Автор: Струлёва Ольга Владиславовна
Должность: учитель, заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МАОУ гимназия №13
Населённый пункт: г.о.Долгопрудный
Наименование материала: Статья
Тема: "Ребенок с особыми образовательными потребностями в школе"
Раздел: среднее образование
Ребенок с особыми образовательными потребностями в школе.
Любой ребенок нашей страны имеет право получить образование. Перед
современной школой стоит важная задача – качественно и доступно донести
образовательный материал до ребенка, будь то обычный ребенок, или
ребенок с особыми образовательными потребностями, а так же важно помочь
каждому ребенку стать социально успешным.
Кто же такие дети с особыми образовательными потребностями? Четкое
понятие дает французский ученый Г. Лефранко: «Особые потребности – это
термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая
или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг,
предоставляется возможность расширить свой потенциал».
В современной образовательной среде все чаще используется термин
«инклюзивное образование». Инклюзивное образование предполагает
обучение детей с особыми образовательными потребностями в классах
вместе с обычными детьми. При таком образовательном процессе
происходит включение обычных детей и детей с образовательными
потребностями в одни и те же виды деятельности на уроках, что позволяет
вовлекать «особых детей» в групповую работу, будь то ролевая игра,
лабораторная или практическая работа, проектная деятельность. Выполняя
любой вид деятельности в группах, дети контактируют, обсуждают что-то,
совместно выполняют одно и тоже задание, при этом никто из детей не
задумывается о том, что кто-то из них особенный, они погружены в работу.
Такие работы имеют положительный результат, как для образовательного
процесса, так и для качества обучения.
Все же, на сегодняшний день возникают трудности при внедрении
инклюзивной модели образования в современных школах… К сожалению,
детей имеющих ограниченными возможностями воспринимают не совсем
правильно, длительное время тратиться на принятие такого ребенка в
школьном коллективе. Но самая важная проблема – это недостаточное
знание проблем и тонкостей работы с детьми, имеющими образовательные
потребности со стороны школы, а именно большинства учителей, директоров
и их заместителей.
Каждый педагог, сотрудник образовательного учреждения, должен
иметь представление об инклюзивном образовании и особенностях работы с
детьми с особыми образовательными потребностями. Могут возникнуть в
процессе работы разные ситуации, к которым педагог должен быть готов и
уметь найти выход и правильное решение. Нужно иметь представление о
тонкостях работы с такими детьми, имеющими отклонения в физическом или
психическом развитии. Например, если у детей нарушена речь, зрение, слух
важно подбирать для детей правильные задания. Ведь если ребенок с
нарушением речи, или заиканием, рассказывает перед классом
стихотворение, обязательно найдется тот, кто может подшутить, или ребенок
сам ошибется и начнется нервничать и переживать. Эта ситуация негативно
скажется не только на образовательном процессе, но и на психическом
состояние ребенка, на его эмоциональном состояние.
В образовательных учреждениях необходимо дать возможность детям с
особыми образовательными потребностями чувствовать себя комфортно,
чтобы у них не возникало мыслей, о том, что они не такие как другие дети.
Здесь важна работа, как родителей, так и школьных работников, педагога-
психолога, классного руководителя, учителей-предметников. Если каждый
участник образовательного процесса сможет помочь ребенку, то он не будет
чувствовать себя в чем-то ущемленным, поддержка и помощь помогут ему
стать уверенным в себе, ребенку легче станет находить контакт с другими
детьми.
Только совместная работа родителей и педагогического коллектива даст
положительный результат обучения, воспитания и социализации детей с
особенными образовательными потребностями. Дети с особыми
образовательными потребностями требуют к себе особого внимания, которое
мы можем дать им и сделать их успешнее и счастливие.