Автор: Стельмах Олеся Дмитриевна Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства Учебное заведение: МБУДО "Карачевская ДШИ имени В.Ф. Кольцова" Населённый пункт: г. Карачев Брянская обл. Наименование материала: долнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Тема: "Изобразительное искусство" Раздел: дошкольное образование
«Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
(СРОК ОБУЧЕНИЯ ОДИН ГОД)
1
«Рассмотрено»
Методическим советом МБОУДОД
«Карачевская ДШИ им. В.Ф.
Кольцова»
__________________
дата рассмотрения
«Утверждаю»
Директор ________ О. С. Еловикова
(подпись)
_________________
дата утверждения
Разработчик – Стельмах Олеся Дмитриевна преподаватель МБОУДОД
«Карачевской ДШИ им. В.Ф. Кольцова»
Рецензент
– Борисенко Татьяна Ивановна,
преподаватель высшей
категории, заведующая отделением изобразительного искусства МБОУДОД
«Карачевской ДШИ им. В.Ф. Кольцова».
Структура программ учебных предметов
1. Пояснительная записка
- Характеристика учебных предметов, их место и роль в образовательном
процессе
- Срок реализации учебных предметов
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебных предметов
2
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной
аттестации
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цель и задачи учебных предметов
- Обоснование структуры программ учебных предметов
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебных
предметов
2 Содержание учебных предметов.
- Годовые требования. Содержание разделов и тем
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
4. Учебно-тематические планы
5. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
- Контрольные требования на разных этапах обучения;
6. Методическое обеспечение учебных процессов
- Методические рекомендации преподавателям;
-Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
7. Список литературы и средств обучения
- Список учебной и методической литературы;
3
- Средства обучения.
Пояснительная записка
Все известные педагоги прошлого подчеркивали важную роль
эстетического воспитания и занятий творчеством в развитии личности. В
настоящее время мы наблюдаем значительно возросший интерес к обучению
изобразительному искусству. С каждым годом все больше желающих
обучаться на данном отделении. Но реализуемая в нашем учебном заведений
предпрофессиональная программа направлена, прежде всего, на выявление
одаренных учащихся, которые в будущем продолжат обучение искусству в
средних и высших учебных заведениях, а потому достаточно сложна для
освоения. Критерий конкурсного отбора на данную программу также
4
достаточно сложны, и не у всех претендентов получается пройти
вступительные испытания с первого раза. Для работы с такими детьми нами
была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Изобразительное искусство» (срок обучения один год)в которую
входят такие учебные предметы: «Основы изобразительной грамоты и
рисование», «Прикладное творчество», «Лепка» и «Беседы об искусстве»,
они являются базовой составляющей для последующего изучения
изобразительного искусства. Эта программа максимально приближена к
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в
области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное
творчество» первый год обучения и рассчитана на учащихся, которые по тем
или иным причинам не прошли вступительные конкурсные испытания, но
планируют в дальнейшем обучаться по ней на изобразительном отделение.
Она даёт возможность учащимся попробовать свои силы в данном
направлении, и при положительных результатах поступить на
предпрофессиональную программу декоративно – прикладного искусства в
следующие годы.
Программа предметов состоят из нескольких разделов:
«Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух
разделов - графики и цветоведения. Темы заданий продуманы исходя из
возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню
подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в
разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных
задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений,
что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать
необходимые навыки.
5
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из
разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого
интереса к изобразительной деятельности.
«Прикладное творчество» - включает в себя два раздела: работу с
бумагой (аппликация и коллаж) и основные виды росписи (мезимская
роспись, городетская роспись, гжельская роспись и лубок). В заданиях дети
на протяжении всего курса обучения, учатся аккуратности при работе с
клеем и ножницами,
организовать композиционную плоскость, обращать
внимание на выразительность пятна, красоту линии, образность цвета. А так
же учатся правильной
постановке руки и держание кисти при работе над
росписью.
«Лепка» - включает в себя два раздела: пластелин – рельеф
(пластелиновая живопись) и объёмные скульптура, глина – рельеф, барельеф
и объёмные скульптуры. Программа ориентирована не только на
формирование знаний, умений, навыков в области скульптуры, но и на
развитие эстетического вкуса при создание оригинальных произведений
своими руками, отражающих творческую индивидуальность и представления
об окружающем мире. В данную программу входит традиционные приемы
лепки из пластилина и глины.
Логика построения программы учебного предмета «Беседы об
искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную
концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства,
через понимание взаимоотношений искусства с окружающей
действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими
представлениями людей о гармонии.
Полноценное освоение художественного образа возможно только
тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей
формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в
6
произведениях искусства, различать средства выразительности, а также
соотносить содержание произведения искусства с собственным
жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по
данной программе.
Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом
разновозрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к
уровню подготовки. В работе с разновозрастными учащимися урок
необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с
просмотром сюжетов, обсуждением репродукций, прослушиванием
музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической
работой.
