Напоминание

Технологическая карта к уроку математики в 4 классе "Деление величины на величину".


Автор: Зиновьева Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ гимназия № 1
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Технологическая карта к уроку математики в 4 классе "Деление величины на величину".
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов, МОБУ гимназии № 1 г. Сочи, Зиновьева Лариса Анатольевна

Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков.

Цель: научить применять предметные знания, умения и навыки в условиях решения учебных задач.

Задачи: формировать знания о приёмах деления величины на величину, выраженную другой единицей измерения;

совершенствовать умения решать задачи алгебраическим способом и преобразовывать величины с использованием

других единиц измерения; формировать понимание обучающимися смысла действия деления однородных величин как

процедуры кратного сравнения этих величин; процедуры деления разнородных величин как процедуры получения

новых величин.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

1. Организационно-

мотивационный.

Цель:

в к л юч е н и е

учащихся в деятельность

на

личностно-значимом

уровне.

-

Проверьте,

пожалуйста,

готовность

к

уроку.

Нам

сегодня предстоит не только интересная работа, но и

работа, требующая очень высокой концентрации вашего

внимания и внутренней организации. Успехов нам на

уроке!

Запишите в тетради дату.

Дети

получают

эмоциональный

настрой,

включаются в учебную деятельность.

Учащиеся

записывают

в

тетради

число,

классная работа.

2. Целеполагание.

Ц е л ь :

с ф о р м и р о в а т ь

у

м е

н и е применять

п р е д м е т н ы е

з н а н и я ,

умения

и

навыки

в

у с л о в и я х

р е ш е н и я

учебных задач.

- Обратите внимание на интерактивную доску.

На доске тема урока: «Деление величины на величину» и

опорные слова:

Я хочу

- узнать, …

- понять, ...

Я хочу научиться

- выполнять деление …,

- записывать … .

- Прочитайте тему. Сформулируйте для себя цель урока:

Чему

вы

хотите

научиться

на

уроке?

(Можно

использовать опорные слова.)

- Озвучьте свою цель.

- Вы отлично ставите цели урока. Я сформулирую её так:

научиться применять знания, умения и навыки по данной

теме при решении различных учебных задач.

Самостоятельная

деятельность

учащихся:

чтение темы урока, обдумывание цели.

В парах по опорным словам продолжают

фразы.

Несколько обучающихся произносят вслух

собственную цель.

3.Актуализация

знаний

учащихся.

Цель:

актуализация

о п о р н ы х

з н а н и й ,

и зу ч е н н ы х

с п о с о б о в

действий

необходимых

для проблемного решения

учебной задачи.

-

Внимание!

Как

назвать

записи,

оформленные

на

интерактивной доске?

- Назовите компоненты действия деления.

- Сравните данные выражения:

27дм : 9см= 30 400кг: 100кг =4

69т : 23т= 3 12км : 40м = 300

2400м : 60м = 40 48ц : 12кг = 400

-

На

какие

две

группы

можно

разделить

данные

выражения?

- Значение каких выражений мы можем найти сразу?

- Найдите значения частных.

- Что вы можете сказать о результате деления величины

Фронтальная работа учащихся.

- Примеры, выражения, частные.

- Делимое, делитель, значение частного.

1

группа

-

выражения

с

единицами

измерения массы;

2

группа

-

выражения

с

единицами

измерения длины

или

1

группа

-

выражения

с

одинаковыми

единицами измерения;

2

группа

-

выражения

с

разн ы м и

единицами измерения.

Выполняют самостоятельно.

- Результат такого деления - отвлечённое

число.

на величину?

- Какую закономерность обнаружили?

- Продолжите данную последовательность 4 числами.

- Какое число в последовательности «лишнее»?

-3,4,30,40,300,400, …

- Число 3 - нечётное.

4 . О б о б щ е н и е

и

систематизация

знаний

и

способов

действия.

Предъявление

проблемной ситуации.

Цель:

решать

учебную

задач у,

ф о р м и р о в ат ь

умение

делить

величину

на величину.

- А теперь, найдите значение следующих частных:

63кг : 7кг =

36 кв.м : 3 чел. =

- Что вызывает

трудность? Чем различаются ответы?

Какие знания нужны для решения этой учебной задачи?

-

Чтобы

преодолеть

это

затруднение,

предлагаю

придумать

текст

задачи,

решение

которой

потребует

деление величины на величину. Можно работать в паре.

