Авторы: Никишина Ирина Евгеньевна, Влада Маратовна Хусаинова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Челябинск
Наименование материала: Эмоционально-волевое развитие
Тема: Суицидальные высказывания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Суицидальные высказывания ребенка дошкольного возраста: с чем это
связанно и что делать
Суицидальные наклонности у детей формируются примерно к 11 годам. Для детей, более
младшего возраста, такие мысли не характерны, но учитывая информационный поток, в который
погружены современные дети, дети узнают информацию гораздо раньше, чем должны знать
определенные вещи по возрасту. Информация может быть косвенно услышана ребенком по
телевизору, либо от взрослых, которые обсуждали проблемы других семей, либо от сверстников,
которые неосознанно могли инсценировать увиденное по телевизору или в игре. Если
присмотреться к игре детей, то очень часто можно заметить игровые ситуации, где человечки
падают с крыш домов, попадают под машины и другие ситуации с гипотетическим смертельным
исходом, для детей это просто игра. Они не осознают факт смерти и четких границ между
смертью и жизнью для них не существует, они не видят и не знают что это такое, это мифическая
ситуация игры. Но в то же самое время, у ребенка формируется достаточный жизненный опыт,
чтобы начать осознавать магическую силу смерти и понять, что смерти боятся все. И на этом
фоне ребенок еще не понимает, что смерть это конечный результат, он понимает, что человек
всего лишь исчезает и становится невидимым для всех, надеясь, что когда-нибудь он вновь
появится рядом. Этот факт неизвестности, очень пугает ребенка (возрастной страх). Поэтому в
ситуациях «неудобных» для ребенка, он может говорить о прыжках с балкона, поскольку
чувствуют в этом наиболее сильную угрозу для себя (страшнее ситуаций он не знает), а значит,
считает он, это должно произвести впечатление на окружающих. Но при этом, представляя такие
ситуации, ребенок думает, что может отделаться лишь небольшими ушибами, не осознавая, что
это влечет смерть и совершенно не желает реального воплощения. Это характерно для
дошкольников и младших школьников, поэтому первые настоящие мысли о суициде могут
сформироваться лишь приблизительно к 11 годам. Главная причина такого поведения в
дошкольном возрасте: желание повлиять на вас и изменить поведение взрослого,
манипулировать и добиться желаемого, запугать, а не лишить себя жизни и сделать какие либо
реальные шаги к этому.
В семье могут возникнуть различные ситуации, которые спровоцируют ребенка на обиды,
желание вызвать жалость к себе, протесты. Например, если ребенок не получает желаемого
(покупка в магазине, не отпускают гулять и тд.); ссоры в семье, когда ребенок напуган и не знает
как прекратить эту ситуацию; порицание ребенка и его обида на родителей (ребенок не
воспринимает критику и протестует против этого); ребенку не хватает внимания и он
вынуждает родителей обратить на себя их внимание и другие ситуации. Если родители
вовремя не скорректируют свои действия в таких ситуациях, пойдут на поводу у ребенка, то такая
модель поведения для ребенка может стать приоритетной во взаимодействии с родителями.
Вследствие чего у ребенка сформируется система манипулирования родителями, на основе
шантажа своей жизнью.
Самая главная потребность любого ребенка - любовь, забота, защита (но не сухой уход и
присмотр), живое душевное участие взрослого в жизни ребенка. Это является основой
психического благополучия ребенка. Защита ребенка, это не только оберегание от опасностей и
трудностей, но прежде всего, система разумных запретов и табу для ребенка, обучение ребенка
адекватному восприятию запретов, порицания, умению увидеть свою ошибку и принять критику
со стороны. Ребенок должен понять, что ошибаются и взрослые и дети. Если родители поругали
ребенка, они должны объяснить, что плохой не ребенок, а поступок, который он совершил, что он
ошибся и эту ошибку нужно исправить, объяснить, что родители хотят лишь помочь ребенку.
Если предъявленные требования к ребенку обоснованы и справедливы, нельзя подстраиваться
под манипуляции ребенка (испугавшись его угроз), и перестать это требовать или вообще что-то
требовать. Ребенок воспримет это как удавшуюся попытку управлять вами и в следующий раз
он обязательно воспользуется этим. То есть родители сами спровоцируют такое поведение у
ребенка. Чтобы предотвратить это, можно действовать различными способами. Не замечать
слов ребенка и не давать ни какой реакции на слова о суициде и перевести разговор на другую
тему. Как уже было замечено, в данном возрасте, это является демонстративным поведением,
протестом или желанием обратить на себя внимание. Если вы начинаете успокаивать ребенка и
проявлять соучастие, то автоматически превращаете это в оружие против себя. Но позже, нужно
отстраненно побеседовать на эту тему, сочинить сказку и рассказать ребенку, проиграть
ситуацию в куклы, «как девочка исчезла и никогда больше не появилась и как было ей грустно и
одиноко одной» .
Другой вариант, можно довести эту ситуацию до абсурда. Когда ребенок очередной раз
проговорит о желании прыгнуть с балкона, демонстративно собрать вещи в сумку, подвести к
дверям и сказать «мы очень огорчены с папой, очень любим тебя, не хотим расставаться, но раз
ты решил, что тебе будет лучше без нас, мы уважаем твое мнение и отвезем тебя сейчас в другую
семью, в ту, где тебе будет очень хорошо». Как правило, ребенок видит ситуацию с другой
стороны, что родители его очень любят, но он не чувствует сопротивления с их стороны,
родители не пугаются, и эти мысли у ребенка уходят сами собой. Главное дать ребенку понять,
что вы не реагируете на угрозу и не пугаетесь и даже, в данном случае, хотите помочь найти
выход.
Когда ребенок повзрослеет (9-10 лет), с ним можно поговорить о суициде В более открытой
форме, в качестве профилактики. Дети часто представляют смерть в радужных красках, что это
«красиво», все сверстники вокруг переживают и жутко сожалеют о такой утрате. Нужно
разубедить ребенка в этом. Описать, что происходит после прыжков из окон, повешения, во что
превращается тело, рассказать о том, что человек на всю жизнь может остаться инвалидом в
коляске. Что у каждого своя жизнь и друзья быстро забудут и переключатся на свои дела, будут
стремиться к своему счастью, но этого шанса уже никогда не будет только у одного человека, у
того кто совершил «прыжок в никуда».
Сказка о девочке,
которая очень сильно хотела напугать родителей
Жила была маленькая девочка. У нее была отличная семья, родители ее очень любили,
защищали от опасностей, покупали игрушки и любимые сладости, играли с ней в увлекательные
игры, ходили вместе гулять, катались на качелях. Девочка была очень счастлива, но она никогда
не думала про родителей. А ведь они так много сделали для того, чтобы она была самым
счастливым ребенком в мире! А разве смогла бы она одна, без родителей, без любимой семьи,
стать такой счастливой?
Она никогда не спрашивала, как чувствует себя мама и папа, помогала им очень редко, да и то,
когда заставят. И очень сильно капризничала, всем была недовольна. А если папа с мамой куда
то торопились и не могли поиграть с ней, то злилась и недовольно разговаривала с ними,
бывало даже грубила. Родителям было очень неприятно, они расстраивались. Но когда было
уже невозможно терпеть грубость в поведении девочки, и уже все окружающие говорили, что
девочка неправильно себя ведет, то родителям строго приходилось разговаривать с ней и
говорить о том, что она вела себя плохо. Это очень не нравилось маленькой девочке и ей
хотелось сделать в ответ что то еще более плохое. Ведь она не знала, что расстраивая
родителей и делая их несчастными, она сама теряла свое счастье.
Как то раз, когда она очередной раз совершила плохой поступок и родители, желая защитить ее,
от ее же плохого поступка, строго что-то стали говорить и объяснять, девочка воскликнула: «Ну
все! Вы мне все надоели! Я не хочу больше вас слушать! Я спрыгну от вас в окно!!!» и со всего
размаху рванула в окно и …………… полетела. Она рассчитывала на то, что когда она упадет, то
легонько ушибется, встанет, отряхнется и вернется домой, очень сильно напугав родителей. Но
все оказалось по другому, она не знала очень страшной тайны, тайны о том, что все люди,
которые прыгают с высоты из окон и с крыш, оказываются в страшном, темном, сыром, тесном,
грязном и холодном подземелье. Попав в него, люди уже никогда не могли из него выбраться.
Попав в это подземелье девочка очень сильно напугалась, рядом никого не было, здесь было
так тесно, что она не могла даже встать во весь рост, сверху капали холодные капли, под ногами
пробегали крысы, обессилив от слез и горя, девочка прилегла на грязный сырой пол, свернулась
от холода в калачик и горько заплакала. Она поняла, что выбраться из этого подземелья никогда
не сможет. Лежа на спине, она вдруг заметила небольшой просвет вверху земляной комнатки,
быстро расчистив его руками, она увидела маленькое окошко, в котором, как по телевизору
показывали родителей девочки. Она стала кричать, махать руками, но все было бесполезно,
родители не видели и не замечали ее.
Девочка каждый день, со стороны наблюдала за родителями, она так соскучилась по ним, она
так хотела обнять маму и папу, она так мечтала просто хотя бы прикоснуться к ним. Ей уже не
нужны были игрушки и сладости. Она лишь мечтала сказать о том, как она любила их и как она
хочет быть просто рядом с ними, помогать, разговаривать, вместе смеяться.
Она видела, как переживают родители, какими они стали грустными. Но шли дни, нужно было
жить дальше, родители оправились от потери дочери, ходили на работу, делали дела и
смирились с тем, что никогда больше не увидят свою малышку. Шли года, у них появилась дочка,
о которой они заботились и которую любили, покупали ей сладости и дарили игрушки, дочка
очень любила их, помогала им и никогда не говорила с ними грубо.
А девочке только и осталось одно: мерзнуть, грустить и наблюдать за счастливой жизнью
родителей из подземелья. Она мечтала все вернуть назад и никогда больше даже в шутку не
произносить слова «Я спрыгну от вас в окно!».