Срок реализации учебных предметов
Срок реализации данной программы и входящих в неё учебных
предметов: «Основы изобразительной грамоты и рисование», «Прикладное
творчество», «Лепка» и «Беседы об искусстве» - 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование»
составляет 132 часа, в том числе аудиторные занятия – 68 часов,
самостоятельная работа - 64 часов.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Прикладное творчество» составляет 94 часа, в том числе
аудиторные занятия – 68часа, самостаятельная работа – 26 часов.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Лепка» составляет 96 часов, в том числе аудиторные
занятия – 64 часов, самостоятельная работа - 32 часа.
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах)
учебного предмета «Беседы об искусстве» составляет 48 часов, в том
числе аудиторные занятия – 32 часа, самостоятельная работа – 16 часов.
7
Форма проведения учебных занятий - групповая, разновозрастная,
количество человек в группе – от 11 . Возраст обущающихся: с 7 до 14 лет.
Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу.
Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на
выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений
культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих
мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности
образовательного учреждения.
Цели и задачи учебных предметов
Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в
любом возрасте.
2. Формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и
навыков в области изобразительного искусства.
3. Формирование понимания основ художественной культуры, как
неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
-
Развитие художественно-творческих способностей детей
(фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям
окружающего мира, зрительно-образной памяти).
-
Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости
на прекрасное.
-
Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также
профессиональной требовательности.
-
Формирование элементарных основ изобразительной грамоты
(чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.).
-
Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
-
Овладение детьми духовными и культурными ценностями
народов мира.
Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы:
8
-
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение учебных предметов;
-
распределение учебного материала на год обучения;
-
описание дидактических единиц учебных предметов;
-
требования к уровню подготовки обучающихся;
-
формы и методы контроля, система оценок;
-
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной
раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и
учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков
творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие
основные методы:
1.
объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических
пособий, иллюстраций);
2.
частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3.
творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4.
исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также
возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации
учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным
фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время
самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с
целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными
изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической
литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры,
художественными альбомами.
Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами,
подиумами, софитами, магнитной доской.
1.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ГРАМОТЕ И РИСОВАНИЮ»
9
№
Наименование раздела,
темы
Вид
учеб-
ного
заня-
тия
Общий объем времени в часах
Максималь
ная учебная
нагрузка
Самостояте
ль-ная
работа
Аудиторны
е занятия
132
64
68
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1
Многообразие линий в
природе
Урок
4
2
2
1.2
Выразительные средства
композиции: точки, линии,
пятна
Урок
4
2
2
1.3
Выразительные
возможности цветных
карандашей
Урок
4
2
2
1.4
Техника работы пастелью
Урок
4
2
2
1.5
Орнамент. Виды
орнамента
Урок
8
4
4
1.6
Орнамент. Декорирование
конкретной формы
Урок
4
2
2
1.7
Кляксография
Урок
4
2
2
1.8
Пушистые образы.
Домашние животные
Урок
8
4
4
1.9
Фактуры
Урок
8
4
4
1.10 Техника работы пастелью
Урок
8
4
4
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1
Вводное Творческое
задание «Чем и как рисует
Урок
4
2
2
10
художник»
2.2
Цветовой спектр.
Основные и составные
цвета
Урок
6
2
4
2.3
Цветовые растяжки
Урок
6
2
4
2.4
Теплые и холодные цвета
Урок
8
4
4
2.5
Техника работы акварелью
«вливание цвета в цвет»
Урок
8
4
4
2.6
Техника работы
акварелью «мазками»
Урок
8
4
4
2.7
Техника работы
акварелью «по - сырому»
на мятой бумаге.
Многообразие оттенков
серого цвета
Урок
8
4
4
2.8
Техника работы
акварелью «сухая кисть»
Урок
4
2
2
2.9
Техника работы гуашью.
Выразительные
особенности белой краски
и ее оттенков
Урок
6
4
2
2.10
Творческое задание
«Портрет мамы».
Урок
8
4
4
2.11
Смешанная
техника.
4
стихии
Урок
8
4
4
2.12
Зачет
просмо
тр
2
-
2
Содержание Учебного Предмета
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает
особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот
11
предмет является базовой составляющей для последующего изучения
предметов в области изобразительного искусства.
Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с
различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий
призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание,
наблюдательность, зрительную память.
Содержание разделов и тем
1.Раздел «Графика»
1.1 Тема: Многообразие линий в природе. Знакомство с пластическим
разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического
языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с
льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или
тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых
ручек. Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер
линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии,
пятна. Знакомство с выразительными средствами графической композиции.
Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей,
лыжников и т.д.). Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой
ручки. Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка
(линия), гриб (точка), ваза (пятно).
1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей.
Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с
цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например,
праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья).
Использование формата ½ А4, цветных карандашей. Самостоятельная
работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
1.4. Тема: Техника работы пастелью . Освоение навыков рисования
пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка,
12
штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик,
рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа.
Самостоятельная работа: посещение действующих выставок работ
художников.
