Автор: Шульц Инесса Робертовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ №1
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Введение в каллиграфию. Краткая история письменности.
Раздел: дополнительное образование
Введение в каллиграфию.
Краткая история письменности.
Письменность, как это ни странно, нельзя отнести к старым изобретениям. Это скорее
одно из нововведений, имеющее значение культурного переворота. Письменность
заставила человека поразмыслить о самом себе. Дала возможность развиваться
философским учениям и религии. Она вызвала могучий взлёт во всех областях
человеческих знаний. Только благодаря ей стало возможным коллективное умозрительное
мышление.
Признаки письменности:
1.
Если производилось действие рисования в самом широком понимании (начертание,
выскабливание, вырубание). Изображение предмета или знака на материале,
который не является этим предметом.
2.
Если преследовалась цель сообщения иным лицам или для сохранения в памяти
самому пишущему.
Когда нет первого признака, но есть второй:
I.
Предметное
письмо.
Своеобразная
форма,
предшествовавшая
собственно
письменности.
1.
Так наз. «Бирки», которые использовались самыми разными народами
большей частью для записи чисел, как календарь, как долговые списки и
описи. Связанные раковины, камни, бусины, перья.
2.
Так наз. «Жезлы вестников» - палка с зарубками, которую вестник должен
был использовать как памятку.
3.
Шнуры с узелками. Кипу древних инков и их потомков перуанских
индейцев. Эти документы содержат лишь числовые данные различного
характера: число сражений, посольств и царских постановлений, подсчет
различных предметов и владений.
4.
Пояса-вампум
североамериканских
индейцев.
Делались
из
бусин,
выпиленных из раковин. Послания сообщали о войне и мире, количестве
воинов, количестве проданных товаров. Цвета осмыслялись символически.
Черный, фиолетовый – опасность и вражда, красный – война, белый – мир и
благоденствие.
5.
Предметные письма (племена Западной Африки). Когда по отправленным
предметам нужно было догадаться о смысле послания. Послание скифов к
Дарию из мыши, лягушки, птицы и пяти стрел.
Отдельные такие «письма» могут иметь характер звукового ребуса. У
племени йоруба в Нигерии кучка из 6-ти раковин каури означает шесть.
6 = efa = увлеченный,
8 = ejo = совпадать, быть согласным.
Предметное письмо в наши дни: военные знаки различия, обручальное
кольцо, черная одежда.
II.
Рисуночное письмо.
Отличительный признак всякого рисуночного письма – это отсутствие какой бы то ни
было связи между письменным изображением и звуками живого языка.
Письма девушек-юкагирок.
1.
Пиктография – рисуночное письмо. Рисунок символизирует тот предмет, который
изображает, н-р, солнце.
2.
Идеография – письмо идей. Рисунок обозначает не сам предмет, а связанную с
ним идею, н-р, горячий, тепло, жара.
Преимущества: Ряд таких изображений может быть довольно верно «прочитан»
любым человеком, независимо от языка, на котором он разговаривает. «идти» -
пара ног, «прохладный» - сосуд из которого струится вода.
Недостатки:
Может
выражать
только
конкретные
предметы
и
немногие
абстрактные понятия. Невозможно записать имена собственные.
И тот, и другой вид рисуночного письма можно найти в древнеегипетском и
древнекитайском иероглифическом письме (письменность на камне).
III.Иератическое письмо Древнего Египта (книжное письмо или письменность на
папирусе). Смена материала приводит к тому, что письменность несколько
утрачивает свой рисуночный характер.
IV. Демотическое письмо – скоропись.
Оформилась прим. В VIII
в. до н.э.
дальнейшее упрощение начертания знаков.
Знаки сильно видоизменяются, по ним уже нельзя безошибочно узнать
изображённый предмет. Тем самым знак письма превращается в знак,
выражающий определённый звук или группу звуков.
Данный процесс исследователи называют
фонетизацией
(озвучиванием)
письменности.
Это приводит к тому, что один и тот же знак стали применять для обозначения
разных по значению, но случайно созвучных слов. (Лук-оружие и лук-овощ).
Слово-звуковое письмо Древнего Египта.
Появляется возможность
1.
обозначать на письме многие абстрактные понятия, если оба понятия (и
конкретное, и абстрактное) звучали одинаково.
Пол (в доме) = пол (мужской и женский).
