Автор: Малютина Елена Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 104"
Населённый пункт: города Новокузнецка, Кемеровской области
Наименование материала: Самооценивание
Тема: Как педагогу ДОО провести самооценивание своей квалификации и качества педагогической работы
Раздел: дошкольное образование
Как педагогу ДОО провести самооценивание своей квалификации и качества
педагогической работы?».
Как же педагогу получить высокую оценку самооценивания? Учиться, учится
и еще раз учиться. Как же именно мы педагоги повышаем качество своего
образования? Какие формы организации методической работы
отслеживаются?
Например традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится
докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой
эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня нас стараются
вовлечь в активную учебно-познавательную деятельность применяя приемы
и методы, получившие обобщенное название «активные методы обучения».
Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен
мнениями о путях решения той или иной проблемы, направлены на
самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной
деятельности.
Традиционные формы организации методической работы конечно
применяются, но применяют их в обновленном, измененном,
усовершенствованном видах, включающих в себя активные методы
обучения. Это авторские выставки, стендовые доклады, мастер-классы,
педагогические гостиные, позволяющие обсудить проблемы и находки,
узнать что-то новое, продемонстрировать свои методические приемы,
профессиональную компетентность.
Хорошо. А как же самообразование? Конечно оно играет огромную роль в
педагогической деятельности. Самообразование наиболее эффективный
способ повышения педагогической компетентности педагогов. Корней
Чуковский писал: «Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли
сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть
открытием, которое вы сделали сами».
В.Я. Ляудис считает, что самообразование - это достижение личностью
такой
степени
работы
над
собой,
педагогической
компетентности,
профессионального мастерства и других форм отношений в процессе
педагогической деятельности, обуславливающего развитие педагогических
качеств, взглядов, а также инициативности поведения
Самообразование – это деятельность педагога с целью расширять и
углублять свои теоретические знания, совершенствовать имеющиеся и
приобретать новые профессиональные навыки и умения в свете современных
запросов. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение
которой
порождает
определённые
затруднения
или
которая
является
предметом его особого интереса.
Обобщение и распространение опыта.
Что же еще по-моему мнению важно для, того чтобы повысить качество
своего образования?
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным
для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога – это
не только обязательное качество, свидетельствующее о его
профессиональной компетентности, но и инструмент саморазвития. Одной из
форм трансляции являются публикации методических наработок в
педагогических интернет-сообществах, электронных журналах, а также
участие в методических объединениях, мастер-классах.
Если ты молодой специалист помощь так же обязательна. Тренинги,
творческие группы и т.д.-все это помогает повышать качество нашего
дошкольного образования.
Самооценивание своей квалификации и качества педагогической работы, как
же правильно оценить себя? Существует Концепция мониторинга качества
дошкольного образования Что же из себя представляет Концепция МКДО?Я
взяла небольшой отрывок из введения Концепции, чтобы хоть немного
понять что же это за концепция такая и с чем ее едят.
«Основа высоких результатов школьного образования ребенка закладывается
в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве формируются
ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру,
обществу, семье и самому себе. Это убедительно показано в ряде широко
масштабных исследований долгосрочных эффектов образовательных
программ для детей дошкольного возраста. Однако данные исследования
также показали, что не все программы дошкольного образования оказывают
позитивное влияние на детское развитие в долгосрочной перспективе, но
только программы высокого качества. Ошибки образовательных программ
дошкольного образования приводят к негативным последствиям для
образовательной биографии ребенка, а ошибки в системе образования - для
общества и экономики в целом.
Именно поэтому в фокусе образовательной политики во всех экономически
развитых странах, наряду с обеспечением доступности дошкольного
образования стоят задачи обеспечения и повышения качества дошкольного
образования. Переосмысление значения образования и развития детей
дошкольного возраста, изменение его статуса, происходит и в Российской
Федерации.
С момента принятия Закона об образовании в декабре 2012 года дошкольное
образование стало первым уровнем общего образования. Следуя
требованиям Закона, был разработан, принят и вступил в силу в 2014 году
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО), в 2015 году была разработана и одобрена
Федеральным учебно-методическим объединением по общему
образованию Примерная основная образовательная программа дошкольного
образования (ПООП ДО).
ФГОС ДО в полном соответствии с мировыми трендами1 в области оценки
качества дошкольного образования обозначил новые образовательной
системы и, прежде всего: сформулировал новые требования к
образовательным программам дошкольного образования, к их структуре,
содержанию, условиям и результатам; вывел образовательные результаты
обучающихся за рамки систем контроля, надзора и мониторинга качества
системы дошкольного образования. Сформулировал новые требования к
качеству системы образования, которые фокусируются на создании условий
для реализации образовательного процесса высокого качества, способного
привести каждого обучающегося к наилучшим образовательным
результатам.»
Приложение 3 к «Механизмам, процедурам и инструментарию МКДО-
является
Лист самооценки профессиональной квалификации и качества
педагогической работы
Лист самооценки профессиональной квалификации и качества
педагогической работы предназначен для сбора, систематизации, обработки
и анализа информации о качестве педагогических кадров ДОО, являющемся
одним из основных факторов качества дошкольного образования в ДОО.
Данный лист разработан в соответствии с требованиями п.11.2. Концепции
МКДО и позволяет собрать, систематизировать, обработать и
проанализировать информацию в разрезе областей и показателей качества
МКДО непосредственно связанных с качеством педагогических кадров ДОО.
Самооценка профессиональной квалификации и качества педагогической
работы в инструментарии МКДО основывается на
следующей уровневой модели педагогической компетентности, каждый
уровень которой является дополнением к предыдущему:
1 уровень «Я знаю программу». Я знаю образовательную программу, учебно-
методическую документацию к ней. Я знаю предмет
обучения и методы обучения, возрастные особенности обучающихся группы.
2 уровень «Я понимаю и могу выполнить программу». Я понимаю все
положения образовательной программы, могу реализовывать и реализую
свою педагогическую работу в соответствии с ее требованиями и учебно-
методическим инструментарием. Могу организовать образовательный
процесс в соответствии методическими инструкциями и примерами
педагогической работы.
3 уровень «Я могу адаптировать свою педагогическую работу по программе с
учетом интересов и уровня развития детей своей группы». Я могу
реализовывать образовательную программу, адаптируя свою педагогическую
работу с учетом детской инициативы и интересов, уровня развития
обучающихся группы. Я могу реализовывать педагогические задачи,
поддерживая при этом активность, самостоятельность, инициативу детей, в
том числе, могу адаптировать обустройство предметно-пространственной
среды, образовательное содержание и процесс. Я могу вовлекать семьи
воспитанников в реализуемый образовательный процесс.
4 уровень «Я могу участвовать в разработке программы». Я хорошо знаю
педагогические подходы образовательных программ, могу проанализировать
и оценить качество программы, могу сформулировать свои предложения по
разработке программы. Я понимаю детей группы, их индивидуальные
особенности и потребности, особенности их семейного воспитания,
потребности семей. Я могу участвовать в разработке программы, которая
лучшим образом подходит для обучающихся группы. Я могу вовлекать семьи
воспитанников и других заинтересованных лиц в образовательный процесс,
обеспечивая достижение образовательных ориентиров каждым ребенком.
5 уровень «Я могу самостоятельно разрабатывать программу». Я могу
самостоятельно разрабатывать программу педагогической работы, и даже
образовательную программу, с одной стороны, обеспечивая выполнение
нормативно-правовых требований и достижение инвариантных целей, с
другой стороны, подбирая вариативные методы достижения целей с учетом
интересов, особенностей развития детей и их семейного воспитания,
потребностей детей и их семей. Я могу вовлекать семьи воспитанников и
других заинтересованных лиц в разработку программ, нацеленных на
достижение образовательных ориентиров каждым ребенком группы.
Описание методов обработки результатов самооценки педагогов
Результаты самооценки педагога собираются по показателям качества
МКДО, непосредственно связанных с педагогической работой в ДОО,
интегрируются в сводную оценку по Области качества МКДО согласно
следующим алгоритмам и далее в Итоговую оценку профессиональной
квалификации и качества педагогической работы ДОО.
Результаты самооценки педагога обсуждаются в коллективе ДОО с целью
повышения объективности оценок, соотносятся с оценками по итогам
наблюдения за реализуемой педагогической деятельностью в группе с
использованием Шкал комплексного мониторинга качества дошкольного
образования (Шкал МКДО) и являются основой для разработки и
актуализации программы профессионального развития педагога, плана
повышения его квалификации и других мероприятий, нацеленных на
совершенствование качества педагогической работы в ДОО.
При помощи МКДО педагог может оценить себя и свой труд. Понять вносит
ли он свой вклад в
дошкольное детство воспитанника, где формируются
ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру,
обществу, семье и самому себе.