Автор: Проскурина Евгения Евгеньевна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МКОУ ДО ДЮСШ№3 г.Ейска МО Ейский район
Населённый пункт: город Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ПОДГОТОВКА СПЕЦИОЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: дополнительное образование
ПОДГОТОВКА СПЕЦИОЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С
ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Одним из последствий социально-экономического кризиса стала
проблема охраны здоровья населения, которое прогрессивно ухудшается.
Наиболее серьезные опасения вызывает состояние здоровья социально
наименее защищенных слоев населения, к которым относятся студенты. К
сожалению, многие из молодых людей
не придерживаются принципов
здорового образа жизни, не принимают специальных мер для поддержания и
укрепления своего здоровья, равнодушно относятся к физической культуре и
спорту [6].
Такое
положение
требует
специальных
действий,
направленных
на
популяризацию
идей
здорового
образа
жизни,
на
подготовку
высококвалифицированных специалистов в области физической культуры, не
только обладающих знанием оздоровительных технологий, но и способных
привлечь как можно больше детей к занятиям, организовать их оздоровление
при помощи всесторонних средств[3,4].
Одной из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед
учреждениями
физкультурно-педагогического
образования,
является
подготовка
специалистов
к
осуществлению
здоровьесбережению
обучающихся. Одно из направлений в реализации данной задачи –
ориентация
содержания образования в ВУЗах физической культуры на
развития у студентов готовности к обеспечению всесторонних условий для
сохранения
и
укрепления
здоровья
подопечных
в
будущей
профессиональной деятельности[1].
В этой связи особого внимания заслуживает внедрения в
образовательный процесс таких педагогических технологий, которые могут
способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся,
поддержанию их здоровья за счет коррекции деятельности важнейших
адаптивных систем организма.
Здоровьесберегающая технология – элемент особым образом
организованного
педагогического
процесса,
целенаправленного
и
гарантированно
обеспечивающего
становление,
т.е.
сохранение,
поддержание и укрепление здоровья его субъектов в единстве и в ходе
взаимодействия всех составляющих этого процесса во всех учебно-
воспитательных ситуациях[2].
При таком понимании технология складывается из логически фиксированной
последовательности определенных действий, собственно и образующих
технологический процесс, который обеспечивает достижение ожидаемого
результата.
Современный педагогический процесс состоит из включенных в него
структурных
педагогических
явлений,
структурное
построение
педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные
составляющие, совместимость их с государственным стандартом высшего
образования и требованиями модернизации вузов[5].
Педагогический процесс физического воспитания студентов должен
отвечать
потребностям
общества
в
подготовке
здоровых,
физически
образованных специалистов. Физическое воспитание студентов должно быть
направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами
физической культуры и спорта и составлять педагогическую систему занятий
двигательными действиями в вузе и дома, отражать целенаправленность
вузовской программы российской системы физического воспитания.
В связи с этим необходимо сформировать эффективную структуру
процесса физического воспитания студентов и создать новое педагогическое
мышление преподавателя физического воспитания.
Для применения здоровьесберегающих технологий, в первую очередь,
целесообразно отразить информацию, связанную с состоянием здоровья
обучающихся в конкретном образовательном учреждении. Естественно, для
того чтобы получить соответствующую информацию, необходимо провести
серьезную работу по ее сбору и анализу. В частности, сведения о
фактическом состоянии здоровья обучающихся формируются на основе
проведения
обследования
медицинским
персоналом,
психологом,
педагогическим коллективом совместно, для получения более полной
картины. Результаты должны быть проанализированы с целью обобщения,
выявления существующих тенденций в состоянии здоровья студентов. С
целью выявления передового опыта в педагогической науке и практике в
сфере здоровьесбережения необходимы организация обменом опытом с
другими вузами и другими образовательными учреждениями, участия в
научно-практических конференциях, методических семинарах, изучение
научно-педагогических источников и т.д. Все эти аспекты должны найти в
отражение в содержании физкультурно педагогического образования.
Таким образом, после определения целей по здоровьесбережению
следует исходя из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья
студентов сделать упор на следующее:
- создание в вузе организационно-педагогических, материально-технических,
санитарно-гигиенических
и
других
условий
здоровьесбережения,
учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья студентов;
- развитие содержательной и материальной базы оздоровления студентов
средствами физической культуры;
- создание материально-технического, содержательного и информационного
обеспечения агитационной и пропагандисткой работы по приобщению
студентов к здоровому образу жизни;
- развитие организационного, программного и материально-технического
обеспечения
дополнительного
образования
обучающихся,
в
аспектах
здоровьесбережения, их отдыха, досуга;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания студентов
с учетом особенностей состояния здоровья;
-разработка
и
внедрение
комплекса
мер
по
поддержанию
здоровья
педагогических работников в вузе;
- обеспечение непрерывного повышения квалификации специалистов по
физической
культуре
в
плане
развития
их
готовности
к
созданию
организационно-педагогических условий здоровьесбережения студентов;
Внедрение в деятельность высшего учебного заведения достижений
педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.
Главным результатом деятельности по здоровьесбережению является
наличие положительных изменений в состоянии здоровья студентов. При
оценке состояния здоровья студентов имеет смысл использовать конкретные
показатели соматического, физиологического, физического, психического,
психосоматического, духовно-нравственного здоровья, которые проводятся
на разных этапах системы здоровьесбережения. Определяя уровень здоровья
по тем или иным показателям необходимо руководствоваться конкретными
критериями, характеризующими низкий, средний, высокий и др. возможные
уровни.
В связи с этим в содержание физкультурно0педагогического
образования целесообразно включать и такие аспекты, которые знакомили
бы студентов с существующими подходами к оцениванию изменений в
состоянии здоровья обучающихся, воспитанников на протяжении различных
возрастных периодов.
Приведенные в данной статье рекомендации обобщены и не содержат в
себе конкретных тем для изучения студентами, перечня дисциплин, в
которых следует освещать аспекты здоровьесбережения, и т.п. Однако это
было бы не целесообразно, поскольку каждому конкретному учреждению
физкультурно-педагогического образования присущи свои особенности.
Поэтому определение конкретных мер по реализации соответствующих
аспектов в содержании образовании студентов находится в компетенции
данного
учреждения.
Указанные
подходы
к
отражению
элементов
обеспечения
здоровьесбережения
в
содержании
образования
будущих
специалистов по физической культуре целесообразно использовать в
качестве общего основания для разработки в учреждениях физкультурно-
педагогического
образования
собственных
учебных
планов
и
образовательных программ, сориентированных на подготовку студентов к
осуществлению
здоровьесбережения
в
их
будущей
профессиональной
деятельности.
Литература
1.
Маджуга
А.Г.,
Лекерова
Г.Ж.
Здоровьеберегающие
педагогические
технологии в образовательном процессе// Высшая школа Казахстана. – 2001.
- №6. – С.95-101.
2.
Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей /
Руководство
для
медицинских
и
педагогических
работников
образовательных
и
лечебно-профилактических
учреждений,
санитарно-
эпидемической службы. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 528с.
3.
Письмо министерство образования Российской Федерации от 23.08.94
№781/11 «О преподавании «физической культуры» в образовательных
учреждениях»
4.
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.09.95 №70-
М «Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья
обучающихся»
5.
Письмо
Министерства
общего
и
профессионального
образования
Российской Федерации от 24.10.96 № 1983/29-11 «О неудовлетворительном
исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся».
6.
Репин С.А., Сериков С.Г. Документальное обеспечение здоровьесбережения
в
образовательных
учреждениях:
Научно-методическое
пособие.
-
Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999.-230с.