Автор: Ковалева Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №274
Населённый пункт: г .Санкт -Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе.
Раздел: начальное образование
Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Из
привычного мира семьи или детского сада они попадают в новую среду, где
вместо игры детям предлагают систематический умственный труд.
Каждый первокласснику трудно сразу приспособиться или, говоря иначе,
адаптироваться к новым условиям и процессу обучения.
Адаптация к школе многоплановый процесс, который зависит от
физиологического, социального и психического развития ребенка. Умение
взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным
правилам; успешность освоения универсальных учебных действий,
программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень
развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или
психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное
образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу
школьного обучения.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих
мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо
время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к
новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Главная задача школы - создание для детей, испытывающих трудности в
адаптации, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения,
позволяющих предупредить школьную дезадаптацию.
Проблема готовности адаптации к школьному обучению рассматривалась
многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-
исследователями (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т.
Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел,
Д.Б. Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе,
как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов,
Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевич, и др.), является достаточный уровень
сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и
отношения к самому себе.
За последнее время произошли серьезные преобразования в системе
российского образования. Согласно новым ФГОС Начального Общего
Образования
II поколения, в основу стандарта обучения положен
деятельностный подход, т.е. обучение ребенка осуществляется в деятельности,
введено понятие Универсальные Учебные Действия (УУД). Приняты, новые
образовательные учебные и коррекционные программы, изменилась сама
структура преподавания. Систему ЗУН-ов (знания, умения, навыки) сменил
набор ключевых компетентностей ученика в разных видах деятельности,
таких как: умение ставить и решать задачу и т.д. сменили и компетенции.
Подготовленность ребенка к обучению, согласно ФГОС, определяется
равно значимыми компонентами: когнитивным, эмоциональным,
личностным, социальным и поведенческим.
Задачей школы становится не только хорошая успеваемость учеников, а и
сохранение индивидуальности личности ребенка, его социальное и
эмоциональное благополучие.
При этом, согласно данным исследований Института возрастной
физиологии и психологии РАО уже сейчас в школу приходит около 20% детей,
имеющих нарушения в развитии пограничного характера. Дети не могут
вовремя адаптироваться к изменяющимся условиям. Развивается школьная
дезадаптация – учебная и поведенческая, - термин, фактически определяющий
любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения.Согласно
определению,сформулированному
В.В.Коганом,»школьная
дезадаптация-
психогенное заболевание или психогенное формирование личности
ребёнка,которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и
и
затрагивает
учебную
и
внеучебную
активность
ученика»(БугрименкоЕ.А.,Венгер А.Л.Готовность детей к школе.1992.) 16 %
детей имеют высокий уровень готовности, говоря о психологической адаптации
детей к обучению в школе, от 37% до 60% первоклассников московских школ в
том или ином отношении имеют трудности в адаптации к обучению в школе и
полноценном усвоении действующих в начальных классах школьных программ.
Актуальность
выбранной темы исследования и определяется
вышеперечисленными факторами.
Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и
готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей,
несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения,
испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной
причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному
типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети
имеют разный уровень готовности к школе. Многие ученики, даже при
наличии необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального
развития сталкиваются с трудностями в процессе обучения, поскольку ребенок
не готов к социальной позиции школьника. Ведь не всегда высокий уровень
интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к
школе.
Адекватное и своевременное определение уровня психологической
адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной
адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной
неуспешности.
Объект исследования: дошкольники и школьники в возрасте от 6 до 8
Предмет
исследования:
процесс
психологической
адаптации
первоклассников.
Цель:
исследование особенностей психологической адаптации
первоклассников к школьному обучению и факторов влияющих на её
успешность.
Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы
следующие задачи:
Задачи:
1 Анализ литературных источников по теме исследования.
2 Подбор диагностических методик для исследования уровня психологической
адаптации первоклассников.
3 Организация и проведение исследования особенностей психологической
адаптации
учащихся
первых
классов.
адаптационного процесса, оценка эффективности работы.
4 Количественный и качественный анализ полученных в процессе
исследования данных.
5 Формулировка общих выводов по дипломной работе и разработка
практических рекомендаций.
Методологическую основу исследования составили современные
теоретические достижения психологии об общих и специфических
особенностях
и
закономерностях
первоклассников.