Автор: Федотова Надежда Анатольевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Саранск ,Республика Мордовия
Наименование материала: методическая публикация
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО
САДА И СЕМЬИ ПО ВОПРОСАМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Федотова Н.А.
Федеральный государственный образовательный стандарт – структура основной
общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливают нормы и
положения при реализации работы с родителями.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников
является главным в работе с детьми. Невозможно вести работу с дошкольниками без
взаимодействия с семьей.
Каждый год детский сад открывает для новеньких детей двери и передо мной стоит
сложная задача, как привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с
ребенком. Хочется, чтобы родители и я стали друзьями и партнерами, убедить
родителей в том, что ответственность за ребенка у нас общая.
Какие задачи предполагается решить с точки зрения современных и инновационных
подходов во взаимодействии с родителями:
- с каждой семьей воспитанника необходимо установить партнерские отношения;
- направить работу с родителями (законными представителями) и мною на атмосферу
взаимопонимания и общих интересов;
- обогащать воспитательные умения родителей, направленные на сохранение,
укрепление здоровья, на поддержание здорового образа жизни детей;
- поддерживать родителей в их стремлении вести здоровый образ жизни и
сохранении здоровья.
Здоровье каждого ребенка формируется под воздействием целого комплекса
факторов (наследственная предрасположенность, социальные условия и др.).
Наиболее значимым фактором является семейное воспитание.
Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по вопросам
физического воспитания предполагают, что моя работа, инструктора по физкультуре,
начинается поэтапно.
1. С изучения мнений родителей в отношении качества образовательных услуг,
предоставляемых нашим детским садом по физическому развитию:
- анкетирование (открытые формы и закрытые,
- социологические опросы (сведения о семье, профессии, увлечения,
- мониторинги (степень участия родителей в воспитании детей, степень
сотрудничества с детским садом, организация совместных форм деятельности в семье
и т. д.,
- интервьюирование (устный опрос – свободное, без темы и стандартизированное,
близкое к анкете, если необходимо, то сохранить анонимность,
- использование метода словесной коммуникации – беседа, она, как правило,
свободная, при которой необходимо внимательно слушать собеседника и быть
тактичным;
- приглашение родителей к выполнению совместных практических заданий с
ребенком – создать ситуацию, при которой необходимо понаблюдать за родителями,
помогают или навязывают, подбадривают, или все делают за ребенком и т. д., после
чего вместе сделать вывод;
2. После анализа проведенной работы выявляется проблема и направление в работе
(например, родители плохо знают народные игры). Необходимо выстроить поэтапное
решение данного вопроса в русле партнерских отношений, при которых никто не
учит, взаимодействие происходит на равных, никто не контролирует, решаются
единые задачи и цели:
Цель – вовлечь родителей в данную тему, всю работу желательно проводить через
ребенка:
- заинтересовать конечным результатом;
- расширить знания детей и родителей об играх в информационном листе, стендах с
фотографиями;
- пригласить родителей на непосредственно – образовательную деятельность по
изучаемой теме и не только;
- пригласить родителей на праздники, которые проходят в детском саду, привлечь к
совместному участию с детьми;
- привлечь родителей к пополнению предметно - развивающей среды;
- провести совместную викторину с детьми и родителями, с совместным
практическим показом;
- привлечь родителей в подготовке к соревнованиям (например, «Юный спортсмен»,
где родители дома с ребенком выполняют специальные упражнения, посещают
тренировки, которые я провожу с детьми, непосредственно в детском саду перед
соревнованиями);
- оценить работу активных родителей с детьми благодарностями, грамотами,
медалями от лица узкого специалиста (в данном случае – инструктора по
физкультуре)
Как вовлечь родителей в процесс совместной работы пол физическому развитию?
Форм взаимодействия много.
1.Традиционные.
