Напоминание

Приёмы ассоциативной связи при работе со словарными словами. Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории ГБОУ Школы №1554 г. Москвы Петроченковой Е.А.


Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: учитель начальных классов ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Приёмы ассоциативной связи при работе со словарными словами. Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории ГБОУ Школы №1554 г. Москвы Петроченковой Е.А.
Раздел: начальное образование





Назад




Приёмы ассоциативной связи при работе со словарными словами.

Из опыта работы учителя начальных классов высшей категории ГБОУ

Школы №1554 г. Москвы Петроченковой Е.А.

Проблема грамотного письма особенно актуальна в наши дни, так как в

последнее время грамотность и вообще владение родным языком стали

уделом узкого круга специалистов. Резко упал уровень грамотности не

только населения в целом, но и очень снизилось качество газет, журналов,

издаваемых книг. Орфографические и пунктуационные ошибки стали

привычными явлениями, хотя для любого интеллигентного человека начала

столетия странным показался бы вопрос, должен ли врач, артист, инженер и

т.д. быть грамотным. Ведь давно известно, что язык - это зеркало и

социальных, и нравственных процессов, происходящих в обществе.

Обычно написание слов подчиняется определенным правилам. Но есть слова,

к которым правил нет, и их надо просто запоминать. Это так называемые

словарные слова.

В начальной школе (работа по запоминанию слов начинается с 1 класса)

учащиеся должны запомнить около 500 слов. Как видим, слов очень много и

много бывает ошибок при их написании. Причина многочисленных

трудностей в работе с этими словами состоит, наверное, в том, что мы не

используем рациональные способы их запоминания.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое

внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности.

От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных

классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе,

его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать

родной язык в письменной форме. Программой по русскому языку

предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых

правилами не проверяется.

Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются

ученики в начальной школе.

Каждый педагог знает, с каким трудом даётся изучение словарных слов, как

быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают

на последнюю страницу учебника в словарь. Наблюдения показывают, что

учащиеся, переходя из класса в класс, допускают ошибки в написании слов с

непроверяемыми гласными.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов,

является задача научить ребёнка писать эти слова без ошибок.

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. Она

продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после

применения учителем особых приемов.

Над проблемой быстрого запоминания словарных слов я с детьми начинаю

работать ещё в период изучения Азбуки. Выяснили, что запомнить

правописание словарных слов, можно не только заучивая и записывая их

несколько раз, но и другими способами: по этимологии и ассоциации,

дающие прекрасные результаты.

Идею использования приёма ассоциативного запоминания мне подсказала

моя коллега – Татаринова Е.В., а дальше я стала разрабатывать эту идею на

основе рекомендаций А. Погодиной, В. Агафонова.

С авторами полностью согласна, что в работе по усвоению слов с

непроверяемым написанием приём ярких ассоциаций способствует прочному

запоминанию словарного слова и развитию творческих способностей

учащихся. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие

альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанали-

зу, учит понимать самого себя, прислушиваться к себе. Для обеспечения

результативности использования данного приёма необходимо соблюдать

следующие педагогические условия, способствующие развитию

орфографической зоркости в ходе словарной работы на основе подбора

ассоциативных образов:

*систематичность (от урока к уроку, от класса к классу);

*использование заданий проблемно-поискового характера и игровых форм,

направленных на усвоение и углубление знаний учащихся по лексическому

значению и составу слова;

* систематическое применение опорных таблиц, составленных на основе

вариантов ассоциативных образов.

Данная методика включает традиционные приемы работы со словарными

словами, дополненные приемами создания и использования ассоциативных

образов. Основу ассоциативной методики запоминания составляет активная

учебная деятельность младших школьников.

Суть приёма: трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким

ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного

словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Ассоциативное запоминание помогает согласовывать различные каналы вос-

приятия: визуальный, аудиальный и кинестетический.

При знакомстве с новым словарным словом работу на основе приёма ярких

ассоциаций рекомендую проводить в определённой последовательности:

1) предъявление словарного слова;

2) объяснение лексического и этимологического значения слова;

3) постановка ударения;

4) подчеркивание слога, который вызывает трудности при написании;

5) запись в словарь с выделением (размером, цветом, рисунком)

сомнительной орфограммы;

6) нахождение ассоциативного образа, связанного со словарем, и запись его

напротив словарного слова в словаре с выделением (размером, цветом,

рисунком) одинаковых букв;

7) изображение словарного слова, объединенного с ассоциативным образом

(рисунок, пересечение слов через сомнительную орфограмму), т. е. работа по

опоре;

8) прочитывание словарного слова и четкое воспроизведение вслух

найденного ассоциативного образа (по словарю и по опоре) с представлением

их объединения и связывающей их сомнительной орфограммы;

9) составление и запись предложений с новым словарным словом с

выделением в словарном слове цветом сомнительной орфограммы, подбором

родственных слов.

