Авторы: Петроченкова Екатерина Алексеевна, Екатерина Алексеевна Петроченкова
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: конспект урока русского языка в 1 классе
Тема: «Космическое путешествие на планету Грамматики».
Раздел: начальное образование
Урок русского языка в 1 «П» классе
Тема урока: «Космическое путешествие на планету Грамматики».
Цель: Обобщение и закрепление знаний по пройденному материалу.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
Сегодня у нас необычный урок, а космическое путешествие на планету
Грамматики.
В путешествие отправятся 5 экипажей: «Восток», «Восход», «Союз»,
«Салют», «Мир», «Звёздный»
Прежде, чем отправиться в путешествие, нужно подготовить свои
космические корабли. Проверьте готовность к путешествию. Откройте свои
бортовые журналы (рабочие тетради), запишите сегодняшнее число, классная
работа.
Путешествие - дело довольно трудное, тут нужна подготовка.
2. Повторение о звуках, буквах, слоге, слове.
Работа в тетрадях. Чистописание.
Мы приближаемся к созвездию Чистописание. Злой волшебник
рассыпал буквы. Выберите среди них все буквы, в которых есть элемент
«рыбка»( прописи Илюхиной).
№ 1. а с ф е л т в р у н я м о д В ы т з и ц н щ Н о ё ж ч А
ее вв уу дд ВВ зз цц щщ НН ёё АА
- Какие из этих букв гласные? Докажите.
-Сколько всего гласных звуков в русском языке? (6). А букв? (10).
Что вы знаете о буквах е,ё,ю,я? Приведите примеры слов.
-Молодцы! Справились с заданием, получаете звездочку.
-А пока мы летим к следующему созвездию – Созвездие Словарная
работа, я расскажу вам о собаках-космонавтах.
Для полетов в космос использовали беспородных и бездомных собак. У
дворняжек были отмечены крепкое здоровье, смекалка, неприхотливость в
еде, хорошее отношение к человеку.
Собак отбирали по особым размерам. Это было связано с
особенностями исследовательского оборудования и размерами пассажирских
кабин ракет. Требовались животные не тяжелее 6 кг и ростом не выше 35 см.
Для правильного расположения датчиков более всего подходили
короткошёрстные собаки. Их отправляли в полет попарно. Исследования
полетов собак в космос были тщательно засекречены. Конструкторы, ученые
и иногда даже собаки были под вымышленными именами. Поэтому у
некоторых собак могло быть несколько разных кличек.
Главный конструктор ракетной техники Сергей Павлович Королев
очень любил собак, каждый день лично справлялся об их здоровье и
самочувствии.
Дезик и Цыган стали первыми живыми существами, которые
совершили полет на баллистической ракете в верхние слои атмосферы до
условной границы с космосом.
Полет состоялся 22 июля 1951 года и продолжался 20 минут. Полет
прошел успешно. Цыган при приземлении оцарапал кожу на животе, больше
он в полетах не участвовал.
Словарная работа.
1) -Отгадайте загадки. Запишите отгадки, разделите их на слоги,
поставьте ударение.
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)
Человек сидит в ракете.
Смело в небо он летит,
И на нас в своем скафандре
Он из космоса глядит.
( Космонавт)
Чудо-птица-алый хвост
Прилетела в стаю звезд.
( Ракета)
Космонавт, проверив трос,
Что-то надевает,
Та одежда припасет
И тепло, и кислород.
( Скафандр)
Бегают вкруг огонечка
Шесть сыночков и две дочки,
Промелькнут года и дни,
Но не встретятся они...(Планеты)
Планете с нее не свернуть.
Как тот называется путь?
( Орбита)
А в словарик мы запишем слово, в котором 2 слога, 6 букв.
КОСМОС (зарисовываем ассоциацию: О – как планета круглая)
2) -Прочитайте по транскрипции слова:
[з’ и м л’ а], [с т а н ц ы й’ а], [к а м’эта]
- Какое из этих слов лишнее? Почему? ( земля, оно состоит из 2-х
слогов, остальные из 3-х, это слово не словарное, его можно проверить:
земля – земли).
