Автор: Курчакова Екатерина Викторовна
Должность: библиотекарь
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Козловка"
Населённый пункт: Питерского района Саратовской области
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: ШКОЛА- БИБЛИОТЕКА. АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Раздел: среднее образование
ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Слайд 1 - фото
Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,
Событья, судьбы, пестрой жизни дань.
Пусть множатся, живут, крепчают книги -
Веков соединительная ткань.»
( В. Сикорский)
Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия
библиотекаря и учителя-предметника школьников?
Проблема современной школы заключается в привитии информационной
грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы
должен обладать умением получать информацию из различных источников,
обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных
жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно –
библиографической культурой.
Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном
образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда,
способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.
Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра
является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном
процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком
уровне свои образовательные и воспитательные функции.
Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для
успешного существования в современном информационном обществе, где
знания играют важнейшую роль.
Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор
учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование.
Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует
повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков
чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-
коммуникативными технологиями.
Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах
«педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это
прежде всего индивидуальная
работа, построенная в форме диалога
и
внеурочная
жизнь школьника
.
Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка.
Часто дети приходят в библиотеку просто пообщаться, поделиться радостью
или горем, получить поддержку, одобрение или совет. Это также является
важной составляющей работы библиотеки, которая регламентируется Законом
«Об образовании», Кодексом профессиональной этики российского
библиотекаря, Положением о школьной библиотеке, годовым планом работы,
должностными обязанностями.
Слайд 5 -- диаграмма
Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна
активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в
школе информационным центром.
Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию
навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.
Для достижения этой цели школы решают следующие задачи:
Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на
основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.
Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-
информационной среды для читателей.
Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством
приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.
Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным
средством сохранения института культуры.
Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки
ОУ:
- Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через
организацию внеклассных мероприятий.
- Развитие духовных и физических возможностей личности,
- формирование чтения,
- подборку художественной, научной и методической литературы,
- постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием
рефлексивных технологий.
- Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания
школьников в библиотечной среде.
Работа с одаренными детьми.
Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере
общения с помощью организации активных форм деятельности;
изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих
сообществах,
их роли и последствий для последующих поколений;
обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;
формировании аналитический и рефлексивных умений общения.
Слайд 8 формы работы
По воспитанию культуры чтения детей и подростков в
школьных библиотеках используются различные формы работы:
- библиотечные уроки;
книжные выставки;
циклы рекомендательных бесед о правилах и приемах работы с книгой,
об авторах, о содержании и жанре произведений;
обзоры литературы по вопросам культуры чтения;
тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;
литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская
деятельность.
Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в
библиотечно-информационную деятельность.
Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не
изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый
потенциал.
Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются
практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.
Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным,
мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-
досугового направления.
Используются такие интерактивные формы как:
Электронные презентации книжных выставок
Электронные библиотечные уроки
Виртуальные конференции,
Устные журналы - презентации
Слайд - фильмы
Литературные гостиные с электронными презентациями.
Слайд 10 Подведём итоги
- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем
информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление
информации, методической и консультационной помощи работникам школы.
Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.
Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая
вместе с педагогами желаемые установки.
Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с
опорой на самостоятельность мышления.
Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения,
основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку
достижений учеников данную учителем – предметником.
- Почему библиотекарь и учитель объединяются?
Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе,
понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать
новые знания, делиться понятым и узнанным с другими.
Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к
совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной
грамотности и культуры школьников и их родителей.
Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества
источников, излагающие разные точки зрения.
Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах
и фестивалях
.
- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?
Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы
(проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом
самостоятельных исследований, консультации).
Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)
Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).
Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию
информационной грамотности родителей и школьников).
Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание