Автор: Горбунова Ольга Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Некоторые особенности формрования мотивации учения школьников"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №32 с углублённым изучением отдельных
предметов
«НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
УЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ».
Автор:
Горбунова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
г.Екатеринбург
2021
Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения
и объяснения побудительных моментов в поведении человека, одним из
основных является понятие мотивации. Слово «мотивация» используется в
современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему
факторов, детерминирующих поведение и как характеристика процесса,
который
стимулирует
и
поддерживает
поведенческую
активность
на
определенном уровне. Представление о мотивации возникает при попытке
объяснения, а не описания поведения. Это – поиски ответов на вопросы типа
«почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?».
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и
устойчивость
целостной
деятельности,
направленной,
на
достижение
определенной цели. Проблема формирования мотивации учения лежит на
стыке обучения и воспитания и является важнейшим аспектом современного
обучения. В поле внимания педагога оказывается не только осуществляемое
ребёнком учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности
обучающегося. Формирование мотивации – это воспитание у школьников
идеалов, мировоззренческих ценностей, принятых в нашем обществе, в
сочетании с активным поведением ученика, что означает взаимосвязь
осознаваемых и реально действующих мотивов, единство слова и дела,
активную жизненную позицию школьника.
Рассмотрим строение мотивационной сферы учения младших
школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активность
ребенка на начальном этапе обучения. Младший школьный возраст
характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность. У
ребенка преобладает потребность принимать цели взрослых, педагога за свои
собственные цели.
Мотивация учения в младшем школьном возрасте
развивается в нескольких направлениях. Широкие познавательные мотивы
(интерес к знаниям) могут уже к середине этого возраста преобразоваться в
учебно-познавательные мотивы (интерес к способам приобретения знаний).
Мотивы самообразования представлены пока самой простой формой –
интересом к дополнительным источникам знаний. Широкие социальные
мотивы развиваются от общего неразделенного понимания социальной
значимости учения, к более глубокому осознанию причин необходимости
учится.
Узкие
социальные
мотивы
представлены
желанием
ребенка
получить, главным образом, одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и
коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока
в самом общем представлении. Младший школьник учится понимать и
принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции.
Правильная
организация
учебной
деятельности
младших
школьников
способствует приобретению ребёнком умения самостоятельной постановки
цели, соотнесения цели со своими возможностями.
В среднем школьном возрасте происходит овладение общим строением
учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида
действий
к
другому
(от
ориентировочных
учебных
действий
к
исполнительным и затем контрольно-оценочным). Существенно развивается
умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи,
поиск нестандартных способов решения. В среднем школьном возрасте среди
широких социальных мотивов ведущим является стремление учащихся найти
свое место среди товарищей в классном коллективе. Мотивы, связанные с
самой
учебной
деятельностью,
претерпевают
изменения:
интерес
к
конкретным фактам сменяется интересом к закономерностям. Намечается
интерес к способу приобретения знаний. Познавательные интересы в
среднем
школьном
возрасте
становятся
более
избирательными,
устойчивыми.
В старшем школьном возрасте возможно осознание своей учебной
деятельности, ее мотивов, задач, способов и средств. К концу подросткового
возраста наблюдается устойчивое доминирование какого-либо мотива,
активность в целом носит уже преимущественно избирательный характер и
оказывается неразрывно связанной с развитием способностей. Подростку
доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и
последовательности нескольких целей, причем не только в учебной работе,
но во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением
ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели,
связанные с приближающимся этапом социального и профессионального
самоопределения. Главное содержание мотивации в этом возрасте – овладеть
приемами учения и самообразования, формами взаимодействия с другим
человеком для подготовки к будущей профессии.
Задача педагога в работе с детьми любого возраста - создание психолого-
педагогических условий успешного формирования мотивации учения. В
связи с этим особое значение приобретает выбор средств и методов
педагогического
воздействия
и
взаимодействия,
их
видов
и
форм.
Правильный выбор методов обучения совершенствует все виды мотивов.
В практической деятельности следует опираться на психологические
принципы формирования мотивации учения школьников:
1.
Ориентирование на перспективы, резервы, задачи развития мотивации
учения в данном возрасте.
Формирование мотивации должно
опираться на ее реальный уровень, сложившийся в предыдущем
возрасте,
предполагает
определение
ближайших
перспектив
ее
развития (в данном возрасте) и далеких перспектив ее развития (в
последующем возрасте).
2.
Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо
организовать включение ребенка в активные виды деятельности
(учебную, общественно-полезную и др.) и виды общественных
взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками).
3.
В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных
контактов у школьника повышается социальная активность (т.е. все
виды
активного
отношения
к
учению
как
к
общению,
к
взаимодействию,
к
сотрудничеству),
увеличивается
количество
положительных эмоций, сопровождающие социальные мотивы учения.
4.
Формировать ориентацию на способ получения знаний необходимо с
учетом возрастных особенностей школьников. В младшем школьном
возрасте
эта
ориентация
на
способ
учебных
действий
только
закладывается; в среднем школьном возрасте она отрабатывается в
совместной, коллективной деятельности школьников; в старшем
школьном возрасте овладение способами деятельности надо связать с
задачами профориентации, с усвоением приемов самообразования.
Наметим самые общие, принципиальные пути формирования мотивации.
Первый путь – в педагогической литературе иногда называют путем "сверху
вниз" - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими
должны быть мотивы учения. В этой связи большое значение приобретает
воздействие на ученика личности педагога, направленность самого учителя
на самообучение, саморазвитие. Необходимо обеспечить этот процесс
взаимодействия на уровне современной культуры, с учётом всех требований,
предъявляемых сегодня к учебно-воспитательному процессу в школе.
Второй путь - "снизу вверх" - состоит в том, что ребенок включается
взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает
практический опыт нравственного поведения. Участие ребёнка в различных
концертах, конкурсах и фестивалях, посещение концертов, конкурсов в
качестве зрителя, вообще, участие в культурной жизни города - всё это
влияет на формирование реально действующих мотивов. Единство путей
формирования мотивации должно дать правильное сочетание и "знаемых" и
реально
действующих
мотивов,
обеспечивающих
зрелость
личности
школьников, единство слова и дела.
Воспитание мотивации - это длительный и сложный процесс, связанный со
становлением личности ребёнка в целом.