Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель начальных классов ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы ассоциативной связи при работе со словарными словами. Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории ГБОУ Школы №1554 г. Москвы Петроченковой Е.А.
Раздел: начальное образование
Приёмы ассоциативной связи при работе со словарными словами.
Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории ГБОУ
Школы №1554 г. Москвы Петроченковой Е.А.
Проблема грамотного письма особенно актуальна в наши дни, так как в
последнее время грамотность и вообще владение родным языком стали
уделом узкого круга специалистов. Резко упал уровень грамотности не
только населения в целом, но и очень снизилось качество газет, журналов,
издаваемых книг. Орфографические и пунктуационные ошибки стали
привычными явлениями, хотя для любого интеллигентного человека начала
столетия странным показался бы вопрос, должен ли врач, артист, инженер и
т.д. быть грамотным. Ведь давно известно, что язык - это зеркало и
социальных, и нравственных процессов, происходящих в обществе.
Обычно написание слов подчиняется определенным правилам. Но есть слова,
к которым правил нет, и их надо просто запоминать. Это так называемые
словарные слова.
В начальной школе (работа по запоминанию слов начинается с 1 класса)
учащиеся должны запомнить около 500 слов. Как видим, слов очень много и
много бывает ошибок при их написании. Причина многочисленных
трудностей в работе с этими словами состоит, наверное, в том, что мы не
используем рациональные способы их запоминания.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое
внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности.
От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных
классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе,
его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать
родной язык в письменной форме. Программой по русскому языку
предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых
правилами не проверяется.
Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются
ученики в начальной школе.
Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как
быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают
на последнюю страницу учебника в словарь. Наблюдения показывают, что
учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с
непроверяемыми гласными.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов,
является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.
Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она
продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после
применения учителем особых приемов.
Над проблемой быстрого запоминания словарных слов я с детьми начинаю
работать ещё в период изучения Азбуки. Выяснили, что запомнить
правописание словарных слов, можно не только заучивая и записывая их
несколько раз, но и другими способами: по этимологии и ассоциации,
дающие прекрасные результаты.
Идею использования приёма ассоциативного запоминания мне подсказала
моя коллега – Татаринова Е.В., а дальше я стала разрабатывать эту идею на
основе рекомендаций А. Погодиной, В. Агафонова.
С авторами полностью согласна, что в работе по усвоению слов с
непроверяемым написанием приём ярких ассоциаций способствует прочному
запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей
учащихся. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие
альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанали-
зу, учит понимать самого себя, прислушиваться к себе. Для обеспечения
результативности использования данного приёма необходимо соблюдать
следующие педагогические условия, способствующие развитию
орфографической зоркости в ходе словарной работы на основе подбора
ассоциативных образов:
*систематичность (от урока к уроку, от класса к классу);
*использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм,
направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому
значению и составу слова;
* систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе
вариантов ассоциативных образов.
Данная методика включает традиционные приемы работы со словарными
словами, дополненные приемами создания и использования ассоциативных
образов. Основу ассоциативной методики запоминания составляет активная
учебная деятельность младших школьников.
Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким
ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного
словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Ассоциативное запоминание помогает согласовывать различные каналы вос-
приятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.
При знакомстве с новым словарным словом работу на основе приёма ярких
ассоциаций рекомендую проводить в определённой последовательности:
1) предъявление словарного слова;
2) объяснение лексического и этимологического значения слова;
3) постановка ударения;
4) подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;
5) запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком)
сомнительной орфограммы;
6) нахождение ассоциативного образа, связанного со словарем, и запись его
напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом,
рисунком) одинаковых букв;
7) изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом
(рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограмму), т. е. работа по
опоре;
8) прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух
найденного ассоциативного образа (по словарю и по опоре) с представлением
их объединения и связывающей их сомнительной орфограммы;
9) составление и запись предложений с новым словарным словом с
выделением в словарном слове цветом сомнительной орфограммы, подбором
родственных слов.
