Напоминание

"ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"


Автор: Губина Валентина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: Выступление на педагогическом совете
Тема: "ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование





Назад




ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ НА УРОКАХ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(выступление на школьном педагогическом совете

для учителей начальных классов)

Подготовила: Губина В.А.

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22 г.Ставрополь

В разные времена в обществе формируются свои, присущие только

данной эпохе ценности. Любовь к Родине, к своему народу, к его традициям

- это основа любого общества. Сухомлинский писал: «От того, как относится

человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит его

нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на

благо Родины».

Федеральные Государственные Образовательные Стандарты

второго поколения, Закон Российской Федерации « Об образовании»,

Концепция

духовно- нравственного

развития и

воспитания

личности

гражданина России в качестве одного из приоритетных направлений работы

современной

школы

определяет

духовно-нравственное

развитие

обучающихся, одним из аспектов которого является воспитание любви к

своему краю и ответственности за него, воспитание толерантного отношения

к разным культурам, традициям, вероисповеданиям людей проживающих на

территории края.

Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего

положительного отношения к Родине, а для того чтобы оно возникло,

человек должен получить знания об истории и культуре не только своей

большой Родины, но и своего края. Изучение окружающего мира на основе

знаний о родном крае, его природе, истории, культуре, традициях

населяющих

его

народностей,

является

определяющим

подходом

к

образовательному и воспитательному процессу, особенно для младших

школьников, которые наиболее восприимчивы к этой деятельности в силу

своих возрастных особенностей. Нестандартные уроки окружающего мира:

уроки – проекты, уроки – исследования,

уроки – экскурсии позволяют

школьникам практически овладеть умениями наблюдать и осуществлять

реальные действия по сохранению природы своего края.

Пробуждение интереса к малой родине, расширение и накопление

элементарных

знаний

об

историческом

прошлом,

о

настоящем

и

перспективах будущего развития родного края, создание условий для

воспитания личности толерантной, испытывающей чувство гордости за свою

малую родину, личности, умеющей ценить и беречь природные богатства

своего края - один из главных вопросов на уроках окружающего мира в

начальной школе. В последние годы в обществе в целом и в ученических

коллективах в частности наблюдается снижение нравственных ценностей,

отсутствие идеалов, на которые можно было равняться, обучающиеся слабо

знают историю своей страны, своего родного края, своих героев-земляков.

Поэтому основной целью на уроках окружающего мира является

формирование у младших школьников целостной картины окружающего

мира в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

духовно- нравственное, гражданское, личностное развитие обучающихся,

привитие любви к малой Родине.

Так при изучении раздела «Родной край – часть великой России»

ребята изучают тему: «Ставропольский край – наша малая Родина»,

обучающиеся имеют возможность познакомиться с историей ремесел района,

посетить краеведческий музей г.Ставрополя, познакомиться с памятными

местами своей малой родины, с людьми, прославившими Ставропольский

край. Значимость таких уроков заключается в создании условий для

формирования знаний о родном крае, о подвигах героев, деятелей культуры,

которые прославили родной край, знаний о природных богатствах своей

малой Родины и о том, как сохранить эти богатства.

Свои уроки окружающего мира в начальной школе я строю таким

образом, чтобы обучающиеся, осваивая теоретические знания и практические

умения в области истории и культуры родного края, приобретали уважение к

прошлому, бережное отношение к настоящему.

В качестве условий, обеспечивающих воспитание учащихся на моих

уроках, я выделяю следующее: создание положительного микроклимата в

процессе обучения, использование ценностного подхода в преподавании,

сочетание традиционных и нетрадиционных форм ведения уроков.

Одним из обязательных аспектов привития любви к родному краю

является

знакомство

обучающихся

с

поэзией

о

родном

крае.

