Напоминание

"Формы и методы активизации творческих способностей учащихся в процессе изучения русского языка и литературы"


Автор: Григоркина Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы активизации творческих способностей учащихся в процессе изучения русского языка и литературы"
Раздел: полное образование





Назад




Формы и методы активизации творческих способностей

учащихся в процессе изучения русского языка и литературы.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически

развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими

потребностями имеет обучение школьников русскому языку и литературе.

Именно

поэтому

перед

учителем

стоит

чрезвычайно

важная

задача:

приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и

зарубежной

литературы.

Расширение

круга

чтения,

повышение

качества

чтения,

развитие

эмоционального

восприятия,

грамотный

анализ

прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении

– вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Независимо от того, какую специальность изберет учащийся в будущем,

он должен научиться грамотно, точно и умело выражать свои мысли, ему

должно быть понятно, что развитая речь воспринимается окружающими как

показатель

образованности

человека,

одно

из

проявлений

высокого

культурного уровня личности.

Гуманитарное образование в школе, будь то изучение языка, литературы,

музыки, изобразительного искусства, кино, помогает растущему человеку

обрести ценностные ориентиры, найти гармонию в себе и окружающих. Для

этого и трудится учитель, применяя в своей работе разнообразные учебные и

внеурочные форы деятельности.

Можно выделить важнейшие критерии гуманитарного образования

в школе:

1.

Начитанность

учащегося,

направленность

его

литературных

интересов, активность их оценки, любовь к чтению.

2.

Умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы

и определять социально-нравственную позицию автора произведения.

3.

Освоение

объема

теоретико-литературных

знаний

и

способность

применять их в анализе художественного текста.

4.

Эмоциональная

активность

и

объективность

читательского

воображения – воспроизводящего и творческого.

Развитие

речи,

его

содержание

и

формы

определяются

сближением

курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам

изучаемых произведений. Работа с текстом так или иначе связана с работой

по

обогащению,

совершенствованию

речи

учащихся,

развитием

индивидуальности

в

оценке

прочитанного,

активизацией

запаса

их

читательских ассоциаций.

Серьезным результатом плодотворной работы учителя русского языка и

литературы является умение обучающихся верно понять, интерпретировать

произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение

результатов

этой

работы

может

быть

выражено

в

форме

устной

или

письменной

рецензии,

сочинения

(очерка,

доклада,

статьи,

ученической

исследовательской

работы

в

профильном

классе

и

так

далее),

что,

несомненно,

совершенствует

навыки

речи

школьников,

развивает

их

личностные

творческие

способности.

А

идейным

вдохновителем

и

направляющей силой этого процесса является учитель, его образцовое слово,

которое несет информацию, вдохновляет на новую работу, поддерживает

ученика во всех его творческих начинаниях.

В общеобразовательной подготовке школьников русский язык занимает

стратегическое положение, поскольку от уровня владения языком зависят

успехи в учебе по всем предметам, мера проявления общественного лица

человека,

его

жизненной

позиции.

Результаты

обучения

и

воспитания

определяются в первую очередь уровнем преподавания, качеством учебно-

воспитательного

процесса,

в

котором

решающая

роль

при

любых

обстоятельствах принадлежит учителю.

Опытные учителя считают: уходя с урока, ученик должен чувствовать,

что он узнал то или научился тому, чего до сих пор не знал, не умел. Это

чувство постоянного продвижения поддерживается конкретностью задачи и

хорошо поставленным текущим контролем, учитывающим индивидуальный

подход к учащимися в процессе работы.

Если на уроке учитель ограничен рамками программы и не должен

перегружать учеников излишней информацией, то на внеклассных занятиях

есть возможность применять широкий диапазон сопоставлений, использовать

разнообразие форм и методов работы над детализацией либо изученных,

либо новых произведений. На таких занятиях можно использовать такие

формы,

как

встречи

с

поэтами

родного

города,

обзоры

литературных

новинок,

рассказы

о

прочитанных

книгах,

занятия

концерты,

выпуск

литературных газет, подготовка и проведение литературных вечеров.

Внеклассная работа позволяет учителю дифференцированно, творчески

подойти к организации занятий, выбрать формы и методы работы, которые

принесут

желаемый

результат.

На

внеклассных

занятиях

учитель

имеет

возможность

предложить

ученикам

сложные

проблемы

и

вопросы,

в

процессе

решения

которых

больше

проявляется

их

активность,

ярче

выявляется личность.

Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в

школе являются:

1.Формирование творческих способностей учащихся;

2.Развитие

и

совершенствование

психологических

качеств

личности

школьников:

любознательности,

инициативности,

т рудолюбия,

настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;

3.Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению

русского языка и литературы;

4. Расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии,

грамматики,

стилистики

русского

языка

и

борьба

за

культуру

устной

и

письменной речи;

5. Выявление одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а

также

воспитание

у

слабоуспевающих

учеников

веры

в

свои

силы,

в

возможность преодоления отставания по гуманитарным предметам.

В

младших

классах

очень

эффективны

занятия

по

занимательной

грамматике, которые помогают поддерживать интерес к изучению этой очень

трудной для многих науки.

Можно предложить такие интересные для школьников темы:

- Как люди научились писать.

- Научись правильно определять смысл слова.

- Забавные превращения слов.

- Тайна твоего имени.

- Интересное о падежах имен существительных.

- Почему мы так говорим.

- Где вы живете? Топонимика географических названий родного края.

Для более старших учащихся можно обсудить такие темы:

- Сочетаем приятное с полезным.

- Крылатые слова и выражения.

- Мода на имена.

- Как будто целый мир тебе знаком, когда владеешь русским языком.

Очень интересными обычно бывают для ребят игры ассоциативного

характера, например, «Образы вокруг нас». Задаем вопрос: «На что похожа

полная луна?» (варианты ответов: обруч, шар, монета, глобус и т.д.)

Цитирую стихотворение Р.Казаковой:

И пусть луны сияющая денежка

Останется дороже всех монет.

«На что похожа неполная луна?» (серп, полкаравая хлеба, кусок арбуза)

Цитата : Ковригой хлебною над сводом

Надломлена твоя луна. (С.Есенин)

«На что похожа змея?» (лента, река, улица, дорога, поезд)

Цитата: Вьется улица – змея.

Дома вдоль змеи. (В.Маяковский)

Каковы же восторг и удивление ребят, когда их находки совпадают со

строками поэтов.

В качестве итоговой работы литературного кружка в 9 классе предлагаю

размышление над строками стихотворения Е.Евтушенко:

Как-то хочется слова непраздного,

Чтоб давалось оно нелегко.

Все к Некрасову тянет, к Некрасову,

Ну а он – глубоко-глубоко…

Как-то хочется слова нескушного,

Чтоб лилось оно звонко, легко,

И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,

Ну а он высоко-высоко…

Методика

проведения

кружков,

факультативов,

эл е кт и в о в

предусматривает активное участие школьников как в подготовке, так и в

проведении

данных

занятий.

Это

вызывает

у

них

радостное

чувство

совместных

усилий

в

достижении

какого-либо

значительного

результата,

воспитывает коллективизм.

Нельзя

оставить

без

внимания

и

предметные

олимпиады,

которые,

несомненно,

также

являются

средством

для

привлечения

интереса

школьников

к

приобщению

к

гуманитарным

наукам.

Если

олимпиады

готовятся и проводятся учителями серьезно и систематически, если при их

организации внести творческое начало, то участниками олимпиад становятся,

как правило, все учащиеся. В практике работы учителей существует много

способов проведения олимпиад в школе, в методической литературе также

можно найти советы по организации данного вида деятельности.

Одним из продуктивных способов реализации целей учителя в плане

развития творческих способностей учащихся являются элективные курсы по

литературе в старших классах.

Элективные

курсы

имеют

важное

преимущество

они

дают

возможность преодолеть одну из главных причин трудностей, возникающих в

школе

при

изучении

нормативных

предметов

требование

обязательной

успеваемости.

Каждый

участник

может

проявить

на

занятии

посильную

индивидуальность.

Освоить элективный курс – дело достаточно трудоемкое для учителя. Но

тем и полнее чувство удовлетворения от полученных результатов.

Старшеклассникам

можно

предложить

такие

темы

для

обсуждения,

которые могут способствовать становлению устойчивой жизненной позиции,

воспитывают моральные принципы. Например, сформулируем тему одного

из занятий в необычной форме: «Я не могу допустить, - писал Н. Рыленков, -

чтобы человек, который в трудную минуту повторял строки М.Лермонтова:

Что в имени тебе моем?

Оно умрет, как шум печальный

Волны, плеснувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом, -

мог дурно думать о женщине».

