Автор: Акулиничева Ольга Леонидовна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №274 с углубленным изучением иностранных языков
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Христианское искусство
Раздел: начальное образование
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ
«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
УРОК ПО ТЕМЕ:
ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (ИКОНЫ,
ФРЕСКИ, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ,
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО)
Урок разработан
учителем начальных классов
ГБОУ СОШ № 274
Кировского района Санкт-Петербурга
Акулиничевой О. Л.
Санкт-Петербург 2017
1
ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО (ИКОНЫ, ФРЕСКИ, ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ, ПРИ-
КЛАДНОЕ ИСКУССТВО)
Цель урока:
Способствовать эмоционально-ценностному восприятию учащимися объектов христи-
анского искусства и традиций как всемирного культурного наследия.
Задачи:
1.
Побудить у детей познавательный интерес к изучению объектов христианского ис-
кусства.
2.
Помочь учащимся сформировать представление о ценности (значимости) объектов
христианского искусства.
3.
Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся.
4.
Способствовать расширению кругозора школьников.
5.
Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от объектов хри-
стианского культурного наследия, проявлению ими собственного отношения к
ним.
ХОД УРОКА.
Христианское искусство, понимаемое в широком смысле, включает в себя те произведе-
ния, в которых художественными средствами выражаются христианские идеи и устрем-
ления. В более узком смысле христианское искусство — это культовое, церковное искус-
ство, выступающее и как объект поклонения. Традиционное русское православное искус-
ство представлено иконами, фресками, прикладным искусством, церковным пением.
Особенности христианского искусства. Христианское искусство объединяет в себе два,
казалось бы, не соединимых направления: с одной стороны, это тенденция условно, схе-
матично, иносказательно изображать реальные видимые вещи, а с другой стороны – тен-
денция к реалистическому изображению земных явлений, образов и событий. Первая тен-
денция вытекает из религиозного предназначения искусства и передается это божествен-
ное с помощью символов и знаков, более
указывающих, нежели живописую-
щих. Ведь божественное постигается более умом, нежели чувственным зрением. Однако
символизм и знаковость с другой стороны дополняется реалистическим воспроизведени-
ем земных образов. К тому же на произведениях церковного искусства отражается при-
надлежность к тому или иному времени и той или иной стране, усвоивших те или иные
способы реалистично передавать действительность.
2
ИКОНЫ.
Икона (название это происходит от греческого слова эйкон, что означает изображение),
пришла на Русь из Византии с принятием в 989 году христианства. Высокоразвитая и
цельная художественная система, которой обладала эта могучая держава, была по-своему
осмыслена на Руси и претворена в храмовой архитектуре, живописи (фреска, мозаика и
икона). При этом икона становится самым распространенным и любимым видом живопи-
си. Ею украшают храмы, жилища знатных и простых людей, хотя технология ее изготов-
ления была непростой. Мастера специально готовили деревянные доски, стирали на яич-
ном желтке минеральные краски, которыми наносили изображение. Писать образы можно
было только в соответствии с регламентами, которые устанавливала церковь, пришли они
из Византии в X веке, а позже приобрели русскую специфику. Но и в рамках этих регла-
ментов талантливые мастера выразили в иконах свои представления о красоте, высоком
строе человеческих чувств, событиях времени, что определило глубокую связь древнерус-
ской иконописи с миром живых людей. Правда, язык этого выражения был условен, сим-
воличен (расположение фигур, жесты, цвет), что определялось складом мышления средне-
векового человека, характером мировоззрения эпохи.
Много икон представлено в экспозициях музеев таких как: Третьяковская галерея (Моск-
ва), Государственный музей Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный Русский му-
зей (Санкт-Петербург).
Давайте приблизимся к нашему бесценному духовному богатству и войдем в залы Госу-
дарственного Русского музея, располагающего богате йшим в мире собранием древнерус-
ской живописи – около шести тысяч икон.
Слайд 1
Архангел Гавриил из деиссусного чина («Ангел Златые Власы»)
XII
век. Дерево, темпе
-
ра.
Юношеское лицо с правильным овалом, перевитые золотыми нитями пряди волос и
огромные печальные глаза – средоточие внутренней жизни. Состояние грусти мастер под-
черкнул легким наклоном головы. Тонкая цветовая гамма, построена на сочетании золота
и охры, «аккомпанирует состояние образа». Из далекого XII века обратил к нам свой лик
«Архангел Гавриил». Не в этом ли поэтически одухотворенном образе, получившем на-
звание «Ангел Златые Власы», безвестный мастер раскрыл свое представление о высшей
красоте.
Слайд 2.
Иоанн, Георгий и Власий.
XIII
век. Новгород. Дерево, темпера.
В XII веке появляются новые центры русской художественной культуры – Владимир,
Ярославль, Новгород, Псков, где формируются свои живописные школы с ярко выражен-
ными характерными признаками.
