Напоминание

ШКОЛА- БИБЛИОТЕКА. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Автор: Курчакова Екатерина Викторовна
Должность: библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Козловка"
Населённый пункт: Питерского района Саратовской области
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ШКОЛА- БИБЛИОТЕКА. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Раздел: среднее образование





Назад




ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия

библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной

грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы

должен обладать умением получать информацию из различных источников,

обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных

жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно –

библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном

образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда,

способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра

является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном

процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком

уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для

успешного существования в современном информационном обществе, где

знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор

учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование.

Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует

повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков

чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-

коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах

«педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это

прежде всего индивидуальная

работа, построенная в форме диалога

и

внеурочная

жизнь школьника

.

Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка.

Часто дети приходят в библиотеку просто пообщаться, поделиться радостью

или горем, получить поддержку, одобрение или совет. Это также является

важной составляющей работы библиотеки, которая регламентируется Законом

«Об образовании», Кодексом профессиональной этики российского

библиотекаря, Положением о школьной библиотеке, годовым планом работы,

должностными обязанностями.

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна

активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в

школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию

навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи:

Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на

основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-

информационной среды для читателей.

Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством

приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным

средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки

ОУ:

- Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через

организацию внеклассных мероприятий.

- Развитие духовных и физических возможностей личности,

- формирование чтения,

- подборку художественной, научной и методической литературы,

- постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием

рефлексивных технологий.

- Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания

школьников в библиотечной среде.

Работа с одаренными детьми.

Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере

общения с помощью организации активных форм деятельности;

изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих

сообществах,

их роли и последствий для последующих поколений;

обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в

школьных библиотеках используются различные формы работы:

- библиотечные уроки;

книжные выставки;

циклы рекомендательных бесед о правилах и приемах работы с книгой,

об авторах, о содержании и жанре произведений;

обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская

деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в

библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не

изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый

потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются

практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным,

мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-

досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

Электронные презентации книжных выставок

Электронные библиотечные уроки

Виртуальные конференции,

Устные журналы - презентации

Слайд - фильмы

Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем

информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление

информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая

вместе с педагогами желаемые установки.

Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с

опорой на самостоятельность мышления.

Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения,

основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку

достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе,

понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать

новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.

Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к

совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной

грамотности и культуры школьников и их родителей.

Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества

источников, излагающие разные точки зрения.

Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах

и фестивалях

.

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы

(проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом

самостоятельных исследований, консультации).

Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию

информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание



В раздел образования




Яндекс.Метрика