Автор: Селезнева Наталья Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Хоронхойский детский сад"
Населённый пункт: п Хоронхой Кяхтинского района Республики Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа воспитания в ДОО
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Хоронхойский детский сад».
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Хоронхойский детский сад»
___________ Л.М Горшкова
Приказ №___ от 31.08.2021 г.
Рабочая программа воспитания в средней группе МБДОУ
«Хоронхойский детский сад»
Воспитатель: Селезнева Н.А
Содержание
Пояснительная записка
Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты
Раздел II. Содержание воспитательной работы
Раздел III. Требования к условиям реализации рабочей программы
воспитания
Календарный план воспитательной работы
Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания МБДОУ «Хоронхойский детский сад» (далее
– детский сад) разработана в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ, федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) на основе
примерной рабочей программы воспитания для образовательных
организаций, реализующих образовательные программы дошкольного
образования.
Содержание рабочей программы ориентировано на разностороннее развитие
дошкольников с учетом возрастных особенностей.
Программа разработана на основе следующих нормативно-правовых
документов:
- ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно–эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденным постановлением Главного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 № 28, СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного
санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2, приказом Минпросвещения России
от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования», уставом детского сада.
Цель и задачи программы воспитания:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим
людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также
выработанных обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в
обществе.
задачами воспитания детей являются:
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование
основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов
деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс
социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей,
возможностей и способностей; — развитие на основе разного
образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к
сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской
деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к
самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных
способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания
включаться в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное
взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с
изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным
языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к
другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, желание совершать добрые
поступки.
Возрастные особенности детей 3-5 лет.
На четвертом году жизни игра становится ведущим видом деятельности
дошкольников. Основное содержание игры младших дошкольников —
действия с игрушками и предметами-заместителями. Сюжеты игр просты и
незаурядны. Младшие дошкольники скорее играют рядом, чем активно
вступают во взаимодействие. Конфликты между детьми преимущественно
возникают по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во
многом определяется мнением воспитателя.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о
предмете, которые только начинают формироваться, графические образы
бедны. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена
возведением
несложных
построек
по
образцу
и
замыслу.
Младшие
дошкольники
активно
осваивают
сенсорные
эталоны
формы,
цвета,
величины.
К
концу
младшего
дошкольного
возраста
дети
могут
воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны
дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве
группы детского сада. Развиваются память и внимание. К концу младшего
дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из
любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное
мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и
отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,
особенно наглядно проявляющееся в игре. Поведение ребенка еще во многом
ситуативно. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной
мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также
их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых
игрушек и сюжетов.
Содержание воспитательной работы ориентировано на разностороннее
развитие детей средне группы с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей по основным направлениям развития и воспитания детей:
Патриотическое
Социальное
Познавательное
Физическое и оздоровительное
Трудовое
Этико-эстетическое
Цель: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, а также позитивных установок к различным видам труда и
творчества.
Задачи патриотического воспитания:
- формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою
Родину, за ее национальных героев, уважение к прошлому;
- воспитание многосторонней развитой, высококультурной личности на
основе исторических примеров;
- выработка привычки всегда поступать в соответствии с нормами и
правилами, принятыми в родном государстве;
- формирование у маленького человека чувства толерантности,
уважительного отношения к правам людей любой национальности,
вероисповедания и нетерпимости к экстремизму и терроризму;
- выработка чувства сопричастности к своему народу, семье, культуре и
истории Отечества
Задачи социального воспитания:
- формировать представления о нормах и ценностях, принятых в обществе,
умение правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
- воспитывать моральные и нравственные качества;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и
сверстниками, социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную
отзывчивость, сопереживание, уважительное и доброжелательное отношение
к окружающим;
-формировать готовность к совместной деятельности;
-развивать умение договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со
сверстниками.
Задачи познавательного воспитания:
- развитие любознательности, формирование опыта познавательной
инициативы;
- формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
- приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-
источники, дискуссии и др.).