1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента . Знакомство с классификацией
орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное
одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров или
гелиевых ручек. Самостоятельная работа: создание орнаментов из
геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
1.6 Тема: Орнамент. Декорирование конкретной формы. Дать понятие
о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого
ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек,
перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4.
Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических,
растительных орнаментов.
1.7 Тема: Кляксография. Знакомство с понятием образность. Создать
пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться
увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например,
«Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь).
Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек.
Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам
дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).
1.8 Тема: Пушистые образы. Домашние животные. Продолжать
обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой
техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек
или собак). Использование формата А4, туши или черной акварели, гелиевых
ручек. Самостоятельная работа: знакомство с работами художников-
иллюстраторов детских книг.
1.9 Тема: Фактуры. Знакомство с материальностью окружающего
мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры
(мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с
13
грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4,
черного фломастера, гелиевых ручек. Самостоятельная работа:
изображение мха, камней, коры деревьев.
1.10 Тема: Техника работы пастелью. Использование различных
фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех,
перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера
или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели.
Самостоятельная работа: выполнение рисунка домашнего животного в
технике «пастель».
2. Раздел «Цветоведение»
2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует
художник». Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с
материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным
использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов,
линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели,
гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного
материала.
2.2 Тема: Цветовой спектр . Основные и составные цвета. Знакомство
с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального
расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами.
Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные
игрушки). Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа:
закрепление материала, изображение радуги.
2.3 Тема: Цветовые растяжки . Изучение возможностей цвета, его
преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например,
«Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4.
Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
2.4 Тема: Теплые и холодные
цвета . Знакомство с понятием «теплые
и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние»,
«Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование
14
акварели, формата ½ А4. Самостоятельная работа: изображение пера
волшебной птицы.
2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет».
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение
этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять
корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»).
Использование акварели, формата ½ А4,
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных
заливок.
2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками». Дальнейшее
развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение
этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой
работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели,
формата А4. Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями
художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге.
Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков
работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот,
носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги.
Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с
натуры (например, клубки ниток).
2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и
совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов
(например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д).
Использование формата А4, акварели).
Самостоятельная работа: закрепление приема.
2.9 Тема: Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой
краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить
составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами.
Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые
лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4.
Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге.
15
2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы». Обогащение
чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной
живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например,
портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор:
акварель, гуашь, пастель, формат А4). Самостоятельная работа: знакомство
с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В.
Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)
2.11 Тема: Смешанная техника . 4 стихии. Учить применять разные
техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные
темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные
светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные
пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование
материалов на выбор учащихся, формата А4. Самостоятельная работа:
выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.
Требования к уровню подготовки обучающихся по «изобразительной
грамоте»
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и
рисование»:
1.
Знание различных видов изобразительного искусства.
2.
Знание основных жанров изобразительного искусства.
3.
Знание терминологии изобразительного искусства.
4.
Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый
и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.).
5.
Знание разнообразных техник и технологий, художественных
материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в
творческой работе.
6.
Знание основных выразительных средств изобразительного
искусства.
7.
Знание основных формальных элементов композиции: принципа
трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста,
16
соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики,
симметрии-асимметрии.
8.
Навыки организации плоскости листа, композиционного решения
изображения.
9.
Навыки передачи формы, характера предмета.
10.
Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках,
набросках.
11.
Наличие творческой инициативы, понимания выразительности
цветового и композиционного решения.
12.
Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения
к действительности.
13.
Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли,
эмоции.
14.
Умение правильно оценивать и анализировать результаты
собственной творческой деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО «ДЕКОРАТИВНО
ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ»
№
Название раздела,
темы
Вид
учеб-
ного
занят
ия
Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная
нагрузка
Самостоятель
ная
работа
Аудито
рные
занятия
94
26
68
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.
Мезимская роспись.
2.1.
Беседа о росписи.
Знакомство с
элементами
Урок
4
-
4
2.2.
Копирование
образца
Урок
3
1
2
2.3.
Творческая работа
создание
композиции с
использованием
характерных
образов данной
росписи
Урок
6
2
4
Городецкая роспись.
3.1.
Беседа о росписи.
Знакомство с
элементами
Экску
р-
сия
4
-
4
3.2.
Копирование
образца
Урок
7
3
4
3.3.
Творческая работа
создание
композиции с
использованием
характерных
образов данной
росписи
Урок
8
2
6
Гжельская роспись.
4.1.
Беседа о росписи.
Знакомство с
элементами
Урок
4
-
4
4.2.
Копирование
образца
Урок
7
3
4
4.3.
Творческая работа
создание
композиции с
использованием
Урок
8
2
6
18
характерных
образов данной
росписи
Лубок.
5.
1.
Беседа о росписи.
Знакомство с
элементами
Урок
4
-
4
5.2.
Копирование
образца
Урок
7
3
4
5.3.
