Автор: Гарипова Зульфия Фаузиевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 238
Населённый пункт: Уфа Башкортостан
Наименование материала: Использование программы дубль ГИС в работе с детьми дошкольного возраста
Тема: Использование ИКТ по ФГОС
Раздел: дошкольное образование
Использование программы дубль ГИС
в работе с детьми дошкольного возраста
Без
пространственной
практической
ориентировки
ребенка
в
пространстве
невозможно
формирование
пространственных
представлений и понятий. Однако на определенном этапе обучения, когда необходимо понимание детьми пространственных отношений,
более существенным является не практическая ориентировка в пространстве, а именно восприятие и понимание пространственных
отношений с помощью графических схем, моделей, карт.
В этом направлении в работе с детьми я поставила следующие задачи:
Развивать у детей географические представления о республике, городе, районе, микрорайоне.
Познакомить детей с различными сооружениями в городе, районе и разными видами ландшафта.
Развивать представления о городе, населяющих их народах разных национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
Зажечь в ребенке желание самому узнать что-то новое, используя разные информационные средства познания и воплотить это
в индивидуальный или совместный творческий продукт самим ребенком т.е. развивать познавательную активность.
Уже со средней группы дети рассматривают глобус, карты страны, республики. Им это очень нравиться.
Работая в старшей группе – совершенствую у детей умение ориентироваться в окружающем пространстве: влево – вправо; вверх – вниз;
вперед – назад; между, рядом. Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками-
указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.). В игровой форме дети находят спрятанный в группе или на
участке предмет, загаданный предмет по направлению, свое место в строю и т.д.
В своей работе я начала использовать программу дубль ГИС. Я распечатала карты микрорайона, и предложила их детям. Вначале они
с интересом рассматривали карты, им понравилось находить свою улицу, свой дом, детский сад, магазин, детскую игровую площадку.
Затем предложила детям с помощью карт микрорайона найти и показать, например дорогу от детского сада домой, «я иду прямо, потом
сворачиваю налево, затем направо, захожу в подъезд, поднимаюсь на третий этаж и т.д.». Все это они отмечали на карте карандашом -
стрелками.
В подготовительной группе – дети учатся ориентироваться на ограниченной поверхности (на листе бумаги, учебной доске, странице
тетради, книги и т.д.).
Я предлагаю детям расположить на карте микрорайона предметы и их изображения в указанном направлении. Учу отражать в речи
пространственное расположение предмета, изображения (слева, вверху, внизу, правее, выше, ниже, в левом верхнем углу, перед, за, между,
рядом и др).
По карте микрорайона дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление
движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь
на условные обозначения направления движения (знаки и символы).
Дети определяют по
карте
микрорайона направление движения
с
помощью стрелок в
соответствии
с
планом
маршрута (до
поликлиники, до магазина, до библиотеки, до школы и т.д.). Такие игры способствуют концентрации внимания, учат работать с картами, на
которых указывается начало и конец движения. С помощью простейших карт дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывая
путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.
Также особое внимание я уделяю формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с
ориентировкой в пространстве. С этой целью провожу различные игры, например: «Я - пешеход», «Как нужно обходить транспорт»,
«Выбери правильный ответ».
Работу по картам я провожу как часть занятия, на занятиях по математике, познавательных занятиях, занятиях по развитие речи и в
свободной деятельности.
Работая по картам из программы дубль ГИС, дети научились ориентироваться в городе, микрорайоне, на листе бумаги, находить дорогу к
различным зданиям. Например: от дома до детского сада, от дома до поликлиники, от дома до кинотеатра, от детского сада до школы и т.д.
Лучше узнали родной город, полюбили его. Эта работа способствовала развитию речи. Дети научились пользоваться в жизни и в речи
следующими понятиями: слева – справа; вверху – внизу; спереди – сзади; между, рядом и др.
В конце подготовительной группы дети сами пытаются схематично зарисовать карты, им это очень нравится.