Задачи физического и оздоровительного воспитания:
- укрепление здоровья;
- обогащение и накопление двигательного опыта;
- формирование основ здорового образа жизни;
- воспитание физической культуры личности.
Задачи трудового воспитания:
- выполнять индивидуальные и коллективные поручения;
- формировать умение договариваться с помощью воспитателя о
распределении работы;
- заботиться о своевременном завершении совместного задания;
- формировать начала ответственного отношения к порученному заданию.
Задачи этико-эстетического воспитания:
- формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
- воспитание представлений о значении опрятности и внешней красоты, их
влиянии на внутренний мир человека;
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми.
Планируемые результаты освоения программы.
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, а
деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления
личности ребенка.
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др, способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности.
- имеет представления о семейных ценностях, семейных традициях,
бережном отношение к ним; проявляет нравственные чувства, эмоционально-
ценностное отношение к семье;
- проявляет ценностное отношение к прошлому и будущему – своему, своей
семьи, своей страны;
- проявляет уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое
отношение к младшим;
- имеет первичные представления о гражданских ценностях, ценностях
истории, основанных на национальных традициях, связи поколений,
уважении к героям России;
-знает символы государства – Флаг, Герб Российской Федерации и
символику субъекта Российской Федерации, в которой живет;
- проявляет высшие нравственные чувства: патриотизм, уважение к правам и
обязанностям человека;
- имеет представления об этических нормах взаимоотношений между
людьми разных этносов, носителями разных убеждений, представителями
различных культур;
-имеет первичные представления о многонациональности России, фольклоре
и
этнокультурных традициях народов России;
- понимает, что все люди имеют равные права и могут выступать за них;
- имеет представление о чувстве собственного достоинства, самоуважении.
- имеет первичные представления о нравственных ценностях в отношении
общества, сверстников, взрослых, предметного мира и себя в этом мире;
- испытывает чувства гордости, удовлетворенности, стыда от своих
поступков, действий и поведения;
- самостоятельно применяет усвоенные правила, владеет нормами,
конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками
(умение договариваться, взаимодействовать в игровых отношениях в рамках
игровых правил и т.д.);
- умеет слушать и уважать мнения других людей;
- проявляет инициативу в самостоятельном решении несложных
практических проблем и в реализации собственных идей и замыслов;
- осознанно выполняет правила здоровьесбережения и техники безопасности
при использования разных средств сетевой среды и виртуальных ресурсов;
- имеет первичные представления о ценностях труда, о различных
профессиях;
- проявляет уважение к людям труда в семье и в обществе;
- проявляет навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в трудовой
деятельности.
- имеет начальные знания о традициях нравственно - этического отношения к
природе в культуре России, нормах экологической этики.
Основные формы и содержание деятельности:
1. Образовательные ситуации. В процессе образовательных ситуаций у детей
формируются представления о социальных нормах общества, об истории и
культуре своего народа, своей Родины и другие социально-ценностные
представления. Образовательные ситуации носят интегрированный характер,
так как включают воспитательные задачи, которые реализуются в разных
видах деятельности по одной тематике: в игровой, познавательной,
коммуникативной, художественно-эстетической и физической деятельности.
2. Мотивационно-побудительные игровые ситуации (игры-приветствия,
загадки, сюрпризные моменты, приглашение к путешествию). Применяются
для развития у дошкольников интереса и желания участвовать в
деятельности, создания положительного эмоционального фона.
3. Обсуждение. Детям демонстрируются примеры нравственного поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности посредством чтения,
решения проблемных ситуаций, примеров из жизни. В ходе обсуждения
уточняются социальные представления воспитанников, сформированность их
личных норм и правил.
4. Коммуникативные игры. Направлены на формирование умения общаться
со взрослыми и сверстниками. Проводятся в атмосфере доброжелательности,
непринуждённой обстановки и эмоциональной вовлечённости каждого
ребенка.