Выслушиваются ответы детей.

Затем учитель предлагает тексты своих задач, которые

проецируются на доску.

Задача 1.

Площадь

школьного

кабинета

48 кв. м, а площадь

холла

перед

кабинетом

144

кв.

м.

Во

сколько

раз

площадь холла больше площади кабинета?

Задача 2.

Школьный

кабинет

может

поместить 24

человека.

Площадь

кабинета

48

кв.

м. Сколько

квадратных

метров приходится на одного ученика?

- Назовите выражения, которые будут решением первой и

второй задач.

Учитель

проецирует

запись

выражения

на

доску

и

выделяет цветом величины.

1)

144 кв. м : 48 кв. м

2)

48 кв. м : 24 чел.

- Обратите внимание, ребята, в первом случае решением

задачи

является

кратное

сравнение

одинаковых,

или

Учащиеся

высказывают

свои

ответы.

Проговаривают возможные затруднения.

Работают

в

группах

над

составлением

задач.

Высказывают

и

аргументируют

свою

точку зрения.

Дети записывают в тетрадях:

1)

144 кв. м : 48 кв. м = 3 (раза)

2)

48 кв. м : 24 чел.=2 кв. м/чел.

однородных величин.

Во

втором

-

тоже

необходимо

выполнить

действие

деление

одной

величины

на

другую,

но

величины

неоднородны.

В

э т о м

с л у ч а е величины

не

сравниваются.

С

помощью

действия

деления

мы

узнаем, сколько единиц первой величины приходится

на одну единицу второй величины. Поэтому и ответы

будут разными по своей сути. В первом случае – «разы»,

во втором – новая величина.

5.

Усвоение

образца

комплексного

применения

зна ний,

умений и навыков.

Цель: формировать навык

использования

алгоритма

деления

величины

на

величину.

- По содержанию учебника найдите и прочитайте тему

урока.

- Уточните, на какой странице нужно открыть учебники?

Работа по учебнику стр. 34, № 112.

Учитель предлагает ученикам прочитать задание.

- Почему в данном задании можно говорить о кратном

сравнении пар величин?

-

Выполните

кратное

сравнение

для

следующих

пар

величин. В чём особенность данных выражений?

- Можно ли в них сразу выполнить деление?

- Выполните такое преобразование.

- Какой вывод вы можете сделать?

- Найдите значения частных. Что вы можете сказать о

результате деления величины на величину?

- Кто выполнил верно, поставьте

на полях зелёным карандашом восклицательный знак.

На

странице

«Содержание»

читают

название темы урока: «Деление величины

на величину».

- В учебнике страница 34.

-

Сравниваются

однородные

величины

массы, длины, вместимости, времени, цен.

-

Делимое

и

делитель

выражены

в

одинаковых и разных единицах измерения

величин.

-

Снача ла

необходимо

в ы п о л н и т ь

преобразование, чтобы делимое и делитель

были записаны одной и той же единицей

измерения данной величины.

5 т : 2 ц = 50 ц : 2 ц = 25

1 ч : 3 мин= 60 мин : 3 мин = 20

1 руб. :1коп = 100 коп :1коп = 100

Дети

формулируют

правило

деления

величины на величину, применяют его при

выполнении задания самостоятельно.

-

Чтобы

деление

величины

на

величину

было

возможным,

делимое

и

делитель

нужно выразить одной и той же единицей

измерения этой величины.

- Результат такого деления - отвлечённое

число.

Проводят самопроверку и самооценку.

6.Физкультурная

минутка.

Учитель

для

смены

деятельности,

обе спечения

эмоциональной

и

физической

разгрузки

учащихся

организует

выполнение

физических

упражнений

под

музыку.

Учащиеся

под

видео сопровождение

проводят физкультурную минутку.

7.Применение

обобщенных

знаний,

умений

и

навыков

в

новых условиях.

Цель:

формировать

н а в ы к

п р и м е н е н и я

и зу ч е н н ы х

с п о с о б о в

действий.

Учебник - стр. 35, № 117.

-

Прочитайте,

ребята,

задание.

Напомните,

что

такое

производительность?

-

П р и в е д и т е

п р и м е р ы

е д и н и ц

и з м е р е н и я

производительности.

Не

интерактивной

доске

высвечиваются

возможные

примеры:

23 т/ч; 10 л/мин.; 24 дет./ч

- Кто выполнил верно, поставьте

на полях зелёным карандашом восклицательный знак.

