Автор: Лебедева Марина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "Лицей №3"
Населённый пункт: город Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная направленность воспитательного процесса"
Раздел: начальное образование
Инновационная направленность воспитательного процесса.
Задача системы образования – социально – педагогическая и
психологическая поддержка становления жизненного самоопределения
детей, формирование у учащихся социальной и личностной культуры.
Выполняя социальный заказ общества – духовно – нравственное воспитание
и развитие подрастающего поколения, были введены новые ФГОС.
Уже четвёртый год обучение и воспитание учащихся начальных классов
ведётся по новым ФГОС. Приоритетами воспитательной деятельности в
системе образования названы:
-обеспечение информационной и духовной безопасности детей и молодёжи;
-формирование осознания безусловной ценности других людей, ценности
человеческой жизни;
-воспитание семейной культуры;
-патриотическое воспитание; формирование культуры межнациональных
отношений;
-трудовое воспитание;
-социально-педагогическая поддержка готовности к духовному развитию;
При составлении плана воспитательной работы учитель, согласно принципа
системно – деятельностного подхода и применяя современные
образовательные технологии, планирует виды и формы совместной
деятельности с учётом реальных условий, имеющихся ресурсов,
индивидуальных особенностей, потребностей обучающихся и их родителей.
Планы воспитательной работы классных руководителей являются
дополнением к программе воспитания, разработанной педагогическим
коллективом школы, создавая целостное пространство духовно –
нравственного развития и воспитания детей, определяющего деятельность
школьников: урочную, внеурочную и внешкольную.
Обновление процесса воспитания происходит на основе нового
представления воспитания детей, учитывающего отечественные традиции,
национально – региональные особенности, достижения современного
опыта.
Одним из главных направлений воспитательной работы является
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам
и обязанностям человека. Планируя виды деятельности по данному
направлению, классный руководитель выделяет следующие ценности:
любовь к России, к своему народу, к своей малой родине.Знакомит детей с
новыми для них понятиями: служение Отечеству; правовое государство; долг
перед Отечеством; семьёй; закон и правопорядок; межэтнический мир;
свобода и ответственность; доверие к людям. Реализация содержания этого
направления в воспитании формирует у детей стойкий интерес к культурно-
историческому прошлому России, стремление к реализации активной
гражданской позиции. Ребята трудятся над проектами краеведческого
содержания, социальной помощи, изучения родного края. Активно
сотрудничают с общественными организациями патриотической
направленности.
Нравственное воспитание направлено на стремление ребёнка к духовному
развитию.Ценностями данного развития являются: милосердие,
толерантность, достоинство, почитание родителей, забота о старших и
младших, свобода вероисповедания. В процессе нравственно-этического
воспитания формируется осмысление нравственных основ межличностных
отношений, формирование нравственных идеалов, поддерживается
стремление к нравственному самосовершенствованию.
Планируя формы и виды деятельности для воспитания в детях трудолюбия,
творческого отношения к учению и труду, педагоги выделяют следующие
ценности: трудолюбие, творчество, созидание, бережливость, настойчивость
в достижении поставленных целей.Трудовое воспитание невозможно без
опыта личного участия в посильной трудовой деятельности. Творческое
отношение к труду прививается через практическую деятельность, где
воспитанник применяет приобретаемые им знания, умения и навыки. В
системе внеурочной творческой деятельности интеллектуальный потенциал
учащихся востребован в полной мере при подготовке исследовательских
проектов о тружениках родного края, о выдающися земляках, о трудовом
пути своей семьи.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу
жизни. Это направление выделяет следующие ценности: здоровье духовное,
здоровье социальное, здоровье физическое, активный, здоровый образ
жизни.
В вопросе формирования у школьников культуры здоровья, особое
внимание отводится развитию у них активного личного отношения к
здоровому образу жизни, воспитанию потребности в занятиях посильными
видами спорта. Создание для воспитанников условий для проявления себя в
качестве активного участника спортивных состязаний, стимулирование
школьников к физической активности.
Экологическое воспитание школьников - это воспитание ценностного
отношения к природе, окружающей среде. Ценностями в данном
направлении являются: жизнь, родная земля, запрведная природа, планета
Земля. Работа по данному направлению в воспитательном процессе
предполагает непосредственное живое участие школьников в деятельности
детских экологических организациях, проектах, акциях. Содержанием
экологических проектов учащихся является изучение и развитие
этнокультурных традиций края, бережного отношения к природе,
экологической этики, изучение и развитие экологического движения.
Целью эстетического воспитания является воспитание ценностного
отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах и ценностях. Ценностями данного направления являются: красота,
гармония, духовный мир человека,эстетическое развитие, художественное
творчество.
Главенствующую роль в эстетическом вопитании играет создание условий
для расширения опыта самореализации в различных видах творческой
деятельности, сотрудничество образовательного учреждения с
учреждениями культуры, участие школьников в художественном творчестве,
литературных и музыкальных мероприятиях, красота в повседневной жизни.
Огромными возможностями для решения задач воспитания обладает
система дополнительного оразованиядетей и молодёжи. Приоритетами
системы дополнительного образования являются:
- усиление функций социальной поддержки детства;
- создание проектов и программ совместной деятельности с
образовательными учреждениями;
- развитие существующих организаций, деятельность которых связана с
интересами детей и подростков;
- развитие волонтерского движения с целью пропаганды здорового образа
жизни;