Напоминание

ПОДГОТОВКА СПЕЦИОЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ


Автор: Проскурина Евгения Евгеньевна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МКОУ ДО ДЮСШ№3 г.Ейска МО Ейский район
Населённый пункт: город Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: ПОДГОТОВКА СПЕЦИОЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПОДГОТОВКА СПЕЦИОЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Одним из последствий социально-экономического кризиса стала

проблема охраны здоровья населения, которое прогрессивно ухудшается.

Наиболее серьезные опасения вызывает состояние здоровья социально

наименее защищенных слоев населения, к которым относятся студенты. К

сожалению, многие из молодых людей

не придерживаются принципов

здорового образа жизни, не принимают специальных мер для поддержания и

укрепления своего здоровья, равнодушно относятся к физической культуре и

спорту [6].

Такое

положение

требует

специальных

действий,

направленных

на

популяризацию

идей

здорового

образа

жизни,

на

подготовку

высококвалифицированных специалистов в области физической культуры, не

только обладающих знанием оздоровительных технологий, но и способных

привлечь как можно больше детей к занятиям, организовать их оздоровление

при помощи всесторонних средств[3,4].

Одной из важнейших задач, стоящих на современном этапе перед

учреждениями

физкультурно-педагогического

образования,

является

подготовка

специалистов

к

осуществлению

здоровьесбережению

обучающихся. Одно из направлений в реализации данной задачи –

ориентация

содержания образования в ВУЗах физической культуры на

развития у студентов готовности к обеспечению всесторонних условий для

сохранения

и

укрепления

здоровья

подопечных

в

будущей

профессиональной деятельности[1].

В этой связи особого внимания заслуживает внедрения в

образовательный процесс таких педагогических технологий, которые могут

способствовать формированию здорового образа жизни обучающихся,

поддержанию их здоровья за счет коррекции деятельности важнейших

адаптивных систем организма.

Здоровьесберегающая технология – элемент особым образом

организованного

педагогического

процесса,

целенаправленного

и

гарантированно

обеспечивающего

становление,

т.е.

сохранение,

поддержание и укрепление здоровья его субъектов в единстве и в ходе

взаимодействия всех составляющих этого процесса во всех учебно-

воспитательных ситуациях[2].

При таком понимании технология складывается из логически фиксированной

последовательности определенных действий, собственно и образующих

технологический процесс, который обеспечивает достижение ожидаемого

результата.

Современный педагогический процесс состоит из включенных в него

структурных

педагогических

явлений,

структурное

построение

педагогического процесса позволяет выделить и рассмотреть его главные

составляющие, совместимость их с государственным стандартом высшего

образования и требованиями модернизации вузов[5].

Педагогический процесс физического воспитания студентов должен

отвечать

потребностям

общества

в

подготовке

здоровых,

физически

образованных специалистов. Физическое воспитание студентов должно быть

направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами

физической культуры и спорта и составлять педагогическую систему занятий

двигательными действиями в вузе и дома, отражать целенаправленность

вузовской программы российской системы физического воспитания.

В связи с этим необходимо сформировать эффективную структуру

процесса физического воспитания студентов и создать новое педагогическое

мышление преподавателя физического воспитания.

Для применения здоровьесберегающих технологий, в первую очередь,

целесообразно отразить информацию, связанную с состоянием здоровья

обучающихся в конкретном образовательном учреждении. Естественно, для

того чтобы получить соответствующую информацию, необходимо провести

серьезную работу по ее сбору и анализу. В частности, сведения о

фактическом состоянии здоровья обучающихся формируются на основе

проведения

обследования

медицинским

персоналом,

психологом,

педагогическим коллективом совместно, для получения более полной

картины. Результаты должны быть проанализированы с целью обобщения,

выявления существующих тенденций в состоянии здоровья студентов. С

целью выявления передового опыта в педагогической науке и практике в

сфере здоровьесбережения необходимы организация обменом опытом с

другими вузами и другими образовательными учреждениями, участия в

научно-практических конференциях, методических семинарах, изучение

научно-педагогических источников и т.д. Все эти аспекты должны найти в

отражение в содержании физкультурно педагогического образования.

Таким образом, после определения целей по здоровьесбережению

следует исходя из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья

студентов сделать упор на следующее:

- создание в вузе организационно-педагогических, материально-технических,

санитарно-гигиенических

и

других

условий

здоровьесбережения,

учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья студентов;

- развитие содержательной и материальной базы оздоровления студентов

средствами физической культуры;

- создание материально-технического, содержательного и информационного

обеспечения агитационной и пропагандисткой работы по приобщению

студентов к здоровому образу жизни;

- развитие организационного, программного и материально-технического

обеспечения

дополнительного

образования

обучающихся,

в

аспектах

здоровьесбережения, их отдыха, досуга;

- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания студентов

с учетом особенностей состояния здоровья;

-разработка

и

внедрение

комплекса

мер

по

поддержанию

здоровья

педагогических работников в вузе;

- обеспечение непрерывного повышения квалификации специалистов по

физической

культуре

в

плане

развития

их

готовности

к

созданию

организационно-педагогических условий здоровьесбережения студентов;

Внедрение в деятельность высшего учебного заведения достижений

педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.

Главным результатом деятельности по здоровьесбережению является

наличие положительных изменений в состоянии здоровья студентов. При

оценке состояния здоровья студентов имеет смысл использовать конкретные

показатели соматического, физиологического, физического, психического,

психосоматического, духовно-нравственного здоровья, которые проводятся

на разных этапах системы здоровьесбережения. Определяя уровень здоровья

по тем или иным показателям необходимо руководствоваться конкретными

критериями, характеризующими низкий, средний, высокий и др. возможные

уровни.

В связи с этим в содержание физкультурно0педагогического

образования целесообразно включать и такие аспекты, которые знакомили

бы студентов с существующими подходами к оцениванию изменений в

состоянии здоровья обучающихся, воспитанников на протяжении различных

возрастных периодов.

Приведенные в данной статье рекомендации обобщены и не содержат в

себе конкретных тем для изучения студентами, перечня дисциплин, в

которых следует освещать аспекты здоровьесбережения, и т.п. Однако это

было бы не целесообразно, поскольку каждому конкретному учреждению

физкультурно-педагогического образования присущи свои особенности.

Поэтому определение конкретных мер по реализации соответствующих

аспектов в содержании образовании студентов находится в компетенции

данного

учреждения.

Указанные

подходы

к

отражению

элементов

обеспечения

здоровьесбережения

в

содержании

образования

будущих

специалистов по физической культуре целесообразно использовать в

качестве общего основания для разработки в учреждениях физкультурно-

педагогического

образования

собственных

учебных

планов

и

образовательных программ, сориентированных на подготовку студентов к

осуществлению

здоровьесбережения

в

их

будущей

профессиональной

деятельности.

Литература

1.

Маджуга

А.Г.,

Лекерова

Г.Ж.

Здоровьеберегающие

педагогические

технологии в образовательном процессе// Высшая школа Казахстана. – 2001.

- №6. – С.95-101.

2.

Кучма В.Р. Медико-профилактические основы обучения и воспитания детей /

Руководство

для

медицинских

и

педагогических

работников

образовательных

и

лечебно-профилактических

учреждений,

санитарно-

эпидемической службы. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2005. – 528с.

3.

Письмо министерство образования Российской Федерации от 23.08.94

№781/11 «О преподавании «физической культуры» в образовательных

учреждениях»

4.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 04.09.95 №70-

М «Об актуальности физической культуры в целях укрепления здоровья

обучающихся»

5.

Письмо

Министерства

общего

и

профессионального

образования

Российской Федерации от 24.10.96 № 1983/29-11 «О неудовлетворительном

исполнении законодательства об охране здоровья обучающихся».

6.

Репин С.А., Сериков С.Г. Документальное обеспечение здоровьесбережения

в

образовательных

учреждениях:

Научно-методическое

пособие.

-

Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999.-230с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика