Напоминание

«Общие принципы взятия бактериологических анализов»


Автор: Решетова Наталия Владимировна
Должность: преподаватель ОСД
Учебное заведение: ГБПОУ "Армавирский медицинский колледж" МЗ КК
Населённый пункт: город Армавир
Наименование материала: Статья
Тема: «Общие принципы взятия бактериологических анализов»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Армавирский медицинский колледж»

Министерство здравоохранения Краснодарского края

ПМ04.Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по

уходу за больными

Статья

Тема: «Общие принципы взятия

бактериологических

анализов»

Подготовил преподаватель:

Решетова Н.В.

Армавир

2021

Каковы общие правила взятия и сохранения материала для

бактериологического исследования?

Материал для бактериологического исследования собирают в стерильную

посуду и как можно быстрее доставляют в лабораторию, так как возбудители

могут погибнуть при высыхании, изменении кислотности среды и от других

причин. При необходимости материал для исследования хранят при низкой

температуре.

Как берутся мазки из зева и носоглотки?

При подозрении на дифтерию или ангину материал берут из зева или

носоглотки. Перед взятием мазка больной не должен полоскать горло

дезинфицирующими растворами. Не берется мазок из-за опасности рвоты

сразу после еды. Для взятия мазка прижимают язык шпателем и берут

отделяемое с помощью стерильного ватного тампона, который затем

опускают в закрытую стерильную пробирку. Желательно, чтобы время

между взятием материала и посевом не превышало 5—6 часов во избежание

высыхания тампона.

Как берутся мазки из уретры у мужчин?

Для взятия материала из уретры у мужчин заранее готовят чистые

обезжиренные предметные стекла. Отделяемое из уретры берут утром до

первого мочеиспускания. Наружное отверстие уретры обтирают ватой,

смоченной стерильным изотоническим раствором натрия хлорида или 1 %

раствором хлорамина. При скудных выделениях слегка надавливают на

заднюю стенку уретры, снимают выступившую каплю и проволочной петлей

готовят мазки для бактериоскопии.

Забор материалов для определения микрофлоры и ее чувствительности к

антибиотикам является частой процедурой. Данные бактериологических

исследований могут существенно повлиять на результаты лечения

конкретного пациента.

Забор материалов должен быть безопасным как для больного, так и для

окружающих. Основные принципы забора материалов:

• соблюдение асептики во избежание загрязнения пробы микрофлорой

окружающей среды и инфицирования окружающих предметов;

• наличие специальной стерильной посуды (сбор крови, мочи, мокроты,

кала), стерильных пробирок и ватных тампонов (сбор материала со

слизистых и из раны);

• скорейшая транспортировка полученного биологического материала в

лабораторию (до 30 мин), использование транспортных сред, особенно для

сохранения анаэробной микрофлоры, весь материал, собранный пациентом

самостоятельно, немедленно передается медсестре;

• все материалы перевозятся в специальных контейнерах с направлениями

на бактериологическое исследование.

Забор для бактериологического исследования конкретных материалов

имеет свои особенности. Роль медперсонала зависит от характера анализа и

состояния пациента.

Забор мочи. При самостоятельном выполнении пациент должен вымыть

руки с мылом, приготовить бумажные салфетки, кипяченую воду, посуду для

сбора мочи. Для снижения инфицирования мочи во время сбора следует

вымыть с мылом область наружного отверстия мочеиспускательного канала,

аккуратно снять крышку емкости для сбора мочи и во время сбора мочи

класть ее внутренней поверхностью вверх; не собирать первую порцию мочи.

Для выполнения процедуры женщине надо сесть к спинке унитаза,

развести ноги, пальцами одной руки держать раздвинутыми половые губы до

окончания процедуры, подмыться в направлении спереди назад, используя

салфетки, осушить половые губы и наружное отверстие

мочеиспускательного канала. Мужчине следует взять половой член,

полностью освободить головку, вымыть и осушить ее.

Выпустив немного мочи в унитаз, следует задержать мочеиспускание,

подставить сосуд и собрать 5—10 мл мочи, не касаясь кожи и слизистых,

закрыть емкость и продолжить мочеиспускание.

