Автор: Григоркина Светлана Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №18"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: "Формы и методы активизации творческих способностей учащихся в процессе изучения русского языка и литературы"
Раздел: полное образование
Формы и методы активизации творческих способностей
учащихся в процессе изучения русского языка и литературы.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически
развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими
потребностями имеет обучение школьников русскому языку и литературе.
Именно
поэтому
перед
учителем
стоит
чрезвычайно
важная
задача:
приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и
зарубежной
литературы.
Расширение
круга
чтения,
повышение
качества
чтения,
развитие
эмоционального
восприятия,
грамотный
анализ
прочитанного художественного произведения, развитие потребности в чтении
– вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Независимо от того, какую специальность изберет учащийся в будущем,
он должен научиться грамотно, точно и умело выражать свои мысли, ему
должно быть понятно, что развитая речь воспринимается окружающими как
показатель
образованности
человека,
одно
из
проявлений
высокого
культурного уровня личности.
Гуманитарное образование в школе, будь то изучение языка, литературы,
музыки, изобразительного искусства, кино, помогает растущему человеку
обрести ценностные ориентиры, найти гармонию в себе и окружающих. Для
этого и трудится учитель, применяя в своей работе разнообразные учебные и
внеурочные форы деятельности.
Можно выделить важнейшие критерии гуманитарного образования
в школе:
1.
Начитанность
учащегося,
направленность
его
литературных
интересов, активность их оценки, любовь к чтению.
2.
Умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы
и определять социально-нравственную позицию автора произведения.
3.
Освоение
объема
теоретико-литературных
знаний
и
способность
применять их в анализе художественного текста.
4.
Эмоциональная
активность
и
объективность
читательского
воображения – воспроизводящего и творческого.
Развитие
речи,
его
содержание
и
формы
определяются
сближением
курса русского языка с литературой, систематическим обращением к текстам
изучаемых произведений. Работа с текстом так или иначе связана с работой
по
обогащению,
совершенствованию
речи
учащихся,
развитием
индивидуальности
в
оценке
прочитанного,
активизацией
запаса
их
читательских ассоциаций.
Серьезным результатом плодотворной работы учителя русского языка и
литературы является умение обучающихся верно понять, интерпретировать
произведение и высказать свои суждения в процессе анализа. Обобщение
результатов
этой
работы
может
быть
выражено
в
форме
устной
или
письменной
рецензии,
сочинения
(очерка,
доклада,
статьи,
ученической
исследовательской
работы
в
профильном
классе
и
так
далее),
что,
несомненно,
совершенствует
навыки
речи
школьников,
развивает
их
личностные
творческие
способности.
А
идейным
вдохновителем
и
направляющей силой этого процесса является учитель, его образцовое слово,
которое несет информацию, вдохновляет на новую работу, поддерживает
ученика во всех его творческих начинаниях.
В общеобразовательной подготовке школьников русский язык занимает
стратегическое положение, поскольку от уровня владения языком зависят
успехи в учебе по всем предметам, мера проявления общественного лица
человека,
его
жизненной
позиции.
Результаты
обучения
и
воспитания
определяются в первую очередь уровнем преподавания, качеством учебно-
воспитательного
процесса,
в
котором
решающая
роль
при
любых
обстоятельствах принадлежит учителю.
Опытные учителя считают: уходя с урока, ученик должен чувствовать,
что он узнал то или научился тому, чего до сих пор не знал, не умел. Это
чувство постоянного продвижения поддерживается конкретностью задачи и
хорошо поставленным текущим контролем, учитывающим индивидуальный
подход к учащимися в процессе работы.
Если на уроке учитель ограничен рамками программы и не должен
перегружать учеников излишней информацией, то на внеклассных занятиях
есть возможность применять широкий диапазон сопоставлений, использовать
разнообразие форм и методов работы над детализацией либо изученных,
либо новых произведений. На таких занятиях можно использовать такие
формы,
как
встречи
с
поэтами
родного
города,
обзоры
литературных
новинок,
рассказы
о
прочитанных
книгах,
занятия
–
концерты,
выпуск
литературных газет, подготовка и проведение литературных вечеров.
Внеклассная работа позволяет учителю дифференцированно, творчески
подойти к организации занятий, выбрать формы и методы работы, которые
принесут
желаемый
результат.
На
внеклассных
занятиях
учитель
имеет
возможность
предложить
ученикам
сложные
проблемы
и
вопросы,
в
процессе
решения
которых
больше
проявляется
их
активность,
ярче
выявляется личность.
Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в
школе являются:
1.Формирование творческих способностей учащихся;
2.Развитие
и
совершенствование
психологических
качеств
личности
школьников:
любознательности,
инициативности,
т рудолюбия,
настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
3.Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению
русского языка и литературы;
4. Расширение запаса знаний учащихся в области лексики, фразеологии,
грамматики,
стилистики
русского
языка
и
борьба
за
культуру
устной
и
письменной речи;
5. Выявление одаренных в лингвистическом отношении учащихся, а
также
воспитание
у
слабоуспевающих
учеников
веры
в
свои
силы,
в
возможность преодоления отставания по гуманитарным предметам.
В
младших
классах
очень
эффективны
занятия
по
занимательной
грамматике, которые помогают поддерживать интерес к изучению этой очень
трудной для многих науки.
Можно предложить такие интересные для школьников темы:
- Как люди научились писать.
- Научись правильно определять смысл слова.
- Забавные превращения слов.
- Тайна твоего имени.
- Интересное о падежах имен существительных.
- Почему мы так говорим.
- Где вы живете? Топонимика географических названий родного края.
Для более старших учащихся можно обсудить такие темы:
- Сочетаем приятное с полезным.
- Крылатые слова и выражения.
- Мода на имена.
- Как будто целый мир тебе знаком, когда владеешь русским языком.
Очень интересными обычно бывают для ребят игры ассоциативного
характера, например, «Образы вокруг нас». Задаем вопрос: «На что похожа
полная луна?» (варианты ответов: обруч, шар, монета, глобус и т.д.)
Цитирую стихотворение Р.Казаковой:
И пусть луны сияющая денежка
Останется дороже всех монет.
«На что похожа неполная луна?» (серп, полкаравая хлеба, кусок арбуза)
Цитата : Ковригой хлебною над сводом
Надломлена твоя луна. (С.Есенин)
«На что похожа змея?» (лента, река, улица, дорога, поезд)
Цитата: Вьется улица – змея.
Дома вдоль змеи. (В.Маяковский)
Каковы же восторг и удивление ребят, когда их находки совпадают со
строками поэтов.
В качестве итоговой работы литературного кружка в 9 классе предлагаю
размышление над строками стихотворения Е.Евтушенко:
Как-то хочется слова непраздного,
Чтоб давалось оно нелегко.
Все к Некрасову тянет, к Некрасову,
Ну а он – глубоко-глубоко…
Как-то хочется слова нескушного,
Чтоб лилось оно звонко, легко,
И все к Пушкину тянет, все к Пушкину,
Ну а он высоко-высоко…
Методика
проведения
кружков,
факультативов,
эл е кт и в о в
предусматривает активное участие школьников как в подготовке, так и в
проведении
данных
занятий.
Это
вызывает
у
них
радостное
чувство
совместных
усилий
в
достижении
какого-либо
значительного
результата,
воспитывает коллективизм.
Нельзя
оставить
без
внимания
и
предметные
олимпиады,
которые,
несомненно,
также
являются
средством
для
привлечения
интереса
школьников
к
приобщению
к
гуманитарным
наукам.
Если
олимпиады
готовятся и проводятся учителями серьезно и систематически, если при их
организации внести творческое начало, то участниками олимпиад становятся,
как правило, все учащиеся. В практике работы учителей существует много
способов проведения олимпиад в школе, в методической литературе также
можно найти советы по организации данного вида деятельности.
Одним из продуктивных способов реализации целей учителя в плане
развития творческих способностей учащихся являются элективные курсы по
литературе в старших классах.
Элективные
курсы
имеют
важное
преимущество
–
они
дают
возможность преодолеть одну из главных причин трудностей, возникающих в
школе
при
изучении
нормативных
предметов
–
требование
обязательной
успеваемости.
Каждый
участник
может
проявить
на
занятии
посильную
индивидуальность.
Освоить элективный курс – дело достаточно трудоемкое для учителя. Но
тем и полнее чувство удовлетворения от полученных результатов.
Старшеклассникам
можно
предложить
такие
темы
для
обсуждения,
которые могут способствовать становлению устойчивой жизненной позиции,
воспитывают моральные принципы. Например, сформулируем тему одного
из занятий в необычной форме: «Я не могу допустить, - писал Н. Рыленков, -
чтобы человек, который в трудную минуту повторял строки М.Лермонтова:
Что в имени тебе моем?
Оно умрет, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом, -
мог дурно думать о женщине».
