Напоминание

Активные методы обучения на уроках технологии


Автор: Волкова Ольга Васильевна
Должность: учитель технологии, социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "СОШ с.Новотулка"
Населённый пункт: Питерского района Саратовской области
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Активные методы обучения на уроках технологии
Раздел: среднее образование





Назад




Активные методы обучения на уроках технологии

Предмет «Технология» является неотъемлемым компонентом общего образования

школьников.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным

набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в

команде, способность к саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Реализация этих задач невозможна без деятельностного подхода к способам получения

знаний на уроках, а деятельностный подход связан с активными методами обучения.

Активные методы обучения - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой

учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся выступают

активными участниками урока.

Методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы, базирующиеся на

имитации профессиональной деятельности, и неимитационные (неигровые и

игровые). Так, например, к имитационным методам относятся: проблемная лекция,

практическая и лабораторная работа. К имитационным неигровым активным методам

обучения: относятся (анализ конкретных ситуаций (кейс метод), метод проектов, решение

ситуационных задач. К имитационным игровым: деловая игра, групповое решение

творческих задач.

В своей педагогической практике на уроках технологии я использую следующие методы.

Проектный метод обучения.

Применение на уроках технологии метода проектов даёт возможности для успешного

усвоения материала. Данный метод обучения позволяет учащимся освоить знания и

получить умения в процессе выполнения проекта. Результатом работы школьника над

проектом является новый продукт, конкретный опыт или знания, приобретенные

самостоятельно.

В организации проектной деятельности на уроках технологии я выделяю шесть этапов.

1) Выбор темы проекта с учетом изучения и анализа потребностей.

При выборе проектного задания необходимо учитывать его практическую ценность. Это

могут быть изделия для личного пользования, для членов семьи, для дома и пр.

Обучающимся 5-6 класса предлагаю выбрать темы проекта, предложенные в учебной

литературе. А старшеклассники сами формулируют темы проектов. Проекты могут быть

индивидуальными и групповыми (от 2-х до 3-х человек).

2) Оценка интеллектуальных, материальных и финансовых возможностей, необходимых

для выполнения проекта.

На данном этапе выполняется анализ интеллектуальных, материальных и финансовых

возможностей учащихся для выполнения проекта.

3) Сбор и обработка необходимой информации.

Выполнение учебного проекта на этом этапе осуществляется на основе поиска

необходимой информации для его выполнения. Источниками информации служат

справочники, книги, журналы, интернет. Поиск является главной составляющей

взаимодействия обучающихся, так как именно в совместном поиске истины (информации,

ответов на вопросы) происходит приобретение личностью новых знаний. В кабинете

технологии на стенде вывешивается список литературы по каждому выбранному проекту,

рекомендуемые ресурсы в интернете, время встречи каждой группы для обсуждения по

изученной литературе данного проекта.

4) Разработка идеи выполнения проекта с учетом экономических и экологических

требований.

В процессе работы ученик разрабатывает идею выполнения творческого проекта, которая

затем воплощается в эскиз, чертеж, технологическую карту; анализирует экономическую

и экологическую целесообразность идеи (насколько дорогостоящим получается проект?

не причинит ли он вреда окружающей среде? можно ли заменить материал и почему?).

5) Изготовление изделия.

Особое внимание на этом этапе уделяется технике безопасности и культуре труда.

6) Оценка качества выполненной работы, защита проекта.

На заключительном этапе работы над проектом, учащиеся осуществляют оценку

качества работы и защиту проекта. При защите своего проекта учащиеся доказывают

значимость работы, показывают свою компетентность в вопросах, касающихся проекта,

старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность

предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов. Лучшие работы

учащихся школы каждый участвуют в выставках и конкурсах разного уровня.

Методы проблемного обучения

Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций,

активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении

сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за

отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Алгоритм технологии – этапы научного творчества:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск решения.

3. Выражение решения.

