Напоминание

Мотивация учащихся как один из факторов, влияющих на сохранность контингента в учреждениях дополнительного образования


Автор: Глужнева Наталья Валерьевна
Должность: Преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: Детская музыкальная школа N1 имени Я.И.Гуревича города Ржева Тверской области
Населённый пункт: Тверская область город Ржев
Наименование материала: доклад
Тема: Мотивация учащихся как один из факторов, влияющих на сохранность контингента в учреждениях дополнительного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мотивация учащихся как один из факторов, влияющих на сохранность контингента в

учреждениях дополнительного образования

Мотивация. Психология определяет это понятие так.

Мотивация – осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к

совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Термин мотивация

используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного

поведения человека.

Таким

образом,

мотивацию

составляют

побуждения,

вызывающие

активность

человека

и

определяющие направленность этой активности.

Мотивация. Педагогика трактует это понятие так.

Мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной

познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Мотивационная сфера учащихся имеет две стороны - мотивацию отношения, которая фиксируется в

системе ценностей, и мотивацию достижения. Сложность и противоречивость изучения процесса

мотивации объясняется тем, что каждый автор психолого-педагогической литературы имеет свой взгляд

на данную проблему, каждый по-своему трактует содержание данного процесса, структуру мотива.

По мнению А. Н. Леонтьева в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности.

Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотивации происходит через изменение и

расширение круга деятельности, преобразующей предметную деятельность. Автор психологической

концепции деятельности А. Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может

быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, а под

мотивом следует понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности

(деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определённой потребности. Таким

образом, мотивация выступает тем сложным механизмом соотношения личностью внешних и

внутренних факторов поведения, которая определяет возникновение, направление, а также способы

осуществления конкретных форм деятельности. По понятию введённым Д.МакКлелландом мотивация

достижения - это переживание стремления достичь успеха, и по возможности сохранить достигнутое,

избегнуть неуспеха в каком-либо виде деятельности; она направлена на возможно лучшее выполнение

любого вида деятельности, к результату которой может быть применён критерий успешности. Это

означает, что мотивация может быть реализована в самых разнообразных видах деятельности: учебной,

трудовой, досуговой и др.

Применительно к среде дополнительного образования это предполагает готовность и способность

учащегося к выполнению различных социально значимых видов деятельности (игровой, учебной,

коммуникативной и др.), которые обеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его

возрастными и индивидуальными особенностями. Изучения мотивации на современном этапе развития

системы образования наряду с задачами обучения и развития познавательных способностей детей

школьного возраста ставится задача социализации и индивидуализации. Социализация понимается

здесь как процесс усвоения индивидом социального опыта, его социальное образование, а

индивидуализация - как совместный процесс индивидуального развития и адаптации. Социальная

сторона человеческих способностей состоит в том, что их актуализация зависит не только от активности

самого человека, но и от встречной активности его окружения. Поэтому каждый человек вынужден

прилагать усилия, чтобы найти условия и формы становления самодеятельности как деятельности

социально и профессионально значимой, и в первую очередь максимально благоприятную для этого

среду.

Говоря о «социальной ситуации развития» Л.С.Выготский подчёркивал, что именно среда представляет

собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Усложнение

учебной деятельности учащихся, их поступков, изменяющаяся учебная нагрузка делает изучение

мотивации ученика актуальной проблемой в психологии.

В объединении дополнительного образования детей на первый план выходит не просто обучение

учащихся в образовательном процессе, а передача им предметных знаний, умений и творческих

навыков, объем которых постоянно и неуклонно растёт. Именно характер мотивов, лежащих в основе

деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности процесса обучения,

вовлеченность в деятельность, инициативность, активность, удовлетворённость происходящим,

пониманием того, что учебная информация и вся учебная деятельность дополнительного образования

личностно значимы для него. Поэтому мотивация к освоению различных видов деятельности и

проживание успеха/неуспеха в ходе их освоения выступают не только в качестве важнейших условий

социализации, но и в качестве показателя индивидуализации детей в тех или иных условиях

дополнительного образования. Проблемы возникновения неуспеваемости учащихся зачастую связаны

не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением

интереса к учению, снижением учебной мотивации. Необходимо знать наиболее и наименее

осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с не успешностью в обучении. Увеличение в

последние годы числа публикаций, раскрывающих результаты поисков способов и средств воздействия,

на мотивационную сферу обучаемых и целенаправленной работы по формированию мотивации

учащихся, свидетельствует о растущем интересе исследователей к данной проблеме.

