Напоминание

"Изобразительное искусство"


Автор: Стельмах Олеся Дмитриевна
Должность: преподаватель отделения изобразительного искусства
Учебное заведение: МБУДО "Карачевская ДШИ имени В.Ф. Кольцова"
Населённый пункт: г. Карачев Брянская обл.
Наименование материала: долнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Тема: "Изобразительное искусство"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Карачевская детская школа искусств имени В.Ф. Кольцова»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

(СРОК ОБУЧЕНИЯ ОДИН ГОД)
1
«Рассмотрено» Методическим советом МБОУДОД «Карачевская ДШИ им. В.Ф. Кольцова» __________________ дата рассмотрения «Утверждаю» Директор ________ О. С. Еловикова (подпись) _________________ дата утверждения Разработчик – Стельмах Олеся Дмитриевна преподаватель МБОУДОД «Карачевской ДШИ им. В.Ф. Кольцова» Рецензент – Борисенко Татьяна Ивановна, преподаватель высшей категории, заведующая отделением изобразительного искусства МБОУДОД «Карачевской ДШИ им. В.Ф. Кольцова».
Структура программ учебных предметов

1. Пояснительная записка
- Характеристика учебных предметов, их место и роль в образовательном процессе - Срок реализации учебных предметов - Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебных предметов 2
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации - Форма проведения учебных аудиторных занятий - Цель и задачи учебных предметов - Обоснование структуры программ учебных предметов - Методы обучения - Описание материально-технических условий реализации учебных предметов
2 Содержание учебных предметов.
- Годовые требования. Содержание разделов и тем
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
4. Учебно-тематические планы

5. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание; - Критерии оценки; - Контрольные требования на разных этапах обучения;
6. Методическое обеспечение учебных процессов
- Методические рекомендации преподавателям; -Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
7. Список литературы и средств обучения
- Список учебной и методической литературы; 3
- Средства обучения.
Пояснительная записка
Все известные педагоги прошлого подчеркивали важную роль эстетического воспитания и занятий творчеством в развитии личности. В настоящее время мы наблюдаем значительно возросший интерес к обучению изобразительному искусству. С каждым годом все больше желающих обучаться на данном отделении. Но реализуемая в нашем учебном заведений предпрофессиональная программа направлена, прежде всего, на выявление одаренных учащихся, которые в будущем продолжат обучение искусству в средних и высших учебных заведениях, а потому достаточно сложна для освоения. Критерий конкурсного отбора на данную программу также 4
достаточно сложны, и не у всех претендентов получается пройти вступительные испытания с первого раза. Для работы с такими детьми нами была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изобразительное искусство» (срок обучения один год)в которую входят такие учебные предметы: «Основы изобразительной грамоты и рисование», «Прикладное творчество», «Лепка» и «Беседы об искусстве», они являются базовой составляющей для последующего изучения изобразительного искусства. Эта программа максимально приближена к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области декоративно – прикладного искусства «Декоративно – прикладное творчество» первый год обучения и рассчитана на учащихся, которые по тем или иным причинам не прошли вступительные конкурсные испытания, но планируют в дальнейшем обучаться по ней на изобразительном отделение. Она даёт возможность учащимся попробовать свои силы в данном направлении, и при положительных результатах поступить на предпрофессиональную программу декоративно – прикладного искусства в следующие годы.
Программа предметов состоят из нескольких разделов:
«Основы изобразительной грамоты и рисование» состоит из двух разделов - графики и цветоведения. Темы заданий продуманы исходя из возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение краткосрочных упражнений, что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки. 5
Гибкое соединение элементов заданий позволяет чередовать задания из разных разделов, данный принцип способствует поддержанию творческого интереса к изобразительной деятельности. «Прикладное творчество» - включает в себя два раздела: работу с бумагой (аппликация и коллаж) и основные виды росписи (мезимская роспись, городетская роспись, гжельская роспись и лубок). В заданиях дети на протяжении всего курса обучения, учатся аккуратности при работе с клеем и ножницами, организовать композиционную плоскость, обращать внимание на выразительность пятна, красоту линии, образность цвета. А так же учатся правильной постановке руки и держание кисти при работе над росписью. «Лепка» - включает в себя два раздела: пластелин – рельеф (пластелиновая живопись) и объёмные скульптура, глина – рельеф, барельеф и объёмные скульптуры. Программа ориентирована не только на формирование знаний, умений, навыков в области скульптуры, но и на развитие эстетического вкуса при создание оригинальных произведений своими руками, отражающих творческую индивидуальность и представления об окружающем мире. В данную программу входит традиционные приемы лепки из пластилина и глины. Логика построения программы учебного предмета «Беседы об искусстве» подразумевает развитие ребенка через первоначальную концентрацию внимания на выразительных возможностях искусства, через понимание взаимоотношений искусства с окружающей действительностью, понимание искусства в тесной связи с общими представлениями людей о гармонии. Полноценное освоение художественного образа возможно только тогда, когда на основе развитой эмоциональной отзывчивости у детей формируется эстетическое чувство: способность понимать главное в 6
произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. На решение этой задачи и направлено обучение по данной программе. Темы заданий программы «Беседы об искусстве» продуманы с учетом разновозрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки. В работе с разновозрастными учащимися урок необходимо строить разнообразно. Беседы следует чередовать с просмотром сюжетов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.
Срок реализации учебных предметов
Срок реализации данной программы и входящих в неё учебных предметов: «Основы изобразительной грамоты и рисование», «Прикладное творчество», «Лепка» и «Беседы об искусстве» - 1 год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом

образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисование» составляет 132 часа, в том числе аудиторные занятия – 68 часов, самостоятельная работа - 64 часов. Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Прикладное творчество» составляет 94 часа, в том числе аудиторные занятия – 68часа, самостаятельная работа – 26 часов. Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Лепка» составляет 96 часов, в том числе аудиторные занятия – 64 часов, самостоятельная работа - 32 часа. Общий объем максимальной учебной нагрузки (трудоемкость в часах) учебного предмета «Беседы об искусстве» составляет 48 часов, в том числе аудиторные занятия – 32 часа, самостоятельная работа – 16 часов. 7

Форма проведения учебных занятий
- групповая, разновозрастная, количество человек в группе – от 11 . Возраст обущающихся: с 7 до 14 лет. Занятия подразделяются на аудиторные и самостоятельную работу. Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.
Цели и задачи учебных предметов

Цели:
1. Выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в любом возрасте. 2. Формирование у детей комплекса начальных знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства. 3. Формирование понимания основ художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
- Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти). - Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. - Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности. - Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.). - Приобретение детьми опыта творческой деятельности. - Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Обоснование структуры программы
Программа содержит следующие разделы: 8
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебных предметов; - распределение учебного материала на год обучения; - описание дидактических единиц учебных предметов; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Для воспитания и развития навыков творческой работы учащихся в учебном процессе применяются следующие основные методы: 1. объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций); 2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий); 3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах); 4. исследовательские (исследование свойств бумаги, красок, а также возможностей других материалов).
Описание материально-технических условий реализации

учебного предмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом с целью изучения дополнительного материала по учебным заданиям. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами. Мастерская по рисунку должна быть оснащена мольбертами, подиумами, софитами, магнитной доской. 1. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ГРАМОТЕ И РИСОВАНИЮ» 9
№ Наименование раздела, темы Вид учеб- ного заня- тия Общий объем времени в часах Максималь ная учебная нагрузка Самостояте ль-ная работа Аудиторны е занятия 132 64 68
1. Раздел «ГРАФИКА»
1.1 Многообразие линий в природе Урок 4 2 2 1.2 Выразительные средства композиции: точки, линии, пятна Урок 4 2 2 1.3 Выразительные возможности цветных карандашей Урок 4 2 2 1.4 Техника работы пастелью Урок 4 2 2 1.5 Орнамент. Виды орнамента Урок 8 4 4 1.6 Орнамент. Декорирование конкретной формы Урок 4 2 2 1.7 Кляксография Урок 4 2 2 1.8 Пушистые образы. Домашние животные Урок 8 4 4 1.9 Фактуры Урок 8 4 4 1.10 Техника работы пастелью Урок 8 4 4
2. Раздел «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ»
2.1 Вводное Творческое задание «Чем и как рисует Урок 4 2 2 10
художник» 2.2 Цветовой спектр. Основные и составные цвета Урок 6 2 4 2.3 Цветовые растяжки Урок 6 2 4 2.4 Теплые и холодные цвета Урок 8 4 4 2.5 Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет» Урок 8 4 4 2.6 Техника работы акварелью «мазками» Урок 8 4 4 2.7 Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге. Многообразие оттенков серого цвета Урок 8 4 4 2.8 Техника работы акварелью «сухая кисть» Урок 4 2 2 2.9 Техника работы гуашью. Выразительные особенности белой краски и ее оттенков Урок 6 4 2 2.10 Творческое задание «Портрет мамы». Урок 8 4 4 2.11 Смешанная техника. 4 стихии Урок 8 4 4 2.12 Зачет просмо тр 2 - 2
Содержание Учебного Предмета
Предмет «Основы изобразительной грамоты и рисование» занимает особое место в системе обучения детей художественному творчеству. Этот 11
предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Программа для данного возраста ориентирована на знакомство с различными видами изобразительного искусства. Большая часть заданий призвана развивать образное мышление и воображение ребенка, внимание, наблюдательность, зрительную память.
Содержание разделов и тем

1.Раздел «Графика»

1.1 Тема: Многообразие линий в природе.
Знакомство с пластическим разнообразием линий. Понятие «живая линия». Освоение графического языка. Выполнение зарисовок (например, скалы, горы, водопад, банка с льющимся вареньем). Использование формата ½ А4 (белый или тонированный), черного (серого, коричневого) фломастера или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: выполнить 3 - 4 упражнения на характер линий: волнистая, ломаная, прямая, спиралевидная и т.д.
1.2 Тема: Выразительные средства композиции: точки, линии,