4. Реализация продукта.

5. Рефлексия.

Выделяют 4 уровня проблемного обучения:

1.Уровень несамостоятельной активности.

2.Уровень полусамостоятельной активности.

3. Уровень самостоятельной активности.

4. Уровень творческой активности.

Плюсы проблемной технологии:

1. Самостоятельный поиск обеспечивает более прочные и качественные знания.

2. Развитие интеллекта и творческих способностей.

3. Воспитание коллективизма, активности.

4. Учение с увлечением и интересом снижает нагрузки, способствует

здоровьесбережению. Например, при изучении конструкций изделий, стилей перед

учащимися ставиться проблемная задача. Почему платье определённого фасона нельзя

изготавливать из любой ткани? Или при изучении зрительных иллюзий в одежде

поставить задачу подобрать фасон юбки, платья, брюк для нестандартной фигуры с целью

скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства и т.д. Элементы проблемного обучения

можно применять на каждом занятии и на всех его этапах, чтобы перевести учащихся с

позиций пассивного восприятия знаний на позиции активного их получения.

Игровые методы

На уроке можно использовать и игровые методы. Особенно это интересно и

познавательно для учащихся 5-6 классов. Игровые методы способствуют формированию

положительного отношения к предмету, разряжают напряженный ритм работы,

повышается активность учащихся. Вот варианты игровых форм, которые можно

использовать на своих уроках.

Игра «Подбери слово». В процессе этой игры необходимо подобрать слова, в которых

встречается одинаковое сочетание букв на заданную тему. Например, назвать слова по

теме «Кулинария», в которых встречается сочетание «-кар»: макароны, карамель,

картофель).

Игра «Придумать загадку». Эта игра позволяет более внимательно рассмотреть предмет,

заметить его качества, назначение, способствует развитию воображения и мышления.

Игра «Собери». Из разрозненных карточек, на которых написаны части слова, собрать

слова – термины. Например, детали швейной машины: игла, игловодитель, регулятор,

моталка, шпулька.

Учащиеся так же с большим интересом разгадывают тематические кроссворды и ребусы,

участвую в тематических предметных викторинах.

Для учащихся 7- 8 классов предпочтительно использование деловых игр. На уроке можно

смоделировать любую производственную ситуацию например- работу цеха изготовление

швейных изделий, работу ателье, работу дизайнерского бюро и т.д. Все что нужно это

распределить роли среди учащихся. Играя свои роли, ученики погружаются

профессиональную деятельность, вживаются в определенную должность. Такие игры не

только обеспечивают развитие интеллекта, но и способствуют приобретению

определенных трудовых навыков, дают ребята возможность найти себя в

профессиональной сфере.

Таким образом активные методы обучения :

- формируют положительную учебную мотивацию;

- повышают познавательную активность учащихся;

- помогают активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс;

- стимулируют самостоятельную деятельность;

- развивают познавательные процессы;

- развивают творческие способности и нестандартность мышления;

- развивают коммуникативно-эмоциональную сферы личности обучающегося;

- раскрывают индивидуальные возможности каждого учащегося;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие универсальных навыков.

1. В. И. Егоров. Методика преподавания технологии. М.,2005 2. И. Д. Чечель.

Исследовательские проекты в практике школы / И. Д. Чечель. – М.: Педагогика, 1998. —

С. 85. 3. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение

1–4 классы, 5–11 классы.- М.: Просвещение, 2010. — с. 204 4. Е. С. Полат. Метод

проектов — статья на сайте Российской Академии Образования. 5. В. В. Гузеев. «Метод

проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // «Директор школы», -

1995.-№ 6. 6. А. В. Хуторской. Развитие одарённости школьников: Методика

продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,

2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская). 7. Н. Ю. Пахомова. Метод учебного

проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов

педагогических вузов. 3-е изд. испр. И доп. — М.: АРКТИ, 2005.- 112 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика