Напоминание

Волшебная мастерская


Автор: Солонко Ольга Антольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: учебная программа
Тема: Волшебная мастерская
Раздел: начальное образование





Назад




0

Управление образования администрации г. Кемерово

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №84

Принято

На заседании пдагогического совета

от «_____» _________________ 2021 г.

Протокол № _______

Утверждаю

Директор школы___________

Е.В. Неведрова

от «______» ___________ 2021 г.

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа художественной направленности

«Бумажные фантазии»

Возраст детей: 7-12 лет

Срок реализации: 15 дней

Разработчик:

Солонко Ольга Анатольевна- учитель

начальных классов.

г. Кемерово, 2021

2

Содержание

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.......................................................3

1.1. Пояснительная записка..............................................................................................3

1.2. Цель и задачи программы.........................................................................................4

1.3. Содержание программы............................................................................................6

1.3.1.

Раздел 1 «Бумажные истории».....................................................................6

1.3.2.

Раздел 2 «Бумажное лето»............................................................................7

1.3.3.

Раздел 3«Бумажное государство»................................................................7

1.3.4.

Раздел 4 «Бумажный талисман»...................................................................8

1.4. Ожидаемые результаты..............................................................................................8

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий................................................9

2.1. Календарный учебный график....................................................................................9

2.2. Условия реализации программы...............................................................................10

2.3. Формы аттестации......................................................................................................10

2.4. Оценочные материалы...............................................................................................10

2.5. Методические материалы..........................................................................................12

2.6. Список литературы.....................................................................................................13

3

Раздел. 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1.

Пояснительная записка

Направленность Программы

Программа «Бумажная

фантазия» является

по

функциональному

предназначению - прикладной, по форме организации - кружковой, по времени

реализации - краткосрочной.

По своему функциональному назначению программа

является общеразвивающей и

направлена на

удовлетворение потребностей,

обучающихся в организации их свободного времени.

Программа

имеет

художественную

направленность,

так

как

она

создает

условия

для

творческого

самовыражения

младших

школьников

посредством

знакомства с различными художественными техниками работы с бумагой:

аппликацией,

оригами,

объемным

конструированием,

-

и

практической

деятельностью по созданию творческих художественных работ. Программа учит

эстетически относиться к действительности, пробуждает и развивает интерес к

декоративной деятельности.

Нормативно-правовые документы

Краткосрочная

программа

художественной

направленности

«Бумажные

фантазии» разработана на основе следующих нормативных правовых документов:

-

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации»;

-

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам»;

-

Приказ Минпросвещения России от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в

Порядок

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам,

утвержденный

приказом

министерства просвещения России от 09.09.2018г. № 196;

-

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей

(Распоряжение

Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р);

-

Письмо

Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-

3242

«Методические

рекомендации

по

проектированию

дополнительных

общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- Постановление Государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. СП 2.4.

3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и

обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

-

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (протокол заседания проектного

комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018г. № 3);

-

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г., (Распоряжение

Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р);

4

Актуальность Программы

Актуальность данной программы состоит в том, что она предусматривает развитие

у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного

мышления,

творческой

индивидуальности;

стимулирует

эстетическое

воспитание

и

развитие детей, а также организовывает увлекательный и содержательный досуг в летнее

время.

Новизна Программы

Данная

краткосрочная

программа

отличается

от

обычной

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

тем,

что

она

рассчитана

на

реализацию во временных детских коллективах в течение непродолжительного времени и

может быть применима в условиях различных форм организации каникулярного отдыха

детей: загородный лагерь, лагерь дневного пребывания, летняя пришкольная площадка.

1.2.

Цели и задачи Программы

Дополнительная программа «Бумажные фантазии» направлена на достижение

следующей цели: приобщить детей к искусству выполнения поделок из бумаги.

Задачи программы:

1.

формировать умение использовать различные технические приемы при

работе с бумагой различной фактуры;

2.

развивать умение выполнять задание по образцу, понимать и выполнять

инструкцию;

3.