пятна.
Знакомство с выразительными средствами графической композиции. Выполнение зарисовок (например, следы на снегу, следы птиц, людей, лыжников и т.д.). Использование Формата А4, черного фломастера, гелиевой ручки. Самостоятельная работа: заполнение формы шаблона - рыбка (линия), гриб (точка), ваза (пятно).
1.3 Тема: Выразительные возможности цветных карандашей.
Знакомство с цветными карандашами. Работа штрихом, пятном. Знакомство с цветовыми переходами. Выполнение рисунка по шаблону (например, праздничные воздушные шары, праздничный торт, осенние листья). Использование формата ½ А4, цветных карандашей. Самостоятельная работа: выполнение плавных цветовых переходов (цветовые растяжки).
1.4. Тема: Техника работы пастелью
. Освоение навыков рисования пастелью, изучение технологических особенностей работы (растушевка, 12
штриховка, затирка). Выполнение эскизов (например, гриб, цветок, ёжик, рыбка). Использование пастельной бумаги (формат А4), пастели, фиксажа. Самостоятельная работа: посещение действующих выставок работ художников.
1.5 Тема: Орнамент. Виды орнамента
. Знакомство с классификацией орнамента. Роль орнамента в жизни людей. Выполнение эскизов «Лоскутное одеяло», салфетка, скатерть. Использование формата ½ А4, фломастеров или гелиевых ручек. Самостоятельная работа: создание орнаментов из геометрических элементов (круг, квадрат, ромб, треугольник и др.).
1.6 Тема: Орнамент.
Декорирование конкретной формы. Дать понятие о композиционном ритме. Знакомство с правилами построения простого ленточного орнамента. Выполнение эскиза орнамента шапочки, варежек, перчаток. Использование акварели, фломастеров, формат А4. Самостоятельная работа: выполнение простых геометрических, растительных орнаментов.
1.7 Тема: Кляксография.
Знакомство с понятием образность. Создать пятно (кляксу) из ограниченной палитры акварели (туши) и постараться увидеть в нем образ и дорисовать его. Выполнение эскизов (например, «Космический зоопарк», несуществующее животное, посуда, обувь). Использование формата ½ А4, акварели, туши, белой гуаши, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление материала посредствам дорисовывания пятен (связь формы пятна с образом).
1.8 Тема: Пушистые образы.
Домашние животные. Продолжать обучать основным приемам техники «по-сырому», применение новой техники в творческих работах. Выполнение этюдов (например, этюды кошек или собак). Использование формата А4, туши или черной акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: знакомство с работами художников- иллюстраторов детских книг.
1.9 Тема: Фактуры.
Знакомство с материальностью окружающего мира средствами графики. Выполнение упражнений - зарисовок с натуры (мох, ракушки, камушки и др.) и творческих заданий (например, пенек с 13
грибами, морские камушки с водорослями). Использование формата 1/2 А4, черного фломастера, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: изображение мха, камней, коры деревьев.
1.10 Тема: Техника работы пастелью.
Использование различных фактур (кожа, мех, перья, чешуя). Выполнение зарисовок с натуры (мех, перья, кожа, чешуя и др.) и творческих заданий (например, животные севера или юга, мама и дитя). Использование формата А4, пастели. Самостоятельная работа: выполнение рисунка домашнего животного в технике «пастель».
2. Раздел «Цветоведение»

2.1 Тема: Вводное творческое задание «Чем и как рисует

художник».
Виды и жанры изобразительного искусства. Знакомство с материалами и рабочими инструментами, их свойствами и правильным использованием. Выполнение упражнений на проведение разных штрихов, линий, мазков, заливок. Использование формата ½ А4, карандаша, акварели, гелиевых ручек. Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала.
2.2 Тема: Цветовой спектр
. Основные и составные цвета. Знакомство с понятием "цветовой круг", последовательностью спектрального расположения цветов. Знакомство с основными и составными цветами. Выполнение эскизов (например, зонтик, парашют, радуга, радужные игрушки). Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: закрепление материала, изображение радуги.
2.3 Тема: Цветовые растяжки
. Изучение возможностей цвета, его преобразование (высветление, затемнение). Выполнение этюдов (например, «Бусы», «Лошарик», «Гусеница»). Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: выполнение тоновых растяжек.
2.4 Тема: Теплые и холодные

цвета
. Знакомство с понятием «теплые и холодные» цвета. Выполнение этюдов (например, «Северное сияние», «Холодные и теплые сладости», «Веселые осьминожки»). Использование 14
акварели, формата ½ А4. Самостоятельная работа: изображение пера волшебной птицы.
2.5 Тема: Техника работы акварелью «вливание цвета в цвет».
Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, река, ручеёк, водопад (композицию можно дополнять корабликами, выполненными из бумаги, способом «оригами»). Использование акварели, формата ½ А4, Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение акварельных заливок.
2.6 Тема: Техника работы акварелью «мазками».
Дальнейшее развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов – упражнений пестрых перьев с натуры, выполнение творческой работы (например, «Рыбка», «Курочка-ряба»). Использование акварели, формата А4. Самостоятельная работа: знакомство с репродукциями художников, работавших в этой технике (В. Ван-Гог и др.)
2.7 Тема: Техника работы акварелью «по - сырому» на мятой бумаге.
Многообразие оттенков серого цвета. Развитие и совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение эскизов животных (например, слон, бегемот, носорог, динозавр). Использование формата А4, акварели, мятой бумаги. Самостоятельная работа: закрепление материала, выполнение этюда с натуры (например, клубки ниток).
2.8 Тема: Техника работы акварелью «сухая кисть». Развитие и
совершенствование навыков работы акварелью. Выполнение этюдов (например, «Ветреный день», «Летний луг», «Птичье гнездо» и т. д). Использование формата А4, акварели). Самостоятельная работа: закрепление приема.
2.9 Тема: Техника работы гуашью.
Выразительные особенности белой краски и ее оттенков. Знакомство с техникой работы гуашью, учить составлять оттенки белого цвета путем смешивания с различными цветами. Выполнение этюдов (например, «Белые медведи», «Зайчик зимой», «Белые лебеди», «Голубки»). Использование пастельной бумаги, гуаши, формата А4. Самостоятельная работа: рисунок снеговика на темной пастельной бумаге. 15

2.10 Тема: Творческое задание «Портрет мамы».
Обогащение чувственного опыта детей через эстетическое восприятие портретной живописи. Знакомство с жанром «портрет». Выполнение эскизов (например, портрет мамы, бабушки, сестренки). Использование техники на выбор: акварель, гуашь, пастель, формат А4). Самостоятельная работа: знакомство с жанром «портрет» (на примере работ известных художников: И. Репина, В. Серова, П. Ренуара, А. Модильяни, П. Гоген и др.)
2.11 Тема: Смешанная техника
. 4 стихии. Учить применять разные техники и технологии в одной композиции. Выполнение эскизов на разные темы (например, «Огонь» (салют, костер, бенгальские огни, небесные светила; «Вода» (фонтан, ручей, водопад, озеро, лужа); «Воздух (мыльные пузыри, облака, ветер); «Земля» (камни, скалы, пустыня)). Использование материалов на выбор учащихся, формата А4. Самостоятельная работа: выполнение творческой работы на заданную тему в формате ½ А4.
Требования к уровню подготовки обучающихся по «изобразительной

