Автор: Зиновьева Лариса Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ гимназия № 1
Населённый пункт: город Сочи, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Технологическая карта к уроку математики в 4 классе "Деление величины на величину".
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов, МОБУ гимназии № 1 г. Сочи, Зиновьева Лариса Анатольевна
Тип урока: урок применения предметных знаний, умений, навыков.
Цель: научить применять предметные знания, умения и навыки в условиях решения учебных задач.
Задачи: формировать знания о приёмах деления величины на величину, выраженную другой единицей измерения;
совершенствовать умения решать задачи алгебраическим способом и преобразовывать величины с использованием
других единиц измерения; формировать понимание обучающимися смысла действия деления однородных величин как
процедуры кратного сравнения этих величин; процедуры деления разнородных величин как процедуры получения
новых величин.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.
1. Организационно-
мотивационный.
Цель:
в к л юч е н и е
учащихся в деятельность
на
личностно-значимом
уровне.
-
Проверьте,
пожалуйста,
готовность
к
уроку.
Нам
сегодня предстоит не только интересная работа, но и
работа, требующая очень высокой концентрации вашего
внимания и внутренней организации. Успехов нам на
уроке!
Запишите в тетради дату.
Дети
получают
эмоциональный
настрой,
включаются в учебную деятельность.
Учащиеся
записывают
в
тетради
число,
классная работа.
2. Целеполагание.
Ц е л ь :
с ф о р м и р о в а т ь
у
м е
н и е применять
п р е д м е т н ы е
з н а н и я ,
умения
и
навыки
в
у с л о в и я х
р е ш е н и я
учебных задач.
- Обратите внимание на интерактивную доску.
На доске тема урока: «Деление величины на величину» и
опорные слова:
Я хочу
- узнать, …
- понять, ...
Я хочу научиться
- выполнять деление …,
- записывать … .
- Прочитайте тему. Сформулируйте для себя цель урока:
Чему
вы
хотите
научиться
на
уроке?
(Можно
использовать опорные слова.)
- Озвучьте свою цель.
- Вы отлично ставите цели урока. Я сформулирую её так:
научиться применять знания, умения и навыки по данной
теме при решении различных учебных задач.
Самостоятельная
деятельность
учащихся:
чтение темы урока, обдумывание цели.
В парах по опорным словам продолжают
фразы.
Несколько обучающихся произносят вслух
собственную цель.
3.Актуализация
знаний
учащихся.
Цель:
актуализация
о п о р н ы х
з н а н и й ,
и зу ч е н н ы х
с п о с о б о в
действий
необходимых
для проблемного решения
учебной задачи.
-
Внимание!
Как
назвать
записи,
оформленные
на
интерактивной доске?
- Назовите компоненты действия деления.
- Сравните данные выражения:
27дм : 9см= 30 400кг: 100кг =4
69т : 23т= 3 12км : 40м = 300
2400м : 60м = 40 48ц : 12кг = 400
-
На
какие
две
группы
можно
разделить
данные
выражения?
- Значение каких выражений мы можем найти сразу?
- Найдите значения частных.
- Что вы можете сказать о результате деления величины
Фронтальная работа учащихся.
- Примеры, выражения, частные.
- Делимое, делитель, значение частного.
1
группа
-
выражения
с
единицами
измерения массы;
2
группа
-
выражения
с
единицами
измерения длины
или
1
группа
-
выражения
с
одинаковыми
единицами измерения;
2
группа
-
выражения
с
разн ы м и
единицами измерения.
Выполняют самостоятельно.
- Результат такого деления - отвлечённое
число.
на величину?
- Какую закономерность обнаружили?
- Продолжите данную последовательность 4 числами.
- Какое число в последовательности «лишнее»?
-3,4,30,40,300,400, …
- Число 3 - нечётное.
4 . О б о б щ е н и е
и
систематизация
знаний
и
способов
действия.
Предъявление
проблемной ситуации.
Цель:
решать
учебную
задач у,
ф о р м и р о в ат ь
умение
делить
величину
на величину.
- А теперь, найдите значение следующих частных:
63кг : 7кг =
36 кв.м : 3 чел. =
- Что вызывает
трудность? Чем различаются ответы?
Какие знания нужны для решения этой учебной задачи?
-
Чтобы
преодолеть
это
затруднение,
предлагаю
придумать
текст
задачи,
решение
которой
потребует
деление величины на величину. Можно работать в паре.
