Напоминание

рабочая программа по химии 8-9 класс


Автор: Лопарева Наталья Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ Юмасинская СОШ
Населённый пункт: д.Юмас
Наименование материала: рабочая программа
Тема: рабочая программа по химии 8-9 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Управление образования

Администрации Кондинского района

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Юмасинская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»

«Согласовано»

«Утверждено»

На заседании МО

Зам. директора по УР

Директор МКОУ

Протокол №____от

Кордюкова Т.И. ______

Юмасинская СОШ

«___»______2021 г.

«____»______2021 г.

Бабанаков В.В.

Руководитель МО

приказ от 13.08.2021

Карпова Т.П._______

№ -од

Рабочая программа

по химии для 8-9 классов

2021-2027 уч.год

Срок реализации 5 лет

АОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития

Учитель биологии: Лопарева Наталья Юрьевна

соответствие занимаемой должности «учитель»

д. Юмас

2021 год

Пояснительная записка

Адаптированная

рабочая программа составлена на основании

учебника для

общеобразовательных учреждений авторов Г. Е. Рудзитиса и Ф. Г. Фельдмана «Химия. 8

класс» и «Химия. 9 класс» и рабочей программы предметной линии учебников

Г.Е.Рудзитиса,

Ф.Г.Фельдмана.

8-9

классы:

учеб.

Пособие

для

общеобразоват.

организаций/ Н.Н.Гара. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019

Особенность курса химии состоит в том, что для его освоения школьники должны

обладать не только определённым запасом предварительных естественно-научных знаний,

но и достаточно хорошо развитым абстрактным мышлением. Это является главной

причиной того, что в учебном плане этот предмет появляется последним в ряду

естественно-научных дисциплин. В учебном плане на изучение химии в основной школе

отводится 2 учебных часа в неделю в течение двух лет — в 8 и 9 классах; всего 140

учебных занятий.

Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в 8—9 классах

общеобразовательных учреждений. Она рассчитана на 140 ч в год (2 ч в неделю). Рабочая

программа по химии составлена на основе:

#Фундаментального ядра содержания общего образования;

#требований к результатам освоения основной образовательной программы основного

общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном

стандарте общего образования второго поколения;

# примерной программы основного общего образования по химии;

# программы развития универсальных учебных действий;

# программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Одной из важнейших задач основного общего образования является подготовка

обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального

пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их

достижения, использовать приобретённый в школе опыт в реальной жизни, за рамками

учебного процесса.

Химия как учебный предмет вносит существенный вклад в воспитание и развитие

обучающихся; она призвана вооружить их основами химических знаний, необходимых

для повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования этих

знаний, а также способствовать безопасному поведению в окружающей среде и

бережному отношению к ней.

Изучение химии в основной школе направлено:

# на освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической

символике;

# на овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический

эксперимент, производить расчёты на основе химических формул веществ и уравнений

химических реакций;

# на развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе

проведения химического эксперимента,

самостоятельного приобретения знаний в

соответствии с возникающими жизненными потребностями;

# на воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов

естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

# на применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и

материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в

повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и

окружающей среде.

Рабочая программа по химии адаптирована для обучающихся с (ОВЗ), учитывает

особенности психофизического развития и особые образовательные потребности данной

категории детей в организации учебного процесса с учетом специфики усвоения знаний,

умений

и

навыков

ребенка

с

ОВЗ;

обеспечении

непрерывного

контроля

над

становлением

учебно-познавательной

деятельности обучающегося; -постоянном стимулировании познавательной активности;

-постоянной помощи в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний по

предмету.

Процесс обучения имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в

использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у учащихся недостатков

и опирается на их субъективный опыт, связь изучаемого материала с реальной жизнью. В

силу

того,

что

учащиеся

с

(ОВЗ)

обучаются

интегрировано

в

классе

по

общеобразовательной программе, коррекционная работа с ними осуществляется на уроке

и

предусматривает

индивидуальный

подход,

использование

дифференцированных

заданий в классной и домашней работе с использованием следующих методических

приёмов:

- поэтапное разъяснение выполнения заданий,

обеспечение аудио –визуальными техническими средствами,

перемена видов деятельности,

предоставление дополнительного времени,

упрощение заданий в классе и дома,

использование карточек.