грамоте»
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Основы изобразительной грамоты и рисование»: 1. Знание различных видов изобразительного искусства. 2. Знание основных жанров изобразительного искусства. 3. Знание терминологии изобразительного искусства. 4. Знание основ цветоведения (основные и составные цвета, малый и большой цветовой круг, нюансы, контрасты, тон, цветовые гармонии и др.). 5. Знание разнообразных техник и технологий, художественных материалов в изобразительной деятельности и умение их применять в творческой работе. 6. Знание основных выразительных средств изобразительного искусства. 7. Знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, 16
соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии. 8. Навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения. 9. Навыки передачи формы, характера предмета. 10. Умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках. 11. Наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения. 12. Наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности. 13. Умение отражать в своей работе различные чувства, мысли, эмоции. 14. Умение правильно оценивать и анализировать результаты собственной творческой деятельности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ»

Название раздела, темы Вид учеб- ного занят ия Общий объем времени в часах Максимальная учебная нагрузка Самостоятель ная работа Аудито рные занятия 94 26 68
Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.

Аппликация с элементами коллажа
1.1. Дерево - рука Урок 3 1 2 1.2. Букет цветов Урок 6 2 4 1.3. Осенние листочки Урок 3 1 2 1.4. Пейзаж- настроение Урок 6 2 4 1.5. Сказка 6 2 4 17

Раздел 2: Основные виды росписи.

Мезимская роспись.
2.1. Беседа о росписи. Знакомство с элементами Урок 4 - 4 2.2. Копирование образца Урок 3 1 2 2.3. Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи Урок 6 2 4
Городецкая роспись.
3.1. Беседа о росписи. Знакомство с элементами Экску р- сия 4 - 4 3.2. Копирование образца Урок 7 3 4 3.3. Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи Урок 8 2 6
Гжельская роспись.
4.1. Беседа о росписи. Знакомство с элементами Урок 4 - 4 4.2. Копирование образца Урок 7 3 4 4.3. Творческая работа создание композиции с использованием Урок 8 2 6 18
характерных образов данной росписи
Лубок.
5. 1. Беседа о росписи. Знакомство с элементами Урок 4 - 4 5.2. Копирование образца Урок 7 3 4 5.3. Творческая работа создание композиции с использованием характерных образов данной росписи Урок 8

2

6
Содержание Учебного Предмета
Содержание учебного предмета «Прикладное творчество» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами работы с различными материалами, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом процессе. За год освоения программы дети получают знания о многообразии декоративно-прикладного искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества. Содержание программы включает следующие основные разделы: Раздел 1: Работа с бумагой и клеем. Раздел 2: Традиционные виды росписи. 19
Содержание программы направлено на освоение различных способов работы с материалами используемыми для росписи и ознакомление с основными её видами.
Содержание разделов и тем

Раздел 1: Работа с бумагой. Основы декоративной композиции.

Аппликация с элементами коллажа

1.1. Тема: Дерево – рука
. Познакомиться с особенностями декоративной композиции: плоскостность изображения, лаконичность и выразительность силуэта, локальные цветовые отношения. Использование контрастных отношений локального цвета фона и пестрой аппликации, которая на него наклеивается. Используется картон, цветная и пестрая бумага из журналов, клей, ножницы. Самостоятельная работа: «Веселые осьминожки». Придумать и выполнить декоративную композицию с использованием отпечатков рук (гуашь, акварель, формат А3).
1.2. Тема: Букет цветов
. Познакомиться с техникой мозаичной аппликации. Узнать о виде монументального декоративно-прикладного искусства - мозаика. Выполнить композицию из заранее подготовленных кусочков бумаги разных оттенков одного цвета. Организовать плоскость листа при акцентировании композиционного центра и соподчинении всех элементов композиции. Задание выполняется на картоне с использованием цветной бумажной мозаикой. Самостоятельная работа: собрать коллекцию осенних листьев.
1.3.Тема:

Осенние листочки
. Знакомство с понятием «простая и сложная форма». Сравнение по форме различных листьев (рябина и липа, ясень и дуб), и выявление их геометрической основы. Сравнение пропорций частей в сложных составных формах. Понятия «симметрия» и «асимметрия». Использованиецветной бумаги, картона, шаблона листьев, декоративных маркеров. 20
Самостоятельная работа:

используя технику мозаичной аппликации выполнить упражнение «Радуга-дуга», цветная мозаичная бумага, картон формат А5.
1.4. Тема: Пейзаж-настроение
. Используя навыки, приобретенные на предыдущих уроках, выполнить композицию на передачу эмоционального состояния природы с помощью ритмически организованных пятен. Работа выполняется из осенних листьев, цветной мозаики на картона формат А4. Самостоятельная работа
:
прочитать русские народные сказки, героями которых являются звери.
1.5.Тема: Сказка.
Познакомить санималистическим жанром в декоративно-прикладном искусстве. Выполнить иллюстрацию к русской народной сказке в технике аппликации из кусочков рваной цветной бумаги. Найти выразительное решение композиции, выполнить силуэтное изображение животного. Использование цветной бумаги, цветного картона. Самостоятельная работа:поинтересоваться у родных есть ли дома глиняная игрушка, если есть, то узнать какая и принести на занятие.
Раздел 2: Основные виды росписи.