- родительские собрания, на которых поднимаются темы здоровья и здорового образа
жизни (можно с родителями вместе разработать план работы на учебный год,
обращая внимание на то, что родители и мы, педагоги – друзья и коллеги и цель у нас
одна);
- беседы (спонтанные и специально подготовленные, к которым необходимо готовить
ключевые вопросы, сидя напротив друг друга, с улыбкой, заканчивать беседу
необходимо вежливыми и приятными словами);
- родительские уголки (информирование родителей по вопросам здоровья, развития
физических качеств детей, информация о здоровьесберегающих технологиях и т. д.);
- консультации с родителями общие и индивидуальные (пропаганда здорового образа
жизни, выявление наклонностей детей, желание заниматься тем или иным видом
спорта, индивидуальные рекомендации и пожелания);
- дни открытых дверей: показы для родителей непосредственно – образовательной
деятельности, предметно-развивающей среды – наличие оборудования в спортзале и
бассейне;
- показ работы системы дополнительного образования - кружка «Здоровячок» по
формированию нарушения осанки и коррекции стопы, совместные праздники с
родителями и т. д. ;
2. Интерактивные формы взаимодействия (например, взаимодействие через игру
«Вопрос – ответ» - создать ситуацию и предложить ее решить.
3. Досуговая форма:
- совместные спортивные праздники («Вместе с мамой, вместе с папой»);
- совместные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
- совместные развлечения (например, привлечение родителей к участию при
проведении народных праздников, встречи Нового года, Масленицы и т. д.)
4. Познавательные формы – образовательные и просветительские:
- посещение родителями непосредственно – образовательной деятельности;
- родительский клуб (например, решение проблемы сохранения здоровья, используя
разные виды закаливаний и другие);
- родительский час (мероприятие планируется с учетом проблемы, например, «Быть
здоровым я хочу и ребенка научу», знакомство родителей с разными видами
дыхательных гимнастик, массажа и т. д.);
- педагогический капустник (объединение педагогов и родителей, на которых можно
предложить показательные выступления детей со спортивными достижениями,
включить в капустник конкурсы, задания на спортивные темы);
- педагогический практикум для родителей – научить родителей играть в игры,
выполнять упражнения на развитие каких – либо физических качеств, например,
силы, для того, чтобы играть и выполнять эти упражнения с ребенком дома;
- предлагать на планшете, на экране телевизора спортивные упражнения, игры для
закрепления с ребенком дома.
Что положительного получают родители от совместной деятельности с детьми?
- радуются успехам, переживают;
- имеют возможность наблюдать за своим ребенком среди других детей;
- появляется возможность поработать в профессиональной среде;
- появляется желание выполнять обучение детей дома;
- между педагогом и родителями возникает доверие к воспитанию и сотрудничество;
- родители обучаются видам деятельности, которые предлагаются педагогами;
- взрослые ближе знакомятся с друзьями своих детей, родители между собой;
- дети, видя своих родителей, стараются, играют с родителями вместе;
- инициатива должна исходить от педагога.
Что получают при этом педагоги?
- уверенность и удовлетворенность в сближении семьи;
- родители получают косвенное обучение, не навязанное, не назидательное;
- отношения с родителями улучшаются и носят более доверительный характер;
Таким образом, при современных требованиях взаимодействия с родителями,
необходимо помнить, что родители являются главными педагогами своих детей, они
закладывают первые основы воспитания и всестороннего физического развития.
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, поэтому при любом
контакте с ними необходимо создать атмосферу взаимопонимания, поддержки и
общности интересов.
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Анкетирование в
начале года и в конце помогает выстроить работу по физическому развитию детей,
дифференцированно подходить к каждой семье, определить темы и направления
взаимодействия с родителями.
Как только устанавливаются доверительно – деловые отношения с родителями,
отмечается их активное участие в спортивных мероприятиях детского сада,
повышается уровень заинтересованности родителей проблемой физического
воспитания детей, на предложения к участию в соревнованиях, мероприятиях в
детском саду я отмечаю положительный отклик, таких родителей становится больше.
Думаю, что выбранные мною подходы, формы и методы работы с родителями
способствуют повышению педагогической культуры по вопросам физического
развития и заинтересованности родителей по вопросам оздоровления детей.