В современных условиях объединение дополнительного образования детей играет уникальную роль в

системе образования, и служит задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития и

роста, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте

от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру,

позволяют организовать содержательный досуг.

Итак, вопрос об учебной мотивации учащихся как показателя результативности в условиях

дополнительного образования вызывают интерес и актуальны для изучения потому, что:

Во-первых, актуально рассмотреть теоретическую сторону понятия мотивации

Во-вторых, актуально для рассмотрения направление и содержание активности учащихся в процессе

обучения, в частности, вовлеченность в деятельность объедения дополнительного образования.

В-третьих, важно изучить вопрос об учебной мотивации детей как показателя результативности в

условиях дополнительного образования и возникновения проблем неуспешности учащихся, связанные с

резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Кроме того, данная тема слабо проработана в современной психолого-педагогической литературе при

условии дополнительного образования.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил,

побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Вся деятельность человека

обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо

чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные,

обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей,

реализацию интересов. Итак термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин

"мотив". И.А.Зимняя определяет то, что мотивация как психологическая категория является одной из

фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработки современных

психологов в области мотивации связаны с анализом источников активности человека, побудительных

сил его деятельности, поведения. Учебная мотивация как ведущий фактор регуляции активности

личности учащегося, его поведения и деятельности представляет исключительный интерес для

психологов и педагогов образования. Мотив - побуждение к деятельности учащихся, связанное с

удовлетворением определённой потребности. Существует много определений мотивации:

Мотивация - процесс стимулирования отдельного индивида или группы к действиям, приводящим к

осуществлению целей организации.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации.

Мотив – это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо.

Мотивация родственна понятию «отношение», которое также активизирует и направляет поведение

человека.

Мотивация рассматривалась в самых различных аспектах

Леонард Бивайс и Сколл предложили модель, интегрирующую взгляды различных ученых на

мотивацию. В этой модели выделяются пять источников мотивации:

Внутренние процессы. Желание получить удовольствие и наслаждение от процесса деятельности

Инструментальная мотивация. Желание осязаемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии и

т.п.

Внешняя концепция. Я Желание принятия и подтверждения своих черт, компетентности и ценностей со

стороны других индивидуумов или референтной группы

Внутренняя концепция. Я Желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и

ценностей

Интернализация цели. Желание достигать целей, соответствующих интернализованным ценностям

Мотивация состоит из двух частей – деятельности и направленности. Разница между мотивацией и

отношением заключается в том, что мотивация связана с определённой ситуацией, а отношение имеет

более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие.

Процессы мотивации могут иметь разную направленность

Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю

Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить

признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях:

как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании

недостатков – принцип страха.

Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена,

пока она воспринимается в качестве стимула или давления.

Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея,

цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом

создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет

результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека.

Внутренняя

мотивация

присутствует,

если

идея,

задача

или

деятельность

воспринимаются

целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в

состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из

соответствующей установки.

Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды,

которая содержится в самой этой деятельности.

Этой наградой является «момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование».

Внешняя мотивация должна выполнять на начальном этапе роль опоры для создания системы

эффективного труда. Ее можно также рассматривать как дополнительный поддерживающий стимул в

период консолидации. Однако долговременная мотивация и эффективные изменения в поведении

сотрудников достигаются только при условии создания внутренней мотивации.

Мотив - это то, что, отражаясь в голове ученика, побуждает к деятельности, направляет на

удовлетворение определённой потребности. Первая точка зрения на мотив, как на потребность,

исследователи придерживались различных точек зрения на их соотношение: Потребность даёт толчок к

возникновению мотива. Возможно, что мотив частично и определяется потребностью учащегося в

момент образовательного процесса, но далеко не всегда учебная деятельность определяется

удовлетворением

своих

потребностей,

ученик

зачастую

действует

на

основе

требований

образовательной среды, общества, коллектива, своих интересов и склонностей, иногда идущих в разрез

с потребностью.

Образовательная среда ОДОД как пространство актуализации мотивации.

В отечественной психологии стало общепринятым представление, что структура личности определяется

системой мотивов, имеющей иерархической строение. Мотивы и такие мотивационные образования как

интересы и склонности рассматриваются как внутренние условия психического развития учащегося.