Мезимская роспись

2.1. Тема: Мезимская роспись
. Беседа об истории возникновения и развития росписи. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором. Работа ведется на формате А4 гуашью. Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о мастерах Мезимской росписи.
2.2. Тема: Копирование образца.
Выполнить копию Городецкой росписи. Расписать нарисованную по шаблону дощечку простой формы, используя в качестве образцов изделия расписанные мастерами, а также 21
схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется гуашь, формат А4. Самостоятельная работа: разработать узор свой эскиз росписи дощечки.
2.3. Тема: Творческая работа

расписать изделие ( прямоугольную или

квадратную дощечки).
Создать композицию сфигурками коней, рыб и птиц, а потом окружить их, природными элементами используемые в этой росписи (елки, цветы…). Расписать изделие по выполненному эскизу, проработать детали.
Городецкая роспись.

3.1. Тема: Городецкая роспись
. Беседа об истории возникновения и развития росписи. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором. Работа ведется на формате А4 гуашью. Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о мастерах Городецкой росписи.
3.2. Тема: Копирование образца.
Выполнить копию Городецкой росписи. Расписать нарисованную по шаблону дощечку простой формы, используя в качестве образцов изделия расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется гуашь, формат А4. Самостоятельная работа: разработать узор разделочной доски.
3.3. Тема: Творческая работа

расписать изделие ( прямоугольную или

квадратную дощечки).
На основе разработанного эскиза, расписать разделочную доску, с проработкой деталей.
Гжельская роспись.
22

4.1. Тема: Гжельская роспись
. Беседа об истории возникновения и развития росписи. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров. Выполнение орнаментальных схем. Заполнение плоской формы узором. Работа ведется на формате А4 гуашью. Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о мастерах Гжельской росписи.
4.2. Тема: Копирование образца.
Выполнить копию Гжельской росписи. Расписать нарисованную по шаблону тарелку, используя в качестве образцов изделия расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется гуашь, формат А4. Самостоятельная работа: разработать узор тарелки или не большого подноса.
4.3. Тема: Творческая работа

расписать изделие.
На основе разработанного эскиза, расписать тарелку или поднос.
Лубок.

5.1. Тема: Роспись Лубок
. Беседа об истории возникновения и развития росписи. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров и сюжетами. Заполнение плоской формы узором. Работа ведется на формате А4 гуашью. Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о мастерах росписи Лубок.
5.2. Тема: Копирование образца.
Выполнить копию росписи. Расписать нарисованную по шаблону дощечку, используя в качестве образцов изделия расписанные мастерами, а также схемы, выполненные на предыдущих уроках. Используется гуашь, формат А4. Самостоятельная работа: разработать узор шкатулки.
5.3. Тема: Творческая работа

расписать изделие.
На основе разработанного эскиза расписать шкатулку. 23

Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

«прикладное творчество»
1. Знание основных понятий и терминологии в области декоративно- прикладного искусства и художественных промыслов. 2.Знание основных видов и техник декоративно-прикладной деятельности. 3.Знание основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.). 4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом. 5. Умение использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла. 6. Умение работать с различными материалами. 7. Навыки заполнения объемной формы узором. 8. Навыки ритмического заполнения поверхности. 9. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО «ЛЕПКЕ»
Раздел 1: « Пластелин»
№ Наименование раздела, темы Вид Учеб- ного заня- тия Общий объем времени в часах Максимальна я учебная нагрузка Самостояте ль-ная работа Аудиторн ые занятия
76

18

64
1.1 Вводный урок. Инструменты Урок 3 1 2 24
и материалы. Физические и химические свойства материалов. 1.2 Выполнение несложной композиции из простых элементов по шаблону: «новогодний носок», «колпак волшебника», «пластилиновая мозаика». Урок 3 1 2 1.3 Выполнение композиции из сплющенных шариков: «бабочки», «рыбка». Урок 3 1 2 1.4 Выполнение плоской композиции из жгутиков: «барашек», «дерево», «букет цветов». Урок 6 2 4 1.5 Применение в композиции нескольких элементов. Композиция «часы», «домик», «машинка». Урок 6 2 4 1.6 Локальный цвет и его оттенки. Получение оттенков цвета посредством смешивания пластилина Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Урок 3 1 2 1.7 Закрепление техники «Пластилиновая живопись». « Морские обитатели». Урок 3 1 6 1.8 Выполнение творческой работы в технике «Пластилиновая живопись». «Новый год», «Рождество». Урок 7 1 6
Раздел 2: «Глина»
25
2.1 Вводный урок. Инструменты и материалы. Физические и химические свойства материалов. Урок 4 2 2 2.2 Объёмная скульптура на тему: «Филимоновская игрушка». Урок 7 1 6 2.3 Объёмная скульптура на тему: « Мои любимые животные». Урок 7 1 6 2.4 Рельеф на тему: «Подарок для мамы». Урок 8 2 6 2.5 Рельеф на тему: « Светлый праздник Пасха» Урок 9 1 8 2.6 Объёмная скульптура на тему: «Каргопольская игрушка». Урок 7 1 6
Содержание учебного предмета


Содержание учебного предмета «Лепка» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления. Содержание программы включает следующие разделы: -пластелин (пластелиновая живопись, объёмная скульптура) -глина (рельеф, объёмная скульптура)
Содержание разделов и тем

1. Раздел «Пластелин»

1.1. Тема: Инструменты и материалы
. Физические свойства материалов. Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в 26
мастерской лепки. Знакомство с пластилином, его физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Цвета в пластилиновых наборах. Выполнение упражнений на цветовые смешения. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: закрепление материала на смешивания цветов.
1.2. Тема: Выполнение несложной композиции из простых