На

интегрированных

уроках

внеклассного

чтения

и

окружающего

мира

учащиеся знакомятся с произведениями поэтов – земляков, сочиняют стихи

сами. С какой целью? Прежде всего, по той причине, что стихи о родном

крае детям нужны для осознания и понимания уникальности своей малой

родины, для зарождения и осознания своей любви к Родине во всех ее

проявлениях. Первокласснику, например, трудно понять, что представляет

собой обширное понятие "Родина", зато очень легко описать свой дом, свою

семью, улицу, на которой он живет, своё родное село... Все эти вещи,

называемые серьезным термином "малая родина", для младшего школьника,

на самом деле, являются той ключевой отправной точкой, из которой

вырастает патриотизм. В этом контексте становится предельно понятно, что

стихи о родном крае детям жизненно необходимы в качестве путеводной

звезды и поддержки в тех чувствах, что они испытывают относительно

Родины во всех смыслах этого феномена.

Воспитательный процесс по формированию высоконравственной,

творческой личности, которая знает свой родной край, его обычаи, язык и

традиции, знает и бережёт природу своего края, личности,

способной

уважительно относиться к истории и культуре других народов, заселяющих

родной край,

проходит не только на уроках, но и во внеурочной

деятельности, например на факультативном занятии «Изучаем родной край».

Программа факультатива дает возможность раскрыть духовно –

нравственный потенциал традиций русского, бурятского народа, связанных

особенностями

их

вероисповедания,

дает

возможность

развивать

толерантное отношение к различным культурам и традициям, раскрыть роль

Ставрополья для людей, проживающих в Ставропольском крае комплексно,

используя интеграцию таких образовательных областей как окружающий

мир, литературное чтение, история, технология. Учебный план факультатива

предусматривает не только знакомство с народными традициями, но

и

углубление представлений обучающихся об этих традициях, их роли в

литературе, искусстве и культуре народа в целом, позволяет познакомить с

людьми, внесшими большой вклад в развитие Ставрополья и на основе этого

создать условия для формирования и развития патриотических чувств.

На факультативных занятиях в доступной форме раскрываются

традиции, культура

русского, дагестанского, армянского

народа и

малочисленных народов. В программе факультатива прослеживается наличие

разделов

(модулей),

позволяющих

получить

новые

знания,

не

содержащиеся в основной общеобразовательной программе. Это в полной

мере относится к разделу «Мир культуры Ставрополья», в процессе освоения

которого обучающиеся знакомятся с Ставрополем, как с

культурной

столицей края, с музеем «Казачий». Углубленные знания обучающиеся

получают

и

в

результате

освоения

раздела

«Народы,

живущие

в

Ставрополье»,

где

знакомятся

с

вероисповеданием

разных

народов

Ставропольского

края,

с

культурой,

обрядами

русских,

чеченцев,

дагестанцев.

При изучении раздела «Священное море» содержание

программы пополняется новыми знаниями о легендах Северного Кавказа, об

его экологических проблемах, это дает возможность обучающимся заняться

поисковой и исследовательской работой.

Посещая факультативный курс «Изучаем родной край», учащиеся:

- узнают название и символику Ставрополья, основные особенности

расположения края, умеют находить свой край на карте, узнают не только

виды основных растений, животных, полезных ископаемых, рек и озер, но и

способы их охраны;

- узнают, какие народности проживают на Северном Кавказе, их

традиции, культуру, обычаи, учатся уважительно к ним относиться, то есть

овладевают чувством толерантности;

- узнают имена людей, прославивших

Ставропольский край,

Северный Кавказ в целом, родной город, учатся гордиться ими;

- узнают в доступной возрасту форме основные памятные места своей

малой родины, культурные и национальные центры, краеведческие музеи;

- умеют осуществлять самостоятельный поиск материала в разных

источниках, проводить исследовательскую работу, составлять проекты,

презентации, защищать их.

Формирование чувства патриотизма к своей стране, к своей малой

родине сложный и длительный процесс, который обычно начинается в семье

и продолжается как в школе, так и за её пределами.

То, что ребёнок узнает в школьном возрасте, на всю жизнь врезается

в память. Поэтому так важно ещё в младшем школьном возрасте воспитать

чувство гражданского долга, гражданской ответственности, привить любовь

к малой родине, к своей стране.

И если с детства ребёнок будет приучен заботиться о своём крае, о

своём селе, говорить о природе, как о живой, о том, что она может грустить и

радоваться, то вдумчивое и бережное отношение новых поколений к своей

Родине поможет избежать глобальных экологических проблем.



В раздел образования




Яндекс.Метрика