Этимологический способ запоминания словарных слов

Доказать существование в прошлом связей между словами, раскрыть их

большие и маленькие тайны помогает очень серьезная, очень интересная и

чрезвычайно сложная наука - этимология. Она может помочь нам не только

значение слова, но и его правописание, может рассказать не только о его

рождении, но и о скитаниях в разных языках и о способах воздействия на

него каждого чужого языка.

КОРИДОР и ДИРЕКТОР, АЛЬБОМ и КАРАНДАШ - откуда они пришли,

почему их следует писать так, а не иначе? Этимология поможет решить нам

эти вопросы. Однако для выяснения орфограммы не всегда возникает

необходимость прослеживать все стадии, пройденные словом. Иногда

достаточно узнать форму из языка - источника или соответствующие

образования из близкородственных языков.

Например, детям интересно: почему слово ГОРОД пишем через О и

СТОЛИЦА тоже через О. Рассказываю, что слово столица чем-то похоже на

слово стол? И это не случайно. Когда-то эти слова были близкими

родственниками.

В старину столом называли не только то, что называем мы, но и место, на

котором сидел князь, правитель страны. Город, где он жил, называли

стольным городом или просто столицей.

Теперь никто не считает эти слова родственными. Когда говорят о столе, не

вспоминают никаких правителей. Стол - это просто мебель. А столица - это

главный город страны. Совсем разные слова.

А все же полезно помнить об их былом родстве. Сразу понятно, что у слов

своя долгая и интересная жизнь. Да и букву А в слове столица уже писать не

захочется.

Ассоциативный способ запоминания словарных слов

Суть метода состоит в том, что трудная орфограмма связывается с ярким

ассоциативным образом, который вспоминается при написании слова,

помогая правильно писать слово. Если хотите воспользоваться этим

способом, действуйте так:

1. Записать словарное слово (Сл. слово) и поставить ударение.

/ Например: Берёза

2.

Выделить

(подчеркнуть,

обвести)

слог,

который

вызывает

трудности(сомнение) при написании.

Например: бе. - ре - за

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив размером

сомнительную орфограмму.

Например: б_Е., б_е..

4. Найти ассоциативный образ (Ас. образ), связанный со словарным словом,

записать его напротив словарного слова.

Требования к ассоциативному образу

Ассоциативный образ должен быть связан со словарным словом каким-

то общим признаком.

Модель:

Словарное слово

Ассоциативный образ

признак

=

признак

Ассоциативная связь может быть по:

- цвету;

- месту расположения;

форме;

- звучанию;

действию;

- вкусу;

материалу;

- назначению;

количеству

;

- и т.д.

Ассоциативный образ должен иметь в своем написании букву, которая

является сомнительной в словарном слове.

Например:

Сл.слово Ас. образ * береза

- по цвету _бЕлая..

*береза - кудрявая: нужен _грЕбень. - чтобы расчесать

- по форме как буква _Е..

Результат: б Е.реза – б Е.лая, - гр Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом

(рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму). Мы с

ребятами рисуем берёзку, а по стволу буква Е (чёрные полосочки по белому

стволу)

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный

ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую и

сомнительную орфограмму.

Вот несколько примеров:

гАзета - бумАга

зАвод - трубА

йнЕй - бЕлый, снЕг

кАпуста - зА'яц

кАрАндаш - грАнь, бумАга

Приём графических ассоциаций просто не может не понравиться детям. Для

того, чтобы запомнить словарное слово, ребенок выполняет рисунки на

буквах, которые вызывают трудности в написании, либо надо сделать

рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения

при написании, иначе происходит «нагромождение» образов. Рисунок

должен обязательно соответствовать смыслу слова. Процесс этот сколь

увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не

только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает

воображение. Приём графических ассоциаций больше других нравится

детям. При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок,

обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может

быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта.

Если взять, например, слово Магнит, то на картинке должны быть и сам

магнит, и буква "А". Эта картинка хорошо запоминается и легко

вспоминается. Не стоит бояться, что каждый раз придется повторять этот

путь; сначала вспомнить картинку, затем определить зашифрованную в ней

букву и лишь затем правильно написать словарное слово. Со временем навык

сокращается, свертывается и нужное слово само припоминается и пишется

правильно, без промежуточного вспоминания картинки. При таком подходе

дети легко запомнят словарные слова, будут правильно использовать их в

речи, расширят свой словарный запас, будут развивать ассоциативное

мышление. Кроме того, работая по этой методике, учащиеся будут получать

удовлетворенность от проделанной работы.

Работая над темой, я вместе с детьми ищу рациональные способы

запоминания словарных слов. Надеюсь, идея поможет вам, не надо будет

долго и нудно заучивать каждое слово. Просто примените свою фантазию, и

слово останется в памяти навсегда. Сделайте уроки русского языка

интересными, получайте радость открытия.

ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ!



В раздел образования




Яндекс.Метрика