Напоминание

"Из опыта работы по экологическому воспитанию сельских школьников"


Автор: Алексеева Надежда Георгиевна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: Челябинская область, Сосновский район, село Кременкуль
Наименование материала: Статья
Тема: "Из опыта работы по экологическому воспитанию сельских школьников"
Раздел: среднее образование





Назад




Н.Г. Алексеева

с. Кременкуль Челябинская область

Из опыта работы по экологическому воспитанию сельских школьников.

Экологические проблемы касаются всех, а это значит, что забота по оздоровлению

окружающей среды – забота каждого человека, где бы он не жил и какой бы пост не

занимал. Сформировать соответствующий образ мысли и действий может и должна

общеобразовательная школа.

В условиях введения Федерального образовательного стандарта основного общего

образования экологическая компетентность выходит на одно из приоритетных

направлений гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Опыт работы в школе позволяет использовать региональное содержание

естественнонаучных учебных дисциплин и внеурочной деятельности, как средств

эколого-краеведческого образования учащихся. В нашей сельской школе разработаны

и реализуются программы внеурочной деятельности экологической направленности:

«Водный источник», «Эрудит-исследователь», «Фитодизайн», которые способствуют

укреплению и расширению рядов школьников и неравнодушных взрослых для охраны

окружающих водоёмов и лесов.

Как помочь детям естественно развиваться на всех ступенях образования, начиная с

детского сада? Это опираться на пытливое освоение каждым ребёнком окружающей

природы. Разделяя утверждение Вентцеля Константина Николаевича, русского

педагога, теоретика, пропагандиста свободного воспитания, о том что «Высшая цель

воспитания – развитие творческой индивидуальности» и педагоги – воспитатели

должны: «Освобождать в ребёнке творческие силы, побуждать и поддерживать в нём дух

искания, исследования, творчества» (т.5 с.39-42), к этому и стремится педагогический

коллектив, используя возможности сельской школы.

Озёрно-родниковый край село Кременкуль привлекает жителей города Челябинска своей

чистой прозрачной водой озёр Большой и Малый Кременкуль, холодной живительной

водой лесных родников, грибами, ягодами берёзовой рощи, звенящей тишиной соснового

бора. Зная популярность окрестностей села и пренебрежение к порядку отдыхающих,

школьники активно участвуют в экологических десантах, очищая ежегодно территорию

села, прибрежную полосу местных озёр от бытового мусора.

Возрождение местных родников, их очистка, выпуск природоохранных листовок, сбор

информации об этих уникальных уголках уральской Земли, позволили их

паспортизировать. Экологический паспорт родника включает не менее 12 параметров.

Информация передана в администрацию Кременкульского сельского поселения. Родники

«Серебряный», «Радужный», «Лесной» зажили новой чистой жизнью. Ученики не только

открыли новые источники пресной воды, но и привлекли внимание молодёжи к

соблюдению элементарных правил сохранения природы родного края.

Ребята активно участвуют в декаде естественных наук

Эколого-просветительская деятельность конкурсы рисунков, листовок «Человек и

природа», сбор информации об озере Большой Кременкуль, публикации в газете

«Сосновская нива», оформление коллекций насекомых, различных гербариев, экскурсии

на озеро, в лес, областные музеи Леса, Краеведческий, сельскую котельную

способствуют укреплению активной жизненной позиции обучающихся.

Оригинальностью выделяются работы выпускниц нашей школы Марии и Ольги

Завьяловых, для которых тушь и перо стали источником творчества, юмора,

экологической проницательности и боли за будущее планеты.

Общее дело, взаимная помощь сплотили ребят, был создан коллектив «Акватория»,

который помог объединить школьников любящих малую Родину, увлечённых

исследованиями взаимодействия между её отдельными компонентами и человеком,

создающим благоприятную экологическую обстановку для здоровья человека.

Обучающиеся, более десяти лет, участвуют и становятся призёрами, в различных

экологических конкурсах, конференциях в Сосновском муниципальном районе,

Челябинской области: «Вода на Земле», «Интеллектуалы XXI века», «Креодонт»,

«Большая перемена» в номинациях «Творческая», «Природоохранная деятельность».

Ребята награждены Грамотами, Благодарностями и Дипломами Министерства

образования и науки Челябинской области, Областного центра дополнительного

образования детей, Районного отдела образования за активное участие, победы и

практическую природоохранную деятельность, что служит хорошим стимулом для

дальнейшей работы. Научное общество учащихся, исследовательская деятельность

предлагает спектр возможностей для раскрытия индивидуальных способностей

обучающихся, их умения разрабатывать и проверять гипотезы, работать в проектном

режиме. Объектами их исследований становятся озёра, родники, почва, мёд, растения, а

предметом изучения их физико-химический анализ, динамика питания ротана, влияние

состава почвы на урожайность овощей и т.д.

Сотрудничество с Челябинским государственным университетом, факультетом

«Экологии и природопользования», с институтом Агроэкологии, филиалом Южно-

Уральского государственного аграрного университета, помогли школьникам не только

овладеть методиками определения чистоты воды, обменной кислотности почвы,

проведением цветных реакций, способствовали самоопределению старшеклассников.

Только в нашей школе работают пять педагогов получивших высшее педагогическое

естественно-научное образование. Наши выпускники продолжают изучать важное дело

грамотного природопользования, изучая экологические проблемы и пути их решения в

Челябинских Вузах.

Участвуя в международной интеллектуально-технической детской программе развития

нестандартного мышления «Одиссея Разума» в проблеме «Брось вызов загрязнению

окружающей среды», «одиссеевцы», не только исследовали среду обитания, нскали

способы сохранения чистоты на нашей планете. Серьёзные мысли звучат в их детских

стихах:

Экология – наука о спасении Земли,

Ведь она сегодня в муках, погибает без любви!

Ей внимание дарите, проверяйте, всё насквозь.

Нашу Землю сохраните, не надеясь на авось!

Индивидуально-психологические особенности подростка, в большей степени

зависят от характера деятельности в которую он попадает. Экологическое воспитание это

не только деятельностные технологии, но формирование ключевых компетенций:

сотрудничество, взаимная поддержка, поиск решения проблемы или причины явления,

наличие своего мнения, информационная осведомлённость. Это создание условий для

продвижения по пути собственного совершенства, раскрытие творческих способностей

каждого, пробуждение глубокого интереса, но и умение видеть мир по-новому,

адаптироваться в социуме. Надежда на будущее есть, а это решает одну из приоритетных

задач современного образования.

Подкупающе искренне звучит предвидение подростка:

Будут мирными рассветы

Шар земной теплом согрет,

Будет жить наша планета

Ещё много тысяч лет!

Учитель химии: Алексеева Надежда Георгиевна

МОУ Кременкульской СОШ, Сосновского муниципального района,

Челябинской области.



В раздел образования




Яндекс.Метрика