Этимологический способ запоминания словарных слов
Доказать существование в прошлом связей между словами, раскрыть их
большие и маленькие тайны помогает очень серьезная, очень интересная и
чрезвычайно сложная наука - этимология. Она может помочь нам не только
значение слова, но и его правописание, может рассказать не только о его
рождении, но и о скитаниях в разных языках и о способах воздействия на
него каждого чужого языка.
КОРИДОР и ДИРЕКТОР, АЛЬБОМ и КАРАНДАШ - откуда они пришли,
почему их следует писать так, а не иначе? Этимология поможет решить нам
эти вопросы. Однако для выяснения орфограммы не всегда возникает
необходимость прослеживать все стадии, пройденные словом. Иногда
достаточно узнать форму из языка - источника или соответствующие
образования из близкородственных языков.
Например, детям интересно: почему слово ГОРОД пишем через О и
СТОЛИЦА тоже через О. Рассказываю, что слово столица чем-то похоже на
слово стол? И это не случайно. Когда-то эти слова были близкими
родственниками.
В старину столом называли не только то, что называем мы, но и место, на
котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли
стольным городом или просто столицей.
Теперь никто не считает эти слова родственными. Когда говорят о столе, не
вспоминают никаких правителей. Стол - это просто мебель. А столица - это
главный город страны. Совсем разные слова.
А все же полезно помнить об их былом родстве. Сразу понятно, что у слов
своя долгая и интересная жизнь. Да и букву А в слове столица уже писать не
захочется.
Ассоциативный способ запоминания словарных слов
Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким
ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова,
помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим
способом, действуйте так:
1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.
/ Например: Берёза
2.
Выделить
(подчеркнуть,
обвести)
слог,
который
вызывает
трудности(сомнение) при написании.
Например: бе. - ре - за
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив размером
сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е..
4. Найти ассоциативный образ (Ас. образ), связанный со словарным словом,
записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу
Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-
то общим признаком.
Модель:
Словарное слово
Ассоциативный образ
признак
=
признак
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
форме;
- звучанию;
действию;
- вкусу;
материалу;
- назначению;
количеству
;
- и т.д.
Ассоциативный образ должен иметь в своем написании букву, которая
является сомнительной в словарном слове.
Например:
Сл.слово Ас. образ * береза
- по цвету _бЕлая..
*береза - кудрявая: нужен _грЕбень. - чтобы расчесать
- по форме как буква _Е..
Результат: б Е.реза – б Е.лая, - гр Е.бень (_Е.)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом
(рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму). Мы с
ребятами рисуем берёзку, а по стволу буква Е (чёрные полосочки по белому
стволу)
6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный
ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую и
сомнительную орфограмму.
Вот несколько примеров:
гАзета - бумАга
зАвод - трубА
йнЕй - бЕлый, снЕг
кАпуста - зА'яц
кАрАндаш - грАнь, бумАга
Приём графических ассоциаций просто не может не понравиться детям. Для
того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на
буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать
рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.
Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения
при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок
должен обязательно соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь
увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не
только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает
воображение. Приём графических ассоциаций больше других нравится
детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок,
обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может
быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.
Если взять, например, слово Магнит, то на картинке должны быть и сам
магнит, и буква "А". Эта картинка хорошо запоминается и легко
вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот
путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней
букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык
сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется
правильно, без промежуточного вспоминания картинки. При таком подходе
дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в
речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное
мышление. Кроме того, работая по этой методике, учащиеся будут получать
удовлетворенность от проделанной работы.
Работая над темой, я вместе с детьми ищу рациональные способы
запоминания словарных слов. Надеюсь, идея поможет вам, не надо будет
долго и нудно заучивать каждое слово. Просто примените свою фантазию, и
слово останется в памяти навсегда. Сделайте уроки русского языка
интересными, получайте радость открытия.
ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!