Автор: Поседайлова Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №4
Населённый пункт: Бердск, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Картотека речевых игр
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
ДЕТСКИЙ САД № 4 « ЗОЛОТОЙ ГРЕБЕШОК» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
633010 Россия, Новосибирская область, г. Бердск, ул. Островского 168 т. (241) 5-32-86 ИНН 5445116538 КПП 544501001
Средней группы №1 «Ягодка»
Составитель: Поседайлова Ю. С.
воспитатель 1 кв. категории
Бердск,2021
Речевые игры помогают детям лучше овладевать знаниями о предметах,
объектах и действиях окружающего мира. Эти игры имеют большое значение
для развития речи ребенка, так как в них дети учатся высказывать
самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения.
Текст
Порядок выполнения
«Найди ошибку»
(учить отчетливо произносить
многозначные слова громко,
развивать слуховое внимание)
Воспитатель показывает игрушку и
называет
заведомо
неправильное
действие, которое якобы производит
это животное. Дети должны ответить
правильно
это
или
нет,
а
потом
перечислить те действия, которые на
самом деле может совершать данное
животное. Например: «Собака читает.
Может собака читать?» Дети отвечают:
«Нет» и перечисляют все действия,
которые может совершать собака.
«Доскажи слово»
(учить отчетливо произносить
многозначные слова громко,
развивать слуховое внимание)
Ра-ра-ра –вот и кончилась…
Ры-ры-ры – а у мальчика…
Ро-ро-ро – у нас новое…
Ру-ру-ру – залатали мы…
Ре-ре-ре – снег выпал в…
Ри-ри-ри – прилетели…
Ар-ар-ар – у Сони новый…
Са-са-са – прилетела к нам…
Со-со-со – у машины…
Су-су-су – два ведра я…
Воспитатель произносит фразу, но не
договаривает последнее слово. Дети
должны его сказать.
«Громко — шепотом»
(учить детей подбирать сходные
по звучанию фразы, произносить
их громко или шепотом.)
Взрослый говорит, что в гости к ко-
тенку прилетела оса.Сначала можно
произнести фразу вместе: «Са-са-са —
прилетела к нам оса». Затем эта риф-
мовка повторяется громко — тихо —
шепотом (вместе со взрослым и инди-
видуально):
—
Су-су-су
—
кот
прогнал
осу (текст проговаривается быстро и
медленно).
«Кто больше слов скажет»
(учить называть качества, признаки
и действия животных, обращая вни-
мание не только на внешний вид ге-
роев, но и на черты характера.)
Взрослый
показывает
ребенку
картинку — например, белочку — и
предлагает сказать о ней, какая она,
что
умеет
делать,
какая
она
по
характеру,тем самым давая простор
для подбора слов разных частей речи и
называя не только внешние черты
персонажа: белочка рыжая, пушистая,
шустрая,
быстрая,
смелая,
сообразительная; она карабкается на
сосну, собирает грибы, накалывает их
для просушки, запасает шишки, чтобы
на зиму были орехи.
«Кто заблудился?»
(учить образовывать однокоренные
слова, подбирать синонимы к
заданным словам.)
— Кто скачет по лесной тропин-
ке? (Заяц.) Как назвать его ласко-
во? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Оста-
новился зайчик, огляделся по сторонам
и заплакал. Почему? (Потерялся, за-
блудился, лапку уколол.) Скажите, ка-
кой сейчас зайчик? (Грустный, печаль-
ный, огорченный.)
— Закончите предложения. Если
зайчик потерялся. (мы поможем ему
найти свой дом). Если зайчик уколол
лапку, мы. (перевяжем ее, полечим,
успокоим, утешим).
«Какие бывают иголки»
(дать детям представление о
многозначном слове «игла»,
упражняться в подборе однокоренных
слов, согласовывать существительные
и прилагательные в роде, числе,
падеже.)
— Какие иглы вы знаете? (Швей-
ные, сосновые, еловые, медицинские.)
Чем
похожи
все
иголки? (Они
острые, тонкие, колючие.)
— Какой иглой мы шьем и вышива-
ем? (Швейной.) Что шьют швейной иг-
лой? (Одежду).
Что
делают
меди-
цинской иглой? (Укол.)
Есть у ежика и елки
Очень колкие иголки.
В остальном на елку еж
Совершенно не похож.
— Где живет еж? Для чего ему нуж-
ны иголки? (Защищаться.) От кого еж
защищается? И тд.
«Шишка»
Цель: познакомить с разными зна-
чениями многозначного слова «шиш-
ка».
Что растет на елке?
Шишки да иголки.
Если мы растем на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.
— Про какие шишки говорится в
первом стихотворении и про какие во
втором?
— Подбери к слову «шишка» склад-
ные слова («малышка», «мыш-
ка», «мишка».). Вспомните стихотво-
рение про мишку. («Мишка косолапый
по лесу идет, шишки собирает, песен-
ки поет».)
