Напоминание

«Исследования в работе педагога»


Автор: Пелихова Валентина Ивановна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 69
Населённый пункт: город Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: «Исследования в работе педагога»
Раздел: среднее образование





Назад




Учитель математики МБОУ СОШ № 69

Пелихова Валентина Ивановна

«Исследования в работе педагога»

Главной

целью

школьного

образования

является

развитие

ребенка

как

компетентной

личности

путем

включения

его

в различные

виды

ценностей

человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-

трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов

жизнедеятельности. Результатом школьного образовательного процесса должна стать

способность и готовность школьников самостоятельно решать актуальные для них

проблемы на основе собственного опыта, системы знаний, умений и навыков.

В отличие от стандартов первого поколения, которые

определяли лишь

совокупность обязательного минимума содержания образования и требования к

уровню подготовки учащихся, назначение новых стандартов призвано обеспечивать

развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи,

ожиданий общества и требований государства в сфере образования на основе

предложенной системы требований.

Активные процессы социальных преобразований в стране требуют

инициативного творческого педагога, способного к восприятию новых идей и

принятию нестандартных решений, к духовно-ценностному преобразованию себя и

обучаемых, к самостоятельному самоопределению, к организации образовательного

процесса, способствующего жизненной самореализации обучающихся, то есть,

учителя нового поколения – учителя - исследователя.

Размышляя над миссией учителя «Нашей новой школы», уместно вспомнить

слова В.А.Сухомлинского: «Если вы хотите, чтобы педагогический труд давал

учителю радость, чтобы повседневное проведение уроков не превращалось в

скучную однообразную повинность, ведите каждого учителя на счастливую

тропинку исследования».

Где найти эту счастливую тропинку? Кто он педагог-исследователь?

Педагог-исследователь – это новое качество педагога, который необходим

современной школе и современному обществу. Быстро меняющийся мир ставит

перед учителем задачу дать школьникам не только конкретную сумму знаний, но и

эффективно создать мотивационную базу для осознанного восприятия этих знаний в

ходе исследовательской и творческой деятельности, сформировать

интеллектуальные умения, лежащие в основе научного мышления обучающихся.

Педагог - исследователь занимается практической и исследовательской

деятельностью, направленной на научный поиск путей и способов

совершенствования образования, обладает высоким уровнем профессиональной

компетентности, активно включается в инновационные процессы, имеет яркую

творческую индивидуальность, собственную философско-педагогическую позицию,

отличается чувством ответственности, способен созидать новое на основе глубокой

любви к детям.

Общество заинтересовано в педагоге, отчетливо видящем смысл и цель

своей деятельности, ориентированном на реализацию идей опережающего

образования, на творческое преобразование себя и обучаемых. На мой взгляд,

учитель-исследователь характеризуется не только мастерством, новаторством и

творчеством, но и элементами целенаправленной научно-исследовательской

деятельности, прогнозированием и моделированием педагогического процесса,

высоким развитием интеллектуального мышления, эрудиции, владеющего

методологическими, исследовательскими умениями и навыками педагогического

анализа, высокой инновационной готовностью. Его задача научить обучающегося

самоорганизации и показать ему реальный путь к самореализации (по спирали): Я –

самоизучение – самовоспитание – самообучение – самоутверждение-

самоопределение - саморегуляция – саморазвитие – самопознание –

самоактуализация - самореализация.

На уроке педагог, оснащённый полезной информацией, одновременно выступает

во многих ролях. И чем больше позиций способен учитель удерживать в фокусе

внимания, тем выше его квалификация, эффективность его деятельности.

Представим себе круг бесчисленных педагогических обязанностей и умений. В

сущности он делится на пять основных секторов: роль исследователя, реализатора

замысла, психолога, специалиста по работе с информацией и, наконец, контролёра,

способного оценить качество выполненных работ. Круг замкнулся: достигнут

определённый результат. Чтобы поставить новую задачу, необходимо исследовать

изменившуюся реальность. В идеале учитель исполняет все вышеперечисленные роли

одномоментно.

Можно выделить следующие признаки научно-педагогического мышления у

педагога-исследователя:

1) умение наблюдать, анализировать и объяснять данные наблюдений,

отделять существенные факты от несущественных;

2) умение проводить эксперимент (имеется в виду его постановка,

объяснение и оформление результатов);

3) умение осуществлять активный поиск на его отдельных этапах;

4)понимание структуры теоретического знания;

5)овладение общенаучными идеями и принципами;

6)

умение

выделять

главное

в

сложных

явлениях

природы,

абстрагироваться, анализировать и обобщать материал;

7) осознание методов научного познания;

8) умение рассматривать явления и процессы во взаимосвязи, вскрывать

сущность предметов и явлений, видеть их противоречия.