Учитывая, что школьная образовательная среда ориентирована главным образом на достижение

образовательных

стандартов,

она

создаёт

преимущественно

условия

на

овладение

учебной

деятельностью и, соответственно, ориентирована в основном на формирование мотивации к учению.

Образовательная среда отделения дополнительного образования детей (ОДОД) как пространство

актуализации изначально имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание условий

для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в

соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями,

а также возрастными

особенностями. Определение понятия «мотив» представляет определённую научную проблему. Одни

под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей

субъекта, другие - осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. У

многих

учащихся

возникают

проблемы

с

успеваемостью.

Зачастую

это

связано

не

с

работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением

интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню

психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для

усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряжённые усилия. И есть в школе

дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те

основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную

дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребёнок становится

нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что ещё больше

снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной

неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учёбе.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют

охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить

необходимые практические действия;

пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что

ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков;

недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику

проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для

успешного учения;

ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая

систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе

понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

На фоне возрастающих требований к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы,

дающему возможность оказаться успешным и конкурентоспособным в будущем на рынке труда,

возникает ситуация, когда учащиеся, в учебной деятельности сталкиваются с серьёзными проблемами

снижением учебной мотивации. Отсутствие внимания и инициативы на уроке, слабая ориентация в

учебном материале, действия по шаблону, неумение работать самостоятельно, неадекватность

самооценки — вот далеко не полный перечень проявлений низкого уровня сформированности учебной

мотивации у школьников.

Однако

для

целенаправленного

формирования

мотивов

учения,

обеспечивающих

успешность

протекания учебного процесса, требуется кропотливая работа педагога, осознающего серьёзность этой

проблемы. Для возникновения мотива необходим внешний толчок - стимул. Стимулируя ученика,

педагог управляет изменениями, происходящими в его мотивационной сфере. Управляемостью

мотивационными процессами и актуальностью проблемы определяется давний интерес учёных к ней и

разнообразие направлений и аспектов изучения. Наиболее разработанным в настоящий момент является

вопрос о природе учебной мотивации.

Трудности учащихся, проявляющиеся в форме отставания в учёбе, эмоциональной неустойчивости,

могут иметь самые различные причины:

слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной

учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);

несформированность приёмов учебной деятельности.

Учебная деятельность требует владения определёнными навыками и приемами. Счет в уме можно

выполнять

несколькими

способами,

но

не

все

они

будут

эффективными.

Если

психолого

педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребёнок заучивает учебный

материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на

неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести

к отставанию в учебе; недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность

учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления.

Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление,

умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже

сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счёте влияет на его отношение к учёба и

школе; недостаточное развитие мотивационной сферы.

Педагог дополнительного образования должен уделять особое внимание детям на занятиях,

способствовать развитию творческих способностей учеников, должен видеть потенциал в каждом

ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой

работе

повышается

уровень

учебной

мотивации,

формируются

навыки

самостоятельности,

самоконтроля, интерес к учебным предметам. И действительно особенно ярко творческие способности

учащихся проявляются в условиях дополнительного образования детей и тут выявляется и их

творческий потенциал, и развиваются способности в исследовательской работе. Научение опирается на

уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует

прежде всего самостоятельность, сознательность обучения.

Формирование мотивации учащихся

Вопрос о формировании учебной мотивации рассматривается учёными в двух направлениях. Во-

первых, осуществляется разработка концепций, методик и технологий формирования учебной

мотивации (В.Г.Асеев, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, М.В.Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова,

Н.Ф.Талызина, А.Т. Цветкова, Т.И. Шамова, Г.И.Щукина и др.). Основу этого направления составляют,

по А.К. Марковой, «идеи преподнесения желаемых мотивов учения как эталонных либо включение

ребенка в активную учебную деятельность, позволяющую выявлять и корректировать влияние

действующих мотивов». В теории мотивации, разрабатываемой в отечественной психологии, принято

считать, что, говоря о мотивах, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. Таким

образом, резкое противопоставление категорий «потребность» и «предмет» в вопросе о мотивах вряд ли

целесообразно. Понятие мотивации у учащихся включает в себя все виды побуждений: мотивы,

потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы

и т.д.