Выслушиваются ответы детей.
Затем учитель предлагает тексты своих задач, которые
проецируются на доску.
Задача 1.
Площадь
школьного
кабинета
– 48 кв. м, а площадь
холла
перед
кабинетом
– 144
кв.
м.
Во
сколько
раз
площадь холла больше площади кабинета?
Задача 2.
Школьный
кабинет
может
поместить 24
человека.
Площадь
кабинета
– 48
кв.
м. Сколько
квадратных
метров приходится на одного ученика?
- Назовите выражения, которые будут решением первой и
второй задач.
Учитель
проецирует
запись
выражения
на
доску
и
выделяет цветом величины.
1)
144 кв. м : 48 кв. м
2)
48 кв. м : 24 чел.
- Обратите внимание, ребята, в первом случае решением
задачи
является
кратное
сравнение
одинаковых,
или
Учащиеся
высказывают
свои
ответы.
Проговаривают возможные затруднения.
Работают
в
группах
над
составлением
задач.
Высказывают
и
аргументируют
свою
точку зрения.
Дети записывают в тетрадях:
1)
144 кв. м : 48 кв. м = 3 (раза)
2)
48 кв. м : 24 чел.=2 кв. м/чел.
однородных величин.
Во
втором
-
тоже
необходимо
выполнить
действие
деление
одной
величины
на
другую,
но
величины
–
неоднородны.
В
э т о м
с л у ч а е величины
не
сравниваются.
С
помощью
действия
деления
мы
узнаем, сколько единиц первой величины приходится
на одну единицу второй величины. Поэтому и ответы
будут разными по своей сути. В первом случае – «разы»,
во втором – новая величина.
5.
Усвоение
образца
комплексного
применения
зна ний,
умений и навыков.
Цель: формировать навык
использования
алгоритма
деления
величины
на
величину.
- По содержанию учебника найдите и прочитайте тему
урока.
- Уточните, на какой странице нужно открыть учебники?
Работа по учебнику стр. 34, № 112.
Учитель предлагает ученикам прочитать задание.
- Почему в данном задании можно говорить о кратном
сравнении пар величин?
-
Выполните
кратное
сравнение
для
следующих
пар
величин. В чём особенность данных выражений?
- Можно ли в них сразу выполнить деление?
- Выполните такое преобразование.
- Какой вывод вы можете сделать?
- Найдите значения частных. Что вы можете сказать о
результате деления величины на величину?
- Кто выполнил верно, поставьте
на полях зелёным карандашом восклицательный знак.
На
странице
«Содержание»
читают
название темы урока: «Деление величины
на величину».
- В учебнике страница 34.
-
Сравниваются
однородные
величины
–
массы, длины, вместимости, времени, цен.
-
Делимое
и
делитель
выражены
в
одинаковых и разных единицах измерения
величин.
-
Снача ла
необходимо
в ы п о л н и т ь
преобразование, чтобы делимое и делитель
были записаны одной и той же единицей
измерения данной величины.
5 т : 2 ц = 50 ц : 2 ц = 25
1 ч : 3 мин= 60 мин : 3 мин = 20
1 руб. :1коп = 100 коп :1коп = 100
Дети
формулируют
правило
деления
величины на величину, применяют его при
выполнении задания самостоятельно.
-
Чтобы
деление
величины
на
величину
было
возможным,
делимое
и
делитель
нужно выразить одной и той же единицей
измерения этой величины.
- Результат такого деления - отвлечённое
число.
Проводят самопроверку и самооценку.
6.Физкультурная
минутка.
Учитель
для
смены
деятельности,
обе спечения
эмоциональной
и
физической
разгрузки
учащихся
организует
выполнение
физических
упражнений
под
музыку.
Учащиеся
под
видео сопровождение
проводят физкультурную минутку.
7.Применение
обобщенных
знаний,
умений
и
навыков
в
новых условиях.
Цель:
формировать
н а в ы к
п р и м е н е н и я
и зу ч е н н ы х
с п о с о б о в
действий.
Учебник - стр. 35, № 117.
-
Прочитайте,
ребята,
задание.
Напомните,
что
такое
производительность?
-
П р и в е д и т е
п р и м е р ы
е д и н и ц
и з м е р е н и я
производительности.