Покой (комната) = покой (состояние).
2.
Звуковые ребусы.
Трудность заключается в том, что это письмо не существовало отдельно, но
наряду с слово-рисуночным письмом и с чисто рисуночным.
V.
Слоговое
письмо
=
Силлобатическое.
Если
язык
содержит
множество
односложных слов, и если многосложные слова имеют простую и законченную
структуру слогов, то слово-звуковое письмо развивается в слоговое письмо.
Самый известный пример – японская слоговая письменность катакана,
возникшая из китайских слов-знаков.
Условия:
1.
В языке должно иметься не слишком много слогов.
2.
В словах должно быть правильное чередование звуков.
Ассирийская и персидская клинопись, так же были в основном слоговым
письмом. Но наряду со слоговым в этих системах использовались и
иероглифы, обозначавшие целые слова.
VI. Буквенное письмо.
Зародилось в двух разных центрах.
1. В Древнем Египте кроме слово рисуночного и отдельных элементов
слогового
письма
были
иероглифы
(так
наз.
«односогласные
знаки»),
обозначавшие односложные слова "Ка", "Ра". А в силу пренебрежения к
гласным звукам в египетском языке, эти иероглифы обозначали, по сути,
некоторые согласные звуки.
2. Семитские племена, обитавшие на Синайском полуострове, заимствовали
некоторые египетские иероглифы, дали им названия из своего языка и стали
обозначать ими согласные звуки своего языка по первой букве слова.
Этот принцип, то есть написание прежним словом начального звука данного
слова-знака и тем самым превращение его в звуковой знак, называется
акрофония. /Запись букв с помощью имён./ Но не было гласных букв. Запись
справа налево.
3. Древние греки заимствовали этот алфавит у финикийцев. И дополнили его
гласными звуками. Алеф - Альфа. Способ записи - бустрофедон. Затем - слева
направо.
V. Изобретение письменности славян.
В середине Xв. у славян появляется собственная азбука. В конце VIIIв. В
небольшое
славянское
государство
Моравию
прибывают
германские
миссионеры. И начинаю проповедь на латинском языке, но безуспешно. Тогда
моравский
князь
Ростислав
решается
заменить
немецкое
духовенство
духовенством
греческим.
Константин
философ
разрабатывает
азбуку
и
понятийный аппарат.
Кириллица на основе греческого унциального письма.
Глаголица на основе греческого минускульного письма.
Сходство кириллицы и глаголицы.
1.
Одинаково значение, название и порядок букв.
2.
Цифровое значение: в глаголице числа обозначаются буквами подряд, а в
кириллице нумерация составлена по образцу греческого алфавита.
3.
Буквы для выражения звуков число славянских в обоих алфавитах почти
тождественны.
Глаголица больше всего распространена у хорватов, словен и чехов.
Основная литература:
1.
Петровский Д.И. Зримый глагол. Книга 1: Гармония и иллюзии. Введение в
шрифтовое искусство. – СПб.: Химиздат. – 2005. – 168 с.
2.
Петровский Д.И. Зримый глагол. Книга 2: От рисунка к знаку. Возникновение
письменности. – СПб.: Химиздат. – 2013. – 632 с.
3.
Петровский Д.И. Каллиграфическая история Руси и Западной Европы.
Письмо ширококонечным пером. . - СПб.: Химиздат. – 2016. – 708 с.
4.
Чобитько П.П. Азбуковник. Азбука древнерусского письма. Устав, полуустав.
- СПб.: Гимназия Св. Василия Великого. – 2008. – 110 с.
5.
Шульц
И.Р.
Исторический
обзор
декоративного
оформления
колоколов.//
Православный звон: прошлое, настоящее, будущее: сборник трудов Международной
научно-практической конференции. – М.: Российская академия музыки им. Гнесиных,
Колокольный центр. – 2013. – С. 115-135.
Дополнительная литература:
6.
Кликушин Г. Шрифты для художников-оформителей. – Минск: Полымя. –
1984. - 223 с.
7.
Тоотс В. Современный шрифт. – М.: Книга. – 1966. – 270 с.
8.
Учимся писать шрифты вместе с Владимиром Васюком. – Мн.: ООО «Попурри»,
2004.
9.
Шницер А.Б. Иллюстрированная всеобщая история письменности. – СПб.:
Издание А.Ф. Маркса. – 1903. – 264 с.