Напоминание

Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе.


Автор: Ковалева Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №274
Населённый пункт: г .Санкт -Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе.
Раздел: начальное образование





Назад




Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Из

привычного мира семьи или детского сада они попадают в новую среду, где

вместо игры детям предлагают систематический умственный труд.

Каждый первокласснику трудно сразу приспособиться или, говоря иначе,

адаптироваться к новым условиям и процессу обучения.

Адаптация к школе многоплановый процесс, который зависит от

физиологического, социального и психического развития ребенка. Умение

взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным

правилам; успешность освоения универсальных учебных действий,

программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень

развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной или

психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное

образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу

школьного обучения.

Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих

мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Поэтому необходимо

время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к

новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.

Главная задача школы - создание для детей, испытывающих трудности в

адаптации, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения,

позволяющих предупредить школьную дезадаптацию.

Проблема готовности адаптации к школьному обучению рассматривалась

многими зарубежными и российскими учеными, методистами, педагогами-

исследователями (Л.Ф. Берцфаи, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Г. Витцлак, В.Т.

Горецкий, В.В. Давыдов, Я. Йирасек, А. Керн, Н.И. Непомнящая, С. Штребел,

Д.Б. Эльконин, и др.). Одним из важнейших компонентов готовности к школе,

как отмечается рядом авторов (А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов,

Т.В. Пуртова, Г.Б. Яскевич, и др.), является достаточный уровень

сформированности произвольности в общении со взрослыми, сверстниками и

отношения к самому себе.

За последнее время произошли серьезные преобразования в системе

российского образования. Согласно новым ФГОС Начального Общего

Образования

II поколения, в основу стандарта обучения положен

деятельностный подход, т.е. обучение ребенка осуществляется в деятельности,

введено понятие Универсальные Учебные Действия (УУД). Приняты, новые

образовательные учебные и коррекционные программы, изменилась сама

структура преподавания. Систему ЗУН-ов (знания, умения, навыки) сменил

набор ключевых компетентностей ученика в разных видах деятельности,

таких как: умение ставить и решать задачу и т.д. сменили и компетенции.

Подготовленность ребенка к обучению, согласно ФГОС, определяется

равно значимыми компонентами: когнитивным, эмоциональным,

личностным, социальным и поведенческим.

Задачей школы становится не только хорошая успеваемость учеников, а и

сохранение индивидуальности личности ребенка, его социальное и

эмоциональное благополучие.

При этом, согласно данным исследований Института возрастной

физиологии и психологии РАО уже сейчас в школу приходит около 20% детей,

имеющих нарушения в развитии пограничного характера. Дети не могут

вовремя адаптироваться к изменяющимся условиям. Развивается школьная

дезадаптация – учебная и поведенческая, - термин, фактически определяющий

любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения.Согласно

определению,сформулированному

В.В.Коганом,»школьная

дезадаптация-

психогенное заболевание или психогенное формирование личности

ребёнка,которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и

и

затрагивает

учебную

и

внеучебную

активность

ученика»(БугрименкоЕ.А.,Венгер А.Л.Готовность детей к школе.1992.) 16 %

детей имеют высокий уровень готовности, говоря о психологической адаптации

детей к обучению в школе, от 37% до 60% первоклассников московских школ в

том или ином отношении имеют трудности в адаптации к обучению в школе и

полноценном усвоении действующих в начальных классах школьных программ.

Актуальность

выбранной темы исследования и определяется

вышеперечисленными факторами.

Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и

готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей,

несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения,

испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению, основной

причиной которых является то, что они психологически не готовы к школьному

типу обучения. К тому же в связи с изменением социальных условий дети

имеют разный уровень готовности к школе. Многие ученики, даже при

наличии необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального

развития сталкиваются с трудностями в процессе обучения, поскольку ребенок

не готов к социальной позиции школьника. Ведь не всегда высокий уровень

интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к

школе.

Адекватное и своевременное определение уровня психологической

адаптации к школе позволит предпринять соответствующие шаги для успешной

адаптации ребенка в новой для него среде и предупредить появление школьной

неуспешности.

Объект исследования: дошкольники и школьники в возрасте от 6 до 8

Предмет

исследования:

процесс

психологической

адаптации

первоклассников.

Цель:

исследование особенностей психологической адаптации

первоклассников к школьному обучению и факторов влияющих на её

успешность.

Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы

следующие задачи:

Задачи:

1 Анализ литературных источников по теме исследования.

2 Подбор диагностических методик для исследования уровня психологической

адаптации первоклассников.

3 Организация и проведение исследования особенностей психологической

адаптации

учащихся

первых

классов.

адаптационного процесса, оценка эффективности работы.

4 Количественный и качественный анализ полученных в процессе

исследования данных.

5 Формулировка общих выводов по дипломной работе и разработка

практических рекомендаций.

Методологическую основу исследования составили современные

теоретические достижения психологии об общих и специфических

особенностях

и

закономерностях

первоклассников.



В раздел образования




Яндекс.Метрика