развивать внимание, память, логическое мышление, воображение,

наблюдательность, мелкую моторику рук и глазомер.

4.

воспитывать эстетический вкус, аккуратность.

Общие подходы к организации дополнительной общеразвивающей программы

Программа предполагает участие детей в возрасте от 7 до 12 лет.

Программа создана для обеспечения познавательного досуга детей в лагере

дневного пребывания. В группы набираются дети, посещающие школьный лагерь

дневного пребывания. Группу желательно формировать из обучающихся одного

возраста.

Принимаются

все

желающие

учащиеся

начальной

школы

без

предъявления особых требований.

Наполняемость группы составляет не более 15 человек.

Срок реализации программы – одна лагерная смена (15 дней).

Режим занятий: предполагаются занятия каждый день от 1 часа до 2-х.

Таким образом, общее количество часов по программе составляет 28 часов.

Содержание программы ориентировано на удовлетворение индивидуальных

потребностей,

учащихся

в

художественно-эстетическом

развитии

и

на

формирование и развитие творческих способностей учащихся.

Для

решения

поставленных

задач

в

рамках

программы организуется

художественно- творческая работа детей, а также игры, викторины и выставки.

В

программы

выделены

следующие

разделы:

«Бумажные

истории»,

«Бумажное

лето»,

«Бумажное государство»,

«Бумажный талисман».

Таким

5

образом, программа дает неограниченную возможность выразить в работах свои

мысли, чувства, переживания, настроение, активизируя воображение, фантазию и

развивая художественный вкус.

В

результате

работы

с

бумагой

в

различных

техниках развиваются

и

совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный

вкус и

творческие

способности.

Работая

в

группе,

дети

учатся

сопереживать,

проявлять

готовность

оказывать

помощь,

желание

радовать

окружающих

результатами своего труда.

При

организации

образовательного

процесса

используются

различные

методы по способу организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

- наглядный (показ видео, иллюстраций, работа по образцу);

- практический

(выполнение

работ

по

инструкционным

картам,

схемам и др.).

Формы организации деятельности учащихся на занятиях различны:

- фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися – просмотр

презентаций с объёмными фигурами в разных техниках, показ и обсуждение

образцов;

- групповой (парный) - организация работы в парах для создания объемных фигур.

- индивидуальный - индивидуальное выполнение творческих работ.

Педагогические

технологии,

методы,

приемы

и

формы

организации

Процесс обучения выстроен так, что ребенок идет от восприятия и усвоения

новой

учебной

информации

(объяснительно

иллюстрационный

метод)

к

воспроизведению

полученных

знаний

и

освоенных

приемов,

способов

деятельности

(репродуктивный

метод) через участие в эффективном поиске,

эвристической беседе (частично – поисковой или эвристический метод).

Центральное

место

в

обучении

и

творческом

процессе

занимают

практические

занятия,

наглядный

материал,

показ

приемов

изготовления

аппликации из цветной бумаги других поручных материалов.

В тесной взаимосвязи со словесными методами обучения используются

наглядные методы. К ним относятся: метод демонстрации, метод иллюстрации.

Для активизации деятельности учащихся используются следующие

формы организации учебной работы:

1. Фронтальная – демонстрация наглядного материала, постановка вопросов;

2. Индивидуальная – работа с отстающими (дополнительное объяснение

задания) или одаренными детьми (представление им самостоятельности в

работе).

3. Групповая

при

которой

коллектив

делится

на

несколько

групп

с

учетом

способностей, возраста, темпа работы.

6

1.3.

Содержание программы

Учебно- тематический план

Тема занятия

Количество часов

Вс

ег

о

ча

со

в

теория

практи

ка

Раздел 1. Бумажные истории

1,5

2,5

4

1.

1.

Вводное занятие. Бумажки

0,5

0,5

1

1.

2.

Бумажный герой. Бумажные истории

0,5

1

1,

5

1.

3.

Изготовление

объёмных

поделок

из

картона

и бросового

материала «Транспорт будущего».

0,5

1

1,

5

Раздел 2. Бумажное лето

0,5

7,5

8

2.