Творческая работа
создание
композиции с
использованием
характерных
образов данной
росписи
Урок
8
2
6
Содержание Учебного Предмета
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с
учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей
развития их пространственного мышления; включает теоретическую и
практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и
способами работы с различными материалами, а практическая часть
основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом
процессе. За год освоения программы дети получают знания о многообразии
декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных
техниках прикладного творчества.
Содержание программы включает следующие основные разделы:
Раздел 1: Работа с бумагой и клеем.
Раздел 2: Традиционные виды росписи.
19
Содержание программы направлено на освоение различных способов
работы с материалами используемыми для росписи и ознакомление с
основными её видами.
Содержание разделов и тем
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.
Аппликация с элементами коллажа
1.1. Тема: Дерево – рука . Познакомиться с особенностями
декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и
выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование
контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации,
которая на него наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая
бумага из журналов, клей, ножницы.
Самостоятельная работа: «Веселые осьминожки». Придумать и выполнить
декоративную композицию с использованием отпечатков рук (гуашь,
акварель, формат А3).
1.2. Тема: Букет цветов . Познакомиться с техникой мозаичной
аппликации. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного
искусства - мозаика. Выполнить композицию из заранее подготовленных
кусочков бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость
листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех
элементов композиции. Задание выполняется на картоне с использованием
цветной бумажной мозаикой.
Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних листьев.
1.3.Тема:
Осенние листочки . Знакомство с понятием «простая и
сложная форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа,
ясень и дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций
частей в сложных составных формах. Понятия «симметрия» и
«асимметрия». Использованиецветной бумаги, картона, шаблона листьев,
декоративных маркеров.
20
Самостоятельная работа: используя технику мозаичной аппликации
выполнить упражнение «Радуга-дуга», цветная мозаичная бумага, картон
формат А5.
1.4. Тема: Пейзаж-настроение . Используя навыки, приобретенные на
предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального
состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа
выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картона формат А4.
Самостоятельная работа : прочитать русские народные сказки, героями
которых являются звери.
1.5.Тема: Сказка. Познакомить санималистическим жанром в
декоративно-прикладном искусстве. Выполнить иллюстрацию к русской
народной сказке в технике аппликации из кусочков рваной цветной бумаги.
Найти выразительное решение композиции, выполнить силуэтное
изображение животного. Использование цветной бумаги, цветного картона.
Самостоятельная работа:поинтересоваться у родных есть ли дома
глиняная игрушка, если есть, то узнать какая и принести на занятие.
Раздел 2: Основные виды росписи.
Мезимская роспись
2.1. Тема: Мезимская роспись . Беседа об истории возникновения и
развития росписи. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами
узоров. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы
узором. Работа ведется на формате А4 гуашью.
Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о
мастерах Мезимской росписи.
2.2. Тема: Копирование образца. Выполнить копию Городецкой
росписи. Расписать нарисованную по шаблону дощечку простой формы,
используя в качестве образцов изделия расписанные мастерами, а также
21
схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется гуашь, формат
А4.
Самостоятельная работа: разработать узор свой эскиз росписи дощечки.
2.3. Тема: Творческая работа
расписать изделие ( прямоугольную или
квадратную дощечки). Создать композицию сфигурками коней, рыб и птиц,
а потом окружить их, природными элементами используемые в этой росписи
(елки, цветы…). Расписать изделие по выполненному эскизу, проработать
детали.
Городецкая роспись.
3.1. Тема: Городецкая роспись . Беседа об истории возникновения и
развития росписи. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами
узоров. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы
узором. Работа ведется на формате А4 гуашью.
Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о
мастерах Городецкой росписи.
3.2. Тема: Копирование образца. Выполнить копию Городецкой
росписи. Расписать нарисованную по шаблону дощечку простой формы,
используя в качестве образцов изделия расписанные мастерами, а также
схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется гуашь, формат
А4.
Самостоятельная работа: разработать узор разделочной доски.
3.3. Тема: Творческая работа
расписать изделие ( прямоугольную или
квадратную дощечки). На основе разработанного эскиза, расписать
разделочную доску, с проработкой деталей.
Гжельская роспись.
22
4.1. Тема: Гжельская роспись . Беседа об истории возникновения и
развития росписи. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами
узоров. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы
узором. Работа ведется на формате А4 гуашью.
Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о
мастерах Гжельской росписи.
4.2. Тема: Копирование образца. Выполнить копию Гжельской
росписи. Расписать нарисованную по шаблону тарелку, используя в качестве
образцов изделия расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на
предыдущих уроках. Используется гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: разработать узор тарелки или не большого
подноса.
4.3. Тема: Творческая работа
расписать изделие. На основе
разработанного эскиза, расписать тарелку или поднос.
Лубок.
5.1. Тема: Роспись Лубок . Беседа об истории возникновения и развития
росписи. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров и
сюжетами. Заполнение плоской формы узором. Работа ведется на формате А4
гуашью.
Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о
мастерах росписи Лубок.
5.2. Тема: Копирование образца. Выполнить копию росписи. Расписать
нарисованную по шаблону дощечку, используя в качестве образцов изделия
расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на предыдущих
уроках. Используется гуашь, формат А4.
