Автор: Филюкова Ирина Валерьевна
Должность: психолог
Учебное заведение: ГПОУ "Полысаевский индустриальный техникум"
Населённый пункт: г. Полысаево, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: " Направления и формы деятельности психолога во взаимодействии с семьями учащихся."."
Раздел: среднее профессиональное
Направление работы психолога во
взаимодействии с семьёй студента.
В современных условиях развития системы образования центральное значение
приобрели идеи гуманитаризации и гуманизации, поддержки становления
молодого
человека,
опоры
на
его
сущностные
силы
и
особенности.
Образовательное учреждение и семья – два важнейших социальных института,
которые призваны реализовать эти идеи и подготовить молодых людей к жизни
и
деятельности в
обществе.
В последнее время
становится
очевидной
необходимость укрепления взаимоотношений между семьей и образовательным
учреждением. Это подтверждает анализ тенденций, характеризующих позицию
родителей по отношению к образовательному учреждении. Родители студентов
обеспечивают финансовую поддержку своих детей в процессе обучения, а также
нередко платят за само образование. Однако, влияние родителей на процесс
образования гораздо шире. Именно они зачастую формируют ожидания
абитуриентов и студентов относительно процесса обучения и будущей карьеры,
играют решающую роль в профориентации своих детей, являются источником
той или иной мотивации в обучении.
Образовательные
учреждения
заинтересованы
в
повышении
психолого-
педагогической компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного
воспитания детей, ведь именно семья закладывает основы личности. Работа
психолога с семьей по этому направлению реализуется через следующие формы
взаимодействия.
Формы взаимодействия:
- психолого-педагогическое консультирование ;
- психолого-педагогическая диагностика;
-родительский лекторий ;
-родительские собрания;
-переписка с родителями ;
- ролевые игры;
- оказание информационно-методической помощи родителям;
Психолого-педагогическое
консультирование-
родители(либо
лица,
их
заменяющие)могут получить консультацию по волнующим их проблемам,
связанным с общением с ребенком, со взаимоотношениями в семье, с
появлением
трудностей
в
обучении
и
воспитании
ребенка
и
т.
п.
Консультативная работа психолога направлена наоказание помощи при решении
человеком вызывающих затрудненияпроблем.Проводятся индивидуальные и
групповые
консультации
студентов
по
проблемам
обучения,
развития,
жизненного
и
профессионального
самоопределения,
взаимоотношений со
взрослыми и сверстниками, самовоспитания и др.
Тематика встреч психолога с родителями.
Успехи наших детей
Трудности подросткового возраста
Влияние наследственности на развитие ребенка
Ценность познания. Роль семьи.
Роль семьи в формировании духовного здоровья ребенка.
Отношения в семье( нравственные традиции, обычаи, нравы)
Информационная безопасность ребенка.
Добродетели и пороки.
Роль семьи в развитии моральных качеств подростка»
Психолого-педагогическая диагностика–обучающихся, родителей, педагогов
колледжа. Для работы используются общепринятые, научно обоснованные,
проверенные методики. Изучаются психологические особенности студентов с
целью найти индивидуальный подход к каждому из них, учесть интересы и
склонности, выявить уровень овладения необходимыми умениями и навыками,
отыскать причины возникающих сложностей в обучении и общении, помочь при
возникновении нарушений поведения, оказать содействие в профессиональном и
личностном самоопределении.
Ролевые игры — форма коллективной творческой деятельности по изучению
уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными
темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Студент и его
свободное время», «Как вы заботитесь друг о друге», «Семейный совет». При
этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных)
поведения
участников
игры
и
путем
совместного
обсуждения
выбрать
оптимальный для данной ситуации способ действий.
Родительский
лекторий
знакомит
родителей
с
вопросами
воспитания,
повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы
к воспитанию детей.
Переписка с родителями — письменная форма информирования родителей об
успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной
деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в
воспитании детей. Главное условие переписки — доброжелательный тон,
радость общения.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются
проблемы жизни студенческого и родительского коллектива. Как показывает
опыт работы, система проведения собраний не только вызывает интерес у
родителей и положительно оценивается ими, но и помогает совместно решать
важные вопросы по воспитанию детей. Формы проведения родительских
собраний.
Родительское собрание вместе со студентами.
Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений,
отношений, взглядов на воспитание.
Родительское собрание в форме кафе.
Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются
специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей.
Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп,
которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.
Родительское собрание мужчин.
Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и
идей по улучшению организации жизни группы, колледжа.
Родительское
собрание
в
форме
пресс-конференции
преподавателей
и
последующего проведения индивидуальных консультаций.
Оказание
информационно-методической
помощи
родителям
Информационно-просветительская
работа
(сайт
по
внеучебной
работе,
наглядность, газета и др .)
- методические рекомендации, справочные материалы для родителей.