Автор: Попова Надежда Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОУ детский сад 71 Центрального района Волгограда
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нарушение слуха. Пути развития личности."
Раздел: дошкольное образование
Нарушение слуха. Пути развития личности.
«Слышать» – значит понимать ситуацию общения, участвовать в
диалоге. «Слышать» – значит свободно чувствовать себя в незнакомой
ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. «Слышать» –
это значит иметь облик слышащего человека и располагать окружающих к
общению.
Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток
на развитие личности неслышащего ребёнка.
Необходимость специально
организованного воспитания и обучения детей с нарушенным слухом
доказана
многовековым
практическим
опытом.
Разнообразные
виды
коррекционно-образовательных учреждений для детей с нарушенным слухом
дошкольного и школьного возраста создают оптимальные условия для
обучения и реализации потенциальных возможностей детей с различной
степенью нарушения слуха и уровнем речевого развития. Задача обучения –
постепенно и последовательно переводить зону ближайшего развития
ребенка в зону актуального развития. Постоянное расширение зоны
ближайшего развития обеспечивает подтягивание нарушенного психического
развития вслед за обучением, способствуя коррекции и компенсации
отклонений развития ребенка с нарушенным слухом.
Личность ребенка – устойчивая целостная психологическая структура,
формирующаяся
и
проявляющаяся
в
деятельности,
и
являющаяся
динамической, “открытой” структурой. Становление личности ребенка с
нарушенным слухом, также как и слышащего, проходит долгий путь.
Начинается он в дошкольном возрасте с того момента, когда ребёнок учится
управлять своим поведением. Наиболее результативно это становление
происходит в школьном возрасте в связи с изменением социального
положения ребёнка, влияния окружающей среды. На развитие личности
ребенка с нарушенным слухом влияют характер общения, своеобразие
личного опыта ребенка и отношение его к дефекту. В общении заложены
огромные
возможности
не
только
речевого,
но,
прежде
всего,
эмоционального и нравственного развития ребенка и личностного развития в
целом.
Однако
для
овладения
общением
необходима
оптимальная
организация обучения. Это возможно при выполнении детьми различных
видов деятельности. Основа – предметно- практическая деятельность. При
этом общение у ребенка с нарушенным слухом развивается в процессе
коллективной
практической
деятельности,
где
его
совместное
взаимодействие с педагогом и одноклассниками направлено на применение
речевых средств и необходимость использования речи для сообщения
информации или побуждения других к действию.
Другой фактор – развитие личного опыта слабослышащего ребёнка.
Практический
опыт
работы
с
детьми
подтверждает,
что
наиболее
продуктивный
путь
его
формирования
–
правильная
организация
деятельности и умелое руководство ею со стороны взрослого. Именно
взрослые учат ребенка действовать в соответствии с заданными условиями,
представляя малышу возможность быть все более самостоятельным.
Следовательно,
общение,
деятельность
для
слабослышащего
ребенка
являются важными условиями приобщения к нормам жизни в обществе,
познания отношений между людьми, расширения кругозора.
Результатом
развития
ребенка
с
нарушенным
слухом
является
формирование устойчивых и постоянных качеств личности. Некоторые могут
возникнуть и сформироваться, когда слабослышащий ребенок начинает
понимать свое отличие от слышащих детей. Так, например, в обыденной
жизни можно услышать мнение, что у слабослышащих детей из-за
нарушенного слуха возникает чувство ущербности. Слабослышащие дети
сравнительно поздно начинают осознавать свой дефект, как препятствие к их
развитию. Зависит это, главным образом, от среды воспитания, отношения к
слабослышащему ребенку со стороны близких и их социальных установок.
Наиболее характерными из них являются следующие:
понимание
тяжести
дефекта
и
ориентация
на
формирование
самостоятельной, полноценной личности, готовой к реализации своих
возможностей в самостоятельной продуктивной деятельности;
понимание необратимого характера нарушения, формирование личности,
осознающей свою несостоятельность, максимально зависящую от других,
требующую к себе особого отношения и внимания со стороны близких и
других людей.
Безусловно, наиболее опасна для развития личности ребенка с
нарушенным
слухом
последняя
социальная
установка,
так
как
она
ориентирована на формирование наиболее опасных для ребёнка качеств
личности, связанных с осознанием им себя инвалидом. Вследствие этого у
слабослышащего ребенка часто проявляются неадекватные эгоистические
претензии к людям и невнимание к тем, кто больше всего заботится о нем. В
связи с этим можно утверждать, что развитие ребенка, находящегося в
инвалидизирующих условиях воспитания, приводит к изменениям личности
ребенка. Поэтому семье и педагогам важно найти пути преодоления у детей
отрицательных личностных качеств, вызванных дефектом.
Общение со всеми окружающими – это высшая форма реабилитации, в
которой в равной степени заинтересованы слабослышащие, семья и
общество.