При необходимости бактериологического исследования мочи у тяжелых

больных, находящихся на постельном режиме, медицинская сестра

самостоятельно проводит подмывание их наружных половых органов и

помогает собрать мочу. При этом в отношении женщин и мужчин

соблюдаются принципы, изложенные выше.

Забор мокроты. Для снижения инфицирования мокроты во время сбора

пациенту надо почистить зубы, язык и прополоскать рот кипяченой водой.

Не следует задерживать мокроту в ротовой полости и касаться посуды

губами. При позыве на продуктивный кашель следует открыть стерильную

посуду, откашлять туда мокроту, сразу закрыть крышкой и отдать

медицинской сестре.

Взятие мазка из зева, носоглотки, носа. Методики забора материала из зева

и носоглотки принципиально не отличаются. Надо всегда помнить, что при

заборе стерильный тампон должен касаться только той области, из которой

требуется забрать материал. Если тампон коснулся края губ, слизистой рта,

языка, то его следует сменить. Пациент должен сесть, запрокинуть голову и

открыть рот. Помогайте себе шпателем, надавливая на корень языка. При

заборе материала из зева тампоном проводят по дужкам и небным

миндалинам, причем при наличии нескольких очагов посевы рекомендуется

брать отдельно из каждого. При заборе материала из носоглотки касаться

тампоном следует только этой области.

При взятии мазка из носа пациента следует усадить, пальцем сдвинуть

кончик носа кверху, проникнуть тампоном в полость носа с каждой стороны.

Поместить тампон в стерильную пробирку.

Правила взятия проб от Трупов, убитых животных и абортированных

плодов . От трупов и абортированных плодов материалом для

исследования могут быть различные органы, жидкости, ткани в

зависимости от характера подозреваемой болезни. Если труп

небольшого животного, то его целесообразно посылать в лабораторию

целиком.

Необходимо стараться взять материал для бактериологического

исследования в первые часы после гибели животного. Каждую пробу

берут и упаковывают отдельно в стерильную посуду. При взятии части

органа для исследования поверхность разреза прижигают, при взятии

кишечника необходимый отрезок кишки освобождают от содержимого

путем выдавливания его от центра участка к периферии, после чего

концы кишки перевязывают. Трубчатую кость освобождают от мягких

тканей. Кровь из сердца берут в пастеровскую пипетку, которую

запаивают.

При подозрении на сибирскую язву кровь для исследования берут из

вены уха. При этом готовят 1–2 толстых мазка и не менее 3 тонких

мазков. Мазки крови необходимо сразу же помещать под марлевый

колпак, чтобы они были недоступны для мух, а после высыхания их

немедленно упаковывают. Тонкие мазки перед упаковкой можно

фиксировать над пламенем горелки.

Фиксация материала, отправляемого в лабораторию. В теплое время

года и при большой удаленности лаборатории материал для

бактериологического исследования необходимо фиксировать. Для

фиксации применяют 30 %-й раствор химически чистого глицерина. Для

растворения глицерина берут прокипяченную в течение 30 мин воду.

Можно для консервирования материала использовать стерильное

вазелиновое масло. Материал заливают 4-5-кратным количеством

консервирующей жидкости.

Материал, предназначенный для вирусологических исследований,

консервируют 30–50 %-м раствором глицерина на стерильном

изотоническом растворе натрия хлорида. Кишечник и трубчатую кость

можно консервировать поваренной солью.

Правила оформления документов на отправляемый материал. На

отправляемый в лабораторию материал заполняют сопроводительный

документ (письмо), в котором указывают вид, пол и возраст животного,

от которого взят материал для исследования, его номер или кличку,

сколько банок с материалом и на какое исследование посылается,

краткое описание клинических признаков и патологоанатомических

изменений. Указываются также данные о том, лечили животное или нет;

если лечили, то какие лечебные средства применяли; как

законсервирован материал; эпизоотическая обстановка в хозяйстве и

другие сведения.



В раздел образования




Яндекс.Метрика