Напоминание

"Некоторые особенности формрования мотивации учения школьников"


Автор: Горбунова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Некоторые особенности формрования мотивации учения школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа №32 с углублённым изучением отдельных

предметов

«НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ

УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ».

Автор:

Горбунова Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

г.Екатеринбург

2021

Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения

и объяснения побудительных моментов в поведении человека, одним из

основных является понятие мотивации. Слово «мотивация» используется в

современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему

факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса,

который

стимулирует

и

поддерживает

поведенческую

активность

на

определенном уровне. Представление о мотивации возникает при попытке

объяснения, а не описания поведения. Это – поиски ответов на вопросы типа

«почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?».

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и

устойчивость

целостной

деятельности,

направленной,

на

достижение

определенной цели. Проблема формирования мотивации учения лежит на

стыке обучения и воспитания и является важнейшим аспектом современного

обучения. В поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое

ребёнком учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности

обучающегося. Формирование мотивации – это воспитание у школьников

идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в

сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь

осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела,

активную жизненную позицию школьника.

Рассмотрим строение мотивационной сферы учения младших

школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активность

ребенка на начальном этапе обучения. Младший школьный возраст

характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. У

ребенка преобладает потребность принимать цели взрослых, педагога за свои

собственные цели.

Мотивация учения в младшем школьном возрасте

развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы

(интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в

учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний).

Мотивы самообразования представлены пока самой простой формой –

интересом к дополнительным источникам знаний. Широкие социальные

мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной

значимости учения, к более глубокому осознанию причин необходимости

учится.

Узкие

социальные

мотивы

представлены

желанием

ребенка

получить, главным образом, одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и

коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока

в самом общем представлении. Младший школьник учится понимать и

принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции.

Правильная

организация

учебной

деятельности

младших

школьников

способствует приобретению ребёнком умения самостоятельной постановки

цели, соотнесения цели со своими возможностями.

В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением

учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида

действий

к

другому

(от

ориентировочных

учебных

действий

к

исполнительным и затем контрольно-оценочным). Существенно развивается

умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи,

поиск нестандартных способов решения. В среднем школьном возрасте среди

широких социальных мотивов ведущим является стремление учащихся найти

свое место среди товарищей в классном коллективе. Мотивы, связанные с

самой

учебной

деятельностью,

претерпевают

изменения:

интерес

к

конкретным фактам сменяется интересом к закономерностям. Намечается

интерес к способу приобретения знаний. Познавательные интересы в

среднем

школьном

возрасте

становятся

более

избирательными,

устойчивыми.

В старшем школьном возрасте возможно осознание своей учебной

деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового

возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива,

активность в целом носит уже преимущественно избирательный характер и

оказывается неразрывно связанной с развитием способностей. Подростку

доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и

последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе,

но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением

ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели,

связанные с приближающимся этапом социального и профессионального

самоопределения. Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладеть

приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим

человеком для подготовки к будущей профессии.

Задача педагога в работе с детьми любого возраста - создание психолого-

педагогических условий успешного формирования мотивации учения. В

связи с этим особое значение приобретает выбор средств и методов

педагогического

воздействия

и

взаимодействия,

их

видов

и

форм.

Правильный выбор методов обучения совершенствует все виды мотивов.

В практической деятельности следует опираться на психологические

принципы формирования мотивации учения школьников:

1.

Ориентирование на перспективы, резервы, задачи развития мотивации

учения в данном возрасте.

Формирование мотивации должно

опираться на ее реальный уровень, сложившийся в предыдущем

возрасте,

предполагает

определение

ближайших

перспектив

ее

развития (в данном возрасте) и далеких перспектив ее развития (в

последующем возрасте).

2.

Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо

организовать включение ребенка в активные виды деятельности

(учебную, общественно-полезную и др.) и виды общественных

взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками).

3.

В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных

контактов у школьника повышается социальная активность (т.е. все

виды

активного

отношения

к

учению

как

к

общению,

к

взаимодействию,

к

сотрудничеству),

увеличивается

количество

положительных эмоций, сопровождающие социальные мотивы учения.

4.

Формировать ориентацию на способ получения знаний необходимо с

учетом возрастных особенностей школьников. В младшем школьном

возрасте

эта

ориентация

на

способ

учебных

действий

только

закладывается; в среднем школьном возрасте она отрабатывается в

совместной, коллективной деятельности школьников; в старшем

школьном возрасте овладение способами деятельности надо связать с

задачами профориентации, с усвоением приемов самообразования.

Наметим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации.

Первый путь – в педагогической литературе иногда называют путем "сверху

вниз" - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими

должны быть мотивы учения. В этой связи большое значение приобретает

воздействие на ученика личности педагога, направленность самого учителя

на самообучение, саморазвитие. Необходимо обеспечить этот процесс

взаимодействия на уровне современной культуры, с учётом всех требований,

предъявляемых сегодня к учебно-воспитательному процессу в школе.

Второй путь - "снизу вверх" - состоит в том, что ребенок включается

взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает

практический опыт нравственного поведения. Участие ребёнка в различных

концертах, конкурсах и фестивалях, посещение концертов, конкурсов в

качестве зрителя, вообще, участие в культурной жизни города - всё это

влияет на формирование реально действующих мотивов. Единство путей

формирования мотивации должно дать правильное сочетание и "знаемых" и

реально

действующих

мотивов,

обеспечивающих

зрелость

личности

школьников, единство слова и дела.

Воспитание мотивации - это длительный и сложный процесс, связанный со

становлением личности ребёнка в целом.



В раздел образования




Яндекс.Метрика