Восемь планет нашей Солнечной системы названы в честь римских и
греческих богов. Слово же «Земля» происходит от древнеславянского корня
«зем», что переводится как «низ», «пол», и никак не связан с мифами
Древней Греции. В других языках слово «Земля» обозначает «почва», хотя
72% площади Земли занимает вода. Это 3/4 поверхности планеты.
- Отлично! Вы справились с заданием и получаете звезду.
- Ребята, а что мы сейчас делали? (повторяли, то, что изучили) А
зачем? (Чтобы лучше запомнить, показать знания).
Повторенье – мать ученья.
Следующее созвездие – очень Музыкальное.
Предлагаю тихо встать и немножечко отдохнуть.
Физмин (Музыкальная пауза «Трава у дома»).
Летим дальше. Впереди Созвездие Слов
Составьте из отдельных звезд созвездие. Из слов – предложение.
3). Юрий, Земли, был, Алексеевич, первым, Гагарин, космонавтом.
Корабль , курс, на, держит, Медведицу, Большую
- Почему с большой буквы написаны слова?
- Как правильно записать предложение? Что такое предложение?
- Найдите слово-действие. А кто выполнял это действие?
Юрий Алексеевич Гагарин был первым космонавтом Земли.
Первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин.
- Составьте схему предложения.
Рассказ о Гагарине. (Читает учащийся или рассказывает учитель).
- Составьте схему слов Юрий Гагарин, дайте характеристику звукам.
- Отлично справились с заданиями! Вот вам еще звезда!
4)
Наши
космические
корабли
приближаются
к
созвездию
Космические вопросы.
1 как назывался корабль на котором Гагарин совершил первый полет в
космос? ВОСТОК 1
2 Сколько минут длился полёт? 108 (меньше 2-х часов)
3 Позывной Гагарина (Кедр), Королёва Заря 1, станции – Весна
- Ребята! Вы большие молодцы! Собрали все звезды. - А нам пора
возвращаться на свою планету. Как она называется? С какого языка пошло
название Земля?
- Давайте выразительно прочитаем стихотворение про щенка.
Как называется разговор двух и более лиц?
№ 7. На площадке во дворе
Вместе с малышами
Бегал ма-а-а-ленький щенок
С длинными ушами.
Веселил щенок ребят,
Сколько было смеха!
А потом узнали мы:
Он в Москву уехал!
Было так, друзья мои:
Тёплой ночью в мае
На Луну смотрел щенок,
Беспокойно лая.
Шёл учёный человек:
-Пёсик, что с тобою?
Ты желаешь поиграть
С Луною золотою?
В ракете хочешь полететь?
-А вы меня возьмёте?
-Ты капитаном можешь стать
У нас на звездолёте!
Назвали Марсиком щенка.
Он тренируется, растёт,
Вот-вот отправится в полёт.
Марсик нарядный в костюме зелёном.
Отнёс его лично в кабину учёный:
Он будет в ракете у нас командиром,
Быстрее несите сюда пассажиров!
Свинка морская, заяц и ёж.
(Зверушек таких
На Луне не найдёшь!)
Рабочие с крысами
Клетку несут!
Готово!
И грохот потряс тишину,
И чудо-ракета летит на Луну!
С.Баранов
3. Подведение итогов. Самооценка.
Вот и закончилось наше путешествие.
- Какие знания помогли нам справиться с заданиями?
- Что вы нового узнали и запомнили?
Если вам понравилось наше путешествие, нарисуйте на звездочке
улыбочку. Если вам было немного трудно и не все получалось, нарисуйте
нейтральный смайлик на звездочке. Надеюсь, что грустных звездочек у вас
не будет. Все экипажи хорошо работали. Главное вместе и дружно, поэтому у
вас все получилось. Молодцы! Спасибо за урок!