элементов по шаблону: «Новогодний носок», «Колпак волшебника»,

«Пластилиновая мозаика».
Знакомство с выразительными средствами предмета «Лепка». Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, пластина, колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы в изделии. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов.
1.3. Тема: Выполнение композиции из сплющенных шариков
. Закрепление изученной техники. Формирование умения перерабатывать природные формы, развитие наблюдательности, фантазии, образного мышления. Творческое задание: «Бабочки», «Рыбка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение набросков и зарисовок - «Бабочка», «Рыбка». 1.4. Тема: Выполнение плоской композиции из жгутиков. Закрепление изученной техники. Творческое задание: «Барашек», «Дерево», «Букет цветов». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию.
1.5. Тема: Применение в композиции нескольких элементов
. Развитие наблюдательности, образного мышления, мелкой моторики. Композиция «Часы», «Домик», «Машинка». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение эскиза к творческому заданию, поиск цветового решения.
1.6. Тема: Локальный цвет и его оттенки
. Получение оттенков цвета посредствам смешивания пластилина. Знакомство с техникой 27
«Пластилиновая живопись». Работа по шаблону. Осенние листья, бабочка и др. Развитие образного мышления, способность передать характер формы. Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: формирование гербария из листьев, разных по форме и цвету.
1.7. Тема: Закрепление техники «Пластилиновая живопись».
Закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях, умение прорабатывать композицию. Композиция в материале: «морские обитатели». Использование картона, цветного пластилина. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок морских обитателей с картинок.
1.8. Тема: Выполнение творческой работы в технике

«Пластилиновая живопись».
Формирование способности добиваться выразительности композиции. Творческое задание: «Новый год» и «Рождество». Использование картонных тарелок,цветного пластилина и дополнительных материалов (бисер, бусенки…). Самостоятельная работа: просмотр книжных иллюстраций, подбор иллюстративного материала для творческой работы.
1.Раздел «Глина»

2.1. Тема: Инструменты и материалы
. Физические свойства материалов. Оборудование и пластические материалы. Порядок работы в мастерской лепки. Знакомство с глиной, её физическими и химическими свойствами. Знакомство с инструментами. Организация рабочего места. Подготовка глины к лепке. Самостоятельная работа: закрепление материала на подготовке глины.
2.2. Тема: Объёмная скульптура. «Филимоновская игрушка».
Беседа об истории возникновения и развития Филимоновской игрушки. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров. Выполнение эскиза игрушки, заполнение плоской формы узором. Работа ведется на формате А4 гуашью. Лепка игрушки из глины. Роспись изделия. Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о мастерах Филимоновской игрушки. 28

2.3. Тема: Объёмная скульптура. «Мои любимые животные».
Беседа с учениками о том каких животных они хотят слепить и почему. Зарисовки с наглядных пособий выбранных животных на формате А4. Лепка по подготовленному эскизу. Роспись изделия. Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о том как рисовать животных.
2.4. Тема: Рельеф. «Подарок для мамы».
Беседа с учениками о том ,что такое рельеф и барельеф. Разработка эскиза по заданной теме. Лепка рельефа по подготовленному эскизу. Роспись изделия. Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о том как рисовать цветы.
2.5. Тема: Рельеф. «Светлый праздник Пасха».
Беседа с учениками о том ,что это за праздник и как его можно отобразить с помощью глины. Просмотр фотографий и работ художников с пасхальной тематикой. Разработка эскиза по заданной теме. Лепка рельефа по подготовленному эскизу. Роспись изделия. Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о том как натюрморты.
2.2. Тема: Объёмная скульптура. «Каргопольская игрушка».
Беседа об истории возникновения и развития Каргопольской игрушки. Знакомство с ее орнаментальными мотивами, видами узоров. Выполнение эскиза игрушки, заполнение плоской формы узором. Работа ведется на формате А4 гуашью. Лепка игрушки из глины. Роспись изделия. Самостоятельная работа:вместе с родителямипосмотреть информацию о мастерах Каргопольской игрушки.
Требования к уровню подготовки обучающихся «лепка»
29
Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Лепка»: 1. Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», композиция». 2. Знание оборудования и различных пластических материалов. 3. Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму. 4. Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов. 5. Умение работать с натуры и по памяти. 6. Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО «БЕСЕДАМ ОБ ИСКУССТВЕ» № Наименование раздела, темы Вид учебного занятия Общий объем времени в часах Максималь ная учебная нагрузка Самостоятель ная работа Аудиторн ые занятия 48 16 32
1. Виды искусства
1.1 Вводная б е с е д а о б искусстве беседа 1,5 0,5 1 1.2 Виды искусства: Графика, живопись, скульптура, декоративно прикладное творчество, архитектура. беседа 4,5 1,5 3
2. Изобразительное искусство
2.1 «Как работает, Урок-игра 1,5 0,5 1 30
чем пользуется художник» 2.2 Жанры изобразительно го искусства Экскурсия 1,5 0,5 1 2.3 «Композиция» беседа 1,5 0,5 1 2.4 Знакомство с композиционн ыми схемами н а п р и м е р е фоторабот Практическая работа 1,5 0,5 1 2.5 Рисунок Беседа 1,5 0,5 1 2.6 Графика. Выразительные средства графики. Беседа 1,5 0,5 1 2.7 Живопись. «Цвет». «Колорит» Практическая работа 1,5 0,5 1 2.8 Способ работы с ц в е т о м : «акварель», «гуашь», «масляные краски». Урок-игра 1,5 0,5 1
3.Художники 18 – 20 веков.
3.1 Живопись 18 века Беседа 1,5 0,5 1 3.2 И.Н.Никитин Д.Г.Левитский. Беседа 1,5 0,5 1 3.3 Живопись 19 века Беседа 1,5 0,5 1 3.4 О.А.Кипренски й В.А.Тропинин Беседа 1,5 0,5 1 3.5 С.Ф.Щедрин К.П.Брюллов Беседа 1,5 0,5 1 3.6 А.А.Иванов П.А.Федотов Беседа 1,5 0,5 1 3.7 Живопись Беседа 1,5 0,5 1 31
к о н ц а 1 9 начала20 веков 3.8 В.Г.Перов И.Н.Крамской Беседа 1,5 0,5 1 3.9 Бытовой жанр передвижников . Г.Г Мясоедов, В.М.Максимов, В.Е.Маковский , Н . А Ярошенко. Беседа 1,5 0,5 1 3.1 0 П е й з а ж передвижников . А.К.Саврасов, И.И.Шишкин. Беседа 1,5 0,5 1 3.11 Ф.А.Васильев, А.И.Куинджи. Беседа 1,5 0,5 1 3.1 2 В.Д.Поленов, И.И.Левитан. Беседа 1,5 0,5 1 3.1 3 И.Е.Репин, Беседа 1,5 0,5 1 3.1 4 В.И.Суриков. Беседа 1,5 0,5 1 3.1 5 В.В.Верещагин , В.М.Васнецов. Беседа 1,5 0,5 1 3.1 6 Государственна я Третьяковская галерея. Беседа 1,5 0,5 1 3.1 7 М.В.Нестеров Беседа 1,5 0,5 1 3.1 8 К.А.Коровин Беседа 1,5 0,5 1 3.1 9 В.А.Серов Беседа 1,5 0,5 1 3.2 0 М.А.Врубель Беседа 1,5 0,5 1 3.2 1 Обобщение пройденного материала. Беседа 1,5 0,5 1 32

