Напоминание

Картотека речевых игр


Автор: Поседайлова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №4
Населённый пункт: Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека речевых игр
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –

ДЕТСКИЙ САД № 4 « ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского 168 т. (241) 5-32-86 ИНН 5445116538 КПП 544501001

Средней группы №1 «Ягодка»

Составитель: Поседайлова Ю. С.

воспитатель 1 кв. категории

Бердск,2021

Речевые игры помогают детям лучше овладевать знаниями о предметах,

объектах и действиях окружающего мира. Эти игры имеют большое значение

для развития речи ребенка, так как в них дети учатся высказывать

самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения.

Текст

Порядок выполнения

«Найди ошибку»

(учить отчетливо произносить

многозначные слова громко,

развивать слуховое внимание)

Воспитатель показывает игрушку и

называет

заведомо

неправильное

действие, которое якобы производит

это животное. Дети должны ответить

правильно

это

или

нет,

а

потом

перечислить те действия, которые на

самом деле может совершать данное

животное. Например: «Собака читает.

Может собака читать?» Дети отвечают:

«Нет» и перечисляют все действия,

которые может совершать собака.

«Доскажи слово»

(учить отчетливо произносить

многозначные слова громко,

развивать слуховое внимание)

Ра-ра-ра –вот и кончилась…

Ры-ры-ры – а у мальчика…

Ро-ро-ро – у нас новое…

Ру-ру-ру – залатали мы…

Ре-ре-ре – снег выпал в…

Ри-ри-ри – прилетели…

Ар-ар-ар – у Сони новый…

Са-са-са – прилетела к нам…

Со-со-со – у машины…

Су-су-су – два ведра я…

Воспитатель произносит фразу, но не

договаривает последнее слово. Дети

должны его сказать.

«Громко — шепотом»

(учить детей подбирать сходные

по звучанию фразы, произносить

их громко или шепотом.)

Взрослый говорит, что в гости к ко-

тенку прилетела оса.Сначала можно

произнести фразу вместе: «Са-са-са —

прилетела к нам оса». Затем эта риф-

мовка повторяется громко — тихо —

шепотом (вместе со взрослым и инди-

видуально):

Су-су-су

кот

прогнал

осу (текст проговаривается быстро и

медленно).

«Кто больше слов скажет»

(учить называть качества, признаки

и действия животных, обращая вни-

мание не только на внешний вид ге-

роев, но и на черты характера.)

Взрослый

показывает

ребенку

картинку — например, белочку — и

предлагает сказать о ней, какая она,

что

умеет

делать,

какая

она

по

характеру,тем самым давая простор

для подбора слов разных частей речи и

называя не только внешние черты

персонажа: белочка рыжая, пушистая,

шустрая,

быстрая,

смелая,

сообразительная; она карабкается на

сосну, собирает грибы, накалывает их

для просушки, запасает шишки, чтобы

на зиму были орехи.

«Кто заблудился?»

(учить образовывать однокоренные

слова, подбирать синонимы к

заданным словам.)

— Кто скачет по лесной тропин-

ке? (Заяц.) Как назвать его ласко-

во? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Оста-

новился зайчик, огляделся по сторонам

и заплакал. Почему? (Потерялся, за-

блудился, лапку уколол.) Скажите, ка-

кой сейчас зайчик? (Грустный, печаль-

ный, огорченный.)

— Закончите предложения. Если

зайчик потерялся. (мы поможем ему

найти свой дом). Если зайчик уколол

лапку, мы. (перевяжем ее, полечим,

успокоим, утешим).

«Какие бывают иголки»

(дать детям представление о

многозначном слове «игла»,

упражняться в подборе однокоренных

слов, согласовывать существительные

и прилагательные в роде, числе,

падеже.)

— Какие иглы вы знаете? (Швей-

ные, сосновые, еловые, медицинские.)

Чем

похожи

все

иголки? (Они

острые, тонкие, колючие.)

— Какой иглой мы шьем и вышива-

ем? (Швейной.) Что шьют швейной иг-

лой? (Одежду).

Что

делают

меди-

цинской иглой? (Укол.)

Есть у ежика и елки

Очень колкие иголки.

В остальном на елку еж

Совершенно не похож.

— Где живет еж? Для чего ему нуж-

ны иголки? (Защищаться.) От кого еж

защищается? И тд.

«Шишка»

Цель: познакомить с разными зна-

чениями многозначного слова «шиш-

ка».

Что растет на елке?

Шишки да иголки.

Если мы растем на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

— Про какие шишки говорится в

первом стихотворении и про какие во

втором?

