Автор: Третьякова Валентина Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №21"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация проектной деятельности в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Организация проектной деятельности в начальной школе
Третьякова Валентина Алексеевна
г.Старый Оскол
Современные дети — это уже не чистый лист, на который наносятся знания. К ним
поступает огромное количество информации. Детей необходимо научить правильно
усваивать информацию. В ФГОС НОО определена новая для образования проблема:
подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию.
Проблема выбора необходимых методов возникала перед учителем всегда. Но в новых
условиях учителю нужны другие методы, позволяющие по-новому организовать процесс
обучения. Одним из эффективных методов является проектное обучение. В.Гузеев
подчёркивал, что «…Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со
стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения,
творчества и конкретного участия».
Типы проектов.
Исследовательские
проекты
имеют
четкую
продуманную
структуру,
которая
практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность
темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них
задачи
исследования;
методы
исследования:
наблюдение,
опыты,
эксперименты;
обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из
наиболее распространенных форм данного вида деятельности.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной
деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с
требованиями к форме конечного результата.
Практикоориентированныепроекты отличает четко обозначенный с самого начала
характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен
быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко
продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения
функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата.
Педагог выступает в роли скрытого или явного координатора деятельности ребенка.
Монопроекты – реализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е.
выполняется на материале конкретного предмета. Разумеется, работа над монопроектами
не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной
проблемы. Но сама проблема лежит в русле содержания конкретной предметной области
или области.
Межпредметный (интегрированный) – это проект, интегрирующий смежную тематику
нескольких предметов, выполняется в основном во внеурочное время под руководством
нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие
проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные,
продолжительные.
Этапы проекта.
1. Выдвижение проблемы, цели проекта.
2. Планирование.
3. Выполнение проекта.
4. Анализ результатов.
5. Защита проекта.
Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что
большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны.
Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к её выполнению надо немедленно
Проектная деятельность – это активная познавательная деятельность, в которой
участвуют дети начальных классов. Опыт работы показывает, что в ходе работы над
проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности,
разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях,
осуществлять информационный поиск.