Напоминание

Введение в каллиграфию. Краткая история письменности.


Автор: Шульц Инесса Робертовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ №1
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Введение в каллиграфию. Краткая история письменности.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Введение в каллиграфию.

Краткая история письменности.

Письменность, как это ни странно, нельзя отнести к старым изобретениям. Это скорее

одно из нововведений, имеющее значение культурного переворота. Письменность

заставила человека поразмыслить о самом себе. Дала возможность развиваться

философским учениям и религии. Она вызвала могучий взлёт во всех областях

человеческих знаний. Только благодаря ей стало возможным коллективное умозрительное

мышление.

Признаки письменности:

1.

Если производилось действие рисования в самом широком понимании (начертание,

выскабливание, вырубание). Изображение предмета или знака на материале,

который не является этим предметом.

2.

Если преследовалась цель сообщения иным лицам или для сохранения в памяти

самому пишущему.

Когда нет первого признака, но есть второй:

I.

Предметное

письмо.

Своеобразная

форма,

предшествовавшая

собственно

письменности.

1.

Так наз. «Бирки», которые использовались самыми разными народами

большей частью для записи чисел, как календарь, как долговые списки и

описи. Связанные раковины, камни, бусины, перья.

2.

Так наз. «Жезлы вестников» - палка с зарубками, которую вестник должен

был использовать как памятку.

3.

Шнуры с узелками. Кипу древних инков и их потомков перуанских

индейцев. Эти документы содержат лишь числовые данные различного

характера: число сражений, посольств и царских постановлений, подсчет

различных предметов и владений.

4.

Пояса-вампум

североамериканских

индейцев.

Делались

из

бусин,

выпиленных из раковин. Послания сообщали о войне и мире, количестве

воинов, количестве проданных товаров. Цвета осмыслялись символически.

Черный, фиолетовый – опасность и вражда, красный – война, белый – мир и

благоденствие.

5.

Предметные письма (племена Западной Африки). Когда по отправленным

предметам нужно было догадаться о смысле послания. Послание скифов к

Дарию из мыши, лягушки, птицы и пяти стрел.

Отдельные такие «письма» могут иметь характер звукового ребуса. У

племени йоруба в Нигерии кучка из 6-ти раковин каури означает шесть.

6 = efa = увлеченный,

8 = ejo = совпадать, быть согласным.

Предметное письмо в наши дни: военные знаки различия, обручальное

кольцо, черная одежда.

II.

Рисуночное письмо.

Отличительный признак всякого рисуночного письма – это отсутствие какой бы то ни

было связи между письменным изображением и звуками живого языка.

Письма девушек-юкагирок.

1.

Пиктография – рисуночное письмо. Рисунок символизирует тот предмет, который

изображает, н-р, солнце.

2.

Идеография – письмо идей. Рисунок обозначает не сам предмет, а связанную с

ним идею, н-р, горячий, тепло, жара.

Преимущества: Ряд таких изображений может быть довольно верно «прочитан»

любым человеком, независимо от языка, на котором он разговаривает. «идти» -

пара ног, «прохладный» - сосуд из которого струится вода.

Недостатки:

Может

выражать

только

конкретные

предметы

и

немногие

абстрактные понятия. Невозможно записать имена собственные.

И тот, и другой вид рисуночного письма можно найти в древнеегипетском и

древнекитайском иероглифическом письме (письменность на камне).

III.Иератическое письмо Древнего Египта (книжное письмо или письменность на

папирусе). Смена материала приводит к тому, что письменность несколько

утрачивает свой рисуночный характер.

IV. Демотическое письмо – скоропись.

Оформилась прим. В VIII

в. до н.э.

дальнейшее упрощение начертания знаков.

Знаки сильно видоизменяются, по ним уже нельзя безошибочно узнать

изображённый предмет. Тем самым знак письма превращается в знак,

выражающий определённый звук или группу звуков.

Данный процесс исследователи называют

фонетизацией

(озвучиванием)

письменности.

Это приводит к тому, что один и тот же знак стали применять для обозначения

разных по значению, но случайно созвучных слов. (Лук-оружие и лук-овощ).

Слово-звуковое письмо Древнего Египта.

Появляется возможность

1.

обозначать на письме многие абстрактные понятия, если оба понятия (и

конкретное, и абстрактное) звучали одинаково.

Пол (в доме) = пол (мужской и женский).