Учитывая, что школьная образовательная среда ориентирована главным образом на достижение

образовательных

стандартов,

она

создаёт

преимущественно

условия

на

овладение

учебной

деятельностью и, соответственно, ориентирована в основном на формирование мотивации к учению.

Образовательная среда объединения дополнительного образования детей (ОДОД) изначально имеет

полифункциональный характер и ориентирована на создание условий для включения детей в

разнообразные

виды

деятельности,

необходимые

для

социализации

в

соответствии

с

их

индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями. Изучение

мотивации объединения дополнительного образования детей - это выявление их реального уровня и

возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого ученика и группы в целом.

Результаты изучения мотивации становятся основой для планирования процесса ее формирования.

Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное

изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является

целенаправленным, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который

предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Формирование мотивов

учения - это создание в ОДОД условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей,

эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной

сферы. Педагог дополнительного образования при этом не занимает позицию хладнокровного

наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а

стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приёмов; Изучать и формировать

мотивацию ученика педагог дополнительного образования вполне может и сам (не дожидаясь,

например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в

реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря

чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути

формирования. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с

одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом педагогу

ОДОД надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать

с помощью специальных психологических методов и методических приёмов. Объективность изучения

возрастает при соблюдении учителем ряда условий.

Дополнительное образование детей в школе – явление сравнительно новое, идущее на смену

традиционной внешкольной работе,

направленное на: удовлетворение разнообразных потребностей и интересов детей в познании и

общении,

создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности,

развитие детской индивидуальности.

Вот почему, несмотря на загруженность в школе, на крайнюю занятость и нехватку времени, множество

детей исключительно на добровольной основе по нескольку раз в неделю из года в год приходит на

занятия в кружки, и спортивные секции, объединения дополнительного образования, участвуют в

разнообразных игровых и праздничных программах. Приходят, чтобы узнать нечто новое, пообщаться с

интересными людьми – взрослыми и сверстниками, перенять у них что-то для себя полезное, проявить

и развить свои особые творческие способности, зная при этом, что каждый из них будет интересен

окружающим.

Общение со сверстниками и педагогами, увлечёнными общим интересным делом, содействует

развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия – всего того, что сегодня называют

модным словом «толерантность». Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная

мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребёнку это полезно»); это,

в свою очередь, способствует формированию индивидуальной свободы личности. Занятия в творческих

коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности,

желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных

решений.

В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на

сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового

образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет

огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы,

благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных

направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создаётся большое

количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно

перемешивающих всех учеников. Это создаёт благоприятные возможности для расширения поля

межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный

коллектив. В школе, где учащиеся и педагоги объединяются на основе общих коллективных дел и

общих традиций, постепенно формируется корпоративный дух «своей» школы, чувство гордости за

принадлежность к ней.

Появление корпоративного духа школы, и восприятие как особого, «нашего» мира со своими

ценностями и порядками, имиджем и атмосферой – это, основа личностно-ответственного отношении

детей и подростков к учёбе и коллективу сверстников. И наконец, вхождение ребенка в систему

дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения

собственного досуга, оберегая его от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени.

Это особенно важно на фоне обеднения досуговой деятельности подростков и молодёжи, ее

переориентации в лучшем случае на элементарное поддержание жизненного тонуса. Сказанное

позволяет заключить, что в плане удовлетворения разнообразных потребностей детей (витальных – в

физическом движении и отдыхе; экзистенциальных – в защите и комфорте; социальных – в общении,

привязанности,

принадлежности

к

группе;

потребностей

престижа

в

признании,

успехе,

компетентности; потребностей самовыражения – в самореализации через творчество) дополнительное

образование действительно имеет целый ряд уникальных возможностей, чрезвычайно полезных школе.

Воспитательная

доминанта

дополнительного

образования

заключается

в

осуществлении

"ненавязчивого" воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды

деятельности,

формы организации дополнительного образования детей в различных группах

объединения и о той воспитательной роли, которую играет участие детей в различных детских

объединениях по интересам. Это важно обозначить именно проблемные зоны и узлы, некоторое поле

для размышления и обсуждения того, что нужно сделать, чтобы повышение уровня воспитательной

работы и использование воспитательного потенциала дополнительного образования детей не было бы

просто очередными лозунгами и пустыми словами, а стало бы реальными шагами в важном для нас

направлении.