5. Дидактические игры. Это игры активного обучения. Посредством
доступной и привлекательной формы деятельности уточняются и
углубляются знания и представления детей, анализируются конкретные
ситуации, осуществляется игровое проектирование.
6. Продуктивная деятельность. Включает рисование, лепку, аппликацию,
конструирование, изготовление поделок, игрушек. Дети становятся
активными участниками своего собственного развития, так как видят
результат своего труда. У них развивается творческая самостоятельность и
инициатива.
7. Игры-практикумы. Ребёнок не только слушает и наблюдает, но и активно
действует. Включаясь в практическую деятельность, дошкольники учатся
регулировать взаимоотношения со сверстниками в рамках игрового
взаимодействия.
8. Применение ИКТ. На занятиях используются мультимедийные
презентации, видеофильмы, мультфильмы по различным направлениям:
нравственные ценности, природный мир, история и культура родного края,
здоровый образ жизни.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников в процессе реализации Программы воспитания
«Взаимодействие с родителями» Необходимость взаимодействия педагогов с
родителями традиционно признаётся важнейшим условием эффективности
воспитания детей.
Цель взаимодействия: объединение усилий педагогов ДОУ и семьи по
созданию условий для развития личности ребенка на основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей и правил, принятых в
российском обществе.
Задачи:
Повысить компетентность родителей в вопросах развития личностных
качеств детей дошкольного возраста.
Оказать психолого-педагогической поддержку родителям в воспитании
ребенка.
Основные формы и содержание работы с родителями:
1. Анкетирование. Данная форма используется с целью изучения семьи,
выявления образовательных потребностей и запросов родителей.
Способствует установлению контактов, а также для согласования
воспитательных воздействий на ребенка.
2. Консультации. Это самая распространенная форма психолого-
педагогической поддержки и просвещения родителей. Проводятся
индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам
воспитания ребенка. Активно применяются консультации-презентации с
использованием ИК-технологий.
3. Мастер-классы. Активная форма сотрудничества, посредством которой
педагог знакомит с практическими действиями решения той или иной задачи.
В результате у родителей формируются педагогические умения по
различным вопросам воспитания детей.
4. Педагогический тренинг. В основе тренинга – проблемные ситуации,
практические задания и развивающие упражнения, которые «погружают»
родителей в конкретную ситуацию, смоделированную в воспитательных
целях. Способствуют рефлексии и самооценке родителей по поводу
проведённой деятельности.
5. Круглый стол. Педагоги привлекают родителей в обсуждение
предъявленной темы. Участники обмениваются мнением друг с другом,
предлагают своё решение вопроса.
6. «Родительский клуб». Добровольное объединение родителей. Раз в месяц
проводятся тематические встречи, на которых специалисты и воспитатели
предлагают обсуждение вопросов и решением проблем по конкретным
темам. Очень часто тема встречи запрашивается родителями. Поддержка
родительских инициатив способствует установлению доверительных
партнерских отношений межу педагогами и семьями воспитанников
7. «Родительская почта». В детском саду организована дистанционная форма
сотрудничества ДОУ с родителями. Взаимодействие происходит в
социальных сетях в «ВКонтакте», «Одноклассники», через мессенджеры
WhatsApp, Viber и через видеозвонки. Такая форма общения позволяет
родителям уточнить различные вопросы, пополнить педагогические знания,
обсудить проблемы.
8. Праздники, фестивали, конкурсы, соревнования. Ежемесячно проводятся
совместные с родителями мероприятия, которые включают в общее
интересное дело всех участников образовательных отношений. Тем самым
оптимизируются отношения родителей и детей, родителей и педагогов,
педагогов и детей.
9. «Мастерская». В рамках данной формы сотрудничества родители и
педагоги (часто при участии детей) совместно изготавливают атрибуты и
пособия для игр, развлечений и других мероприятий.
