Напоминание

Реализация проекта «Ученая гусеница» с целью активизации читательских интересов младших школьников


Автор: Петроченкова Екатерина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа №1554
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Реализация проекта «Ученая гусеница» с целью активизации читательских интересов младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Реализация проекта «Ученая гусеница»

с целью активизации читательских интересов младших школьников

Чтение - это главное умение человека в жизни, без которого он не может

постичь окружающий мир. Научить детей читать, конечно же, трудно. Но

еще труднее научить их полюбить чтение.

Современный кризис детского чтения – проблема, о которой говорят

много. Сейчас для большинства детей чтение – тяжкая повинность, которую

они пытаются избежать. Для родителей чтение – родительская мука,

неприятная необходимость. Негативным фактором в формировании

читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения, так как

происходит изменение семейного уклада, и разрушение традиционных

нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, и

приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д.

В обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от

формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается

основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и

эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом.

Необходимо предоставить возможность детям всеми путями развивать свое

чтение и помочь сформировать любовь к книгам. Ведь это - первая ступень к

грамотности и обучению на протяжении всей жизни. Важно помочь детям

понять огромное количество приятных вещей, которые можно получить от

чтения.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно

велика. Установлено, что интерес к чтению начинает формироваться в

детстве — с дошкольного образования и чтения в семье. Поэтому, без

возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно.

Важнейшая роль в воспитании личности принадлежит книге.

В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание

– прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.

В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть

обществом мыслящим. Обществу, которое хочет использовать новейшие

достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как

можно больше.

Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением

возможно только в тесном сотрудничестве школы, семьи и библиотеки.

Развитие информационных технологий и изменение образовательной

системы изменили и отношение к чтению. Дети действительно не хотят

сегодня читать. Легче посмотреть мультик или фильм, чем прочитать книгу.

Легче и быстрее. Не надо прикладывать собственные усилия, перерабатывая

и воспринимая информацию. Но не следует забывать о роли книги в развитии

ребенка. Чтение дает толчок фантазии, способствует увеличению словарного

запаса и развитию речи, дает основы для формирования нравственности.

Чтобы повысить у детей интерес к чтению, с детьми и родителями я

провожу беседы о значении чтения в жизни любого человека, даю

рекомендации по выбору книг для чтения, раздаю памятки и детям, и

родителям, учу вести «Читательский дневник» - как дневник своих мыслей,

достижений, познаний в литературе.

Лучший способ воспитания — собственный пример. Читающие родители,

ценящие книги, скорее смогут приучить детей к чтению, чем те, которые не

читают сами. Психологи убеждены, что регулярное чтение вслух детям

просто необходимо для гармоничного развития личности. Очень важно

правильно подбирать книги в соответствии с возрастом и интересами

ребенка. Показателем правильного выбора станет увлеченное слушание или

самостоятельное чтение. Родителям рекомендую, чтоб они просили ребенка

читать им вслух. Это развивает речевые навыки, дикцию, выразительность

речи.

В мае 2020 года я была участником вебинара по литературному

чтению. Меня очень заинтересовал проект доцента, кандидата

педагогических наук, зав кафедрой начального образования СИПКРО С. В.

Самыкиной «Ученая гусеница». Я «загорелась» идеей проекта. И уже летом

продумывала детали проекта, изучала рекомендации С.В.Самыкиной. Ещё в

сентябре (когда шла работа по Азбуке) я познакомила детей и родителей с

условиями проведения этого проекта. Назвала сроки проведения: со 2 марта

по 2 апреля – один месяц.

Участники - все ученики класса. В моем классе 27 учеников.

Цель данного проекта — формирование читательской компетентности

первоклассников. Идея проектав течение месяца дети читают

художественные книги, после прочтения показывают книгу учителю,

рассказывают о прочитанном, получают цветной круг. На нем пишут

название книги, фамилию автора, свою фамилию. Круг прикрепляется к

стене. Цвет круга выбирается в зависимости от жанра прочитанной книги.

Каждый круг обозначает прочитанную ребенком книгу.

В самый первый день начала проекта работа закипела, дети активно

включились в процесс чтения. Учёная гусеница росла, извиваясь по стенам

кабинета. В конце месяца «Книжная палата» подвела итоги и объявила

победителей. Каждый участник получил удостоверение участника проекта

«Учёная гусеница», а победители – диплом и книгу. По окончанию проекта в

классе прошла ярмарка, на которой можно было потратить свои круги-

жетоны на подарки. Детям очень понравилась ярмарка. А в итоговое

мероприятие была включена викторина и игра из вопросов по прочитанным

произведениям. Было видно, насколько дети были внимательны, слушая

пересказы своих одноклассников, насколько внимательно читали сами.

Участвуя в этом проекте, ребята учились пересказывать и подробно, и

кратко. Называть главных героев, давать им свою оценку. Учились слушать

своих товарищей.

После окончания проекта, родители просили продолжить его, так как

увидели заинтересованность ребенка в чтении. Проект и детям очень

понравился. Библиотеку посещать стали чаще. Многие научились кратко

пересказывать, анализировать прочитанное произведение.

Обогатился

словарный запас, увеличилась скорость чтения, дети стали более точно

выражать свои мысли.

Идея проекта С.В.Самыкиной привлекла внимание моих коллег, на

методическом объединении я поделилась идеей, рассказала технологию

проекта.

Во втором классе продолжим работу над читательским проектом. Теперь

это будет «Книжная полка». Спасибо С. В. Самыкиной за интересные идеи,

методические разработки и увлекательные вебинары.



В раздел образования




Яндекс.Метрика