Автор: Гайсарова Любовь Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ"Детский сад№6"Колосок"
Населённый пункт: Чувашская Республика г.Алатырь
Наименование материала: статья
Тема: "Сенсорное развитие детей через дидактические игры Б.П.Никитина"
Раздел: дошкольное образование
Сенсорное развитие детей через развивающие игры
Б.П. Никитина.
Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует
понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в
увлеченном принятии информации, в самостоятельном поиске ответов на
интересующие вопросы, в проявлении творческого начала. Также важной
характеристикой познавательной активности является умение усваивать
способы познания и использовать приобретённый опыт в дальнейшем.
Проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из
самых
актуальных
в
детской
психологии,
поскольку
взаимодействие
человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и
деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной
предпосылкой
формирования
умственных
качеств
личности,
её
самостоятельности и инициативности.
Познавательная
активность
развивается
из
потребности
в
новых
впечатлениях,
которая
присуща
каждому
человеку
от
рождения.
В
дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития
ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется
стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, педагогам и т.д.),
которые во время наблюдений, игр побуждают ребёнка к осмысленному
выполнению
действий,
самостоятельному
поиску;
развивают
умения
спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют
на
детскую
инициативу,
творческую
и
познавательную
активность. Познавательная направленность ребенка носит избирательный
характер. Когда те или иные понятия, предметы или явления представляется
ему важным, имеющими жизненную значимость, тогда он с удивлением ими
занимается, старается все это глубоко изучить.
Следует
отметить,
что
под
влиянием
познавательной
активности
активизируется
познавательные
процессы,
они
активизируют
всю
познавательную деятельность,
в целом и психологические процессы,
лежащие в основе творческой, поисковой, исследовательской деятельности.
Под её влиянием активней протекает восприятие, острее становится
наблюдение,
активизируется
эмоциональная
и
логическая
память,
интенсивней работает воображение. Именно интерес движет поиском,
догадкой. Под влиянием познавательной активности деятельность ребенка
становится продуктивней. Успешная познавательная деятельность в свою
очередь укрепляет познавательный интерес. Таким образом, внутренняя
сторона процесса познания, представленная познавательной активностью,
становится основой, которая способствует и более благоприятному, и более
длительному,
и
более
продуктивному
протеканию
познавательной
деятельности ребенка.
Итак, познавательную активность нужно признать одним из самых главных
факторов процесса познания, который влияет на создание светлой и
радостной
атмосферы
обучения,
и
на
интенсивность
протекания
познавательной деятельности детей.
Игра
как
ведущий вид деятельности
ребенка
дошкольного возраста
оказывает воздействие на развитие познавательной активности. В игре
изменяются и познавательные процессы:
1. Начинает формироваться произвольность психических процессов. Прежде
всего,
развивается
произвольное
восприятие,
внимание
и
память
2. Развитие мышления – осуществляется переход от мысли в действии к
мысли в плане представлений. Действуя с предметом-заместителем, ребенок
учится мыслить о реальном предмете.
3. Для развития воображения игра имеет определяющее значение, поскольку
в игровой деятельности ребенок учится замещать один предмет другим и
"примерять" на себя различные роли, их образы и действия.
4. Влияние игры на развитие личности заключается в том, что в ней ребенок
осваивает взаимоотношения между людьми по образу и подобию взрослых,
приобретая таким образом навыки общения и способы волевой регуляции
своего поведения.
5. В игре развивается знаковая функция речи (предмет– знак –его
наименование).
6. Игра способствует развитию рефлексии как способности соотносить свои
действия, мотивы, поступки с общечеловеческими ценностями.
7. В игре же продолжают развиваться продуктивные виды деятельности,
появляются элементы учебной и трудовой деятельности. Приведу примеры
некоторых развивающих игр, интерес детей к которым проверен на практике,
а сами игры способны впоследствии стать фундаментом для дальнейшего
обучения в школе.
В
настоящее
время
образовательная
деятельность
в
дошкольных
учреждениях ведется по Федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Одной из задач Стандарта
является создание благоприятных условий
развития детей
в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития
способностей
и
творческого
потенциала каждого ребенка
как
субъекта
отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Современные
дети
живут
и
развиваются
в
эпоху
информационной
цивилизации, новых компьютерных технологий. С каждым годом прогресс
окружающей жизни, развитие науки и техники продвигается вперед. На
детей постоянно выливается большой поток информации.
В
современном
обществе
целью
развития
дошкольников
является
всестороннее
гармоничное развитие
личности.
Игра
–
ведущий вид
деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие
игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны
и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и
включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом,
который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.
Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес - познание - творчество -
становятся
максимально
действенными,
так
как
игра
обращается
непосредственно к ребенку добрым, самобытным языком сказки, забавного
персонажа.
В
каждой
игре
ребенок
всегда
добивается
какого-то
«предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр
позволяет
поддерживать
детскую
деятельность
в
зоне
оптимальной
трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества,
стимулируют развитие умственных способностей ребенка. Остается лишь
использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения
детей в более сложные формы игровой активности.
Развитие творческих и умственных способностей у младших
дошкольников
начинается примерно в 3-4 года, когда они, накопив информацию,
применяют её для игры.
Как известно, первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего
и надо как можно полнее использовать их. В эти годы дети больше всего
зависят от взрослых, от того что они предпримут для развития их творческих
способностей. Поэтому, для детей нужны игры, моделирующие сам
творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются
возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Такими качествами обладают развивающие игры Б.П.Никитина.
Борис Павлович Никитин- педагог – новатор, основоположник развивающих
игр, создающих условия для проявления творчества детей, стимулирующих
развитие
их
умственных
способностей.
Взрослому
остается
лишь
использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения
ребят в более сложные формы игровой активности. Б. П. Никитин предлагает
множество интересных развивающих игр, которые использую в работе с
детьми:
1.«Сложи узор»,
2. «Сложи квадрат»
3. «Рамки и вкладыши Монтессори» и др. для детей более старше. Они
важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень
динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым
материалом,
который
способен
удовлетворить
ребенка
в
моторной
активности, движении.
Принципы развивающих игр Б.П.Никитина
1. Доступности
2. Проблемно - ситуативный характер заданий
3. Эмоционально - насыщенная тематика занятий
4. Привлекательность, занимательность
5. Коммуникативный характер, раскрепощенная атмосфера.
Значимость игр Б. П. Никитина, моделирующих творческий процесс и
создающих свой микроклимат.
Использование
развивающих
и
творческих
игр
Никитина
позволяет
организовать совместную игровую деятельность педагога и детей.
При
развитии
умственного и творческого мышления формируется зрелая
личность,
способная творить и созидать
.
Таким образом, Развитие умственных и творческих способностей детей
дошкольного возраста посредством развивающих игр Никитина даёт детям
возможность быть востребованными в современном взрослом мире.