Содержание Учебного Предмета
Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств. Этот предмет является базовым для последующего изучения предметов в области истории изобразительного искусства. Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом. Так же в эту программу входит знакомство с жизнью и творчеством русских художников и их работами 18- 20 веков.
1. Раздел «Виды Искусства»

1.1 Тема: Вводная беседа о видах искусства.
Знакомство с произведениями разных видов искусства. Самостоятельная работа: работа с иллюстративным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем).
1.2 Тема: Вводная беседа о видах искусства.
Виды искусства: графика, живопись, скульптура, декоративно прикладное творчество, архитектура. Основные определения. Самостоятельная работа: : работа с иллюстративным материалом (поиск репродукций, фотографий, заданный преподавателем).
2. Раздел «Изобразительное Искусство»

2.1 Тема: «Чем и как работает художник»
. Знакомство с профессией «художник». Язык изобразительного искусства. Художественные материалы (бумага, ее виды, карандаши, кисти, краски и др.). Самостоятельная работа: рисование несложных композиций на свободную тему, используя различные художественные материалы.
2.2 Тема: Жанры изобразительного искусства.
Понятие «жанр». Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, анималистический, мифологический, батальный, бытовой и др. Знакомство с 33
работами художников. Самостоятельная работа: посещение выставочного пространства.
2.3 Тема: «Композиция».
Понятие «композиция» как составление или сочинение картины. Композиционный центр – замысел картины. Группировка предметов в картине. Анализ художественных произведений. Самостоятельная работа: выполнение несложной композиции с выделением композиционного центра.
2.4 Тема: Знакомство с композиционными схемами на примере

фотоискусства.
Знакомство с искусством фотографии. Сюжетная фотография. Композиционные схемы. Точка зрения. Освещение. Композиционный центр. Самостоятельная работа: самостоятельное выполнение фотографий (натюрморт, пейзаж, портрет).
2.5 Тема: Рисунок.
Искусство рисунка. Значение рисунка как вспомогательного этапа выполнения композиции. Рисунок как самостоятельное произведение искусства. Графические материалы. Самостоятельная работа: работа в библиотеке. Знакомство с произведениями искусства.
2.6 Тема: Графика.
Графика как самостоятельный вид искусства. Знакомство с произведениями графики. Виды графики. Книжная графика, декоративная графика. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
Выразительные средства графики
. Знакомство с выразительными возможностями графики: точка, линия, штрих, пятно. Понятие «контур». Виды линий. Штриховка. Понятие тона. Показ работ учащихся и репродукций художников. Самостоятельная работа: выполнение несложных графических упражнений.
2.7 Тема: Живопись.
Знакомство с понятием «живопись», виды живописи. Материалы, используемые в живописи. Знакомство с репродукциями известных живописцев. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений в технике акварель.
«Цвет».
Знакомство с понятием «цвет». Восприятие цвета. Происхождение цветов. Цветовой круг. Теплые, холодные цвета. Цвета в разных сферах 34
жизни. Выполнение упражнений. Самостоятельная работа: выполнение несложных упражнений.
«Колорит».
Красочное богатство в картине. Знакомство с понятием «колорит». Нюансы, контрасты, цветовые гармонии. Палитры художников. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
2.8 Тема: Способы работы с цветом:

«Акварель
». Знакомить с происхождением акварели, ее свойствами. Художники – акварелисты: М. Врубель, В. Серов, К. Сомов и др. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
«Гуашь».
Свойства гуаши. Особенности работы. Белила. Показ работ учащихся и репродукций художников, работающих в этой технике. Самостоятельная работа: выполнение несложных композиций в данной технике на тему, заданную преподавателем.
«Масляные краски».
Знакомство с техникой работы маслом. Изготовление красок. Способы работы. Знакомство с работами художников. Экскурсия по выставке. Самостоятельная работа: посещение музея изобразительных искусств.
3. Раздел «Художники 18-19веков»

3.1 Тема: Живопись 18 века
. Ознакомление с тенденциями Руской живописи 18 столетия. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
3.2 Тема: И.Н. Никитин, Д.Г.Левицкий.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.3 Тема: Живопись 19 века.
Ознакомление с тенденциями Руской живописи 19 столетия. Самостоятельная работа: подбор репродукций.
3.4 Тема: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.5 Тема: С.Ф.Щедрин,К.П.Брюллов.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ художников. 35

3.6 Тема: А.А.Иванов, П.А.Федотов.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.7 Тема: Живопись конца 19 начала 20 веков
. Ознакомление с тенденциями Русской живописью конца 19 начала 20 веков. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.8 Тема: В.Г.Перов, И.Н.Крамской.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.9 Тема: Бытовой жанр передвижников. Г.Г.Мясоедов,

