Автор: Светлана Юрьевна Звонарева
Должность: МБДОУ д\с
Учебное заведение: МБДОУ д\с
Населённый пункт: Ростовская обл, Зерноградский р-н, ст-ца Мечетинская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Квест-игра "Воинская слава казаков"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Малыш» Зерноградского района
Квест - игра
«Воинская слава казаков»
(подготовительная группа)
Разработала:
воспитатель высшей категории
Звонарева С.Ю.
2021 г.
Место проведения: МБДОУ д/с «Малыш»
Дата проведения: 17 февраля 2021 в 10.00
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Актуальность проблемы: Немалое внимание уделено аспекту знакомства
детей с историей возникновения и развития донского казачества; развитию
творческого потенциала детей средствами фольклора и словотворчества,
связанных с передачей традиций, бытующих в Ростовской области. Большое
значение имеет привитие интереса у детей к коллекционированию и желанию
собирать и добывать информацию о предметах старины (фотографии,
игрушки, предметы быта и т.д.) совместно с педагогами и родителями. Данная
работа способствует воспитанию гордости за героическое прошлое наших
земляков-казаков, привития интереса к традициям и обрядам; развитию
чувства коллективного творчества.
Цель: формирование у дошкольников гражданственности, патриотизма,
нравственного поведения, человека-гражданина, интегрированного в
современную действительность и нацеленного на ее совершенствование;
формирование чувств любви к прошлому, настоящему и будущему родного
края, станице.
Задачи: 1. Изучение истории родного края, обычаев, традиций и духовной
культуры своего народа.
2. Формирование гражданственных и патриотических чувств, любви к
Отечеству.
3. Способствовать развитию у дошкольников навыков познавательной,
творческой деятельности.
4. Воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей
семье;
5. Формирование любви к родной станице и интереса к прошлому и
настоящему родного края
6. Развитие бережного отношения к своей станице (достопримечательности,
культура, природа);
Материалы и оборудование: конверты с подсказками, экспонаты.
Правила игры:
На каждой станции команде будет выдаваться конверт с подсказкой.
Команды собирают подсказки на 5 станциях. На 6-ой станции участники
команд собирают из подсказок пословицы и получают право на «выстрел». Их
максимальное количество – 5. В воздушных шарах будут находиться карточки
с зашифрованным посланием. Задача участников лопнуть шары и
расшифровать послания. Далее соединить картинку в единое и узнать, где
пройдёт следующий этап квест - игры. Побеждает команда, которая первой
отыщет пропавший экспонат из музея.
Маршрут игры:
Ведущая. Дорогие друзья! День памяти войсковой казачьей славы -
памятная дата.
Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, восхищая всех
своим мужеством и отвагой. Ловкие конники, умелые мореходы казаки были
природными воинами. Частые походы, вся суровая казачья жизнь взрастила
людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, стальными
мускулами и волей.
Звучит казачий марш, выходит отряд казачат.
1.С Днем памяти казачьей славы,
С днем доблести и славы войсковой,
Хранит Господь и церкви златоглавые,
Всех казаков с ядреною душой!
2.Желаем быть защитниками дальше,
Хранить традиции и дух свой боевой,
За это кланяемся вам нижайше,
Желаем быть хранимыми судьбой!
3. Слава казацкая – добрая слава,
Стойкая, мудрая вера!
Ну, и конечно, признание по праву,
Доблесть, отвага без меры!
4. Желаю, чтобы дух, задорный, казацкий
Совсем никуда не девался,
А по наследству, как следует, братцы,
По крови передавался!
5. С днем памяти войсковой славы казаков
Я каждого мужчину в праздник поздравляю!
Ведь если воин ты хотя б в душе, то будь готов
Сегодня улыбаться, праздник весело встречая!
6. Народ широкий, мощный, вольный,
Всегда, во всем вы хороши:
Вы терпите, когда вам больно,
И веселитесь от души;
Вы зорко бдите честь державы –
Лицом бить в грязь вам не с руки!
С Днем войсковой казачьей славы!
Спасибо, братья-казаки!
Ведущий: Мы с вами живем в удивительно красивом уголке России –
Донском казачьем крае. И поэтому наша игра, посвященная Дню защитника
Отечества, будет на казачий лад. Наши прадеды всегда были мужественными
людьми, настоящими воинами, защитниками Отечества, ведь любить и
защищать свою Родину это честь для каждого казака. А как не любить свой
родной край.
Ребенок 1: Наша Родина – Россия,
И об этом знаю я.
Это солнце в небе синем,
Лес, моря, луга, поля.
Знаю также, что Россия-
Край любимый мой, родной,
И далекие дороги
Приведут всегда домой.
Ребенок 2: Великий и могучий Дон,
Он с Волгой нежной обручен.
Прекрасный здесь живет народ.
Казаки - мир его зовет.
