Автор: Колмыкова Людмила Митхайловна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: МАОУ ООШ
Населённый пункт: с. Сухой Отрог Балаковского района Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: формирование и развитие учебно-информационных умений учащихся
Раздел: среднее образование
Формирование и развитие учебно-информационных умений учащихся
(умение работать с письменными и устными текстами)
Колмыкова Людмила Михайловна
Школа является базовым звеном в системе образования и выступает как
специальная организация, созданная для передачи знаний и опыта подрастающему
поколению.
Особенностью современного этапа развития современного общества является
усиление роли интеллектуальной деятельности человека и переход к
информационному обществу. Следовательно, образование в современных
культурных и социально-экономических условиях играет ведущую роль.
Необходимость качественных изменений в школьном образовании обусловливают
ряд факторов и, прежде всего, фактор смены поколений в обществе и резкого
сокращения периода смены знаний и господствующих технологий. По мнению
японских специалистов для последовательного технологического и социального
развития человеческого общества знания должны обновляться каждые 8-10 лет.
Таким образом, если раньше полученных знаний было достаточно на всю
социально-активную жизнь человека, за время которой не происходило коренных
перемен, то теперь это невозможно в принципе.
В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических
приоритетов с “выучить - на воспитать” и с “научить – на научить учиться”.
Для школы это означает отказ от ориентации на освоение учащимися суммы знаний
как основного результата школьного образования и формирование универсальных
общеучебных умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к
знаниям, развитие познавательных и творческих способностей и интересов.
Педагогическая практика убедительно говорит, что отсутствие у школьников знаний
о структуре и правилах мыслительных операций, о различных способах
мыслительной деятельности вызывают затруднения в процессе обучения и
отрицательно влияют на качество обученности. Причин неуспеваемости и низкого
качества знаний несколько, но одной из главных является неумение учиться. Есть
достаточно веские основания для того, чтобы акцент в школьном образовании
сделать на формировании у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружить
их такими умениями и навыками, которые облегчают учебный труд, делают его
привлекательным и позволяют получать радость от процесса обучения.
Результаты мониторинга образовательного процесса, анкетирования участников
образовательного процесса, анализ диагностических работ, материалы оценки
качества проведения уроков показали, что эффективность формирования ОУУН
зависит от ряда факторов:
от способности учащихся к обучению;
от интересов, направленности и мотивации школьников;
от качества используемых в образовательном процессе технологий;
от уровня согласованности в работе учителей и единства требований к учащимся;
от полноты использования интегративных связей при проектировании
содержания учебных предметов и их групп;
от профессионализма учителей и их компетентности в вопросах формирования
ОУУН.
Стало совершенно очевидным, что для повышения качества формирования в ходе
учебного процесса ОУУН необходимо прежде всего совершенствование
профессиональных умений педагогов, представленных такими их группами, как:
1) управленческие;
2) проектировочные;
3) конструктивные;
4) аналитические.
Актуальна стала также проблема координации и согласования деятельности
учителей разных ступеней школы и образовательных областей..
В настоящее время проведится значительная работа по информационно-
методическому обеспечению данного направления: выпуск методических
сборников, бюллетеней с методическими рекомендациями, с отражением опыта
отдельных учителей, их творческих групп и методических объединений.
Педагоги нашей школы активно занимаются разработкой технологий и
алгоритмов, инструкций для диагностики формирования ОУУН на различных видах
и этапах уроков. Создается банк данных по результатам оценки их
сформированности у выпускников.
Систематическая и целенаправленная работа педагогов в данном направлении
обеспечивает формирование и развитие ОУУН у школьников, способствует
овладению ими основами методологии и теории познания, создает условия для
повышения качества образовательного процесса.
Терминологический словарь
Общеучебные умения - это универсальные для многих школьных предметов
способы получения и применения знаний (в отличие от предметных умений,
которые являются специфическими для той или другой учебной дисциплины).
