевает
умениями
исследовательской
работы:
собирает
необходимую
информацию,
учиться
анализировать
факты,
делает
выводы
и
заключения.
Работа над проектами
гармонично дополняет в образовательном процессе
классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и
метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не
ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное
время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных
результатов.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в
группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация
(защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных
умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при
выборе тематики проектов.
Для социального проекта характерна связь с актуальными проблемами
повседневности. Результатом опыта проектирования должно быть формирование
социальных компетенций. К социальным компетенциям относятся способность
работать в команде, обозначение и разрешение конфликтов, понимание других,
контактность, социальная ответственность.
Развитие
у
школьников
исследовательских
и
коммуникативных
умений
рассматривается как одно из приоритетных направлений образования.
Коммуникативная и исследовательская компетентность формируется через
соответствующим образом организованную проектную деятельность, посвященную
значимым для обучающихся проблемам. Исследовательская деятельность является
фактором повышения профессиональной компетенции учителя.
В начале учитель
осваивает
традиционные
формы
методической
работы,
основывающиеся
на
концепции педагогического образования, повышения квалификации педагогических
кадров. Далее
работа
учителя
ориентирована
на
концепцию
педагогического
творчества,
изучение
и
обобщение
передового
педагогического
опыта
(этап
дидактического осмысления учителем своей деятельности). Учитель анализирует и
обобщает свой опыт, опыт коллег, выявляет дидактические затруднения, ищет пути
решения; формулирует проблемы, использует результаты исследований и передового
педагогического опыта, адресованных к практике, знакомится с технологиями
обучения. На
следующем
этапе
(разработка
учебно-методической
литературы)
учитель
должен
осознать
необходимость
собственной
исследовательской
деятельности, он принимает участие в разработке учебных программ, изучает
возможности
технологии
обучения
и
преподавания
своего
предмета.
Педагог
изучает
свой
опыт,
разрабатывает
авторские
программы
и
учебно-
методические комплексы к ним, разрабатывает отдельные элементы технологии
обучения. И
в
завершении
этап
(разработка
нового
педагогического
знания)
предполагает подготовку учителем научных статей, написание им научных работ,
создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения.
Современные преобразования школы и общества требуют от учителя переориентации
его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру научно-
исследовательской
деятельности.
Настоящее
время
-
время
инновационной
деятельности
учителя,
педагога-исследователя.