Ребенок 3: Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всех не сказать.
Донской край - чудесный,
Как и вся Россия – мать.
Песня «Эх, казачата!»
Ведущий: Наша игра, называется «Казачья воинская слава», в нем
принимают участие две команды.
Приветствуем первую команду «Желтые звезды».
«Мы патриоты команды «Звезда»,
Готовы Родине служить всегда!»
Ведущий: Приветствуем вторую команду «Синие звезды».
«Первыми быть везде и всегда,
Это девиз команды «Звезда».
Ведущий: Мы рады видеть сильных, смелых, бодрых детей, готовых
принять участие в игре. Ребята злоумышленник украл у нас экспонат в музее.
И чтобы узнать, где он его спрятал, нам надо пройти все испытания и собрать
подсказки. Вы готовы? В путь!
1 станция «Всяк молодец на свой образец»
Ведущий: Бесконечная была жизнь у донских казаков. Они охраняли нашу
границу от турок, нагаев, татар. Жизнь казаков протекала в походах,
сражениях, они были отличными лихими наездниками. Когда казаки
собирались в поход, они брали с собой все необходимое: пресную воду,
соленую рыбу, сухари.
Казаки, уходившие на войну, брали горсть родной земли, зашивали в
мешочек и вешали на грудь.
Ведущий: Уважаемые гости! Сегодня вы увидите, какая у нас растет
достойная смена, какие наши ребята смелые, ловкие и умелые. Сейчас они
покажут, как умеют быстро собираться в поход.
А ну-ка, покажите свою удаль. Вот вам первое задание.
ЭСТАФЕТА 1: «СОБИРАЕМСЯ В ПОХОД»
На определенном расстоянии от команды, в обруче, положены предметы
для похода. В руках первого участника рюкзак. По сигналу ведущего, первый
участник с рюкзаком бежит до обруча, берет одну вещь, кладет ее в рюкзак и
возвращается обратно к команде. Передает рюкзак следующему. Побеждает
команда быстрее остальных выполнившая задание.
Ведущий: Ну вот, для похода все необходимое собрали, но самое главное
забыли. Дорога предстоит не близкая, и кто же нам поможет преодолеть путь?
Дети: Лошадь.
Ведущий: Правильно. Что это за казак без коня. Любили казаки
потренироваться в верховой езде. А мальчиков сажали на лошадь уже с 3 лет.
Сейчас мы проверим наших мальчиков, какие они ловкие и лихие
наездники. Посмотрим, как вы можете коня оседлать. Да не забудьте: «не
хвались, когда на коня садись, а только когда слазишь».
Эй, мальчишки, выходите, на лошадках лихо вы скачите.
ЭСТАФЕТА 2: «ВСАДНИКИ»
По свистку инструктора первый участник садится на лошадь и скачет до
фишки, лопает шар, берет подсказку и обратно, передает лошадку
следующему участнику. Побеждает самая быстрая команда.
Ведущий: давайте ребята соберем картинки и посмотрим подсказку.
(папаха)
2 станция «Донские забавы»
Ведущий: Казачки много чего сделать могут, прибрать курень, приготовить
вкусный обед, покормить скотину, огород посадить, выполоть, полить,
присмотреть за малыми детьми, наносить коромыслом воды в курень.
А сейчас наши девочки покажут нам, как они ловко управляются с
коромыслом.
ЭСТАФЕТА 3. «КТО СКОРЕЙ ПРОБЕЖИТ С КОРОМЫСЛОМ»
По сигналу ведущего, первый участник с коромыслом бежит до фишки и
обратно, передает коромысло следующему. Побеждает самая быстрая
команда.
Ведущий: Продолжаем состязанья - наши соревнованья.
ИГРА СОБЕРИ КАРТИНКУ.
Ведущий: Девочки покажут быстроту и внимание. Кто быстрее соберёт
картинку, лопнет шар и возьмет подсказку. (уздечка).
«Кто первый соберет казака и казачку». (Собери картинку)
3 станция «Военная»
Основным казачьим оружием является шашка. Казаки устраивали
различные соревнования с шашками, на которых показывали свое мастерство.
ЭСТАФЕТА 4: «ПРОНЕСИ КУБИК И НЕ УРОНИ»
Пронести кубик на шашке до конуса и обратно, не уронив его.
Ведущий: Бывало, что казаки попадали в плен к врагу. Но, благодаря своей
силе, ловкости и выдержке они умели, преодолевая препятствия, незаметно
сбегать оттуда. В этой эстафете примут участие наши девчонки.
ЭСТАФЕТА 5: «ПОЛЗУН»
По команде первые игроки на присядках (руки на талии) проходят
указанное расстояние, берет часть картинки, и возвращаются к своим игрокам,
передают эстафету следующему игроку. И так, пока не пройдет вся команда.