Самостоятельная работа: разработать узор шкатулки.
5.3. Тема: Творческая работа
расписать изделие. На основе
разработанного эскиза расписать шкатулку.
23
Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету
«прикладное творчество»
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно-
прикладного искусства и художественных промыслов.
2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной
деятельности.
3.Знание основных признаков декоративной композиции
(плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет,
симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь
эскизом.
5. Умение использовать техники прикладного творчества для
воплощения художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7. Навыки заполнения объемной формы узором.
8. Навыки ритмического заполнения поверхности.
9. Умение анализировать и оценивать результаты собственной
творческой деятельности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО «ЛЕПКЕ»
Раздел 1: « Пластелин»
№ Наименование раздела, темы
Вид
Учеб-
ного
заня-
тия
Общий объем времени в часах
Максимальна
я учебная
нагрузка
Самостояте
ль-ная
работа
Аудиторн
ые занятия
76
18
64
1.1
Вводный урок. Инструменты
Урок
3
1
2
24
и материалы. Физические и
химические свойства
материалов.
1.2
Выполнение несложной
композиции из простых
элементов по шаблону:
«новогодний носок», «колпак
волшебника»,
«пластилиновая мозаика».
Урок
3
1
2
1.3
Выполнение композиции из
сплющенных шариков:
«бабочки», «рыбка».
Урок
3
1
2
1.4
Выполнение плоской
композиции из жгутиков:
«барашек», «дерево», «букет
цветов».
Урок
6
2
4
1.5
Применение в композиции
нескольких элементов.
Композиция «часы»,
«домик», «машинка».
Урок
6
2
4
1.6
Локальный цвет и его
оттенки. Получение оттенков
цвета посредством
смешивания пластилина
Работа по шаблону. Осенние
листья, бабочка и др.
Урок
3
1
2
1.7
Закрепление техники
«Пластилиновая живопись».
« Морские обитатели».
Урок
3
1
6
1.8
Выполнение творческой
работы в технике
«Пластилиновая живопись».
«Новый год», «Рождество».
Урок
7
1
6
Раздел 2: «Глина»
25
2.1
Вводный урок. Инструменты
и материалы. Физические и
химические свойства
материалов.
Урок
4
2
2
2.2
Объёмная скульптура на
тему: «Филимоновская
игрушка».
Урок
7
1
6
2.3
Объёмная скульптура на
тему: « Мои любимые
животные».
Урок
7
1
6
2.4
Рельеф на тему: «Подарок
для мамы».
Урок
8
2
6
2.5
Рельеф на тему: « Светлый
праздник Пасха»
Урок
9
1
8
2.6
Объёмная скульптура на
тему: «Каргопольская
игрушка».
Урок
7
1
6
Содержание учебного предмета
Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных
особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их
пространственного мышления.
Содержание программы включает следующие разделы:
-пластелин (пластелиновая живопись, объёмная скульптура)
-глина (рельеф, объёмная скульптура)
Содержание разделов и тем
1. Раздел «Пластелин»
1.1. Тема: Инструменты и материалы . Физические свойства
материалов. Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в
26
мастерской лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и
химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация
рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на
цветовые смешения. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов.
1.2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых
элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника»,
«Пластилиновая мозаика». Знакомство с выразительными средствами
предмета «Лепка». Выполнение предварительных упражнений на
изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска,
сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые
формы в изделии. Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из
простых элементов.
1.3. Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков .
Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать
природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного
мышления. Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона,
цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение набросков и
зарисовок - «Бабочка», «Рыбка».
1.4. Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление
изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет
цветов». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная
работа: выполнение эскиза к творческому заданию.
1.5. Тема: Применение в композиции нескольких элементов . Развитие
наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики. Композиция
«Часы», «Домик», «Машинка». Использование картона, цветного пластилина.
Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск
цветового решения.
1.6. Тема: Локальный цвет и его оттенки . Получение оттенков цвета
посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой
27
«Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и
др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы.
Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету.
1.7. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись».
Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение
прорабатывать композицию. Композиция в материале: «морские обитатели».
Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа:
выполнение зарисовок морских обитателей с картинок.
1.8. Тема: Выполнение творческой работы в технике
«Пластилиновая живопись». Формирование способности добиваться
выразительности композиции. Творческое задание: «Новый год» и
«Рождество». Использование картонных тарелок,цветного пластилина и
дополнительных материалов (бисер, бусенки…). Самостоятельная работа:
просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для
творческой работы.
1.Раздел «Глина»
2.1. Тема: Инструменты и материалы . Физические свойства
материалов. Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в
мастерской лепки. Знакомство с глиной, её физическими и химическими
свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места.
Подготовка глины к лепке. Самостоятельная работа: закрепление
материала на подготовке глины.
2.2. Тема: Объёмная скульптура. «Филимоновская игрушка».
Беседа об истории возникновения и развития Филимоновской игрушки.
Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров. Выполнение
эскиза игрушки, заполнение плоской формы узором. Работа ведется на
формате А4 гуашью. Лепка игрушки из глины. Роспись изделия.
Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о
мастерах Филимоновской игрушки.
28
2.3. Тема: Объёмная скульптура. «Мои любимые животные».
Беседа с учениками о том каких животных они хотят слепить и почему.
Зарисовки с наглядных пособий выбранных животных на формате А4. Лепка
по подготовленному эскизу. Роспись изделия.
Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о
том как рисовать животных.
2.4. Тема: Рельеф. «Подарок для мамы».
Беседа с учениками о том ,что такое рельеф и барельеф. Разработка эскиза по
заданной теме. Лепка рельефа по подготовленному эскизу. Роспись изделия.
Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о
том как рисовать цветы.
2.5. Тема: Рельеф. «Светлый праздник Пасха».
Беседа с учениками о том ,что это за праздник и как его можно отобразить с
помощью глины. Просмотр фотографий и работ художников с пасхальной
тематикой. Разработка эскиза по заданной теме. Лепка рельефа по
подготовленному эскизу. Роспись изделия.
Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о
том как натюрморты.
2.2. Тема: Объёмная скульптура. «Каргопольская игрушка».
Беседа об истории возникновения и развития Каргопольской игрушки.
Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров. Выполнение
эскиза игрушки, заполнение плоской формы узором. Работа ведется на
формате А4 гуашью. Лепка игрушки из глины. Роспись изделия.
Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о
мастерах Каргопольской игрушки.
Требования к уровню подготовки обучающихся «лепка»
29
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение
которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»:
1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция»,
«характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой
обзор», композиция».
2. Знание оборудования и различных пластических материалов.
3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции,
форму.
4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные
особенности предметов.
5. Умение работать с натуры и по памяти.
6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО «БЕСЕДАМ ОБ
ИСКУССТВЕ»
№ Наименование
раздела, темы
Вид учебного
занятия
Общий объем времени в часах
Максималь
ная учебная
нагрузка
Самостоятель
ная работа
Аудиторн
ые
занятия
48
16
32
1. Виды искусства
1.1
Вводная
б е с е д а
о б
искусстве
беседа
1,5
0,5
1
1.2
Виды
искусства:
Графика,
живопись,
скульптура,
декоративно
прикладное
творчество,
архитектура.
беседа
4,5
1,5
3
2. Изобразительное искусство
2.1
«Как
работает,
Урок-игра
1,5
0,5
1
30
чем пользуется
художник»
2.2
Жанры
изобразительно
го искусства
Экскурсия
1,5
0,5
1
2.3
«Композиция»
беседа
1,5
0,5
1
2.4
Знакомство
с
композиционн
ыми
схемами
н а
п р и м е р е
фоторабот
Практическая
работа
1,5
0,5
1
2.5
Рисунок
Беседа
1,5
0,5
1
2.6
Графика.
Выразительные
средства
графики.
Беседа
1,5
0,5
1
2.7
Живопись.
«Цвет».
«Колорит»
Практическая
работа
1,5
0,5
1
2.8
Способ работы
с
ц в е т о м :
«акварель»,
«гуашь»,
«масляные
краски».
Урок-игра
1,5
0,5
1
3.Художники 18 – 20 веков.
3.1
Живопись
18
века
Беседа
1,5
0,5
1
3.2
И.Н.Никитин
Д.Г.Левитский.
Беседа
1,5
0,5
1
3.3
Живопись
19
века
Беседа
1,5
0,5
1
3.4
О.А.Кипренски
й
В.А.Тропинин
Беседа
1,5
0,5
1
3.5
С.Ф.Щедрин
К.П.Брюллов
Беседа
1,5
0,5
1
3.6
А.А.Иванов
П.А.Федотов
Беседа
1,5
0,5
1
3.7
Живопись
Беседа
1,5
0,5
1
31
к о н ц а
1 9
начала20 веков
3.8
В.Г.Перов
И.Н.Крамской
Беседа
1,5
0,5
1
3.9
Бытовой
жанр
передвижников
. Г.Г Мясоедов,
В.М.Максимов,
В.Е.Маковский
,
Н . А
Ярошенко.
Беседа
1,5
0,5
1
3.1
0
П е й з а ж
передвижников
. А.К.Саврасов,
И.И.Шишкин.
Беседа
1,5
0,5
1
3.11
Ф.А.Васильев,
А.И.Куинджи.
Беседа
1,5
0,5
1
3.1
2
В.Д.Поленов,
И.И.Левитан.
Беседа
1,5
0,5
1
3.1
3
И.Е.Репин,
Беседа
1,5
0,5
1
3.1
4
В.И.Суриков.
Беседа
1,5
0,5
1
3.1
5
В.В.Верещагин
,
В.М.Васнецов.
Беседа
1,5
0,5
1
3.1
6
Государственна
я
Третьяковская
галерея.
Беседа
1,5
0,5
1
3.1
7
М.В.Нестеров
Беседа
1,5
0,5
1
3.1
8
К.А.Коровин
Беседа
1,5
0,5
1
3.1
9
В.А.Серов
Беседа
1,5
0,5
1
3.2
0
М.А.Врубель
Беседа
1,5
0,5
1
3.2
1
Обобщение
пройденного
материала.
