Автор: Коваль Сергей Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: "Подвижные игры для детей младшего школьного возраста"
Раздел: среднее образование
Подвижные игры для детей младшего школьного возраста
Составил: учитель физической культуры
МБОУ СОШ №22 г. Ставрополь,
Коваль С.А.
Подвижные игры помогают лучше познакомиться с ребятами и всегда
требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение
условной цели, оговоренной в правилах. Особенность подвижных игр — их
соревновательный, творческий коллективный характер. В них проявляется
умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.
Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и
др. Нужно именно ею увлечь ребят, заинтересовать их. Иногда полезно
сыграть на самолюбии ребят, выразив «сомнение» в их силе, ловкости. Очень
здорово представить перед детьми яркую картину соревновательного
действия. Не стоит в начале ограничиваться одной лишь дежурной фразой:
«А сейчас мы будем играть в...».
Организуя подвижные игры, лучше всего стать в них таким же
участником, как и ребята. Можно создать образное представление об игре,
рассказывая и показывая действия.
Для некоторых игр требуется несложный инвентарь, нужно приготовить
его заранее. Пусть это будет удобное и безопасное место. Часто для
проведения игр надо разбиться на команды, для этого в запасе нужно
помнить несколько оригинальных считалок.
Перелетный мяч
Участники игры стоят по кругу; в середине его — водящий. Играющие
быстро перебрасывают мяч
один
другому без
всякой определенной
последовательности.
Водящий старается коснуться мяча, когда он находится у кого-нибудь в
руках или в воздухе.
Игрок, у которого в руках запятнан мяч, сменяет водящего. Если мяч
запятнан на лету, то на место водящего идет тот, кто бросил мяч. Игрок,
уронивший мяч, сменяет водящего. Мяч можно бросать не выше рук,
поднятых над головой.
Коршун и наседка
Играющие становятся в затылок друг к дру1у и обхватывают за пояс
впереди стоящих. Первый в цепи изображает наседку, все остальные —
цыплят. Один из играющих — коршун. Он старается схватить цыпленка,
стоящего последним в цепи, наседка же всячески мешает этому, преграждает
коршуну путь разведенными руками. Все играющие помогают наседке,
перемещаясь по площадке так, чтобы конец цепи находился как можно
дальше от коршуна.
Невод
Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя
пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки,
образуя невод. Их задача: поймать как можно больше плавающих рыб, т. е.
остальных игроков. Задача рыб — не попасться в невод. Если рыбка не
смогла увильнуть и оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и
сама становится частью невода. Рыбки не имеют права рвать невод, т. е.
расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не
определяется игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.
Светофор
На площадке чертят две линии на расстоянии 5 — 6 метров друг от друга.
Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно
посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у
играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят
мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то
водящий может осалить перебегающего пространство между линиями
игрока. Осаленный становится водящим.
Свободное место
Выбрав водящего, участники игры становятся по кругу спиной к центру.
Водящий
бежит,
огибая
круг
с
внешней
стороны,
на
секунду
останавливается перед любым игроком, хлопает в ладоши и еще быстрее
продолжает бег в прежнем направлении. Тот, кого вызвал водящий, сейчас
же бежит за кругом, но в противоположную сторону. У обоих одна задача:
занять свободное место. Оставшийся без места водит.
Третий лишний
Все становятся в круг по парам, в затылок друг другу. Двое водящих:
один убегает, второй — догоняет. Убегающий может встать третьим сзади к
одной из пар, тогда стоящий впереди должен убегать. Задача догоняющего
осалить убегающего игрока, тогда они меняются ролями.
Комический волейбол
На лагерной площадке попробуйте сыграть в волейбол, натянув вместо
сетки полотнище, сшитое из одеял или простынь.
Игра
приобретет
необычный
характер:
создадутся
неожиданные
затруднения, возникнет много положений, вызывающих смех и у тех, кто
участвует, и у зрителей, которые соберутся посмотреть на необыкновенную
игру.
Мяч в круге
Участники игры берутся за руки, образуют крут, а потом отступают назад
насколько возможно. Разомкнув руки, играющие перекидывают друг другу
мяч без определенной очередности. Каждый, кому брошен мяч, должен
ловить его, не сходя с места.
Кто не поймает хорошо поданный мяч или кинет мяч так, что его нельзя
поймать, тот становится водящим и занимает место в середине круга.
Теперь любой игрок, поймав мяч, может бросить его в водящего,
которому разрешается увертываться как угодно; но отбивать мяч водящий не
имеет права. Если водящего запятнают, он подает мяч и остается на месте.
Если же мяч пролетит мимо, то промахнувшийся игрок сменяет водящего.
По ходу игры в кругу могут оказаться одновременно несколько водящих.
В этом случае при промахе сменяется тот, кто вышел на середину круга
раньше других.
Конфетка
В игре принимают участие четное количество ребят. Для игры
необходима одна конфета или шоколадный батончик. Все игроки делятся на
2 команды и садятся друг против друга за стол. Одна команда получает
конфету, и участники передают ее друг другу под столом. Командир
противоположной команды (не получившей конфету) считает до десяти, а
затем командует: «Руки на стол!» Игроки команды, передававшей конфету,
должны поднять руки вверх и тут же опустить на стол. Руки сжаты в кулаки.
Тот, у кого конфета, старается прикрывать ее ладонью. Теперь игроки
противоположной команды стараются угадать — у кого конфета. Если они
отгадали, конфета переходит к ним и командир съедает конфету под
аплодисменты. Если не отгадают, то конфета остается у команды, которая
владеет конфетой, и съедает ее командир этой команды.
Хвост в бутылку
В игре принимает участие от 5 до любого количества участников. Игру
проводят в помещении. На каждого игрока заготавливается стеклянная
бутылка, нитка, карандаш.
Конкурсантам привязывается на пояс нитка, конец должен свисать сзади
на уровне колен. На конец нитки прикрепляется карандаш. Задача
участников — без помощи рук опустить карандаш в бутылку, стоящую сзади.
Победителем объявляется тот участник, который раньше справится с
заданием.