Учебно-информационные умения – это общеучебные умения, которые
обеспечивают нахождение, переработку и использование информации для решения
учебных задач.
Информация –
1.
Отражение предметного мира (окружающей реальности) с помощью знаков и
символов.
2.
Совокупность сведений (данных), воспринимаемых от окружающей среды
(входная информация), выдаваемых в окружающую среду (выходная
информация), либо сохраняемых внутри некоторой системы (внутренняя
информация).
Информационная технология – совокупность технологических элементов, средств
и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для
получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
Информационная культура – свод правил поведения в информационном обществе,
в системах человек-компьютер.
Овладение информационной культурой предполагает способность человека разумно
строить индивидуальную информационную среду, отсеивать поток избыточной,
ложной и т.п. информации, оценивать информацию по количеству, уровню
информационного взаимодействия, по ценности для человека.
Информационное обеспечение – совокупность, система информации,
унифицированных систем документации и информации, используемых в
образовательной деятельности.
Носитель информации – устройство, система или физическая среда,
предназначенные для хранения в определенной форме различной информации.
Роль учителя на уроке по формированию у учащихся учебно-информационных
технологий:
определяет объем, вид носителей и средства воспроизведения информации,
предъявляемой для изучения.
Организует работу с информацией на различных этапах урока.
Определяет характер познавательной деятельности при работе с носителями
информации:
- ознакомление;
- воспроизведение;
- осмысление;
- применение.
Проводит инструктаж для успешного выполнения домашнего задания и
разнообразных заданий творческого характера.
Реализует алгоритм формирования умений:
- объясняет значение данного умения для успешного обучения и самообразования;
- разбивает умение на составляющие компоненты;
- показывает последовательность действий;
- подбирает задания, задачи, упражнения для выработки умения;
- осуществляет педагогическую диагностику овладения умением;
- тренирует и закрепляет умение через систему самостоятельных заданий;
- предлагает измененные и нестандартные задания и ситуации для применения
умений;
- организует взаимо- и самоконтроль за применением умений;
- проводит контроль качества сформированности умения;
- предъявляет творческие задания по закреплению умений.
На уроках русского языка учащиеся работают с устными и письменными
текстами.
При работе с письменными текстами учащиеся:
- читают бегло, сознательно, выразительно, правильно
(с соблюдением норм литературного произношения);
- владеют различными видами чтения: сплошным, выборочным,
комментированным, аналитическим, по ролям;
- работают с основными компонентами учебника: оглавлением, структурными
компонентами, заданиями, словарем, иллюстрациями, схемами, таблицами,
сносками;
- умеют пользоваться библиографическими списками, картотеками, каталогами,
указателями;
- различают научные, художественные и официально-деловые тексты;
- умеют составлять простой и сложный план письменного текста;
- умеют составлять на основе письменного текста таблицы, схемы, графики,
диаграммы;
- составляют произвольные цитированные выписки из письменного текста;
- владеют различными видами изложения текста (краткое, развернутое,
выборочное);
- создают тексты различных типов (доклады, рефераты, курсовые работы и др.).
Анализируя устные тексты, учащиеся:
- умеют выразительно излагать устный текст;
- умеют слушать, задавать восполняющие и уточняющие вопросы;
- умеют рецензировать выступление одноклассника;
- взаимодействуют в различных организационных формах диалога и полилога
(обсуждение, дискуссия, интервью).
Таким образом, на уроках по развитию учебно-информационных навыков
учащиеся умело пользуются техническими средствами воспроизведения
информации: работа с компьютерными каталогами, банками данных, в системе
Интернета, в локальной компьютерной сети, владение современными
информационными технологиями. Такая работа особенно эффективна при
подготовке в экзаменам в 9 классе. Большое внимание я уделяю такой работе в
5, 6,7 классах, где работаю по ФГОС. Также не мыслю проведение уроков
литературы без формирования и развития учебно-информационных умений
учащихся. В этом учебном году продолжу работать по этой теме в 8 классе.