Напоминание

"Сенсорное развитие детей через дидактические игры Б.П.Никитина"


Автор: Гайсарова Любовь Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№6"Колосок"
Населённый пункт: Чувашская Республика г.Алатырь
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное развитие детей через дидактические игры Б.П.Никитина"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное развитие детей через развивающие игры

Б.П. Никитина.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует

понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в

увлеченном принятии информации, в самостоятельном поиске ответов на

интересующие вопросы, в проявлении творческого начала. Также важной

характеристикой познавательной активности является умение усваивать

способы познания и использовать приобретённый опыт в дальнейшем.

Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из

самых

актуальных

в

детской

психологии,

поскольку

взаимодействие

человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и

деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной

предпосылкой

формирования

умственных

качеств

личности,

её

самостоятельности и инициативности.

Познавательная

активность

развивается

из

потребности

в

новых

впечатлениях,

которая

присуща

каждому

человеку

от

рождения.

В

дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития

ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется

стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, педагогам и т.д.),

которые во время наблюдений, игр побуждают ребёнка к осмысленному

выполнению

действий,

самостоятельному

поиску;

развивают

умения

спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют

на

детскую

инициативу,

творческую

и

познавательную

активность. Познавательная направленность ребенка носит избирательный

характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляется

ему важным, имеющими жизненную значимость, тогда он с удивлением ими

занимается, старается все это глубоко изучить.

Следует

отметить,

что

под

влиянием

познавательной

активности

активизируется

познавательные

процессы,

они

активизируют

всю

познавательную деятельность,

в целом и психологические процессы,

лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.

Под её влиянием активней протекает восприятие, острее становится

наблюдение,

активизируется

эмоциональная

и

логическая

память,

интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском,

догадкой. Под влиянием познавательной активности деятельность ребенка

становится продуктивней. Успешная познавательная деятельность в свою

очередь укрепляет познавательный интерес. Таким образом, внутренняя

сторона процесса познания, представленная познавательной активностью,

становится основой, которая способствует и более благоприятному, и более

длительному,

и

более

продуктивному

протеканию

познавательной

деятельности ребенка.

Итак, познавательную активность нужно признать одним из самых главных

факторов процесса познания, который влияет на создание светлой и

радостной

атмосферы

обучения,

и

на

интенсивность

протекания

познавательной деятельности детей.

Игра

как

ведущий вид деятельности

ребенка

дошкольного возраста

оказывает воздействие на развитие познавательной активности. В игре

изменяются и познавательные процессы:

1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде

всего,

развивается

произвольное

восприятие,

внимание

и

память

2. Развитие мышления – осуществляется переход от мысли в действии к

мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок

учится мыслить о реальном предмете.

3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку

в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и

"примерять" на себя различные роли, их образы и действия.

4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок

осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых,

приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции

своего поведения.

5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет– знак –его

наименование).

6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои

действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями.

7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности,

появляются элементы учебной и трудовой деятельности. Приведу примеры

некоторых развивающих игр, интерес детей к которым проверен на практике,

а сами игры способны впоследствии стать фундаментом для дальнейшего

обучения в школе.

В

настоящее

время

образовательная

деятельность

в

дошкольных

учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному

стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из задач Стандарта

является создание благоприятных условий

развития детей

в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,

развития

способностей

и

творческого

потенциала каждого ребенка

как

субъекта

отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Современные

дети

живут

и

развиваются

в

эпоху

информационной

цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс

окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На

детей постоянно выливается большой поток информации.

В

современном

обществе

целью

развития

дошкольников

является

всестороннее

гармоничное развитие

личности.

Игра

ведущий вид

деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие

игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны

и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и

включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом,

который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество -

становятся

максимально

действенными,

так

как

игра

обращается

непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного

персонажа.

В

каждой

игре

ребенок

всегда

добивается

какого-то

«предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр

позволяет

поддерживать

детскую

деятельность

в

зоне

оптимальной

трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества,

стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь

использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения

детей в более сложные формы игровой активности.

Развитие творческих и умственных способностей у младших

дошкольников

начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию,

применяют её для игры.

Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего

и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего

зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих

способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам

творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются

возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Такими качествами обладают развивающие игры Б.П.Никитина.

Борис Павлович Никитин- педагог – новатор, основоположник развивающих

игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих

развитие

их

умственных

способностей.

Взрослому

остается

лишь

использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения

ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает

множество интересных развивающих игр, которые использую в работе с

детьми:

1.«Сложи узор»,

2. «Сложи квадрат»

3. «Рамки и вкладыши Монтессори» и др. для детей более старше. Они

важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень

динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым

материалом,

который

способен

удовлетворить

ребенка

в

моторной

активности, движении.

Принципы развивающих игр Б.П.Никитина

1. Доступности

2. Проблемно - ситуативный характер заданий

3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий

4. Привлекательность, занимательность

5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.

Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и

создающих свой микроклимат.

Использование

развивающих

и

творческих

игр

Никитина

позволяет

организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.

При

развитии

умственного и творческого мышления формируется зрелая

личность,

способная творить и созидать

.

Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей

дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям

возможность быть востребованными в современном взрослом мире.



В раздел образования




Яндекс.Метрика