1.

Объемная поделка. Коллаж (коллективная

работа) «Природа нашего края».

0,5

1,5

2

2.

2.

Изготовление открыток и сувениров

посвященных 300-летию Кузбасса

2

2

2.

3.

Отправляемся в морское путешествие.

Оригами.

2

2

2.

4.

Вот оно, какое наше лето! Корзина цветов.

Объемная работа.

2

2

Раздел 3. Бумажное государство

1

7

8

3.

1.

Фантастический город будущего.

0,5

1,5

2

3.

2.

Здания и памятники.

0,5

1,5

2

3.

3.

Игра «Бумажное государство»

4

4

Раздел 4. Бумажный талисман

2

6

8

4.

1.

Истории о бумажных талисманах.

1

1

4.

2.

Викторина «Талисманы. Обереги. Суеверия»

1

1

4.

3.

Изготовление талисмана коренных народов

Кузбасса из бумаги и картона.

2

2

4.

4

Итоговое занятие. Универсальная открытка.

Выставка «Бумажные фантазии».

Коллективное обсуждение итогов курса

1

3

4

Всего часов:

5

23

2

8

1.3.1 Раздел 1. Бумажные истории

7

1.1. Вводное занятие. Бумажки.

Теория. Знакомство классификацией бумаги, ее свойствами, виды и назначения,

подготовка и подбор бумаги. Правила техники безопасности при работе с колюще-

режущими предметами. Правила игры «Бумажки».

Практика.

Знакомство

с

рабочими

принадлежностями.

Формирование

группы.

Игра

«Бумажки».

1.2

Бумажный герой. Бумажные истории.

Теория. Обсуждение литературных, мультипликационных героев. Выбор своего героя.

Практика.

Создание

бумажного

героя.

Теория.

Обсуждение

отечественных

и

зарубежных сказок.

Практика. Написание истории про своего героя. Работа в парах «Поиграем героями».

1.3.

Изготовление

объёмных

поделок

из

картона

и бросового

материала

«Транспорт будущего».

Теория. Беседа о правилах дорожного движения. Обсуждение транспорта настоящего и

создание модели будущего.

Практика. Создание транспорта будущего.

1.3.2 Раздел 2. Бумажное лето

2.1. Объемная

поделка.

Коллаж (коллективная работа) «Природа

нашего

края».

Теория. Беседа о природе нашего карая. О растениях,

занесенных в «Красную книгу»

Практика.

Создание

коллективной

работы

с

использованием бумаги и картона.

2.2.

Изготовление

открыток

и

сувениров,

посвященных 300-летию Кузбасса

Теория. Беседа о истории «Кузбасса»

Практика. Изготовление открыток и сувениров с использованием дополнительных

материалов

Для украшения.

2.3Отправляемся в морское путешествие. Оригами.

Теория.

Что

нужно,

чтобы

отправиться

в

морское

путешествие?

Разбор

схем

по

созданию парохода, лодки, рыбки в технике оригами.

Практика. Создание парохода, рыбок в технике оригами. Создание общего моря.

2.4 К Вот

оно,

какое

наше

лето! Корзинка

с

цветами. Объемная поделка.

Теория. Что нас радует летом? Беседа с детьми. Демонстрация поделки «Корзина с

цветами».

Схема

создания

корзины

в

технике

оригами.

Изучение

схемы

сборки

цветов.

Практика. Сборка корзины в технике оригами. Вырезание и сборка цветов для поделки.

Игра «Летние истории».

8

1.3.3. Раздел 3. Бумажное государство

3.1. Фантастический город будущего.

Теория.

Обсуждение

различных

государств.

Практика.

Рисунок

государства мечты.

3.2.Здания и памятники.

Теория. Знакомство с бумажной архитектурой.

Практика. Создание зданий и памятников для своего государства.

3.3.Игра

«Бумажное

государство».

Теория. Макет.

Практика. Создаем бумажное государство. Создание макета государства.

1.3.4

Раздел 4. Бумажный талисман

4.1.Истории

о

бумажных

талисманах.

