Напоминание

Использование алгоритмов в подготовке практических навыков у студентов медицинского колледжа


Автор: Щедрина Татьяна Трофимовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СК " Ставропольский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: Использование алгоритмов в подготовке практических навыков у студентов медицинского колледжа
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ В ПОДГОТОВКЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Т.Т. Щедрина

ГБПОУ СК «Ставропольский базовый медицинский колледж»

В настоящее время процесс обучения рассматривается как управление

процессом

формирования

знаний,

умений

и

навыком

у

обучаемого.

Оптимальный путь управления обучением, в этом случае, это создание

системы программированного обучения основной составляющей которого

является создание алгоритмов.

Общеизвестно, что формирование какого-либо умения можно повысить,

используя алгоритмы, т.е. ориентиры последовательности выполнения.

Алгоритм (algorithmus – лат.) – это точная последовательность действий,

которую нужно выполнять для решения соответствующей задачи.

В исполнении человека алгоритм предполагает включение логического,

критического мышления, аналитических способностей, творческого подхода в

решении поставленных задач, самооценка своей деятельности.

Понятие

алгоритм

рассматривают

как

порядок,

предписывающий

выполнение

действий

в

определенной

последовательности,

простота

изложения

дает

возможность

выполнять

их

как

модель,

однозначно

понимаемую

всеми.

Раньше

вместо

слова

«порядок»

использовалось

«последовательность», в дальнейшем по мере развития параллельности в

работе компьютеров заменилось более общим понятием «порядок».

Наиболее

полно

и

теоретически

обоснованно

программирование

в

образовательном

процессе

представлено

в

обучении,

основанном

на

психологической

теории

поэтапного

формирования

умственных

действий

П.Я.Гальперина, в которой анализ усвоения действий стоит на первом месте,

т.е. вначале дается трактовка знаний и действий как предмета усвоения, после

чего идет раскрытие самого процесса усвоения на различных этапах.

Рассмотрим

этапы

процесса

усвоения,

которые

представлены

последователями теории П.Я. Гальперина.

Первый

этап

это

мотивация,

создание

личностного

отношения

к

усвоению действий.

Второй этап – уяснения схемы ориентировочной основы деятельности

(алгоритма),

на

которой

происходит

разбор

учащимся

содержания

усваиваемого действия.

Следующий,

третий

этап,

предусматривает

выполнение

действия

в

материальной форме. На этом этапе обучающийся, прежде всего, использует

при выполнении ориентировочных основ деятельности опорные конспекты,

схемы, таблицы, которые могут выполняться одновременно с использованием

материальных объектов, таких как тренажеры, муляжи, симуляторы или же

пациенты при курации в стационарных условиях практического занятия. На

этом этапе формируется основа для перехода в умственную форму, т.е. должна

запомнится обучающимся.

Четвертый

этап

выполнения

действия

в

громкой

речи

это

проговаривание детально последовательности выполнения схемы. При этом

она

уже

непроизвольно

запомнилась,

на

предыдущем

этапе

после

определенного количества повторений, и уже нет необходимости иметь схему

перед глазами.

Пятый этап – выполнения действия «в речи про себя». Этот этап обычно

становится

возможным,

когда

студент

проговаривает

правильно,

автоматически и быстро все ходы решения, поэтому становится возможным

проговаривать всю последовательность действий «про себя», а озвучивать

только обоснование, т.е. результат.

Последний, шестой этап – выполнения действия в умственной форме,

когда

формулирует

только

обоснование,

является

заключительным.

Достигается

это

путем

многократного

повторения

действия,

а

это

формируется

в

процессе

изучения

клинических

дисциплин,

когда

сформированное действие включается составляющим в профессиональную

деятельность.

Для студента алгоритм должен быть понятен и выполним, а также

должен

обладать

свойствами

дискретности,

детерминированности,

конечности, результативности и массовости. Это значит, что любой алгоритм

должен состоять из конкретных действий в определенном порядке. Выполнять

следующее

действие

можно

только

после

того

как

точно

выполнено

предыдущее действие. При этом каждое действие должно иметь возможность

завершения, как и алгоритм в целом. В алгоритме не должно быть ошибок и

выполнив

все действия, достигается поставленный определенной задачей

результат. Массовость алгоритма определяется по его возможности решать

различные задачи данного типа.

Правила работы с алгоритмом

Эффективность работы с алгоритмом зависит от правил работы с ним,

т.е. должен выполняться алгоритм работы с алгоритмом:

1.

Определить проблему

2.

Выбрать алгоритм для решения этой проблемы.

3.

Сосредоточтесь на достижении цели.

4.

Создайте условия для достижения цели.

5.

Обеспечьте спокойную обстановку.

6.

Не отвлекаться на побочные факторы.

7.

Ознакомьтесь с планом действий.

8.

Внимательно прочтите все указания по выполнению действий.

9.

Выберите удобный темп работы.

10.

Выполняйте задание, соблюдая последовательность действий.

11.

Осуществляйте самоконтроль за ходом выполнения.

12.

Анализируйте промежуточные результаты.

13.

Осмыслите и оцените конечный результат.

14.

Определите наличие ошибочных действий.

15.

Выделите те действия, которые вызвали затруднение.

16.

Выясните причины ошибок.

Следует помнить, что повторение выполненного алгоритма, необходимо

проводить после выяснения причин ошибок, чтобы не повторять ошибочные

действия и не приводить к их закреплению. Если возникло затруднение или

непонимание, как выполнить действие или избежать повторения ошибок, то

следует обратиться за помощью к преподавателю.

Работа

студента

по

выполнению

алгоритма

действий

должна

проверяться преподавателем и оцениваться. Проверка конечного результата

выполненного задания может проводиться по тому же алгоритму, обязательно

контролируя этапы процесса усвоения. Потому что если упускается один из

этапов процесса усвоения, не проговариваются выполняемые действия, в

дальнейшем они забываются, и быстро теряется приобретенный навык.

Использование

алгоритмов

в

качестве

форм

контроля

позволяет

формировать у студента не только профессиональные компетенции, но и

способность приобретать знания и овладевать умениями самостоятельно.

Алгоритм

является

средством

достижения

конечного

результата,

требуют

включения

внимания,

аналитического

мышления,

использования

сравнительного анализа, самоконтроля собственного исполнения действий,

проявления умственного напряжения.

На определённом этапе обучения необходимо отказаться от готовых

алгоритмов

и

предложить

студенту

создать

собственный

алгоритм

выполнения

задания,

найти

принципиально

новый

творческий

подход

к

решению задачи. Таким образом, алгоритм может с успехом использоваться в

организации самостоятельной работы студента и оценки ее результатов.



В раздел образования




Яндекс.Метрика