Характерная особенность работы с учащимися с ОВЗ – снижение нагрузки на память

учащихся, уменьшение номенклатуры научных терминов и понятий.

Преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры; в

отдельных случаях – анализировать и прогнозировать.

В преподавании предмета « Химия" используются такие формы и методы обучения, как

словесный, наглядный, практический и репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля

знаний учащихся: контрольные и практические работы, лабораторные работы, устные

ответы, тестовые задания и др. Для учащихся с ОВЗ возможно использование наводящих

вопросов, формул, таблиц и карт – алгоритмов при выполнении контрольных работ.

Промежуточная аттестация для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

проводится в соответствии с их психофизиологическим состоянием и возможностями.

Письменные контрольные работы могут быть заменены на устные формы.

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Выпускник научится:

# описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные

признаки;

# характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-

следственные связи между данными характеристиками вещества;

# раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент,

простое вещество, сложное вещество, валентность, используя знаковую систему химии;

# изображать состав простейших веществ с помощью химических формул и сущность

химических реакций с помощью химических уравнений;

# вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, а также массовую

долю химического элемента в соединениях;

# сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли;

# классифицировать оксиды и основания по свойствам, кислоты и соли — по составу; #

описывать состав, свойства и значение (в природе и практической деятельности человека)

простых веществ — кислорода и водорода;

# давать сравнительную характеристику химических элементов и важнейших соединений

естественных семейств щелочных металлов и галогенов;

# пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой

# проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств

веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при

проведении наблюдений и опытов;

# различать экспериментально кислоты и щёлочи, пользуясь индикаторами; осознавать

необходимость соблюдения мер безопасности при обращении с кислотами и щелочами.

Выпускник получит возможность научиться:

# грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

# осознавать необходимость соблюдения правил экологически безопасного поведения в

окружающей природной среде;

# понимать смысл и необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в

инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.;

# использовать приобретённые ключевые компетентности при выполнении

исследовательских проектов по изучению свойств, способов получения и распознавания

веществ;

# развивать коммуникативную компетентность, используя средства устного и

письменного общения, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при

обсуждении результатов выполненной работы;

# объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически

относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе, касающейся

использования различных веществ.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Строение вещества

Выпускник научится:

# классифицировать химические элементы на металлы, неметаллы, элементы, оксиды и

гидроксиды которых амфотерны, и инертные элементы (газы) для осознания важности

упорядоченности научных знаний;

# раскрывать смысл периодического закона Д. И. Менделеева;

# описывать и характеризовать табличную форму периодической системы химических

элементов;

# характеризовать состав атомных ядер и распределение числа электронов по

электронным слоям атомов химических элементов малых периодов периодической

системы, а также калия и кальция;

# различать виды химической связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную

неполярную и металлическую;

# изображать электронные формулы веществ, образованных химическими связями

разного вида

; # выявлять зависимость свойств вещества от строения его кристаллической решётки

(ионной, атомной, молекулярной, металлической);

# характеризовать химические элементы и их соединения на основе положения элементов

в периодической системе и особенностей строения их атомов;

# описывать основные предпосылки открытия Д. И. Менделеевым периодического закона

и периодической системы химических элементов и многообразную научную деятельность

учёного;

# характеризовать научное и мировоззренческое значение периодического закона и

периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева;

# осознавать научные открытия как результат длительных наблюдений, опытов, научной

полемики, преодоления трудностей и сомнений.

Выпускник получит возможность научиться:

# осознавать значение теоретических знаний для практической деятельности человека;

# описывать изученные объекты как системы, применяя логику системного анализа;

# применять знания о закономерностях периодической системы химических элементов

для объяснения и предвидения свойств конкретных веществ;

# развивать информационную компетентность посредством углубления знаний об истории

становления химической науки, её основных понятий, периодического закона как одного

из важнейших законов природы, а также о современных достижениях науки и техники.

Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в

направлении личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к

Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

2) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню

развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому

и духовному многообразию современного мира;

3) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору

профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных

профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной

образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

4) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

5) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных

ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; 6) формирование познавательной и

информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с

учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами

информационных технологий;

7) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во

всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к

окружающей среде;

8) развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные

способы по ведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и внеучебной

деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать

ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная

поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п.).