Теория. Беседа с детьми о талисманах.

Практика. Разбор схем оригами по созданию птицы-оберега.

4.2.Викторина

«Талисманы.

Обереги.

Суеверия».

Теория. Правила викторины.

Практика. Проведение викторины.

4.3.Бумажный талисман.

Практическая работа. Создание собственного талисмана.

4.4.Итоговое

занятие.

Универсальная

открытка.

Выставка

«Бумажные

фантазии». Коллективное обсуждение итогов курса.

Теория. Какие праздники празднуют в России в разные времена года. На какие

праздники можно подарить открытку? Чем будут отличаться открытки на разные

праздники? Возможно ли создание универсальной открытки.

Практическая работа. Создание универсальной открытки.

Организация выставки «Бумажные

фантазии». Подведение

итогов:

голосование за

лучшую «Бумажную фантазию». Награждение победителя.

1.4. Ожидаемые результаты

В результате обучения на занятиях дети: познакомятся с искусством торцевания;

научатся

- различным приемам работы с бумагой, следовать устным инструкциям;

овладеют формами техники торцевания, умениями создавать композиции с изделиями,

выполненными в технике торцевания,

навыками работы в коллективе,

навыками

культуры

труда;

повысят уровень

развития:

внимания,

памяти,

мышления,

пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера, художественного

вкуса, творческих способностей и фантазии; улучшат коммуникативные способности.

Оценка

результатов

освоения

программы

производится

в

форме

включенного

педагогического наблюдения на занятиях и оценки готовых работ учащихся.

По

итогам

реализации

образовательной

программы

проводится

итоговая

выставка

9

работ, выполненных в течение летней смены.

10

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

№ занятия

Содержание занятий

Форма

занятия/

подведения

итогов

Количество

часов

теория

практика

Раздел 1. Бумажные истории

1.

Вводное занятие.

Инструктаж

Игра

0,5

0,5

2.

Бумажный герой. Бумажные истории.

Беседа.

Практикум

0,5

1

3.

Изготовление

объёмных

поделок

из

картона

и бросового

материала «Транспорт будущего».

Практикум

0,5

1

Раздел 2. Бумажное лето

4.

Объемная поделка. Коллаж

(коллективная работа) «Природа

нашего края».

Беседа.

Практикум

0,5

1,5

5.

Изготовление открыток и сувениров

посвященных 300-летию Кузбасса

Беседа

Практикум

2

6.

Отправляемся в морское путешествие.

Оригами

Практикум

2

7.

Вот оно, какое наше лето! Корзина цветов.

Объемная работа.

Практикум

2

Раздел 3. Бумажное государство

8.

Фантастический город будущего.

Беседа.

Практикум

0,5

1,5

9.

Здания и памятники

Беседа

Практикум

0,5

1,5

10

.

Игра «Бумажное государство»

Практикум

4

Раздел 4. Бумажный талисман

11

.

Истории о бумажных талисманах

Беседа.

1

12

.

Викторина «Талисманы. Обереги. Суеверия»

Викторина

1

13

.

Изготовление талисмана коренных народов

Кузбасса из бумаги и картона.

Практикум

2

14

.

Итоговое занятие. Универсальная

открытка. Выставка «Бумажные

фантазии».

Коллективное обсуждение итогов курса

Выставка

Обсуждение

1

3

Итого часов:

5

23

11

ВСЕГО:

28

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

Материально-технические

условия

МБОУ

«СОШ

84»

обеспечивают

возможность

достижения

результатов,

предусмотренных

дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программой «Бумажные фантазии».

Материально-техническая база соответствует санитарным и противопожарным

нормам,

нормам

охраны

труда. Занятия проводятся в специально оснащенных

аудиториях по каждому учебному предмету соответствующей мебелью и средствами

обучения.

Раздаточный материал

1)

Белая бумага, цветная бумага тонкая, двухсторонняя цветная бумага, цветной

картон, белый картон;

2)

Линейки, простые карандаши, цветные карандаши;

3)

Ластики;

4)

Ножницы;

5)

Клей-карандаш;

6)

Бумажные салфетки;

7)

Лоскутки ткани.