10. Родительские собрания. Посредством собраний координируются действия
родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам
обучения, воспитания, оздоровления и развития детей.
11. Родительские конференции. На данном мероприятии родители делятся
своим опытом воспитания и обучения детей. Также на конференции
выступают педагоги, где с профессиональной точки зрения раскрывают тему
конференции.
Нормативно-методическое обеспечение реализации
Программы воспитания.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
МБДОУ «Хоронхойский детский сад»;
- Рабочая программа воспитания МБДОУ «Хоронхойский детский сад»;
- Календарный план воспитательной работы на учебный год.
Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение
планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями
детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной
системы принять любого ребенка независимо от его индивидуальных
особенностей (психофизиологических, социальных, психологических,
этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить ему
оптимальную социальную ситуацию развития. Инклюзия является
ценностной основой уклада ДОО и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для
воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота,
принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность,
социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми
участниками образовательных отношений в ДОО.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная
для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает
возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни
детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает
возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей,
ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и
смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между
детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в
инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы,
взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной
деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-
родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков,
формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность
каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников
и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации
развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в
жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает
самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация
должна обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья
и свободы в коллективе детей и взрослых.
В работу с детьми данной категории включаются сотрудники
образовательного учреждения, администрация и специалисты ДОУ:
заведующий, старший воспитатель, медработник, воспитатели, музыкальные
руководители, которые способствуют созданию условий и благоприятного
микроклимата в ДОУ, для облегчения адаптации детей с ОВЗ и детей-
инвалидов, и их успешной социализации. Осуществляют индивидуальный
подход к детям при организации воспитательно-образовательного процесса.
Календарный план воспитательной работы.
Патриотическое воспитание.
время проведения
мероприятия
воспитательная работа
Сентябрь
День окончания Второй мировой
войны.
Презентация: « Окончанию Второй мировой войны посвящается».
Беседа: У времени есть своя память – история
Слушание песни «Журавли», музыка Яна Френкеля на стихи Расула
Гамзатова (исполнение М.Бернеса).
Рисование «Праздничный салют в честь Дня Победы».
Конкурс рисунка к «Международному
дню мира»
Беседа: 21 сентября Международный День Мира.
Сбор фотографий на тему «Нам нужен Мир»
Д/и «Я хочу с тобой подружиться»
Разучивание песни «Солнечный круг»
Октябрь
«Международный день пожилых
людей»
Знакомство с историей возникновения праздника «День пожилых
людей»
«Кто такие пожилые люди»
Чтение художественной литературы «Наша бабушка» Е.
Трутневой, «Мой дедушка» Р. Гамзатова.
Заучивание стихов Л. Квитко «Бабушкины руки»
Изготовление подарков бабушкам и дедушкам.
Ноябрь
«День народного единства»
Презентация «С чего начинается Родина»
Рисование гуашью : «Земля наш общий дом»
Папка-передвижка «История праздника «День народного единства»
Прослушивание гимна Российской Федерации.
Декабрь
«День неизвестного солдата»
3 декабря День Неизвестного солдата – день памяти российских
солдат Тематическая беседа.
Презентация «Вечный огонь славы»
Физминутка «Бойцы-молодцы»
Рисование «Вечный огонь»
Февраль
«День защитника Отечества»
Беседы «Мой папа», «День защитника Отечества», «Современная
военная техника — танк»
Загадки о военной технике, о военных профессиях
Просмотр презентации: «Парад военной техники»
Конкурс поделок «День защитника Отечества»
Апрель
День авиации и космонавтики.
Чтение рассказов : «Первый человек в космосе», «Звездолётчики»,
«Дорога на космодром»
Беседа ; «Что такое космос» ,«Голубая планета - Земля», «Луна -
спутник Земли», «Семья планет», «Кто такой космонавт?», «Каким
должны быть космонавты?»;
Просмотр мультимедийной презентации о космосе и космических
кораблях, космонавтах.