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы

основного общего образования являются:

1) овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации

учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа

условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и

выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в

отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

3) умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения

понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты,

аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять

контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы

действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в

соответствии с изменяющейся ситуацией;

5) формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и

технических средств информационных технологий (компьютеров и программного

обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и

познавательных универсальных учебных действий;

6) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для

решения учебных и познавательных задач;

7) умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой

информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно

пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях,

соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

8) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами

наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

9) умение организовать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе

жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального

взаимодействия;

10) умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

11) умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия

одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и

способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического

или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в

достижении цели определённой сложности;

12) умение работать в группе — эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе

координации различных позиций при выработке общего решения в совместной

деятельности; слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение,

корректно отстаивать свою позицию и координировать её с позицией партнёров, в том

числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе

учёта интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных

способов разрешения конфликтов.

Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного

общего образования являются:

1) формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их

превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и

символическим языком химии;

2) осознание объективной значимости основ химической науки как области современного

естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как

основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о

материальном единстве мира;

3) овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и

объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного

обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать

и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и

окружающей среды;

4) формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми

химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины

многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также

зависимость применения веществ от их свойств;

5) приобретение опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения

за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с

использованием лабораторного оборудования и приборов;

6) умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах,

связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

7) овладение приёмами работы с информацией химического содержания, представленной

в разной форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и

др.);

8) создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических

знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего

(полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей

профессиональной деятельности;

9) формирование представлений о значении химической науки в решении современных

экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических

катастроф.

Содержание учебного предмета 8 класс

Раздел 1. Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы

познания

в

химии:

наблюдение,

эксперимент.

Приёмы

безопасной

работы

с

оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование,

выпаривание,

кристаллизация,

дистилляция.

Физические

и

химические

явления.

Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения

химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решётки: ионная, атомная и

молекулярная. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки. Простые и

сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы.

Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон

постоянства состава веществ. Химические формулы. Относительная молекулярная масса.

Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по

формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений

по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.

В.

Ломоносова.

Химические

уравнения.

Типы

химических

реакций.

Кислород.

Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности.

Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода.

Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав.

Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород.

Нахождение

в

природе.

Получение

водорода

в

лаборатории

и

промышленности.

Физические

и

химические

свойства

водорода.

Водород

восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода. Вода.

Методы определения состава воды — анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в

природе и способы её очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение

воды.

Вода

растворитель.

Растворимость

веществ

в

воде.

Массовая

доля

растворённого вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса.

Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные

отношения газов при химических

реакциях.

Важнейшие классы неорганических

соединений.

Оксиды:

состав,

классификация.

Основные

и

кислотные

оксиды.

Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение

оксидов. Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щёлочи и

нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований.

Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и

гидроксиды. Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические

свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли.

Состав.

Классификация.

Номенклатура.

Физические

свойства

солей.

Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей.

Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Раздел 2.

Периодический закон

и периодическая система химических

элементов Д. И. Менделеева. Строение атома

Первоначальные попытки классификации химических элементов. Понятие о

группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов.

Благородные газы.

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественно-

научная

классификация

химических

элементов.

Табличная

форма

представления

классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система

химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды.

Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов

А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и

нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса.

Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном

слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоёв у атомов элементов первого—третьего

периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева:

исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых

элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и

деятельность Д. И. Менделеева.

Раздел 3. Строение вещества

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической

связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в

свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления

элементов.

9 класс

Раздел 1. Многообразие химических реакций

Классификация химических реакций: реакции соединения, разложения, замещения,

обмена.

Окислительно-восстановительные

реакции.

Окислитель,

восстановитель,

процессы

окисления

и

восстановления.

Составление

уравнений

окислительно-

восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические

реакции. Термохимические уравнения. Расчёты по термохимическим уравнениям.

Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.

Первоначальное представление о катализе.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.

Химические реакции в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы.

Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот,

оснований и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции

ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические

свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об

электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

Раздел 2. Многообразие веществ

Неметаллы.

Галогены.

Положение

в

периодической

системе

химических

элементов, строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические

свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Получение и применение

галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора.

Хлороводород.

Физические

свойства.

Получение.

Соляная

кислота

и

её

соли.