Согласитесь, что подобная постановка проблемы позволяет учителю
реализовать не только познавательные, но и воспитательные цели. Подобным
образом можно сформулировать темы других занятий: «Я знаю силу слов…»
(В.Маяковский), в результате которого необходимо сделать вывод о том, что
слова,
стихи,
сказанные
или
написанные
на
самые
важные
темы,
могут
пройти мимо, если они не талантливы. Или очень важный для подростков
вопрос о дружбе можно обсудить на примере отрывка из стихотворения
Р.Гамзатова «Берегите друзей»:
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его – вини дорогу
И коня не торопись менять.
В «Антимирах» у Вознесенского есть строки: «Есть соль земли. Есть сор
земли. Но сохнет сокол без змеи». В жизни все взаимосвязано. Надо иметь не
только друзей, но и соперников, чтобы было с кем спорить, отстаивать свои
убеждения, свою правду. Еще Л.Толстой сказал, что «спокойствие – душевная
подлость». Настоящая жизнь – это борьба с неудачами, поражениями, это
вечное преодоление чего-то.
Можно
предложить
учителю
вместо
традиционной
характеристики
творчества писателя приготовить небольшую эмоциональную критическую
статью, отрывки из литературоведческих статей, стихотворения об авторе, а
мастерское выразительное чтение учителя не может не вызвать интерес и
желание ученика поближе познакомиться с творчеством данного писателя.
Очень важно, чтобы к итогу основным желанием наших учеников стали
слова Б.Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»
Научить ребят логически и творчески мыслить, фантазировать, развивать
в
них
исследовательские
качества,
творческие
задатки
–
задача
каждого
учителя. Постепенно, от простого к сложному, поощряя даже маленькие
удачи,
учитель
приводит
школьника
к
осознанию
их
творческих
возможностей.
Одним
из
относительно
новых
и
интересных
видов
деятельности
в
преподавании
литературы
является
проектная
деятельность,
которая
стимулирует учащихся к развитию самостоятельной творческой активности,
творческому поиску.
Проектная
деятельность
является
основной
формой
организации
внеурочной
деятельности
школьников
и
может
использоваться
для
расширения
учебной
деятельности.
В
процессе
работы
над
проектами
учитель
помогает
школьникам
соизмерять
свои
желания
и
возможности,
осуществлять дифференцированный подход к ученикам, давая возможность
принимать посильное участие в подготовке работы.
В каждой
школе, несомненно, необходимо осуществлять
процесс
преемственности
в
обучении.
Примером
тому
является
проектная
деятельность.
Раннее
приобщение
учеников
к
этой
работе
позволяет
последовательно,
постепенно
усложняя
и
совершенствуя
подходы
к
осуществлению проектов, добиться неплохих результатов.
Ученики 5 класса еще в начальной школе знакомятся с этим видом
работы,
создают
проекты,
проявляя
свое
творчество,
умение
подбирать
необходимые материалы и защищать публично свою работу. Надо сказать,
что
такая
работа
нравится
детям,
она
способствует
осуществлению
и
образовательных,
и
воспитательных
целей:
творческий
подход,
дифференциация
деятельности,
самооценка
учащихся,
использование
помощи родителей, взаимодействие с одноклассниками при работе в группах
и так далее.
Работа
в
рамках
ФГОС
способствует
тому,
что
дети
получают
возможность
самореализации
в
разных
видах
учебной
и
внеурочной
деятельности. Достаточно легко привлечь учеников к участию в разного вида
конкурсах, требующих творческого подхода. Например, при изучении темы
«Авторская песня 60-80-х годов» одиннадцатиклассникам было предложено
выбрать
самостоятельно
форму
подачи
материала
по
их
интересам.
Некоторые
учащихся
предпочли
простое
выразительное
чтение
текста
с
последующим анализом, но некоторые творчески подошли к выполнению
задания. Они подобрали интересные материалы по теме (информационные
технологии позволяют сейчас это легко сделать), исполнили авторские песни
с музыкальным сопровождением, некоторые с собственной аранжировкой.
А известные в школе исполнители рэпа представили свои собственные
авторские песни, что, несомненно, дало мне возможность более эффективно
и интересно для ребят обсудить содержание материалов урока.
Таким образом, самые разные, в том числе и данный вид работы
помогает осуществлять деятельностный подход в обучении и воспитании, и,
следовательно,
поможет
и
учителю,
и
ученику
более
успешно
и
легко
реализовать новые стандарты образования.