Беседа
1,5
0,5
1
32
Содержание Учебного Предмета
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе
обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для
последующего изучения предметов в области истории изобразительного
искусства.
Программа ориентирована на знакомство с различными видами
искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия
искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение
различать средства выразительности, а также соотносить содержание
произведения искусства с собственным жизненным опытом. Так же в эту
программу входит знакомство с жизнью и творчеством русских художников
и их работами 18- 20 веков.
1. Раздел «Виды Искусства»
1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Знакомство с
произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа
с иллюстративным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный
преподавателем).
1.2 Тема: Вводная беседа о видах искусства. Виды искусства: графика,
живопись, скульптура, декоративно прикладное творчество, архитектура.
Основные определения. Самостоятельная работа: : работа с
иллюстративным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный
преподавателем).
2. Раздел «Изобразительное Искусство»
2.1 Тема: «Чем и как работает художник» . Знакомство с профессией
«художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы
(бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная
работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя
различные художественные материалы.
2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства. Понятие «жанр».
Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт,
анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с
33
работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного
пространства.
2.3 Тема: «Композиция». Понятие «композиция» как составление или
сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка
предметов в картине. Анализ художественных произведений.
Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с
выделением композиционного центра.
2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере
фотоискусства. Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная
фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение.
Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное
выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).
2.5 Тема: Рисунок. Искусство рисунка. Значение рисунка как
вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как
самостоятельное произведение искусства. Графические материалы.
Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с
произведениями искусства.
2.6 Тема: Графика. Графика как самостоятельный вид искусства.
Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика,
декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных
графических упражнений.
Выразительные средства графики . Знакомство с выразительными
возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур».
Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и
репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение
несложных графических упражнений.
2.7 Тема: Живопись. Знакомство с понятием «живопись», виды
живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с
репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа:
выполнение несложных упражнений в технике акварель.
«Цвет». Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение
цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах
34
жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение
несложных упражнений.
«Колорит». Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием
«колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников.
Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.8 Тема: Способы работы с цветом:
«Акварель ». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами.
Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др.
Самостоятельная работа: подбор репродукций.
«Гуашь». Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ
учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике.
Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной
технике на тему, заданную преподавателем.
«Масляные краски». Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление
красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по
выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных
искусств.
3. Раздел «Художники 18-19веков»
3.1 Тема: Живопись 18 века . Ознакомление с тенденциями Руской
живописи 18 столетия. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
3.2 Тема: И.Н. Никитин, Д.Г.Левицкий. Знакомство с жизнью и
творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ
художников.
3.3 Тема: Живопись 19 века. Ознакомление с тенденциями Руской
живописи 19 столетия. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
3.4 Тема: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин. Знакомство с жизнью и
творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ
художников.
3.5 Тема: С.Ф.Щедрин,К.П.Брюллов. Знакомство с жизнью и
творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ
художников.
35
3.6 Тема: А.А.Иванов, П.А.Федотов. Знакомство с жизнью и
творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ
художников.
3.7 Тема: Живопись конца 19 начала 20 веков . Ознакомление с
тенденциями Русской живописью конца 19 начала 20 веков.
Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.8 Тема: В.Г.Перов, И.Н.Крамской. Знакомство с жизнью и
творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ
художников.
3.9 Тема: Бытовой жанр передвижников. Г.Г.Мясоедов,
В.М.Максимов, В.Е.Маковский, Н.А.Ярощенко. Знакомство с жизнью и
творчеством художников. Знакомство с бытовым жанром. Самостоятельная
работа: изучение работ художников.
3.10 Тема: Пейзаж передвижников. А.К.Саврасов, И.И.Шишкин.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Знакомство с
передвижниками. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.11 Тема: Ф.А.Васильев,А.И.Куинджи. Знакомство с жизнью и
творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ
художников.
3.12 Тема: В.Д.Поленов, И.И.Левитан. Знакомство с жизнью и
творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ
художников.
3.13 Тема: И.Е.Репин. Знакомство с жизнью и творчеством художника.
Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.14 Тема: В.И.Суриков. Знакомство с жизнью и творчеством
художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.15 Тема: В.В.Верещагин,В.М.Васнецов. Знакомство с жизнью и
творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ
художников.
3.16 Тема: Государственная Третьяковская галерея. Знакомство с
основателем Государственной Третьяковской галереей – московским купцом
Павлом Михайловичем Третьяковым. Самостоятельная работа: просмотр
видео экскурсии по галерее.
36
3.17 Тема: М.В.Нестеров. Знакомство с жизнью и творчеством
художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.18 Тема: К.А.Коровин. Знакомство с жизнью и творчеством
художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.19 Тема: В.А.Серов. Знакомство с жизнью и творчеством художника.
Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.20 Тема: М.А.Врубель. Знакомство с жизнью и творчеством
художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.21 Тема: Обобщение пройденного материала. Беседа вместе с
учащимися по пройденному материалу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1.
Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве,
его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов,
художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в
сферах искусства.
2.
Знание особенностей языка различных видов искусства.
3.
Владение первичными навыками анализа произведений
искусства.
4.
Владение навыками восприятия художественного образа.
5.
Формирование навыка логически и последовательно излагать
свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.
6.
Формирование навыков работы с доступными информационными
ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).
7.
Формирование эстетических норм поведения в пространствах
культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Декоративно-прикладное
творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию. Видами контроля по учебному
предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» являются
текущий контроль и промежуточная аттестация.
37
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом
практически на всех занятиях.
В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся
программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за
фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из
выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы.
Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную
самооценку учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ
учащихся во 2-м и 4-м полугодиях за счет аудиторного времени. На
просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с
соблюдением необходимой последовательности, составил композицию,
учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход,
технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в
композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством
преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует,
работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших
удовольствий ребенка младшего и среднего школьного возраста. Они
приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником
развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является
любознательность, желание познавать окружающую действительность,
38
отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и
начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить
свой замысел в творческой работе.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая
проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и
укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой
деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами
художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики
(используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной
библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности
учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной
деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и
экскурсий, участие в творческих конкурсах).
Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных
качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные
мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических
дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский
коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой
предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную
работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые
выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам,
рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий,
участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-
просветительской деятельности образовательного учреждения.
Список литературы и средств обучения
Список методической литературы
1.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог.
школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984
39
2.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.-
3-е изд.- М.: Просвещение, 1991
3.
Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы:
Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
4.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика,1989
5.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
6.
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное
развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
7.
Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.:
Просвещение, 1971
8.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие,
1998
9.
Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.
– М.: Просвещение, 1985
10.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
11.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском
саду. – М.: Просвещение, 1985
12.
Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные
работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990
13.
Бесчастнов
Н.П.
Изображение
растительных
мотивов.
–
М.:
Владос, 2004. с.66-74
14.
Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
15.
Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
16.
Василенко
В.М.
Русское
прикладное
искусство.
Истоки
и
становление: 1 век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977
17.
Васильева
Т.А.
Развитие
творческих
способностей
младших
школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ.
канд. пед. наук. – М., 1998
18.
Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное
пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
19.
Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. –
М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29
40
20.
Ке р а м и к а
Аб р а м ц е в а .
П од
р е д .
О . И . А р з у м а н о в а ,
В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
21.
Колякина
В.И.
Методика
организации
уроков
коллективного
творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15
22.
Кузин
В.С.
Изобразительное
искусство
и
основы
его
преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184
23.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с.
8-20
24.
Малолетков
В.А.
Керамика.
В
2-х
частях.
-
М.:
«Юный
художник», 2000. -1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25
25.
Ростовцев
Н.Н.
Методика
преподавания
изобразительного
искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980
26.
Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР.
– М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36
27.
Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под
ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17
28.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999, с.
246-250
29.
Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144
30.
Фокина
Л.В.
Орнамент.
Учебное
пособие.
–
Ростов-на-Дону.
«Феникс», 2000 с.51-56
31.
Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы:
Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991
32.
Давыдов
В.В.
Проблемы
развивающего
обучения.
Опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.:
Педагогика,1989
33.
Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996
34.
Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное
развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983
35.
Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.:
Просвещение, 1982
36.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008
41
Учебная литература
1.
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный
рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
2.
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание
ВЛАДОС, 2008
3.
Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред.
Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998
4.
Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. –
М.: Просвещение, 1998
5.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное
искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
6.
Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.:
Астрель: АСТ, 2006
7.
Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия
развития, 2009
8.
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010
10.
Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.:«Юный художник»,
2002, с. 3-15
11.
Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки
в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28
12.
Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.:
Просвещение, 1979
13.
Богуславская
И.
Русская
глиняная
игрушка.
-
Л.:
Искусство,
Ленинградское отделение, 1975
14.
Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.:
«Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150
15.
Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение,
1985
16.
Лукич
Г.
Е.
Конструирование
художественных
изделий
из
керамики. М.: Высшая школа, 1979
17.
Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47
18.
Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный
рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009
19.
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание
ВЛАДОС, 2008
42
20.
Искусство
вокруг
нас.
Учебник
для
2
кл./Под
р ед .
Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998
21.
Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для
студентов
вузов,
обучающихся
по
специальности
"Изобразительное
искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008
22.
Ломоносова
М.Т.
Графика
и
живопись:
учеб.
пособие
–
М.:
Астрель: АСТ, 2006
23.
Фатеева
А.А.
Рисуем
без
кисточки.
–
Ярославль:
Академия
развития, 2009
24.
Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010
25.
Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство
XXI век», 2005
Средства обучения
- материальные : учебные аудитории, специально оборудованные
наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты,
плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски);
- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии,
демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные
универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы,
аудио-записи.
43