Педагог в позиции исследователя наблюдает за происходящим, старается понять

интересы детей, экспериментирует, создаёт различные обучающие ситуации,

анализирует итоги работы. Именно «в этой роли» учитель способен помочь детям в

осуществлении их собственных учебных изысканий. Вырастить в себе исследователя

не так трудно — достаточно порой сосредотачиваться на наблюдении и рефлексии,

обсуждать свои соображения с кем-то из коллег. Например, решение задач на дроби -

обучающие ситуации; деление на десятичную дробь - эксперимент.

Исследовательская работа педагогов и обучающихся – одна из непременных

составляющих успешного развития образовательного учреждения. Создание

условий для всестороннего развития учащихся в соответствии с их склонностями,

способностями и интересами, формирования их ключевых компетенций

осуществляется через реализацию в школе научного общества, организацию научно-

исследовательской и проектной деятельности учащихся.

Метод проектов, как компонент системы образования, создаёт личностную

мотивацию школьника в решении интересной проблемы. Найденный способ решения

проблемы имеет практический характер, является социально значимым как для

школьника, так и для взрослого человека.

Метод проектов, как компонент системы образования, создаёт личностную

мотивацию школьника в решении интересной проблемы. Найденный способ решения

проблемы имеет практический характер, является социально значимым как для

школьника, так и для взрослого человека.

Под проектом понимается самостоятельная творческая завершенная работа,

выполненная под руководством учителя, то есть деятельность учащихся от идей до

завершения проекта. Работа над проектом в творческом коллективе учащихся дает им

возможность объединится по интересам, частично работа может выполняться дома с

помощью

родителей.

Ученик,

работая

над

проектом,

учится

самостоятельно

приобретать знания, развивает коммуникативные навыки и умения. Работая в

разнообразных

группах

и

исполняя

различные

социальные

роли

(лидера,

исполнителя),

он

овладевает

умениями

исследовательской

работы:

собирает

необходимую

информацию,

учиться

анализировать

факты,

делает

выводы

и

заключения.

Работа над проектами

гармонично дополняет в образовательном процессе

классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и

метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не

ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное

время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных

результатов.

Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в

группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация

(защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных

умений.

Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при

выборе тематики проектов.

Для социального проекта характерна связь с актуальными проблемами

повседневности. Результатом опыта проектирования должно быть формирование

социальных компетенций. К социальным компетенциям относятся способность

работать в команде, обозначение и разрешение конфликтов, понимание других,

контактность, социальная ответственность.

Развитие

у

школьников

исследовательских

и

коммуникативных

умений

рассматривается как одно из приоритетных направлений образования.

Коммуникативная и исследовательская компетентность формируется через

соответствующим образом организованную проектную деятельность, посвященную

значимым для обучающихся проблемам. Исследовательская деятельность является

фактором повышения профессиональной компетенции учителя.

В начале учитель

осваивает

традиционные

формы

методической

работы,

основывающиеся

на

концепции педагогического образования, повышения квалификации педагогических

кадров. Далее

работа

учителя

ориентирована

на

концепцию

педагогического

творчества,

изучение

и

обобщение

передового

педагогического

опыта

(этап

дидактического осмысления учителем своей деятельности). Учитель анализирует и

обобщает свой опыт, опыт коллег, выявляет дидактические затруднения, ищет пути

решения; формулирует проблемы, использует результаты исследований и передового

педагогического опыта, адресованных к практике, знакомится с технологиями

обучения. На

следующем

этапе

(разработка

учебно-методической

литературы)

учитель

должен

осознать

необходимость

собственной

исследовательской

деятельности, он принимает участие в разработке учебных программ, изучает

возможности

технологии

обучения

и

преподавания

своего

предмета.

Педагог

изучает

свой

опыт,

разрабатывает

авторские

программы

и

учебно-

методические комплексы к ним, разрабатывает отдельные элементы технологии

обучения. И

в

завершении

этап

(разработка

нового

педагогического

знания)

предполагает подготовку учителем научных статей, написание им научных работ,

создание новых методик обучения и воспитания, новой технологии обучения.

Современные преобразования школы и общества требуют от учителя переориентации

его деятельности на новые педагогические ценности, адекватные характеру научно-

исследовательской

деятельности.

Настоящее

время

-

время

инновационной

деятельности

учителя,

педагога-исследователя.



В раздел образования




Яндекс.Метрика