— Про кого эта загадка? «Рыжая,
пушистая, на сосну взбирается, шиш-
ками кидается». (Белка.)
Белка-шалунья сидела на елке,
Бросила шишку прямо на волка.
Ох, какая она шалунишка!
У волка на лбу сразу вырос-
ла. (шишка).
«Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса,
развитие быстроты реакции.
Вариант 1. Педагог поочерёдно броса-
ет мяч детям, называя животных. Дети,
возвращая мяч, должны ответить, как
то или иное животное подаёт голос:
Корова мычит. Тигр рычит. Змея ши-
пит. Комар пищит. Собака лает. Волк
воет. Утка крякает. Свинья хрюкает.
Вариант 2. Педагог бросает мяч ребен-
ку и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто
мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и
т.д.
«Кто где живёт?»
Бросая
мяч
поочерёдно
каждому
Цель: закрепление знания детей о жи-
лищах животных, насекомых. Закреп-
ление употребления в речи детей
грамматической формы предложного
падежа с предлогом «в».
ребёнку,
педагог
задаёт
вопрос,
а
ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Ва-
риант 1.
Педагог: – Дети: Кто живёт в дупле?-
Белка. Кто живёт в скворечнике?-
Скворцы. Кто живёт в гнезде?-Птицы.
Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт
в улье?-Пчёлы Кто живёт в норе?-
Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто
живёт в берлоге?-Медведь.
Вариант 2.
Педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В
берлоге. Где живёт волк?-В логове. Ва-
риант
3.
Работа
над
правильной
конструкцией
предложения.
Детям
предлагается дать полный ответ: «Мед-
ведь живёт в берлоге».
«Кто может совершать эти
действия?»
Цель: активизация глагольного слова-
ря детей, развитие воображения, па-
мяти, ловкости.
Педагог, бросая мяч ребёнку, называет
глагол, а ребёнок, возвращая мяч,
называет
существительное,
подходящее к названному глаголу.
Идёт-человек,
животное,
поезд,
пароход, дождь…
Бежит-ручей,
время,
животное,
человек, дорога…
Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха,
жук, самолёт…
Плывёт-рыба,
кит,
дельфин,
лодка,
корабль, человек…
«Кто кем был?»
Цель: развитие мышления, расшире-
ние словаря, закрепление падежных
окончаний.
Педагог, бросая мяч кому-либо из де-
тей, называет предмет или животное, а
ребёнок, возвращая мяч логопеду, от-
вечает на вопрос, кем (чем) был рань-
ше названный объект: Цыплёнок – яй-
цом; хлеб – мукой; лошадь – жеребён-
ком; шкаф – доской; корова – телён-
ком; велосипед – железом; дуб – жёлу-
дем; рубашка – тканью; рыба – икрин-
кой; ботинки – кожей; яблоня – семеч-
кой; дом – кирпичём; лягушка – голо-
вастиком; сильный – слабым; бабочка
– гусеницей; взрослый – ребёнком и
тд.
«Лови да бросай – цвета назы-
вай»
Цель: подбор существительных к при-
лагательному, обозначающему цвет.
Закрепление названий основных цве-
тов, развитие воображения у детей.
Педагог, бросая мяч ребёнку, называет
прилагательное, обозначающее цвет, а
ребёнок, возвращая мяч, называет су-
ществительное, подходящее к данному
прилагательному.
Красный -мак, огонь, флаг; Оранже-
вый -апельсин, морковь, заря; Жёлтый
-цыплёнок, солнце, репа; Зелёный-огу-
рец, трава, лес;
Голубой -небо, лёд, незабудки;
Синий- колокольчик, море, небо; Фи-
олетовый -слива, сирень, сумерки.
«Один – много»
Цель: закрепление в речи детей раз-
личных типов окончаний имён суще-
ствительных.
Педагог бросает мяч детям, называя
имена существительные в единствен-
ном числе. Дети бросают мяч обратно,
называя существительные во множе-
ственном числе.
Пример: Стол – столы; стул – стулья;
Гора – горы; лист – листья; Дом –
дома; носок – носки; Глаз – глаза; ку-
сок – куски; День – дни; прыжок –
прыжки; Сон – сны; гусёнок – гусята;
Лоб – лбы; тигрёнок – тигрята;
«Что бывает круглым?»
Цель: расширение словаря детей за
счёт прилагательных, развитие вооб-
ражения, памяти, ловкости.
Педагог, бросая мяч детям, задаёт во-
прос, ребёнок, поймавший мяч, должен
на него ответить и вернуть мяч. – что
бывает круглым? (мяч, шар, колесо,
солнце, луна, вишня, яблоко…) – что
бывает длинным? (дорога, река, верёв-
ка, лента, шнур, нитка…) – что бывает
высоким? (гора, дерево, скала, человек,
столб, дом, шкаф…) – что бывает ко-
лючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка,
проволока…)