3
Так новгородская живопись, прекрасной коллекцией которой располагает музей, яркая по
краскам, сильная и мужественная, очень близка по своему характеру к народному искус-
ству, показательна в этом отношении икона «Иоанн, Георгий и Власий». На ней изображе-
ны святые – покровители торговли, земледелия и скотоводства. Главная фигура Иоанна
выделена центральным положением и размером. По сторонам приземистые фигуры Геор-
гия (в доспехах) и Власия. Рисунок иконы энергичен и угловат, цвептовой строй
контрастен.
Слайд 3.
Чудо Георгия о змие. Конец
XIV
– начало
XV
веков. Новгород. Дерево, темпеара.
Особой любовью новгородцев пользовался святой Георгий. Сохранилось большое количе-
ство его изображений (герб России). В иконе «Чудо Георгия о змие» он представлен как
отважный всадник-воин, поражающий копьем чудовище-дракона. В сознании людей того
времени он был воплощением светлого начала, поражающего враждебную человеку силу.
Икона отменчена высоким композиционным и колористическим мастерством.
Слайд 4.
Богоматерь Умиление («Белозерская»). Первая половина
XIII
века. Дерево, темпера.
В числе лучших и древнейших памятников новгородской живописи можно назвать икону
«Богоматерь Белозерская» XIII века из Успенского собора старинного русского города на
Белом озере. Этот тип изображения, когда младенец Христос своей щекой касается щеки
матери, получил название «Умиление» и был особенно любим и распространен в народе.
Строго и печально лицо Марии. В ее глазах любовь и скорбь, внутренняя сила и страда-
ние, вечная боль матери за судьбу сына.
Слайд 5.
Битва новгородцев с суздальцами. Конец
XV
века. Новгород. Дерево, темпера.
«Битва новгородцев с суздальцами» - икона, легендарный сюжет которой основан на ре-
альном историческом событии: победа новгородцев над суздальцами, осадившими Новго-
род в 1169 году. Так как в иконе допускалось изображение разновременных событий, то
здесь мы видим и новгородцев, молящих об оказании помощи, и переговоры с суздальца-
ми, и победу над ними. Ценность данного произведения определяется не только высоким
мастерством художника, - перед нами один из памятников исторической живописи на
Руси.
Слайд 6.
Архангел Гавриил из деисусного чина. Конец
XIV
- начало
XV
века. Псков. Дерево, тем
-
пера.
Большой выразительностью и художественным своеобразием отмечена иконопись Пско-
ва. Суровая жизнь приграничного города, оберегающего западные границы Рус от врага,
определила характер псковской живописи. «Архангел Гавриил из деисусного чина» дает
наглядное об этом представление. Помимо характерного для псковской живописи приема
4
объемного моделирования живописной формы, здесь обращает на себя внимание психоло-
гическая напряженность образа, довольно сумрачный колорит, построенный на сочетании
зеленых, красных, коричневых, охряных и золотых тонов.
Слайд 7.
Борис и Глеб. Середина
XIV
века. Москва. Дерево, темпера.
Икона «Борис и Глеб» представляет одно из самых ранних, дошедших до нас изображе-
ний первых русских святых – братьев Бориса и Глеба. Сыновья киевского князя Владими-
ра были вероломно убиты братом Святополком. Канонизированных в 1037 году в
Константинополе князей чтили как святых заступников Руси. Согласно традиции, Борис и
Глеб представлены в рост. Красочные одежды и золотой фон, на котором изображены их
стройные силуэты, придают иконе особую торжественность. В руках мучеников атрибу-
ты: крест – символ мученической смерти и меч – символ княжеской власти и оружие вои-
на.
Слайд 8.
Андрей Рублев. Апостол Павел из деисусного чина. Около 1408 года. Москва. Дерево,
темпера.
Высшим достижением искусства Москвы, равно как и всей русской средневековой худо-
жественной культуры стало творчество Андрея Рублева. Великий мастер жил в эпоху
объединения русских земель вокруг Москвы. Глубокий интерес к славному прошлому
Руси, героическим страницам ее истории, вера в единство, человеческую мудрость,
способную преодолеть ненавистную рознь были характерны для того сложного времени.
И не случайно Великий князь московский оплавляет лучших мастеров во Владимир для
реставрации древнего Успенского собора. Рублев с товарищами (Даниил Черный, Прохор
с Городца) расписал стены храма фресками и выполнил иконы для иконостаса, среди ко-
торых «Апостол Павел» стала как бы воплощением философских раздумий мастера о че-
ловеке. Павел, согласно евангельским легендам, был натурой сильной, незаурядной. В
иконе Рублева он предстает перед нами словно ушедшим в глубокие думы. Состояние от-
решенности от окружающего мира передано выражением лица, жестом руки, поддержива-
ющей книгу, всем композиционным строем произведения. Здесь важно отметить энергич-
но очерченный, замкнутый силуэт фигуры, сдержанный колорит. Самым ярким цветовым
акцентом выделена в иконе книга – символ духовности, источник премудрости боже-
ственной и человеческой. Рублев и художники его круга сыграли решающую роль в фор-
мировании московской школы, крупнейшим представителем которой был Дионисий. Он
жил в эпоху торжества объединившейся Руси, когда искусство становится выразителем
идей государственности и приобретает черты парадности и величавости. У Дионисия, ко-
трый со своими сыновьями Владимиром и Феодосием расписал многие храмы, рублев-
ская, философская сдержанность уступает место праздничности и нарядности. Самая зна-
менитая работа мастера – росписи собора Феропонтова монастыря под Вологдой, посвя-
щенного Рождеству Богоматери, почитавшейся как покровительница Москвы. (Слайд 9.
