Автор: Синицына Ирина Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 171"
Населённый пункт: иркутская область, г. Зима
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ
СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ирина Анатольевна Синицына
воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 171»,
Иркутская область, г. Зимы
Речевое
развитие
является
одним
из
важных
составляющих
всестороннего развития ребенка, поэтому во ФГОС ДО это направление
является
приоритетным.
Именно
в
дошкольном
возрасте
формируется
грамотная речь. Но современные дети, к сожалению, заменяют живое общение
на виртуальное, проводя время за компьютером, телевизором.
Работая с детьми, я обратила внимание на то, что дошкольникам сложно
четко, последовательно рассказывать о событиях, предметах из повседневной
жизни, создавать разные виды творческих рассказов, в том числе и по картине,
пересказывать тексты произведений, заучивать стихотворения.
При изучении опыта педагогов я обратила внимание, что многие авторы
рекомендуют для успешного развития связной речи детей использовать
нетрадиционные формы работы, например, мнемотехнику.
Весомый вклад в разработку этого вопроса внесли Л. А. Венгер, Л. В.
Эльконин, С. Л. Рубинштейн. Они считают, что в дошкольном возрасте
преобладает непроизвольная память, поэтому приемы мнемотехники доступны
как младшим дошкольникам, так и старшим. Данные приемы способствуют
увеличению объема памяти, путем образования ассоциаций. В основе этой
техники реальный предмет замещается знаком или символом, что облегчает и
ускоряет процесс запоминания. Также ребята учатся выделять главное,
систематизировать, обобщать полученные знания, с помощью наглядных схем,
таблиц, моделей и т. д.
Для достижения успешных результатов поставила цель: создание условий
для развития связной речи детей с использованием приемов мнемотехники.
В своей работе, я отдаю предпочтение пересказу текста, так как будущий
школьник должен последовательно и грамотно излагать свои мысли, видеть в
тексте главное и уметь выделять это.
Работу начала в младшей группе с простых мнемоквадратов. Исходя из
психологических особенностей каждого возраста ребенка, иду от простого к
сложному. Детям лучше всего запоминаются яркие явления и события, и
поэтому
составляя
мнемоквадраты
использовала
красочные
рисованные
картинки и аппликации персонажей сказок, различных действий, предметов.
При составлении мнемоквадратов старалась подбирать символы таким образом,
чтобы они были приближены к значению слова, словосочетания или фразы.
В средней группе, проводя работу над словом, например, «облако»,
вместе с детьми разбираем его символическое значение: какая форма и размер,
какой цвет. Таким образом, использование цветных символов-картинок в
мнемоквадрате
и
мнемодорожке
способствует
лучшему
запоминанию
отдельных образов, ассоциированных с их формой, цветом и величиной.
Например, помидор – красный круг, море – синяя или голубая клякса, солнце –
желтый круг.
Одним из излюбленных средств для пересказа текста детей моей группы
являются красочные картинки на магнитной доске. Мы с ребятами выстраиваем
все основные образы последовательно по тексту, таким образом, ребята
зрительно могут видеть и пересказывать текст с опорой на наглядность.
В старшем дошкольном возрасте работа по пересказу текста усложняется.
Для этого мною используются мнемодорожки и мнемотаблицы. Схемы
используются
не
цветные,
а
черно-белые,
нарисованные
мною,
либо
зарисованные вместе с детьми.
Работа строится следующим образом, мы с ребятами прослушав
художественное произведение в процессе беседы делим его на смысловые
части. После этого каждой части придумываем символ либо символическую
картинку. Все абстрактные символы преобразовываем в образы. Полученные
образы размещаем в мнемотаблицу. Затем читаем текст, обращая внимание на
мнемотаблицу. Далее осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой
на символы, если ребенок затрудняется, задаю наводящие вопросы по тексту.
Мнемотехника универсальна. С помощью нее провожу не только
пересказы текстов на основе мнемодорожек и мнемоталиц, а также использую
их для создания дидактических игр, составления загадок и описательных
рассказов,
заучивания стихотворений. Продуктом данной работы стали
картотеки и альбомы мнемодорожек и мнемотаблиц.
В перспективе на будущее при работе с детьми старшего возраста, я
планирую продолжать работу по мнемотехнике, освоить методику работы с
картами Проппа и в дальнейшем поделиться своим практическим опытом
работы в рамках открытого педагогического мероприятия или мастер-класса.