Выставка рисунков «Мой адрес-планета земля!»
Май
«День победы»
Работа с лепбуком «9 мая – День Победы»
Аппликация «Праздничный салют»
Консультация для родителей «Как рассказать ребенку о войне?»
Конкурс поделок День победы
Социальное воспитание.
время проведения
мероприятия
воспитательная работа
Сентябрь
«Я и детский сад»
«Путешествие (экскурсия) по детскому саду»
Беседы на темы : « Наш детский сад», «Профессии детского сада»
Лепка «Моя любимая игрушка».
Составление рассказов «Хорошо у нас в саду» «Каким я хочу быть»
«Чем люблю заниматься в детском саду».
Октябрь
«Мой дом»
Рассматривание картин «Безопасность в доме».
Подвижная игра: «Найди свой домик»
Аппликация «Мой необычный дом»
Строительство домов из деревянного конструктора, по образцу.
Ноябрь
«Мои родители и Я»
Беседа о семье и её значении для человека. Как зовут твоих родных
Чтение А. Барто « Помощница»
Чтение рассказа Я. Сегеля « Как я был мамой»
Фотовыставка « Семейные праздник
Декабрь
«Новогоднее конфетти»
Беседы: «История елочной игрушки», «Новогодние традиции».
Просмотр фильмов: «История новогодней игрушки», «Новогодние
традиции разных стран»
дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник» (новогодние
персонажи).
Выставки поделок «Новогодние чудеса»
Январь
«Друг в беде не бросит»
Беседа: «Что такое дружба?»
Пословицы о дружбе
Рисунок - мой лучший друг.
Февраль
«День защитника отечества»
Беседы «Мой папа», «День защитника Отечества», «Современная
военная техника — танк»
Загадки о военной технике, о военных профессиях
Просмотр презентации: «Парад военной техники»
Конкурс поделок «День защитника Отечества»
Март
«Мамин день»
Составление рассказов по сюжетным картинкам: «Моя мамочка
самая лучшая»
Беседы о профессиях мам, «Вот какая моя мама!»
Стихи о маме, пословицы поговорки, рассказы о маме.
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Варианты игры: «Мама и
дети», «Встреча гостей», «Мамин праздник»
Апрель
«Народные культура и традиции.
Традиции семьи»
Беседы: «Для чего человеку семья?», «На кого хочу быть
похожим?», «За что я люблю маму», «Семейные праздники»,
«Выходной день в моей семье», «Для чего человеку дано имя»
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Чья
мама?»
Чтение Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и
внучка»
Кулинарный альбом традиционных семейных блюд «Мамины
вкусняшки»
Май
«Весна волшебница»
Рассматривание картин: «Ледоход», « Встреча птиц», «Прощай,
зима», «Насекомые», «Первоцветы».
Беседы: «Настала весна», «Уж тает снег, бегут ручьи», «Как
изменилась одежда», «Первоцветы», «Наши верные друзья»,
«Насекомые»
Рисование: «Ветка с первыми листочками», «Весенний букет»,
«Цветущий сад»
Театрализованные игры: «Заюшкина избушка», «Пчелки – добрые
подружки», «Стрекоза и Муравей», «Теремок»
Познавательное направление воспитания.
время проведения
мероприятия
воспитательная работа
Сентябрь
«Лето красное прошло»
Загадки про лето.
Составление рассказа «Дары природы»
Наблюдения за изменениями погоды
Выставка рисунков «Как мы отдохнули летом?»
Октябрь
«Золотая осень»
Цикл наблюдений, экологическая прогулка, экскурсия в лес.
Беседа - «Осень – добрая волшебница».
Совместное создание гербария «Деревья и кустарники»
Чтение художественной литературы. • К. Бальмонт «Осень».
Л. Толстой «Дуб и орешник». К. Ушинский «Осенняя сказка»,
«Спор деревьев».
Ноябрь
«Домашние животные и птицы»
Чтение литературы: С. Маршак «Усатый полосатый», М. К.