Качественная реакция на хлорид-ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Кислород и сера. Положение в периодической системе химических элементов,

строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства.

Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и её

соли. Качественная реакция на сульфид-ионы. Оксид серы(IV). Физические и химические

свойства. Применение. Сернистая кислота и её соли. Качественная реакция на сульфит-

ионы.

Оксид

серы(VI).

Серная

кислота.

Химические

свойства

разбавленной

и

концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфатионы. Химические

реакции, лежащие в основе получения серной кислоты в промышленности. Применение

серной кислоты.

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов,

строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение.

Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака,

получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и её свойства. Окислительные

свойства азотной кислоты. Получение азотной кислоты в лаборатории. Химические

реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение

азотной кислоты. Соли азотной кислоты и их применение. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид

фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения.

Углерод и кремний. Положение в периодической системе химических элементов,

строение их атомов. Углерод. Аллотропия углерода. Физические и химические свойства

углерода. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм.

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Качественная реакция на карбонат-ионы.

Круговорот углерода в природе. Органические соединения углерода.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и её соли. Стекло. Цемент.

Металлы. Положение металлов в периодической системе химических элементов, строение

их атомов. Металлическая связь. Физические свойства металлов. Ряд активности металлов

(электрохимический ряд напряжений металлов). Химические свойства металлов. Общие

способы получения металлов. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе,

строение их атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства

щелочных

металлов.

Применение

щелочных

металлов

и

их

соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической

системе, строение их атомов. Нахождение в природе. Магний и кальций, их важнейшие

соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе, строение его атома.

Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Применение

алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе, строение его атома.

Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Важнейшие

соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Качественные

реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения.

Углерод — основа жизни на Земле. Особенности строения атома углерода в органических

соединениях.

Углеводороды. Предельные (насыщенные) углеводороды. Метан, этан, пропан —

простейшие

представители

предельных

углеводородов.

Структурные

формулы

углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и

химические свойства предельных углеводородов. Реакции горения и замещения.

Нахождение в природе предельных углеводородов. Применение метана.

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды. Этиленовый ряд непредельных

углеводородов.

Этилен.

Физические

и

химические

свойства

этилена.

Реакция

присоединения. Качественные реакции на этилен. Реакция полимеризации. Полиэтилен.

Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена.

Применение ацетилена.

Производные

углеводородов.

Краткий

обзор

органических

соединений:

одноатомные

спирты

(метанол,

этанол),

многоатомные

спирты

(этиленгликоль,

глицерин), карбоновые кислоты (муравьиная, уксусная), сложные эфиры, жиры, углеводы

(глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза), аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер,

структурное

звено,

степень

полимеризации.

Полиэтилен,

полипропилен,

поливинилхлорид.

Тематическое планирование по химии 8 класс

п/п

Разделы программы

Количество

часов

Количество

контрольных

работ

Количество

практических

работ

1

Основные понятия химии

(уровень атомно – молекулярных

представлений)

54 (51 + 3 часа

резервного

времени)

3

6

2

Периодический закон и

периодическая система

химических элементов Д.И.

Менделеева. Строение атома

7

-

-

3

Строение вещества. Химическая

связь

9

1

-

итого

70

4

6

Тематическое планирование по химии 9 класс

п/п

Разделы программы

Количество

часов

Количество

контрольных

работ

Количество

практических

работ

1

Многообразие химических

реакций

15

1

2

2

Многообразие веществ

43

2

5

3

Краткий обзор важнейших

органических веществ

12

1

итого

70

4

7

Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс

Тема урока

Дата

прове

дения

Факт

Раздел 1. Основные понятия химии (54 часа)

1.

Предмет химии. Вещества и их свойства.

02.09

2.

Методы познания в химии.

07.09

3.

Практическая работа №1. «Лабораторное

оборудование и приемы обращения с ним. Правила

безопасной работы в химической лаборатории»

09.09

4.

Чистые вещества и смеси.

14.09

5.

Практическая работа № 2. Очистка загрязненной

поваренной соли.

16.09

6.

Физические и химические явления. Химические

реакции

21.09

7.

Атомы и молекулы, ионы.

23.09

8.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения.

28.09

9.

Простые и сложные вещества. Химический элемент.

Металлы и неметаллы.

30.09

10.

Знаки химических элементов.

05.10

11.