В.М.Максимов, В.Е.Маковский, Н.А.Ярощенко.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Знакомство с бытовым жанром. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.10 Тема: Пейзаж передвижников. А.К.Саврасов, И.И.Шишкин.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Знакомство с передвижниками. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.11 Тема: Ф.А.Васильев,А.И.Куинджи.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.12 Тема: В.Д.Поленов, И.И.Левитан.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.13 Тема: И.Е.Репин.
Знакомство с жизнью и творчеством художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.14 Тема: В.И.Суриков.
Знакомство с жизнью и творчеством художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.15 Тема: В.В.Верещагин,В.М.Васнецов.
Знакомство с жизнью и творчеством художников. Самостоятельная работа: изучение работ художников.
3.16 Тема: Государственная Третьяковская галерея.
Знакомство с основателем Государственной Третьяковской галереей – московским купцом Павлом Михайловичем Третьяковым. Самостоятельная работа: просмотр видео экскурсии по галерее. 36

3.17 Тема: М.В.Нестеров.
Знакомство с жизнью и творчеством художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.18 Тема: К.А.Коровин.
Знакомство с жизнью и творчеством художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.19 Тема: В.А.Серов.
Знакомство с жизнью и творчеством художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.20 Тема: М.А.Врубель.
Знакомство с жизнью и творчеством художника. Самостоятельная работа: изучение работ художника.
3.21 Тема: Обобщение пройденного материала.
Беседа вместе с учащимися по пройденному материалу.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства. 2. Знание особенностей языка различных видов искусства. 3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства. 4. Владение навыками восприятия художественного образа. 5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу. 6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы). 7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оценка качества реализации программы «Декоративно-прикладное творчество» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию. Видами контроля по учебному предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование» являются текущий контроль и промежуточная аттестация. 37
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях. В качестве средств текущего контроля успеваемости учащихся программой предусмотрено введение трехкомпонентной оценки: за фантазию, композицию и технику исполнения, которая складывается из выразительности цветового и (или) графического решения каждой работы. Это обеспечивает стимул к творческой деятельности и объективную самооценку учащихся. Промежуточная аттестация проводится в форме просмотров работ учащихся во 2-м и 4-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах работ учащихся выставляется итоговая оценка за полугодие.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям: “5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи; “4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность; “3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям
Занятия изобразительным искусством – одно из самых больших удовольствий ребенка младшего и среднего школьного возраста. Они приносят много радости и положительных эмоций, являясь источником развития творческих способностей. Особенностью этого возраста является любознательность, желание познавать окружающую действительность, 38
отзывчивость на «прекрасное». Имея чувственно-эмоциональный опыт и начальные знания изобразительной грамоты, ребенок способен воплотить свой замысел в творческой работе. Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению у ребенка заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важной составляющей творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к конкурсно-выставочной деятельности (посещение художественных выставок, проведение бесед и экскурсий, участие в творческих конкурсах). Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.
Самостоятельная работа учащихся
Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 100% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, применением шаблонов), а также в виде экскурсий, участия обучающихся в творческих мероприятиях и культурно- просветительской деятельности образовательного учреждения.
Список литературы и средств обучения

Список методической литературы
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. школа: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984 39
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991 3. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991 4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989 5. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996 6. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983 7. Кирилло А. Учителю об изобразительных материалах. – М.: Просвещение, 1971 8. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. – М.: Столетие, 1998 9. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985 10. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008 11. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1985 12. Щеблыкин И.К., Романина В.И., Когогкова И.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990 13. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004. с.66-74 14. Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005 15. Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003 16. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление: 1 век до н.э. – 8 в. н.э. – М.: Искусство, 1977 17. Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. – М., 1998 18. Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004 19. Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004, с.5-29 40
20. Ке р а м и к а Аб р а м ц е в а . П од р е д . О . И . А р з у м а н о в а , В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77 21. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15 22. Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184 23. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. – М.: Владос, 2004. с. 8-20 24. Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с.23-25 25. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980 26. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат, 1980, с.33-36 27. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002, с.8-17 28. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999, с. 246-250 29. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003, с. 140-144 30. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000 с.51-56 31. Горяева Н.А. первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991 32. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1989 33. Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение, 1996 34. Казакова Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М.: Педагогика, 1983 35. Полунина В. Искусство и дети. Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1982 36. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М., Академия, 2008 41

Учебная литература
1. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009 2. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008 3. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998 4. Искусство и ты. Учебник для 1 кл./Под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 1998 5. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 6. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006 7. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009 8. Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010 10. Белашов А.М. Как рисовать животных. – М.:«Юный художник», 2002, с. 3-15 11. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998, с.26-28 12. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979 13. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975 14. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999. с.129, 135, 150 15. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985 16. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979 17. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002, с.44, 47 18. Акварельная живопись: Учебное пособие. Часть 1. Начальный рисунок. – М.: Издательство школы акварели Сергея Андрияки, 2009 19. Бесчастнов М.П. Графика пейзажа.- М.: Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008 42
20. Искусство вокруг нас. Учебник для 2 кл./Под р ед . Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 1998 21. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Изобразительное искусство"– М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008 22. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учеб. пособие – М.: Астрель: АСТ, 2006 23. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2009 24. Шалаева Т.П. Учимся рисовать.- М.: АСТ Слово, 2010 25. Блинов В. Русская детская книжка – картинка. М.: - «Искусство XXI век», 2005
Средства обучения
-
материальные
: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом; -
наглядно – плоскостные:
наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски); -
демонстрационные:
муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд; -
электронные образовательные ресурсы:
мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы; -
аудиовизуальные:
слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи. 43


В раздел образования




Яндекс.Метрика