- Кто допустил ошибки, какие трудности возникли?

-Ребята, прочитайте вслух задание из № 118.

-

При

делении

какой

величины

на

какую

величину

получается

величина,

выражающая

п л от н о с т ь

населения?

Учащиеся выполняют задания, в которых

тренируется

использование

изученного

материала.

Допускается

работа

в

паре,

помощь друг другу. Учащиеся оценивают

свою работу.

В результате выполнения упражнения №

1 1 7

у ч а щ и е с я

д е л а ю т вывод:

производительность

получается

в

результате

действия

деления

объема

работы на время работы.

У ч а щие с я

д е ла ют вывод:

плотность

населения

это

величина,

которая

получилась

в

результате

деления числа

человек,

проживающих

в

некотором

регионе, на площадь этого региона.

8 . К о н т р о л ь

и

самоконтроль

знаний,

умений и навыков.

Ц е л ь :

о п р е д е л е н и е

к а ч е с т в а

и

у р о в н я

усвоения общего способа

-

Прочитайте

задание

113

на

странице

34.

Сформулируйте задачу.

-

Однородные

и л и разнородные

величины

даны

в

условии задачи?

-

Единица

к а к о й новой

величины

получается

в

результате деления расстояния (250 км) на время (5 ч)?

Учащиеся формулируют задачу.

-

Даны

разнородные

величины.

Это

величины

длины

метры

и

времени

часы.

-

П о л у ч а е т с я

е д и н и ц а

с к о р о с т и ,

в ы р а ж е н н а я

ч и с л о м

к и л о м е т р о в ,

действия,

установление

п р и ч и н

в ы я в л е н н ы х

ошибок.

- На чем нужно особенно сконцентрировать внимание,

чтобы в итоге получить правильный результат?

Решите сформулированную задачу.

- Самостоятельно выполните задание на странице 35 №

116.

- Кто выполнил верно, поставьте

на полях зелёным карандашом восклицательный знак.

Учащиеся

самостоятельно

проводят

оценку

своих

знаний.

пройденных за один час (км/ч).

Дети

выполняют

решение

задачи

и

вычисление.

Проводится проверка и самооценка.

9 .

И н ф о р м а ц и я

о

д ом а ш н е м

з а д а н и и ,

и н с т р у к т а ж

п о

е г о

выполнению.

Цель:

закрепить

ранее

п о л у ч е н н ы е

з н а н и я

учащихся.

- Запишите домашнее задание: учебник 2 ч., стр. 34, №

114; тетрадь для самостоятельной работы № 2, стр. 25, №

45.

- Откройте тетрадь. Прочитайте задание. Что необходимо

сделать дома? Какие особенности деления величины на

величину необходимо вспомнить?

- Как будете выполнять кратное сравнение?

- Ребята, полученные знания, умения и навыки помогут

вам и в решении жизненных задач. Предлагаю составить

задачу и выяснить плотность населения нашего города,

воспользовавшись

данными

о

численности

людей,

проживающих

в

нем,

и

данными

о

площади

нашего

города.

Дети

знакомятся

с

сутью

домашнего

задания, задают вопросы, записывают его в

дневник.

10.Рефлексия

д е я т е л ь н о с т и

( и т о г

урока).

Ц е л ь :

с ф о р м и р о в а т ь

личную

ответственность

за

ре зульт аты

с в о е й

деятельности.

-

Вспомните,

какую

цель

каждый

поставил

в

начале

урока?

- Достигнуты ли поставленные цели?

-Для чего нам необходимо знать деление величины на

величину?

-

Оцените

свою

работу,

подберите

в

каче стве

характеристики

своей

деятельности

слово

-

наречие,

запишите его на полях в тетради.

- Кто считает, что недостаточно понял материал урока,

Оценивают

собственную

деятельность

и

деятельность

класса

в

целом

в

поиске

спо соба

решения

учебной

з а д ач и ,

комфортности

и

удовлетворения

от

совместной деятельности.

Высказывают суждения:

- Я узнал, ….

- Я научился ….

обратитесь

за

помощью

к

одноклассникам

или

после

уроков подойти ко мне на консультацию.

Учитель организует рефлексию деятельности учащихся,

подводит итоги работы групп и класса в целом.



В раздел образования




Яндекс.Метрика