Покой (комната) = покой (состояние).

2.

Звуковые ребусы.

Трудность заключается в том, что это письмо не существовало отдельно, но

наряду с слово-рисуночным письмом и с чисто рисуночным.

V.

Слоговое

письмо

=

Силлобатическое.

Если

язык

содержит

множество

односложных слов, и если многосложные слова имеют простую и законченную

структуру слогов, то слово-звуковое письмо развивается в слоговое письмо.

Самый известный пример – японская слоговая письменность катакана,

возникшая из китайских слов-знаков.

Условия:

1.

В языке должно иметься не слишком много слогов.

2.

В словах должно быть правильное чередование звуков.

Ассирийская и персидская клинопись, так же были в основном слоговым

письмом. Но наряду со слоговым в этих системах использовались и

иероглифы, обозначавшие целые слова.

VI. Буквенное письмо.

Зародилось в двух разных центрах.

1. В Древнем Египте кроме слово рисуночного и отдельных элементов

слогового

письма

были

иероглифы

(так

наз.

«односогласные

знаки»),

обозначавшие односложные слова "Ка", "Ра". А в силу пренебрежения к

гласным звукам в египетском языке, эти иероглифы обозначали, по сути,

некоторые согласные звуки.

2. Семитские племена, обитавшие на Синайском полуострове, заимствовали

некоторые египетские иероглифы, дали им названия из своего языка и стали

обозначать ими согласные звуки своего языка по первой букве слова.

Этот принцип, то есть написание прежним словом начального звука данного

слова-знака и тем самым превращение его в звуковой знак, называется

акрофония. /Запись букв с помощью имён./ Но не было гласных букв. Запись

справа налево.

3. Древние греки заимствовали этот алфавит у финикийцев. И дополнили его

гласными звуками. Алеф - Альфа. Способ записи - бустрофедон. Затем - слева

направо.

V. Изобретение письменности славян.

В середине Xв. у славян появляется собственная азбука. В конце VIIIв. В

небольшое

славянское

государство

Моравию

прибывают

германские

миссионеры. И начинаю проповедь на латинском языке, но безуспешно. Тогда

моравский

князь

Ростислав

решается

заменить

немецкое

духовенство

духовенством

греческим.

Константин

философ

разрабатывает

азбуку

и

понятийный аппарат.

Кириллица на основе греческого унциального письма.

Глаголица на основе греческого минускульного письма.

Сходство кириллицы и глаголицы.

1.

Одинаково значение, название и порядок букв.

2.

Цифровое значение: в глаголице числа обозначаются буквами подряд, а в

кириллице нумерация составлена по образцу греческого алфавита.

3.

Буквы для выражения звуков число славянских в обоих алфавитах почти

тождественны.

Глаголица больше всего распространена у хорватов, словен и чехов.

Основная литература:

1.

Петровский Д.И. Зримый глагол. Книга 1: Гармония и иллюзии. Введение в

шрифтовое искусство. – СПб.: Химиздат. – 2005. – 168 с.

2.

Петровский Д.И. Зримый глагол. Книга 2: От рисунка к знаку. Возникновение

письменности. – СПб.: Химиздат. – 2013. – 632 с.

3.

Петровский Д.И. Каллиграфическая история Руси и Западной Европы.

Письмо ширококонечным пером. . - СПб.: Химиздат. – 2016. – 708 с.

4.

Чобитько П.П. Азбуковник. Азбука древнерусского письма. Устав, полуустав.

- СПб.: Гимназия Св. Василия Великого. – 2008. – 110 с.

5.

Шульц

И.Р.

Исторический

обзор

декоративного

оформления

колоколов.//

Православный звон: прошлое, настоящее, будущее: сборник трудов Международной

научно-практической конференции. – М.: Российская академия музыки им. Гнесиных,

Колокольный центр. – 2013. – С. 115-135.

Дополнительная литература:

6.

Кликушин Г. Шрифты для художников-оформителей. – Минск: Полымя. –

1984. - 223 с.

7.

Тоотс В. Современный шрифт. – М.: Книга. – 1966. – 270 с.

8.

Учимся писать шрифты вместе с Владимиром Васюком. – Мн.: ООО «Попурри»,

2004.

9.

Шницер А.Б. Иллюстрированная всеобщая история письменности. – СПб.:

Издание А.Ф. Маркса. – 1903. – 264 с.



В раздел образования




Яндекс.Метрика