Не
интерактивной
доске
высвечиваются
возможные
примеры:
23 т/ч; 10 л/мин.; 24 дет./ч
- Кто выполнил верно, поставьте
на полях зелёным карандашом восклицательный знак.
- Кто допустил ошибки, какие трудности возникли?
-Ребята, прочитайте вслух задание из № 118.
-
При
делении
какой
величины
на
какую
величину
получается
величина,
выражающая
п л от н о с т ь
населения?
Учащиеся выполняют задания, в которых
тренируется
использование
изученного
материала.
Допускается
работа
в
паре,
помощь друг другу. Учащиеся оценивают
свою работу.
В результате выполнения упражнения №
1 1 7
у ч а щ и е с я
д е л а ю т вывод:
производительность
получается
в
результате
действия
деления
объема
работы на время работы.
У ч а щие с я
д е ла ют вывод:
плотность
населения
–
это
величина,
которая
получилась
в
результате
деления числа
человек,
проживающих
в
некотором
регионе, на площадь этого региона.
8 . К о н т р о л ь
и
самоконтроль
знаний,
умений и навыков.
Ц е л ь :
о п р е д е л е н и е
к а ч е с т в а
и
у р о в н я
усвоения общего способа
-
Прочитайте
задание
№
113
на
странице
34.
Сформулируйте задачу.
-
Однородные
и л и разнородные
величины
даны
в
условии задачи?
-
Единица
к а к о й новой
величины
получается
в
результате деления расстояния (250 км) на время (5 ч)?
Учащиеся формулируют задачу.
-
Даны
разнородные
величины.
Это
величины
длины
–
метры
и
времени
–
часы.
-
П о л у ч а е т с я
е д и н и ц а
с к о р о с т и ,
в ы р а ж е н н а я
ч и с л о м
к и л о м е т р о в ,
действия,
установление
п р и ч и н
в ы я в л е н н ы х
ошибок.
- На чем нужно особенно сконцентрировать внимание,
чтобы в итоге получить правильный результат?
Решите сформулированную задачу.
- Самостоятельно выполните задание на странице 35 №
116.
- Кто выполнил верно, поставьте
на полях зелёным карандашом восклицательный знак.
Учащиеся
самостоятельно
проводят
оценку
своих
знаний.
пройденных за один час (км/ч).
Дети
выполняют
решение
задачи
и
вычисление.
Проводится проверка и самооценка.
9 .
И н ф о р м а ц и я
о
д ом а ш н е м
з а д а н и и ,
и н с т р у к т а ж
п о
е г о
выполнению.
Цель:
закрепить
ранее
п о л у ч е н н ы е
з н а н и я
учащихся.
- Запишите домашнее задание: учебник 2 ч., стр. 34, №
114; тетрадь для самостоятельной работы № 2, стр. 25, №
45.
- Откройте тетрадь. Прочитайте задание. Что необходимо
сделать дома? Какие особенности деления величины на
величину необходимо вспомнить?
- Как будете выполнять кратное сравнение?
- Ребята, полученные знания, умения и навыки помогут
вам и в решении жизненных задач. Предлагаю составить
задачу и выяснить плотность населения нашего города,
воспользовавшись
данными
о
численности
людей,
проживающих
в
нем,
и
данными
о
площади
нашего
города.
Дети
знакомятся
с
сутью
домашнего
задания, задают вопросы, записывают его в
дневник.
10.Рефлексия
д е я т е л ь н о с т и
( и т о г
урока).
Ц е л ь :
с ф о р м и р о в а т ь
личную
ответственность
за
ре зульт аты
с в о е й
деятельности.
-
Вспомните,
какую
цель
каждый
поставил
в
начале
урока?
- Достигнуты ли поставленные цели?
-Для чего нам необходимо знать деление величины на
величину?
-
Оцените
свою
работу,
подберите
в
каче стве
характеристики
своей
деятельности
слово
-
наречие,
запишите его на полях в тетради.
- Кто считает, что недостаточно понял материал урока,
Оценивают
собственную
деятельность
и
деятельность
класса
в
целом
в
поиске
спо соба
решения
учебной
з а д ач и ,
комфортности
и
удовлетворения
от
совместной деятельности.
Высказывают суждения:
- Я узнал, ….
- Я научился ….
обратитесь
за
помощью
к
одноклассникам
или
после
уроков подойти ко мне на консультацию.
Учитель организует рефлексию деятельности учащихся,
подводит итоги работы групп и класса в целом.