— Подбери к слову «шишка» склад-

ные слова («малышка», «мыш-

ка», «мишка».). Вспомните стихотво-

рение про мишку. («Мишка косолапый

по лесу идет, шишки собирает, песен-

ки поет».)

— Про кого эта загадка? «Рыжая,

пушистая, на сосну взбирается, шиш-

ками кидается». (Белка.)

Белка-шалунья сидела на елке,

Бросила шишку прямо на волка.

Ох, какая она шалунишка!

У волка на лбу сразу вырос-

ла. (шишка).

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса,

развитие быстроты реакции.

Вариант 1. Педагог поочерёдно броса-

ет мяч детям, называя животных. Дети,

возвращая мяч, должны ответить, как

то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит. Тигр рычит. Змея ши-

пит. Комар пищит. Собака лает. Волк

воет. Утка крякает. Свинья хрюкает.

Вариант 2. Педагог бросает мяч ребен-

ку и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто

мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и

т.д.

«Кто где живёт?»

Бросая

мяч

поочерёдно

каждому

Цель: закрепление знания детей о жи-

лищах животных, насекомых. Закреп-

ление употребления в речи детей

грамматической формы предложного

падежа с предлогом «в».

ребёнку,

педагог

задаёт

вопрос,

а

ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Ва-

риант 1.

Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-

Белка. Кто живёт в скворечнике?-

Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы.

Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт

в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-

Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто

живёт в берлоге?-Медведь.

Вариант 2.

Педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В

берлоге. Где живёт волк?-В логове. Ва-

риант

3.

Работа

над

правильной

конструкцией

предложения.

Детям

предлагается дать полный ответ: «Мед-

ведь живёт в берлоге».

«Кто может совершать эти

действия?»

Цель: активизация глагольного слова-

ря детей, развитие воображения, па-

мяти, ловкости.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет

глагол, а ребёнок, возвращая мяч,

называет

существительное,

подходящее к названному глаголу.

Идёт-человек,

животное,

поезд,

пароход, дождь…

Бежит-ручей,

время,

животное,

человек, дорога…

Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха,

жук, самолёт…

Плывёт-рыба,

кит,

дельфин,

лодка,

корабль, человек…

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расшире-

ние словаря, закрепление падежных

окончаний.

Педагог, бросая мяч кому-либо из де-

тей, называет предмет или животное, а

ребёнок, возвращая мяч логопеду, от-

вечает на вопрос, кем (чем) был рань-

ше названный объект: Цыплёнок – яй-

цом; хлеб – мукой; лошадь – жеребён-

ком; шкаф – доской; корова – телён-

ком; велосипед – железом; дуб – жёлу-

дем; рубашка – тканью; рыба – икрин-

кой; ботинки – кожей; яблоня – семеч-

кой; дом – кирпичём; лягушка – голо-

вастиком; сильный – слабым; бабочка

– гусеницей; взрослый – ребёнком и

тд.

«Лови да бросай – цвета назы-

вай»

Цель: подбор существительных к при-

лагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цве-

тов, развитие воображения у детей.

Педагог, бросая мяч ребёнку, называет

прилагательное, обозначающее цвет, а

ребёнок, возвращая мяч, называет су-

ществительное, подходящее к данному

прилагательному.

Красный -мак, огонь, флаг; Оранже-

вый -апельсин, морковь, заря; Жёлтый

-цыплёнок, солнце, репа; Зелёный-огу-

рец, трава, лес;

Голубой -небо, лёд, незабудки;

Синий- колокольчик, море, небо; Фи-

олетовый -слива, сирень, сумерки.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей раз-

личных типов окончаний имён суще-

ствительных.

Педагог бросает мяч детям, называя

имена существительные в единствен-

ном числе. Дети бросают мяч обратно,

называя существительные во множе-

ственном числе.

Пример: Стол – столы; стул – стулья;

Гора – горы; лист – листья; Дом –

дома; носок – носки; Глаз – глаза; ку-

сок – куски; День – дни; прыжок –

прыжки; Сон – сны; гусёнок – гусята;

Лоб – лбы; тигрёнок – тигрята;

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за

счёт прилагательных, развитие вооб-

ражения, памяти, ловкости.

Педагог, бросая мяч детям, задаёт во-

прос, ребёнок, поймавший мяч, должен

на него ответить и вернуть мяч. – что

бывает круглым? (мяч, шар, колесо,

солнце, луна, вишня, яблоко…) – что

бывает длинным? (дорога, река, верёв-

ка, лента, шнур, нитка…) – что бывает

высоким? (гора, дерево, скала, человек,

столб, дом, шкаф…) – что бывает ко-

лючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка,

проволока…)



В раздел образования




Яндекс.Метрика