Ушинский «Плутишка кот», Сутеев «Кто сказал «мяу»?»
Игровые упражнения: «Составь животное», «Дорисуй животное»;
«Нарисуй животное по точкам»
Сюжетно-ролевые игры: «Ферма», «Ветеринарная больница».
Выставка фотографий домашних питомцев.
Декабрь
«Проказы матушки зимы»
Наблюдения с детьми: Птицы зимой. Деревья. «Где зимуют
почки?
Чтение художественной литературы: «Поет зима, аукает…» С.
Есенин. «Зима» И. Суриков. «Где зимуют почки?» Н. Павлова.
Сравнение скорости таяния снега и льда.
Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку.
Январь
«Профессии»
Беседы: «Что такое профессии», «Какие профессии ты знаешь»,
«Кем ты станешь, когда вырастешь?»
Чтение художественной литературы: «Кем быть?» В. Маяковский,
«Строители» Б. Заходер, «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалков,
«Доктор Айболит» К.Чуковский.
Просмотр презентации «В мир профессий».
Февраль
«Масленица»
Беседы о праздниках, традициях русского народа «Что за праздник,
Масленица?», «Как отмечать Масленицу».
Просмотр электронной презентации «Широкая Масленица»
Видеофильм «Смешарики – Масленица.
Март
«Весна красна»
Беседы: с детьми на темы: «Весна», «Прилет грачей», «Безопасное
поведение в природе весной»
Наблюдение: «Веточка березы», «Лужицы и ручейки», «Первые
проталинки», «Сосульки».
Рисование: «Весна пришла», «Солнышко», «Верба в вазе».
Пальчиковые игры: «Деревья», «Весна», «Солнышко»,
«Шаловливые сосульки»
Апрель
«Служба спасения»
Чтение художественной литературы С. Маршак «Пожар», С.
Маршак «Кошкин дом».
Просмотр презентации «МЧС России. Служба спасения»
Беседа с элементами проблемных ситуаций: «МЧС России»
Соревнование «Сильные, ловкие, смелые»
Май
«Детский сад – моя вторая семья»
Беседа «Детский сад - мой второй дом».
Чтение художественной литературы. Э. Успенский, В. Чижиков
«Вера и Анфиса в детском саду».
Беседа на тему «Хорошие и плохие поступки».
Малоподвижная игра «Тишина».
Физическое направление воспитания.
время проведения
мероприятия
воспитательная работа
Сентябрь
«Мой веселый, звонкий мяч»
Проведение утренней гимнастики с мячами.
Физкультурное занятие «Весёлые мячи»
Массаж ладошек с «Мячами –ёжиками».
Квест-игра с родителями и детьми «Мой веселый звонкий мяч».
Октябрь
Развлечение: «Осенний марафон».
Разминка - танец осенних листочков
Осенние соревнования: Осень, осень к нам пришла
Пальчиковая игра «Осень листья золотит»
Эстафета «В осеннем лесу».
Ноябрь
«День здоровья»
Разучивание точечного массажа, самомассажа,
гимнастики для глаз, пальчиковой гимнастики.
Гимнастика пробуждения «Мышки».
КГН водичка.
Спортивное развлечение «День рождение Бабы – Яги!»
Декабрь
«Зимние чудеса»
Подвижные игры : «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер»,
«Птички в гнездышках».
Игровые упражнения «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку»
Пальчиковые игры «Мы во двор пошли гулять», «Снежок».
Игра в снежки. Катание с горки на санках.
Январь
«Путешествие в зимнюю сказочную
страну спорта»
Эстафета «Хоккей»
Эстафета «Гонки санок»
Игра «Снайперы».
Февраль
«День здоровья»
Разминка «Снеговичок»
Игра «Бег в валенках»
Игра «Передай снежок»
Игра «Полыньи»
Март
«Бурятские подвижные игры»
Волк и ягнята
Белое дерево (Сагаан модон)
Сурхарбан
Подвижная игра «Белый шаман»
Апрель
«Прогулка в весенний лес»
«Весенний хоровод»
Парный танец Весна
Пальчиковая игра «Здравствуй!»
