Напоминание

Равносильные переходы для решения показательных и логарифмических неравенств с переменным основанием


Автор: Маслова Ольга Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: НИШ ХБН г Караганды
Населённый пункт: Караганда
Наименование материала: Статья
Тема: Равносильные переходы для решения показательных и логарифмических неравенств с переменным основанием
Раздел: полное образование





Назад




Равносильные переходы

для решения показательных и логарифмических неравенств

с переменным основанием

Понятие «равносильный переход» учениками часто используется на уровне

интуиции. Самое простое: перенос из одной части уравнения в другую,

умножение или деление обеих частей уравнения или неравенства на одно и

то же число – понятно, привычно и не вызывает сомнений. Отсутствие

«сомнений»

в

равносильности

преобразований

при

решении

иррациональных уравнений, неравенств, уравнений и неравенств с модулем

часто являются причинами, не позволяющими ученику справиться с

заданием. А вот как пользоваться равносильными переходами именно с

целью упрощения решения сложных заданий и, соответственно, экономии

времени?

1.

В логарифмических

неравенствах с переменным основанием

имеет место:

Знак

разности

log

a

(

x

)

f

(

x

)−

log

a

(

x

)

g

(

x

)

совпадает

со

знаком произведения

(

a

(

x

)−

1

)⋅(

f

(

x

)−

g

(

x

))

в ОДЗ.

Знак

log

a

(

x

)

f

(

x

)

совпадает

со

знаком

произведения

(

a

(

x

)−

1

)⋅(

f

(

x

)−

1

)

в ОДЗ.

[

1

]

Пример 1.

log

x

3 x

1

x

2

+

1

>

0

{

3 x

1

x

2

+

1

>

0

¿

{

x

>

0 , x

1

¿ ¿ ¿ ¿ ¿

, решив данную систему,

получим

x

(

1

3

; 1

)∪(

1 ;2

)

Пример 2.

log

x

+

1

x

+

7

0 . 7

>

0

{

x

+

1

x

+

7

>

0

¿

{

x

+

1

x

+

7

1

¿

¿ ¿¿

, решив

систему, получим

x

(−

1 ;

∞)

.

2. В показательных неравенствах с переменным основанием имеет

место:

Знак разности

a

(

x

)

f

(

x

)

a

(

x

)

g

(

x

)

совпадает со знаком

произведения

(

a

(

x

)−

1

)⋅(

f

(

x

)−

g

(

x

))

в ОДЗ.

[

1

]

Пример 3.

(

x

2

)

x

2

5 x

≥(

x

2

)

6

.

В данном случае ученики вынуждены решать неравенство со сложной

экспонентой, которая не рассматривается в школьном курсе математики.

Главный вопрос, что является ОДЗ?

Функция вида

у

=

a

(

x

)

f

(

x

)

называется сложной экспонентой, областью

определения которой является множество Х, на котором

a

(

x

)>

0

, а

сама функция принимает только положительные значения.

[

1

]

Особенность в том, что эта функция не является ни показательной, ни

степенной.

Решение:

(

x

2

)

x

2

5 x

−(

x

2

)

6

0

(

x

2

1

)⋅(

x

2

5 x

+

6

)≥

0

;

(

x

3

)

2

⋅(

x

2

)≥

0

, решаем методом интервалов,

учтем, что

х

2

>

0

, получим:

x

(

2 ;

∞)

.

Стоит заметить, что применять эти условия равносильных переходов можно

при решении любых показательных и логарифмических неравенств.

Правила 1 и 2 позволяют избежать громоздких решений в виде

совокупности двух систем.

В таких случаях ученики часто путают

объединение и пересечение. Решив две системы, берут в ответ не

объединение промежутков, а пересечение.

Тренинг:

1.

log

x

6

¿

2.

x

2

log

2

2

x

2log

2

x

>

1

x

,

3.

log

x

3 x

1

x

2

+

1

>

0

,

4.

log

2 x

¿

,

5. log

x

¿

.

Литература:

1.

С.И.Колесникова

«Математика»,

серия

«Домашний

репетитор»,

«Айрис Пресс», Москва, 2008г.

2. Н.А.Ким Элективный курс «Неравенства через тернии к успеху»,

издательский дом «Корифей», Волгоград, 2007г



В раздел образования




Яндекс.Метрика