Напоминание

"Нарушение слуха. Пути развития личности."


Автор: Попова Надежда Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ детский сад 71 Центрального района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нарушение слуха. Пути развития личности."
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нарушение слуха. Пути развития личности.

«Слышать» – значит понимать ситуацию общения, участвовать в

диалоге. «Слышать» – значит свободно чувствовать себя в незнакомой

ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. «Слышать» –

это значит иметь облик слышащего человека и располагать окружающих к

общению.

Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток

на развитие личности неслышащего ребёнка.

Необходимость специально

организованного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом

доказана

многовековым

практическим

опытом.

Разнообразные

виды

коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом

дошкольного и школьного возраста создают оптимальные условия для

обучения и реализации потенциальных возможностей детей с различной

степенью нарушения слуха и уровнем речевого развития. Задача обучения –

постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития

ребенка в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны

ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического

развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации

отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.

Личность ребенка – устойчивая целостная психологическая структура,

формирующаяся

и

проявляющаяся

в

деятельности,

и

являющаяся

динамической, “открытой” структурой. Становление личности ребенка с

нарушенным слухом, также как и слышащего, проходит долгий путь.

Начинается он в дошкольном возрасте с того момента, когда ребёнок учится

управлять своим поведением. Наиболее результативно это становление

происходит в школьном возрасте в связи с изменением социального

положения ребёнка, влияния окружающей среды. На развитие личности

ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие

личного опыта ребенка и отношение его к дефекту. В общении заложены

огромные

возможности

не

только

речевого,

но,

прежде

всего,

эмоционального и нравственного развития ребенка и личностного развития в

целом.

Однако

для

овладения

общением

необходима

оптимальная

организация обучения. Это возможно при выполнении детьми различных

видов деятельности. Основа – предметно- практическая деятельность. При

этом общение у ребенка с нарушенным слухом развивается в процессе

коллективной

практической

деятельности,

где

его

совместное

взаимодействие с педагогом и одноклассниками направлено на применение

речевых средств и необходимость использования речи для сообщения

информации или побуждения других к действию.

Другой фактор – развитие личного опыта слабослышащего ребёнка.

Практический

опыт

работы

с

детьми

подтверждает,

что

наиболее

продуктивный

путь

его

формирования

правильная

организация

деятельности и умелое руководство ею со стороны взрослого. Именно

взрослые учат ребенка действовать в соответствии с заданными условиями,

представляя малышу возможность быть все более самостоятельным.

Следовательно,

общение,

деятельность

для

слабослышащего

ребенка

являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе,

познания отношений между людьми, расширения кругозора.

Результатом

развития

ребенка

с

нарушенным

слухом

является

формирование устойчивых и постоянных качеств личности. Некоторые могут

возникнуть и сформироваться, когда слабослышащий ребенок начинает

понимать свое отличие от слышащих детей. Так, например, в обыденной

жизни можно услышать мнение, что у слабослышащих детей из-за

нарушенного слуха возникает чувство ущербности. Слабослышащие дети

сравнительно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к их

развитию. Зависит это, главным образом, от среды воспитания, отношения к

слабослышащему ребенку со стороны близких и их социальных установок.

Наиболее характерными из них являются следующие:

понимание

тяжести

дефекта

и

ориентация

на

формирование

самостоятельной, полноценной личности, готовой к реализации своих

возможностей в самостоятельной продуктивной деятельности;

понимание необратимого характера нарушения, формирование личности,

осознающей свою несостоятельность, максимально зависящую от других,

требующую к себе особого отношения и внимания со стороны близких и

других людей.

Безусловно, наиболее опасна для развития личности ребенка с

нарушенным

слухом

последняя

социальная

установка,

так

как

она

ориентирована на формирование наиболее опасных для ребёнка качеств

личности, связанных с осознанием им себя инвалидом. Вследствие этого у

слабослышащего ребенка часто проявляются неадекватные эгоистические

претензии к людям и невнимание к тем, кто больше всего заботится о нем. В

связи с этим можно утверждать, что развитие ребенка, находящегося в

инвалидизирующих условиях воспитания, приводит к изменениям личности

ребенка. Поэтому семье и педагогам важно найти пути преодоления у детей

отрицательных личностных качеств, вызванных дефектом.

Общение со всеми окружающими – это высшая форма реабилитации, в

которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и

общество.



В раздел образования




Яндекс.Метрика