Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Синицына Ирина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 171"
Населённый пункт: иркутская область, г. Зима
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ

СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ирина Анатольевна Синицына

воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 171»,

Иркутская область, г. Зимы

Речевое

развитие

является

одним

из

важных

составляющих

всестороннего развития ребенка, поэтому во ФГОС ДО это направление

является

приоритетным.

Именно

в

дошкольном

возрасте

формируется

грамотная речь. Но современные дети, к сожалению, заменяют живое общение

на виртуальное, проводя время за компьютером, телевизором.

Работая с детьми, я обратила внимание на то, что дошкольникам сложно

четко, последовательно рассказывать о событиях, предметах из повседневной

жизни, создавать разные виды творческих рассказов, в том числе и по картине,

пересказывать тексты произведений, заучивать стихотворения.

При изучении опыта педагогов я обратила внимание, что многие авторы

рекомендуют для успешного развития связной речи детей использовать

нетрадиционные формы работы, например, мнемотехнику.

Весомый вклад в разработку этого вопроса внесли Л. А. Венгер, Л. В.

Эльконин, С. Л. Рубинштейн. Они считают, что в дошкольном возрасте

преобладает непроизвольная память, поэтому приемы мнемотехники доступны

как младшим дошкольникам, так и старшим. Данные приемы способствуют

увеличению объема памяти, путем образования ассоциаций. В основе этой

техники реальный предмет замещается знаком или символом, что облегчает и

ускоряет процесс запоминания. Также ребята учатся выделять главное,

систематизировать, обобщать полученные знания, с помощью наглядных схем,

таблиц, моделей и т. д.

Для достижения успешных результатов поставила цель: создание условий

для развития связной речи детей с использованием приемов мнемотехники.

В своей работе, я отдаю предпочтение пересказу текста, так как будущий

школьник должен последовательно и грамотно излагать свои мысли, видеть в

тексте главное и уметь выделять это.

Работу начала в младшей группе с простых мнемоквадратов. Исходя из

психологических особенностей каждого возраста ребенка, иду от простого к

сложному. Детям лучше всего запоминаются яркие явления и события, и

поэтому

составляя

мнемоквадраты

использовала

красочные

рисованные

картинки и аппликации персонажей сказок, различных действий, предметов.

При составлении мнемоквадратов старалась подбирать символы таким образом,

чтобы они были приближены к значению слова, словосочетания или фразы.

В средней группе, проводя работу над словом, например, «облако»,

вместе с детьми разбираем его символическое значение: какая форма и размер,

какой цвет. Таким образом, использование цветных символов-картинок в

мнемоквадрате

и

мнемодорожке

способствует

лучшему

запоминанию

отдельных образов, ассоциированных с их формой, цветом и величиной.

Например, помидор – красный круг, море – синяя или голубая клякса, солнце –

желтый круг.

Одним из излюбленных средств для пересказа текста детей моей группы

являются красочные картинки на магнитной доске. Мы с ребятами выстраиваем

все основные образы последовательно по тексту, таким образом, ребята

зрительно могут видеть и пересказывать текст с опорой на наглядность.

В старшем дошкольном возрасте работа по пересказу текста усложняется.

Для этого мною используются мнемодорожки и мнемотаблицы. Схемы

используются

не

цветные,

а

черно-белые,

нарисованные

мною,

либо

зарисованные вместе с детьми.

Работа строится следующим образом, мы с ребятами прослушав

художественное произведение в процессе беседы делим его на смысловые

части. После этого каждой части придумываем символ либо символическую

картинку. Все абстрактные символы преобразовываем в образы. Полученные

образы размещаем в мнемотаблицу. Затем читаем текст, обращая внимание на

мнемотаблицу. Далее осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой

на символы, если ребенок затрудняется, задаю наводящие вопросы по тексту.

Мнемотехника универсальна. С помощью нее провожу не только

пересказы текстов на основе мнемодорожек и мнемоталиц, а также использую

их для создания дидактических игр, составления загадок и описательных

рассказов,

заучивания стихотворений. Продуктом данной работы стали

картотеки и альбомы мнемодорожек и мнемотаблиц.

В перспективе на будущее при работе с детьми старшего возраста, я

планирую продолжать работу по мнемотехнике, освоить методику работы с

картами Проппа и в дальнейшем поделиться своим практическим опытом

работы в рамках открытого педагогического мероприятия или мастер-класса.



В раздел образования




Яндекс.Метрика