Подвижная игра «Скворцы».
Май
«День победы» развлечение «День
здоровья»
Пальчиковая гимнастика: «Аты-баты- шли солдаты».
Эстафеты: «Кто быстрее соберет посылку на фронт», «Кто первый
доставит донесение»
Подвижные игры: «Летчики», «Пограничники»
Трудовое направление воспитания.
время проведения
мероприятия
воспитательная работа
Сентябрь
«Все по своим местам».
Закреплять
умение приводить в порядок игровые
уголки.
Закреплять умение приводить в порядок игровые уголки
Учить поддерживать порядок в шкафах с игрушками, инвентарем.
Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов.
Формировать умение трудиться сообща со взрослыми.
Октябрь
«Вместе с воспитателем» Учить
трудиться в большом коллективе.
Вместе с воспитателем отремонтировать порванные книги.
По поручению воспитателя отбирать игрушки и материал и
выносить на участок.
Учим Незнайку одеваться по погоде.
Уборка веранды (подметание, вынос мусора).
Ноябрь
«Хорошие привычки»
Формировать привычку к порядку и
чистоте.
Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до
образования пены
тщательно смывать, насухо вытирать
полотенцем.
Протирание строительного материала.
Учить подготавливать к работе свое рабочее место.
Продолжать совершенствовать навыки ухода за растениями.
Декабрь
«Вместе с няней»
воспитывать ответственность,
аккуратность
Вместе с няней помыть дверцу своего шкафчика.
Проверять, все ли остается в порядке перед уходом на прогулку.
«Кто правильно и быстро положит одежду».
Закреплять навыки ухода за куклами.
Январь
Ремонт коробок, подклеивание книг.
Совершенствовать навыки ручного
труда.
Учить соблюдать порядок хранения игрушек, пособий, настольных
игр и пр.
Вместе с воспитателем делать штампы из природного материала
для ИЗО уголка.
Ремонт коробок от настольно- печатных игр.
Февраль
«Каждой вещи - своё место» развивать
трудолюбие.
Закреплять умение заправлять кровать.
Собирать игрушки, приводить их в порядок.
«Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».
Мыть и протирать игрушки, строительный материал.
Учить аккуратно работать с водой.
Март
«У нас порядок»
проверять, все ли остается в порядке
перед уходом на прогулку
Наведение порядка в раздевалке: протирание шкафов, пола,
скамеечек.
Продолжать совершенствовать навыки ухода за растениями.
Наведение порядка в шкафу с материалами для занятий по
изобразительной деятельности.
Наведение порядка в природном шкафу.
Апрель
«Как мы наводим порядок в шкафу для
одежды».
Учить бережно относиться к личным вещам, проявлять
самостоятельность.
Учить малышей одеваться на прогулку. Помогать малыша,
ухаживать за одеждой и обувью.
Закреплять умение быстро и аккуратно складывать одежду.
Учить самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в своем
шкафу для одежды.
Май
Высадка рассады, выращенной для
цветника и уход за посаженными
растениями
Перекопка земли в клумбе, оформление цветника.
Посадка бобовых культур (для наблюдений).
Высадка рассады, выращенной для цветника и уход за
посаженными растениями.
Этико-эстетическое направление воспитания.
время проведения
мероприятия
Сентябрь
«Выставка поделок Золотая осень ».
Октябрь
«Осенняя ярмарка»
Ноябрь
«Загляните в мамины глаза»
Декабрь
«В преддверии Нового года»
Январь
«Рождественские встречи»
Февраль
«Мой папа самый - самый».
Март
«Фотовыставка: Кем работают наши мамы»
Апрель
«КосмоSTAR» конкурс детского творчества.
Май
Рисунок на асфальте «Разноцветные ладошки»