Побеждает та команда, какая быстро и успешно пришла к финалу.
Собираем подсказку.
(сабля).
Ведущий: Делу время, а потехи час. Танец ка станцуйте вы для нас.
ТАНЕЦ «ВАРЕНЬКА».
4 станция «Рыбацкая»
Помни, брат, что у казаков:
Дружба – обычай;
Товарищество – традиции;
Гостеприимство – закон.
Ведущий: Не засиделись ли вы, мальчишки?
Просто так и для утехи продолжаем мы потехи.
Хватит петь да плясать, пора удаль показать.
Пора и подкрепиться. Хороша в походе уха - и навариста, и сладка, а чтоб
ухи наварить, надо рыбы наловить.
ЭСТАФЕТА 6: «РЫБАКИ»
В каждой команде по 5-6 участников. С ведерком в руках нужно добежать
до «озера» с рыбой, преодолев препятствие (перепрыгнуть через кочки,
пролезть в обруч), положить одну рыбу в ведерко и бегом вернуться назад,
выложить рыбу в корзину. Передать ведерко следующему участнику. Игра
продолжается до тех пор, пока вся рыба не будет поймана.
Ведущий: А сейчас наши девочки покажут нам, как они быстро и
правильно сварят нам уху.
ЭСТАФЕТА 7: «УХА»
На дне корзинок с овощами конверт с подсказкой загадкой.
Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе славы.
( Казаки.)
Чтобы очень не трясло,
надо к лошади … /седло/
Ведущий: Когда казак уходил в поход, чтоб чужой в дом не зашел, ставил
казак плетень. Сейчас мы поставим свой плетень.
НАРОДНАЯ ИГРА «ПЛЕТЕНЬ»
Две группы детей становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и
таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Дети говорят
слова и выполняют определенные движения.
Мы плели, плели плетень - первая команда поднимает и опускает руки;
Любовались целый день - вторая команда поднимает и опускает руки;
Расплетались очень долго - обе команды расцепляют руки, поворачиваются
направо и кладут руки впереди стоящему игроку;
Только никакого толка - дети разбегаются по залу, становятся парами и
кружатся.
По сигналу «Плетень» команды опять должны быстро стать шеренгой,
«сплести» руки и поднять их вверх, кто быстрее.
5. станция «Знатоки казачьей моды»
КОНКУРС КТО БЫСТРЕЕ ОТВЕТИТ.
1.Что такое лампас, какого его назначение? (Боковой шов штанов казаков,
приобрел значение принадлежности к казачьему сословию)
2.Какая одежда была у казаков на Дону?
(Черкеска, рубашка, шаровары, башлык, папаха, бурка)
3. Постель казака в степи. (бурка)
4.Обувь казака. (сапоги)
5.Головной убор казачки. (кичка)
6.Одежда казачки поверх юбки. (фартук)
КОНКУРС «САМЫЙ МЕТКИЙ»
Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями
молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе,
многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету,
зажатую между пальцев.
В воздушных шарах находятся карточки с зашифрованным посланием.
Лопните шары и расшифруйте послания. Соедините картинки в единое целое.
Теперь вы знаете, где лежит этот экспонат.
ОТВЕТ: МУЗЕЙ
6 станция. «Добыть – или дома не быть»
Найдите по зашифрованному описанию и догадайтесь, о каком пропавшем
экспонате идет речь. За каждый угаданный экспонат вы получаете карточку с
изображением отгадки и определённой буквы. После того как отгадаете все
описания, вы сможете собрать слово-отгадку.
Мужской меховой головной убор, элемент военной формы одежды –
(папаха) - буква К
Часть сбруи – ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову
упряжного животного – (уздечка) – буква И
Рубяще-режущее клинковое холодное оружие – (шашка) – буква Н
Вольные люди на Дону – (Казаки) – буква Ж
Что помогает казаку усидеть на коне – (Седло) – буква А
Где хранятся все экспонаты – (музее) – буква Л
А сейчас я вам предоставлю зашифрованное слово, соберите его по
картинкам. Удачи!
ОТВЕТ: КИНЖАЛ
Ведущий: На Дону-то живут люди вольные,
Люди вольные, казаки Донские,
Казачья жизнь вся в песнях.
А где песня поётся, там счастливо живётся!
Песня «Как за Доном, за рекой» (народная)
Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Быть защитником Отечества – это
значит быть сильным, смелым, ловким. Готовьте себя. Занимайтесь спортом,
вырабатывайте мужество, стойкость, чтобы край наш родимый защищать да
девчонок в обиду не давать.
С праздником вас, казачата! Растите сильными и смелыми, крепкими да
здоровыми,
Современное возрождение казачества – доказательство того, что казачий дух,
никогда не меняет своего верного отношения к Православию и Отечеству.
Верой возрождается казачество.
Вместе
Возродится казачество – возродится и Россия!