Очевидно, что воспитание есть в структуре дополнительного образования, но подменять воспитанием

дополнительное образование и наоборот - нельзя. Воспитание соединяется с дополнительным

образованием как его составная часть и как результат.

Поэтому прорабатывать проблему воспитания в структуре дополнительного образования необходимо,

так как дополнительное образование – это наиболее адаптивная система по отношению к детям и в нем

заложен наибольший ресурс, который можно учитывать в двух вариантах:

использовать, учитывая закономерности организации дополнительного образования детей;

игнорировать, если дополнительное образование свести только к обучению детей в некоторых сферах

деятельности.

Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в

голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы

желательные

мотивы

и

цели

складывались

и

развивались

бы

с

учетом

прошлого

опыта,

индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей

учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

познавательные;

коммуникативные;

эмоциональные;

саморазвития;

позиция школьника;

достижения;

внешние (поощрения, наказания).

Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению

ученик усваивает знания и формируется как личность.

Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

Использование современных технологий на уроках помогает создать благоприятную эмоциональную

обстановку, повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания,

способствует развитию психологических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний

обучающихся.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его

поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание

нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение

хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация.

Активная мотивация предполагает, что

никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы

достигнуть более высоких результатов;

никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они

соответствуют максимальным возможностям ученика.

Значительное влияние на развитие мотивации учения могут оказывать родители. Для формирования

положительной мотивации родителям можно опираться на следующие советы педагогов:

интересоваться делами, учебой ребенка;

помогать при выполнении домашних заданий в форме совета, не подавлять самостоятельность и

инициативность;

объяснять ребенку, что его неудачи в учебе – это недостаток приложенных усилий (что-то не

доучил, что-то не доработал);

чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Как я мотивирую к учению:

1.

Личность

педагога,

эрудиция,

чувство

юмора,

широкий

кругозор,

индивидуальность,

целеустремеленность, контактность

2.

Разносторонние знания, умения и навыки

3.

Индивидуальный подход

4.

Высокий темп работы, высокие требования, индивидуальный подход к поощрению

5.

Смена видов деятельности

6.

Теория объясняется в процессе практики: объяснили – закрепили

7.

Сплочение коллектива, создание команды, основанной на взаимопомощи и поддержке

8.

Конкретные цели: каждый ребенок знает, для чего мы делаем то-то и то-то

9.

Поддержка амбиций и устремлений учеников

10. Дружеская, творческая атмосфера на занятиях, неформальная обстановка, но при этом здоровая

конкуренция (конкурсы)

11. Взаимомотивация

12. Творческий отчет как средство мотивации (видео)

13. Прибегаю к помощи родителей

Дети часто говорят «ЦДО – мой второй дом», приходят к нам, когда скучно, нечем заняться, проблемы

дома и т.д.

Как учителям повышать учебную мотивацию школьников

1. Предоставление частичной свободы выбора .

2. Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьнику в процессе обучения

3. При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления детей.

4. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие

смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну

большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если,

ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

5. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

6. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например,

список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

7. Не наказывать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость

затрудняет процесс обучения. Неудачи снижают мотивацию.

8. Для школьников важна сама личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый

любимым учителем, хорошо усваивается).

9. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.

10. Изменять методы и приемы обучения.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную

«обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока) – вводить

забытое понятие поурочного балла.

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития

познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д.

Основная задача каждого учителя – не только научить, а и развить мышление ребенка средствами

своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с

родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным,

сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину.

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь

маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая

мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее

и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным.

Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями,

которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны,

младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных

поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов,

интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом

игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний

и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение

нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы

доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата

деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что

открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые

и соревновательные формы, юмористические минутки.

21. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые

и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод

проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

22. Необычная форма преподнесения материала.

23. Сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы и разрешение противоречий,

эвристическую

беседу,

учебную

дискуссию,

выделение

существенных

признаков

предметов,

классификацию, обобщение, моделирование.

24. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку

лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

25. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки

воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

26. В деле повышения интереса ребенка к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и

доверительная атмосфера.

27. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

28. Применяйте новые информационные технологии.

29. Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность

школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а

именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса.

30. Уважайте личность каждого ребенка.



В раздел образования




Яндекс.Метрика