Относительная атомная масса. Закон постоянства

состава веществ

07.10

12.

Химические формулы. Относительная молекулярная

масса.

12.10

13.

Вычисления по химическим формулам. Массовая доля

химического элемента в соединении.

14.10

14.

Валентность химических элементов. Определение

валентности элементов по формулам их соединений.

19.10

15.

Составление химических формул по валентности.

21.10

16.

Атомно-молекулярное учение.

26.10

17.

Закон сохранения массы веществ.

28.10

18.

Химические уравнения.

09.11

19.

Типы химических реакций

11.11

20.

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные

химические понятия»

16.11

21.

Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные

18.11

химические понятия».

22.

Кислород, его общая характеристика и нахождение в

природе и получение.

23.11

23.

Свойства кислорода. Применение кислорода.

Круговорот кислорода в природе.

25.11

24.

Практическая работа № 3. Получение и свойства

кислорода.

30.11

25.

Озон. Аллотропия кислорода

02.12

26.

Воздух и его состав.

07.12

27.

Водород, его общая характеристика, нахождение в

природе и получение.

09.12

28.

Свойства и применение водорода.

14.12

29.

Практическая работа №4. «Получение водорода и

изучение его свойств»

16.12

30.

Вода.

21.12

31.

Химические свойства и применение воды.

23.12

32.

Вода — растворитель. Растворы.

28.12

33.

Массовая доля растворенного вещества.

11.01

34.

Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли

растворенного вещества в растворе. Вычисление массы

растворенного вещества и воды для приготовления

раствора определенной концентрации»

13.01

35.

Практическая работа №5. Приготовление растворов

с определенной массовой долей растворенного

вещества

18.01

36.

Повторение и обобщение по темам

«Кислород»,«Водород», «Вода. Растворы».

20.01

37.

Контрольная работа по темам «Кислород. Горение»,

«Водород», «Вода. Растворы».

25.01

38.

Количества вещества. Моль. Молярная масса.

27.01

39.

Вычисления с использованием понятий «количества

вещества», «молярная масса».

01.02

40.

Закон Авогадро. Молярный объем газов.

03.02

41.

Относительная плотность газов

08.02

42.

Объемные отношения газов при химических реакциях

10.02

43.

Оксиды.

15.02

44.

Гидроксиды. Основания.

17.02

45.

Химические свойства оснований. Реакция

22.02

нейтрализации. Окраска индикаторов в щелочной и

нейтральной средах. Применение оснований.

46.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

24.02

47.

Кислоты.

01.03

48.

Химические свойства кислот

03.03

49.

Соли.

10.03

50.

Химические свойства солей

15.03

51.

Генетическая связь между основными классами

неорганических соединений

17.03

52.

Практическая работа №6. Решение экспери-

ментальных задач по теме «Основные классы

неорганических соединений»

19.03

53.

Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы

неорганических соединений»

22.03

54.

Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы

неорганических соединений».

24.03

Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов

Д.И.Менделеева (7 часов)

55.

Классификация химических элементов.

05.04

56.

Периодический закон Д.И.Менделеева

07.04

57.

Периодическая таблица химических элементов.

12.04

58.

Строение атома.

14.04

59.

Распределение электронов по энергетическим уровням.

Современная формулировка периодического закона

19.04

60.

Значение периодического закона.

21.04

61.

Повторение и обобщение по теме: Периодический закон

и строение атома

26.04

Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь (9 часов)

62.

Электроотрицательность химических элементов

28.04

63.

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные

связи

05.05

64.

Ионная связь

10.05

65.

Валентность и степень окисления.

12.05

66.

Правила определения степеней окисления элементов

14.05

67.

Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ.

Химическая связь»

17.05

68.

Повторение по теме: Кислород. Горение.

19.05

69.

Контрольная работа №4 по темам: «Периодический

закон и периодическая система химических

элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

Строение веществ. Химическая связь»

24.05

70.

Повторение по теме: Важнейшие классы

неорганических соединений

26.05

Календарно – тематическое планирование по химии 9 класс

Тема урока

Дата

проведе

ния

Факт

Раздел 1. Многообразие химических реакций (15 часов)

1.

Окислительно-восстановительные реакции.

01.09

2.

Окислительно-восстановительные реакции.

03.09

3.

Тепловой эффект химических реакций.

08.09

4.