Дионисий и мастерская. Богоматерь Одигитрия. 1502-1503 гг. Москва. Дерево, темпе-
ра)
5
Слайд 10.
Симон Ушаков. Троица ветхозаветная.
XVII
век. Москва.
Искусство XVII века отмечено в русской художественной культуре противоборством
устоявшихся традиций и стремлением к их обновлению. В иконописи появляются быто-
вые детали, получают распространение парсуны – изображение конкретных лиц, выпол-
ненных иконописными средствами. Эти особенности нашли свое отражение в творчестве
Симона Ушакова – жалованного иконописца «Оружейной палаты Московского Кремля».
В его иконе «Троица ветхозаветная» сохранена традиционная композиция (фигуры анге-
лов вписаны в круг, их изображение плоскостное), в то же время художник ввел конкрет-
ные детали, элементы глубокой перспективы. В колорите стали преобладать зеленые крас-
ки. Новаторские приемы Ушакова обозначили переломный этап в развитии русской сред-
невековой живописи момент перехода к новому, светскому искусству. Долгим и трудным
был путь развития древнерусской живописи. Терялись в глубинах веков имена художни-
ков, исчезали в пучине событий их произведения. Открытие исторической значимости и
художественной ценности древнерусской живописи произошло лишь в конце XIX в нача-
ле XX века, сегодня мы вновь открываем эту значимость, ибо при всем своеобразии рели-
гиозных представлений о мире, в иконах отразился реальный человеческий опыт, извеч-
ная мечта о мире и справедливости на земле, раздумья о самоотверженной материнской
любви, о жизни и смерти – все то, что волнует человека и в 21 веке. И в этой связи времен
великий гуманизм древнерусской иконы.
ФРЕСКА
Наиболее распространенной техникой монументальной церковной живописи является
роспись. Древнейшая из этих техник – фреска, живопись по сырой известковой штукатур-
ке – была известна еще в Древней Греции, она же применялась в росписи многих визан-
тийских и древнерусских храмов.
Фре
́
ска (от итал. affresco — свежий), aффреско — живопись по сырой штукатурке, одна
из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образу-
ет тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной. Точная дата
появления фресок неизвестна, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фрес-
ковая живопись получила широкое распространение. В Древней Руси техника стенной
росписи в основном была смешанная — живопись водными красками по сырой штукатур-
ке дополнялась темперно-клеевой техникой (фон, верхние прописки) с различными связу-
ющими (яйцо, животные и растительные клеи).
Фреска создает у пришедшего в храм ощущение живого присутствия изображенного лица.
Это подчеркивается и обратной перспективой изображения. И если вы попадаете в распи-
санный фресками или украшенный мозаиками храм, то вы попадаете в пространство, где
вверху видите образ Спасителя, далее - по нисходящей - святых апостолов, святых угод-
ников Божиих и уже на уровне человека (может, чуть выше) изображаются местно чтимые
святые, то есть святые, почитавшиеся в тех землях, где стоит храм. Это - земляки прихо-
жанина, и они напоминают ему, что святость, Царствие Небесное - достижимы.
6
ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
Правосла
́
вная му
́
зыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку,
связанную в первую очередь с богослужением византийского обряда в Православной
Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.
Делится на несколько видов:
древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у гре-
ков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших
в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), на Кавка-
зе (например — грузинский распев и проч.), на Западе (до Великой схизмы), а так-
же в Древней Руси: знаменные, столповые, и др. распевы
партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под
влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распростра-
няться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы,
например — Д. С. Бортнянский, Рахманинов (знаменита его «Всенощная») и др.
духовные стихи и псалмы (песни на духовные темы) — не богослужебная.
ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Огромная православная Россия нуждалась в большом количестве культовых предметов.
Во второй половине XIX - начале XX вв. крупнейшими центрами по их производству
были Москва и Петербург. Здесь к производству культовых предметов привлекались име-
нитые художники. Многие производства были поставщиками Императорского Двора. Они
выполняли заказы российских и зарубежных православных церквей и монастырей, а так-
же частных лиц на изготовление риз, складней, лампад, кадил, напрестольных и
наперсных крестов, окладов икон, Евангелий и прочих культовых предметов.
В Санкт-Петербурге в Государственном музее истории религии на выставке «Серебряная
кладовая» вы можете ознакомиться с коллекцией православных культовых предметов из
серебра и драгоценных камней. Среди экспонатов – драгоценные оклады икон и Еванге-
лий, литургические сосуды, кресты, лампады, кадила.
Роль православного искусства в современном мире возрастает. Для человека современной
культуры православное искусство является несомненной эстетической ценностью, и в то
же время он раскрывает в нем неисчерпаемые содержательные богатства.