Кадровое обеспечение

Реализовывать

программу

может

педагог,

имеющий

среднее

специальное

или

высшее педагогическое образование, обладающий достаточными знаниями и опытом

практической работы с младшими школьниками.

2.3. Формы аттестации

Эффективность

образовательной

программы прослеживается

по

качеству

выполняемых работ, участию в организуемых конкурсах. Проверка теоретических знаний

проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы,

выбранной педагогом.

В начале летнего сезона проводится диагностика знаний и умений, обучающихся

для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного

опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме

практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на

лучшую работу, в игровой форме.

В конце смены проведение тестирования детей. Анкетирование родителей об

уровне удовлетворенности полученных знаний и умений детьми.

2.4. Оценочные материалы

12

Проводимый в конце смены итоговый тест дает возможность педагогу оценить

теоретические знания обучающихся.

Итоговый тест:

1.

Умеет организовать рабочее место.

2.

Умеет пользоваться приспособлениями и инструментами.

3.

Умеет самостоятельно определить количество необходимого материала.

4. Умеет следовать устным инструкциям

5. Овладел формами техники торцевания

6. Освоил технику Айрис фолдинг: выполнение работы по схеме.

ТЕСТ

Фамилия, имя ________________________________________

Дата проведения______________________________________

1. Бумагу и картон производят из

А) нефти;

Б) древесины;

В) угля.

2. К природным материалам относятся

А) пластмасс;

Б) древесина;

В) пластилин.

3. Для перевода рисунка с бумаги на бумагу используют

А) кальку;

Б) копировальную бумагу;

В) фольгу.

4. Симметричные детали, фигуры должны быть

А) одинаковыми, при наложении друг на дружку, полностью совпадать;

Б) одинаковыми по форме, но разными по размеру;

5. При смешивании синей и жёлтой краски получим

А) красную;

Б) зелёную

В) черную.

6. Искусство изготовления плоских и объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных

и узких полосок бумаги называется

А) оригами;

Б) квиллинг;

13

В) аппликация.

7. Ножницы товарищу подаем

А) ручками вперед;

Б) лезвием вперед.

8. Оригами

А) – вырезание фигурок животных из дерева;

Б) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги;

В) – лепка фигур из глины.

9. Какие инструменты мы используем при работе с бумагой?

А) пила, ножницы, линейка;

Б) ножницы, шило, отвертка;

В) линейка, ножницы, шило.

10. В какой технике выполнения работ вместо клея можно использовать пластилин?

А) аппликация;

Б) торцевания;

В) квиллинг.

11. Номер телефона пожарной части

А) 01;

Б) 02;

В) 03

12. При неисправности инструмента

А) вы поставите в известность педагога и возьмёте другой;

Б) продолжите им работать;

В) возьмёте другой.

2.5. Методические материалы

Наглядные и дидактические раздаточные материалы:

Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами;

Заготовки изделий;

Образцы изделий.

Презентации с объёмными фигурами в разных техниках.

14

2.6. Список литературы

1.

Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9

классы Программы общеобразовательных учреждений. - М–: Просвещение

2005 г.

2.

Ракитина Е.М., Михайленко В.И. Цветущее чудо дизайна.- М. АСТ

«Астрель» 2006 г.

3.

Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное – Ярославль

Академия развития. Академия Холдинг, 2001

4.

Артамонова,

Л.Е.

Летний

лагерь:

организация

работы

вожатого,

сценарии

мероприятий. / Л.Е. Артамонова. - М. : ВАКО, 2006.

5.

Детский оздоровительный лагерь: воспитательное пространство:

Сборник

статей в помощь организаторам летнего отдыха и оздоровления детей. / Сост.

Г.С. Суховейко; Под ред. Л.Н. Игнатьевой; Межрегиональная общественная

организация «Содействие детскому отдыху». – М. : ЦГЛ, 2006.



В раздел образования




Яндекс.Метрика