Скорость химических реакций

10.09

5.

Практическая работа 1. Изучение влияния

условий проведения химической реакции на её

скорость.

15.09

6.

Обратимые и необратимые реакции. Понятие о

химическом равновесии.

17.09

7.

Сущность процесса электролитической диссоциации

22.09

8.

Диссоциация кислот, оснований и солей

24.09

9.

Слабые и сильные электролиты. Степень

диссоциации

29.09

10.

Реакции ионного обмена

01.10

11.

Химические свойства основных классов

неорганических соединений

06.10

12.

Химические свойства основных классов

неорганических соединений

08.10

13.

Гидролиз солей.

13.10

14.

Практическая работа 2. Решение

экспериментальных задач по теме «Свойства кислот,

оснований и солей как электролитов».

15.10

15.

Контрольная работа №1 по темам

«Классификация химических реакций» и

«Электролитическая диссоциация».

20.10

Раздел 2. Многообразие веществ (43 часа)

16.

Характеристика галогенов

22.10

17.

Хлор. Свойства и применение хлора

27.10

18.

Хлороводород: получение и свойства

29.10

19.

Соляная кислота и её соли

10.11

20.

Практическая работа 3. Получение соляной

кислоты и изучение её свойств

12.11

21.

Характеристика кислорода и серы

17.11

22.

Свойства и применение серы.

19.11

23.

Сероводород. Сульфиды

24.11

24.

Оксид серы (I\/). Сернистая кислота и её соли

26.11

25.

Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли

01.12

26.

Окислительные свойства концентрированной серной

кислоты

03.12

27.

Практическая работа 4. Решение

экспериментальных задач по теме «Кислород и

сера».

08.12

28.

Решение расчётных задач.

10.12

29.

Характеристика азота и фосфора. Физические и

химические свойства азота

15.12

30.

Аммиак. Физические и химические свойства.

Получение и применение

17.12

31.

Практическая работа 5. Получение аммиака и

изучение его свойств

22.12

32.

Соли аммония

24.12

33.

Азотная кислота

12.01

34.

Свойства концентрированной азотной кислоты.

14.01

35.

Соли азотной кислоты

19.01

36.

Фосфор

21.01

37.

Оксид фосфора(V). Фосфорная кислота и её соли.

Фосфорные удобрения

26.01

38.

Характеристика углерода и кремния. Аллотропия

углерода

28.01

39.

Химические свойства углерода. Адсорбция

02.02

40.

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на

организм

04.02

41.

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли.

Круговорот углерода в природе.

09.02

42.

Практическая работа 6. Получение оксида

углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание

карбонатов.

11.02

43.

Кремний и его соединения

16.02

44.

Обобщение по теме «Неметаллы».

18.02

45.

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы».

25.02

46.

Характеристика металлов

26.02

47.

Нахождение металлов в природе и общие способы

их получения

02.03

48.

Химические свойства металлов. Ряд активности

(электрохимический ряд напряжений) металлов.

04.03

49.

Щелочные металлы

09.03

50.

Оксиды и гидроксиды щелочных металлов.

Применение щелочных металлов

11.03

51.

Щёлочно-земельные металлы. Нахождение в

природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды

и способы её устранения

16.03

52.

Алюминий.

18.03

53.

Амфотерность оксида и гидроксида алюминия

23.03

54.

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.

25.03

55.

Соединения железа

06.04

56.

Практическая работа 7. Решение

экспериментальных задач по теме «Металлы и их

соединения».

08.04

57.

Подготовка к контрольной работе

13.04

58.

Контрольная работа №3 по теме «Металлы».

15.04

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ (12 часов)

59.

Органическая химия

20.04

60.

Углеводороды. Предельные (насыщенные)

углеводороды

22.04

61.

Непредельные (ненасыщенные) углеводороды.

27.04

62.

Производные углеводородов. Спирты.

29.04

63.

Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.

04.05

64.

Углеводы.

06.05

65.

Аминокислоты. Белки.

11.05

66.

Полимеры.

13.05

67.

Обобщающий урок по теме «Важнейшие

18.05

органические соединения».

68.

Повторение по теме: Многообразие химических

реакций

20.05

69.

Повторение по теме: Многообразие веществ

25.05

70.

Итоговое тестирование за курс 9 класса

27.05



В раздел образования




Яндекс.Метрика