Согласитесь, что подобная постановка проблемы позволяет учителю

реализовать не только познавательные, но и воспитательные цели. Подобным

образом можно сформулировать темы других занятий: «Я знаю силу слов…»

(В.Маяковский), в результате которого необходимо сделать вывод о том, что

слова,

стихи,

сказанные

или

написанные

на

самые

важные

темы,

могут

пройти мимо, если они не талантливы. Или очень важный для подростков

вопрос о дружбе можно обсудить на примере отрывка из стихотворения

Р.Гамзатова «Берегите друзей»:

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его – вини дорогу

И коня не торопись менять.

В «Антимирах» у Вознесенского есть строки: «Есть соль земли. Есть сор

земли. Но сохнет сокол без змеи». В жизни все взаимосвязано. Надо иметь не

только друзей, но и соперников, чтобы было с кем спорить, отстаивать свои

убеждения, свою правду. Еще Л.Толстой сказал, что «спокойствие – душевная

подлость». Настоящая жизнь – это борьба с неудачами, поражениями, это

вечное преодоление чего-то.

Можно

предложить

учителю

вместо

традиционной

характеристики

творчества писателя приготовить небольшую эмоциональную критическую

статью, отрывки из литературоведческих статей, стихотворения об авторе, а

мастерское выразительное чтение учителя не может не вызвать интерес и

желание ученика поближе познакомиться с творчеством данного писателя.

Очень важно, чтобы к итогу основным желанием наших учеников стали

слова Б.Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

Научить ребят логически и творчески мыслить, фантазировать, развивать

в

них

исследовательские

качества,

творческие

задатки

задача

каждого

учителя. Постепенно, от простого к сложному, поощряя даже маленькие

удачи,

учитель

приводит

школьника

к

осознанию

их

творческих

возможностей.

Одним

из

относительно

новых

и

интересных

видов

деятельности

в

преподавании

литературы

является

проектная

деятельность,

которая

стимулирует учащихся к развитию самостоятельной творческой активности,

творческому поиску.

Проектная

деятельность

является

основной

формой

организации

внеурочной

деятельности

школьников

и

может

использоваться

для

расширения

учебной

деятельности.

В

процессе

работы

над

проектами

учитель

помогает

школьникам

соизмерять

свои

желания

и

возможности,

осуществлять дифференцированный подход к ученикам, давая возможность

принимать посильное участие в подготовке работы.

В каждой

школе, несомненно, необходимо осуществлять

процесс

преемственности

в

обучении.

Примером

тому

является

проектная

деятельность.

Раннее

приобщение

учеников

к

этой

работе

позволяет

последовательно,

постепенно

усложняя

и

совершенствуя

подходы

к

осуществлению проектов, добиться неплохих результатов.

Ученики 5 класса еще в начальной школе знакомятся с этим видом

работы,

создают

проекты,

проявляя

свое

творчество,

умение

подбирать

необходимые материалы и защищать публично свою работу. Надо сказать,

что

такая

работа

нравится

детям,

она

способствует

осуществлению

и

образовательных,

и

воспитательных

целей:

творческий

подход,

дифференциация

деятельности,

самооценка

учащихся,

использование

помощи родителей, взаимодействие с одноклассниками при работе в группах

и так далее.

Работа

в

рамках

ФГОС

способствует

тому,

что

дети

получают

возможность

самореализации

в

разных

видах

учебной

и

внеурочной

деятельности. Достаточно легко привлечь учеников к участию в разного вида

конкурсах, требующих творческого подхода. Например, при изучении темы

«Авторская песня 60-80-х годов» одиннадцатиклассникам было предложено

выбрать

самостоятельно

форму

подачи

материала

по

их

интересам.

Некоторые

учащихся

предпочли

простое

выразительное

чтение

текста

с

последующим анализом, но некоторые творчески подошли к выполнению

задания. Они подобрали интересные материалы по теме (информационные

технологии позволяют сейчас это легко сделать), исполнили авторские песни

с музыкальным сопровождением, некоторые с собственной аранжировкой.

А известные в школе исполнители рэпа представили свои собственные

авторские песни, что, несомненно, дало мне возможность более эффективно

и интересно для ребят обсудить содержание материалов урока.

Таким образом, самые разные, в том числе и данный вид работы

помогает осуществлять деятельностный подход в обучении и воспитании, и,

следовательно,

поможет

и

учителю,

и

ученику

более

успешно

и

легко

реализовать новые стандарты образования.



В раздел образования




Яндекс.Метрика